Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский
  • Дата создания: 1899
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 248 × 248 см.

Сюжет

Сюжет представляет собой пересказ жития преп. Сергия Радонежского от юных лет до глубокой старости. Здесь мы видим образ Преподобного на фоне осеннего пейзажа. На заднем плане изображена только что отстроенная обитель, основанная святым Сергием.

Описание

Перед зрителем одна из картин так называемого «Сергиевского цикла», посвященного жизни преп. Сергия Радонежского — игумена земли русской, оказавшего огромное влияние на возрождение древнерусской духовности. Целью художника было стремление показать жизненный путь великого святого – от детства до глубокой старости.

В центре композиции на фоне среднерусского пейзажа, с его особой поэтической красотой осенней увядающей природой, остроконечными елями, тонкими молодыми деревцами, сбросившими разноцветный лиственный наряд, уходящей вдаль дорогой, петляющей среди холмов, изображена фигура преподобного Сергия. Великий святой облачен в льняной подрясник, в изношенную мантию из грубого сукна, ноги обуты в лапти, которые обычно носили бедные крестьяне.

Удивительно тонко, мастерски прописан лик святого с мягкими чертами лица. Большие карие глаза, обращены к зрителю – в них вся глубина вдохновенного созерцания, молитвенного сосредоточения, глубокой веры. Во всем облике радостное, светлое состояние безграничной любви и милости.

Пейзаж здесь играет символическую роль. Нестеров считал русскую природу одушевленной, поэтичной, ее безмолвие и тишина отражают особый молитвенный настрой и созерцательность.

Стиль написания образа Преподобного перекликается с традиционной иконописной манерой изображения святых, цветовая гамма гармонична: здесь виден переход от темных тонов на первом плане к более светлым, акварельно-прозрачным на последнем плане. Сочетание нежно-салатового, изумрудно-зеленого с бирюзовыми цветами близка мягкости рублевских красок.

Вместе с тем, здесь прослеживается влияние модерна – в эмоциональной выразительности образа, в декоративности пейзажа. Картине также свойственна некоторая лаконичность и сдержанность. Акцент делается на аскетичности облика Святого Сергия, некоторая скупость и бедность осеннего пейзажа усиливает этот эффект, заставляя зрителя сосредоточиться, войти в ритм читаемой Преподобным Иисусовой молитвы.

Возвышающиеся друг над другом планы придают полотну необычайную глубину, а доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над живописными просторами русской земли. Этот эффект придает полотну некоторую монументальность. Становится понятен символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого молитвенника и аскета. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского: погруженного в созерцательную молитву, сосредоточенным на ней.

Полотно «Преподобный Сергий Радонежский» отличается от остальных работ цикла особой проникновенностью и глубиной, являясь его апофеозом.

История

Михаил Васильевич Нестеров верил, что для своего триумфа нация должна иметь духовного проводника, который стал бы моральным ориентиром. Такой личностью для русских людей Нестеров считал Сергия Радонежского — древнерусского иеромонаха. Художник серьезно подошел к исследованию жития «духовного отца Руси», изучая летописи. Так начался «радонежский» период в творчестве Нестерова. «Сергиевский цикл» состоит из десятка картин, посвященных святому. Полотна изображают его детство, юность, деяния и подвиги. Мастер хотел показать Сергия не суровым старцем, а человечным и кротким.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский» была начата в 1891 году и завершена в 1899-м. Почти 8 лет художник трудился над полотном. Особый статус картины подчеркивает факт, что она была создана М.В.Нестеровым для себя. Все предыдущие полотна цикла художник преподнес в дар Третьяковской галерее.

Критика

Свое отношение к создаваемому образу художник выразил так: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте,… любившего родину и стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью».

Комментировать