Главная »
Распечатать

Богослужебные указания

AAA
(1252 голоса4.7 из 5)

Перейти к календарю 12 февраля 2017 г.

Богослужебные указания за 12 февраля 2017 года

Неделя о блудном сыне. Глас 1-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Сщмч. Ипполи́та.

Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Ге́рмана Зоси́мовского181.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Трие́х святи́телей… в Неде́лю мытаре́ву, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную»).

Служба сщмч. Ипполи́та может петься «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).

Календарные заметки:

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»).
На утрене к обычным двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках Вавилонских…». (Этот же псалом поется и в два последующих воскресенья.) Затем величание святителей со стихами избранного псалма и тропари «Ангельский собор». Катавасия «Су́шу глубородительную землю…». Поем «Честнейшую».

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 1-е, Мф.28:16–20. Лит. – 1Кор.6:12–20. Лк.15:11–32.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й182 – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коли́ких благ…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3.

На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блу́днаго глас…», и глас 8-й: «Ижди́х блу́дно…» (см. на хвалитех)183. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святи́тели Христо́вы…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди)184.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – святителей, глас 2-й: «Днесь ду́ши земноро́дных…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Оте́ческаго да́ра…» (см. славник стиховных стихир Триоди)185.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные186.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…»187. Величание188 святителей и избранный псалом189. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко ца́рское украше́ние…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Свети́льницы пресве́тлии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Це́ркве…» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цве́тнице писа́ний…» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Прему́дрии учи́телие…». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Пра́зднует днесь Це́рковь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предста́тельнице необори́мая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…»190.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и святителей на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…»191.

По 3-й песни – кондак и икос святителей, глас 2-й; седален святителей, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Объя́тия О́тча…».

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы Минеи не поются.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен святителей (по выбору), «И ныне» – светилен Триоди (по выбору): «Бога́тство, е́же ми дал еси…» или «Расточи́х бога́тство…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и святителей, глас 5-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителей. Кондаки воскресный192, Триоди и святителей читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и святителей, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителей; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей.

Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет тве́рдь». Аллилуия, глас 4-й: «Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х»; стих: «Бог прославля́емь в сове́те святы́х». Причастен: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей.

Поется «Достойно есть…».

Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).

Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко после́дование прилуча́ющихся святы́х в суббо́ту, и в Неде́лю мясопу́стную, пое́тся в мимоше́дших повече́риях. Та́кожде о суббо́те и Неде́ли сыропу́стной твори́м: или́ ка́ко настоя́тель изво́лит, кроме́ а́ще где случи́тся вели́каго свята́го па́мять» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).

181 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Герману Зосимовскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562179.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/365).

182 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благода́ти орга́ны…», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Ки́ими похва́льными венцы́…», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222).

183 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…», поется на «И ныне» литийных стихир.

184 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396.

185 Там же. С. 396, 398.

186 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

187 «Полиеле́й: обы́чныя два псалма́. Припева́ем же к сим и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских со Аллилу́иею кра́сною» (Типикон, гл. 49-я, «Неде́ля, в ню́же чте́тся свяще́нное и свято́е Ева́нгелие, при́тчи блу́днаго сы́на»). «А́ще ли Неде́ля блу́днаго, или́ мясопу́стная, прилага́ем и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).

188 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 402.

189 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

190 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 404.

191 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

192 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 420.

***

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

Рейтинг@Mail.ru

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская. Санкт-Петербург.