Иисус в доме Марфы и Марии

Иисус в доме Марфы и Марии
  • Дата создания: 1866
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк. 10:38-42

Сюжет

В земной жизни Иисуса Христа были не только ученики, но и друзья, которых Он искренне любил. Об одном таком семействе, преследуя назидательную цель, рассказывают евангелисты Лука и Иоанн. Марфа и Мария были сестрами Лазаря из Вифании. Иисус часто останавливался в доме сестер Лазаря, и вот однажды «в продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:38-42).

Этот евангельский рассказ учит христианина в жизни выбирать главное – жизнь вечную, стремясь всем сердцем к исполнению заповедей Божиих. Однако часто на своем жизненном пути человек осуечивается, оземляется, погружаясь полностью в круг земных забот, которым уделяет все свое время. Увы, но забота о пище телесной и земном благе не главное для человека, созданного по Образу и подобию Божиему. Истинный хлеб жизни – это Слово Божие, оно питает ум и очищает сердце., между земным и духовным выбирать духовное, несмотря на целесообразность мирской точки зрения. Материальные заботы необходимы, но истинная цель – это стяжание царства Небесного в будущей жизни. Все земное преходяще и временно, вечен только Бог. Образы сестёр, деятельной Марфы и созерцательной Марии, стали примером двух служений в жизни христиан.

Описание

Гравюра, иллюстрирующая данный эпизод из Священного Писания, представляет собой жанровую сцену. Следуя традиции своего времени, художник поместил действие рассказа в помещение каменного дома с массивными стенами, потолком с деревянными перекрытиями, свойственный крестьянским домам и глиняным полом. Войдя в знакомое жилище, Иисус Христос сел на пороге, откуда открывается прекрасный вид на цветущий сад с раскидистыми пальмовыми деревьями. Прохлада толстых каменных стен уберегает от палящего солнца и полуденного зноя.

Возле Спасителя две девицы – Марфа и Мария. Одна из них – Марфа, держит поднос с посудой, погрузившись в домашние хлопоты, другая – Мария, напротив, преклонив колена, сидит перед Иисусом, внимая Его речам и ловя на лету каждое слово Спасителя. Обращаясь к Марфе, стоящей напротив, Христос разводит руками, показывая, насколько пусты ее хлопоты и заботы.

История

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Подход Доре к иллюстрированию Библии был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре выражал через природные процессы, на фоне которых разворачивается история, а новозаветные истории передавал через создание образов персонажей, не нарушая при этом иконографических принципов, принятых в Европе.

Рекомендуемая литература

Комментировать