Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею

Сюжет

В основе сюжета картины эпизод из жизни преп. Сергия Радонежского, в миру — Варфоломея. Как следует из Жития этого святого, в семилетнем возрасте он был отдан родителями «в ученье грамоте». Несмотря на его усердие и предпринимаемые им усилия, ученье давалось ему с трудом.

Варфоломей долго не мог овладеть книжной грамотой. Это сильно печалило его, и он горячо молился Богу, прося у Него помощи в уразумении грамоты. Однажды отец послал его за лошадьми. Путь проходил через лес. И вот, там он встретил таинственного старца в монашеских одеждах (по некоторым оценкам, это был ангел Божий). Старец спросил мальчика, о чём тот мечтает, и Варфоломей ответил ему, что очень хочет обучиться грамоте, которая ему никак не дается. При этом Варфоломей попросил старца помолиться о нем Господу. Старец исполнил молитву, благословил отрока и сказал: «Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других сможешь поучать». Затем он, выслушав отрока, протянул ему маленький ковчежец и велел вкусить отроку частицу просфоры, что тот и сделал.

Вскоре юный Варфоломей обогнал по грамотности всех своих сверстников. И более того, повзрослев, стал великим богословом и подвижником.

Описание

На картине Нестеров изобразил необычную встречу будущего праведника со старцем.

Главная задача, которая пластически реализуется художником в этой картине, – соединение реальности происходящего с чудесностью видения. Удивительно, но в изображенном пейзаже мы не наблюдаем времени, оно как бы замерло на миг. Растворяющиеся неяркие краски переживаются как весеннее пробуждение и как увядание осени. Пространство, за счет высокой линии горизонта, поднимается ввысь, становясь декоративной плоскостью. Цвет фона напоминает золото икон. В момент созерцания земное соединяется с небесным. Мы уже смотрим на мир не своими глазами, а глазами святого отрока. Его хрупкая фигурка в светлой домотканой рубашечке становится центром композиции. Перед ним возвышается силуэт монаха, таинственно отделяющийся от дуба. Скрытое лицо старца, нимб над его головой усиливают ощущение чудесности происходящего. Это ощущение чуда усиливается тем, что мы не видим лица старца. Причём есть эскиз, на котором он стоит к нам лицом, но художник впоследствии отказался от такой композиции, поставив старца боком и прикрыв его лицо капюшоном.

Нестеров очень долго искал модель для образа Варфоломея. Но каждый раз лицо получалось слишком обыкновенным, пока однажды художник не встретил девочку, больную чахоткой. Заострённые болезнью черты лица, большие выразительные глаза понравились Нестерову. В них была какая-то особенная одухотворенность, и художник счел этот образ подходящим для образа Варфоломея.

В результате Варфоломей вышел тонким, хрупким, но в нем чувствуется великая сила духа.

Пейзаж мы видим реалистичный. Такую холмистую даль с маленькой речкой Ворью, зелёными огородами и тонкими деревцами художник подсмотрел в окрестностях Абрамцева. Там он гостил у Саввы Мамонтова, известного мецената.

Художник выбрал именно этот пейзаж, так как он очень русский и чем-то отражает характер героев. Тонкие деревца вторят худенькой фигурке мальчика. А ларчик в руках старца перекликается с церковью на дальнем плане. При этом пейзаж спокойный, обладающий тихой красотой, осенний. Такие пейзажи писал, как известно, Левитан.

Ещё обратите внимание, что передний и задний фоны не сильно взаимодействуют. Фигуры отделены от дальнего плана косой линией холма. Нестеров пишет гладко и не стремится к иллюзии вибрации воздуха.

В результате у нас проявляется что-то похожее на иконописный канон.

История

Творческий путь Н.В. Нестерова был достаточно сложным, художник начал писать картины в стиле И. Репина, но затем постепенно у него вырабатывается свой фирменный «нестеровский стиль», который одни исследователи характеризуют как модерн, другие видят в нем связь с иконописью и называют неорусским, видя в нем некое согласие с неорусским стилем в архитектуре. Такое изменение было не случайным: у художника всегда был последовательный интерес к религиозным сюжетам, под влиянием символизма его начинает интересовать мистическое начало в человеке. Однако мастер проявил интерес не к мистике гностицизма и теософии, которая была распространена в интеллигентской среде того времени, а к мистической, духовной жизни русских святых. В частности, художнику был особенно близок образ преп. Сергия Радонежского. В период, отмеченный подвижнической деятельностью преп. Сергия, мы видим расцвет исихазма, который дал не только великих подвижников, но и выдающихся художников: преп. Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Нестеров ещё в начале 1880-х задумал написать серию картин о Сергии Радонежском. «Видение отроку Варфоломею» была первой в этом цикле.

Идею для написания картины «Видение отроку Варфоломею» подсказала Нестерову художница Е.Д. Поленова, которая загорелась идеей собрать и издать иллюстрированные жития святых для простого народа. Она и предложила Нестерову нарисовать сцены из жития преп. Сергия Радонежского.

Первый эскиз художник набросал в Италии, во время знакомства с живописью западноевропейских мастеров. Однако стремление обрести свой стиль, заставило художника обратиться к изучению древнерусского искусства, и в частности к древней иконописи. Его интерес совпал с общим возрождением иконописи – именно в этот период начинают выставляться коллекции икон, которые сохранили старообрядцы.

Образ преп. Сергия Радонежского для художника был важен в связи с возрастающими нестроениями в обществе – именно с подвига этого святого начинается подъем, восстановление поруганной татарами русской земли.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • aloks, 23.06.2024
    «Видение отроку Варфоломею» — трепетная и пронзительная работа — первая из цикла картин Нестерова, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. И, пожалуй, самая известная. На картине показан тот момент, когда будущему святому Ангела в монашеском образе явился Ангел, который передал мальчику частицу просфоры. Но художник не просто создает иллюстрацию страницы жития преподобного Сергия, а творчески осмысляет, анализирует прочитанное.
    Как и во многих своих работах, Нестеров размещает героев на возвышенности. Это дает художнику показать ширь, безмерность пейзажа – с небольшой церковью, возвышающейся устремленными в небо куполами, с речкой (снова любимый художниками мотив воды), избами, лесом и полями, уходящими за горизонт в бескрайность Родины. Пейзаж одновременно конкретный (Нестеров делал эскизы с реалиями вокруг Абрамцева) и – обобщённый, глобальный.
    Это тот мир, где в будущем преподобный Сергий будет нести сове служение. Но такая высокая точка еще и подчеркивает важность, значимость происходящего. А также через здешнее, видимое, художник говорит о том, что недоступно глазу, о другой, о духовной высоте.
    Ответить »
  • Annielearl, 02.04.2025
    Привет,хотите заработать реально и быстро ез вложений пишите мне в телеграмм — @dezmontXrum
    Ответить »
    • kozhelga, 02.04.2025
      Не давите спамом! Сайт для комментариев в сфере искусства.
      Ответить »