Христос исцеляет парализованного в купальне Вифезда

Христос исцеляет парализованного в купальне Вифезда

Сюжет

Сюжет повествует об одном из чудес, которое совершил Иисус Христос. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет…» (Ин. 5:2-5).

Описание

В правой части полотна художник изобразил купель, которая своей формой напоминает римские термы с колоннадой в античном духе и крытыми галереями. Возле купели стоят и лежат в надежде на выздоровление недужные.

Слева на первом плане мы видим человека, который, будучи скован тяжелой болезнью, услышав обращенный к нему со стороны Иисуса вопрос, хочет ли он быть здоровым, ответил: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7). Напротив него изображен Сам Иисус, рядом с Которым – Его ученики.

Ученики с любопытством смотрят на несчастного старика, еще секунда – и случится чудо: больной станет здоров. Художник наделяет персонажей картины серьезными портретными характеристиками. Можно видеть, что ученики Христа испытывают некоторую долю любопытства по отношению к больному. Сам Спаситель смотрит на больного с состраданием.

Вся архитектура отодвинута на второй план и выполнена в серо-бежевых тонах, отчего кажется, что она пребывает словно в дымке. И только высоко в хмуром небе, в золотом облаке света парит ангел.

Колорит одежд героев представлен богатством теплых, пропитанных светом, локальных красок. Они четко выделяются на фоне на удивление легкого, фактически полупрозрачного архитектурного фона.

История

Картина в настоящее время находится в Национальной галерее в Лондоне, она является одной из восьми картин, заказанных для Эрмандад де ла Каридад в Севилье. Четыре из этих восьми работ остаются в Севилье («Чудо с хлебами и рыбами», «Моисей у скалы Хорив», «Святая Елизавета Венгерская» и «Святой Иоанн Божий, несущий больного человека»), тогда как лондонская работа и три другие были разграблены армией Наполеона в 1810 году («Возвращение блудного сына», Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Авраам, принимающий трех ангелов», Национальная галерея Канады; «Освобождение святого Петра», Эрмитаж Музей).

Рекомендуемая литература

Комментировать