Апостолы

Литература по теме

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем  и устроения Церкви.

apostoly 1 - Апостолы

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

  • Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
  • Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян.10:5,18). Греч. слово петрос соответствует  арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф.16:18).
  • Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин.2:1-11).
  • Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42–44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян.12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
  • Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
    (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим).
  • Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
  • Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин.1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
  • Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил  (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин.1:47).
  • Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
  • Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
  • Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
  • И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян.1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян.9:1-20). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк.10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени  Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Почему апостолы, пребывая рядом с волплотившимся Богом, как будто не до конца верили Ему? Неужели им не было очевидно, что Христос – Бог?

Апостолы, как ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, были свидетелями множества Его наставлений, проповедей, действий, поступков, в том числе – очевидцами множества совершенных Им чудес. Конечно, Спаситель неоднократно давал им понять, и словом, и делом, что Он – не просто человек, но вочеловечившийся Бог.

Казалось бы, вера апостолов уже тогда, во время осуществления Иисусом Христом Своего земного служения, могла достигнуть состояния непоколебимости. Однако Евангелие представляет нам немало случаев обнаружения ими сомнений и колебаний, связанных с проявлением веры.

«Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф.8:26); «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31); «что помышляете в себе, маловерные» (Мф.16:8) – вот лишь некоторые замечания, произнесенные Иисусом Христом в отношении учеников и указывающие на проявление ими сомнений и колебаний.

Вспомним, что когда Христос воскрес, и весть о Его Воскресении дошла до апостолов, не все они тут же поверили в это чудо. Евангелие сообщает, что когда жены-мироносицы, узнав от ангелов о Воскресении Спасителя, «возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.., показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24:9-11).

Можно предположить, что в какой-то мере сомнения и колебания апостолов в проявлении веры были связаны с особой возвышенностью тех вероучительных и нравоучительных истин, которые доносил до них их Учитель.

Ситуация изменилась, когда апостолы убедились, что Христос воистину Воскрес. Таким образом, Воскресение Спасителя стало тем чудом из чудес, которое оказало сильнейшее влияние на укрепление их веры во «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).

Ещё больше их вера окрепла тогда, когда они были особым образом освящены и просвещены действием Святого Духа, сошедшим на них в День Пятидесятницы. При особом просвещающем воздействии на апостолов Святого Духа многие истины веры стали для них более ясными и понятными. Сам Господь Иисус Христос, незадолго до Своих Крестных страданий, дал им Свое наставление на данный счёт: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:13-14).

Просвещающее действие Божественной благодати необходимо и всем верующим, стремящимся к полноценному познанию учения Христа и Его Церкви. Такое познание предполагает полноценную церковную жизнь: аскетическое делание, участие в церковных Таинствах, в храмовых богослужениях, совершение дел добра.

Цитаты об апостолах

«Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру. Потому апостолы прежде учили жизнью, а потом словами; да им даже и не нужны были слова, потому что громко говорили их дела».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки