Главная » Алфавитный раздел » БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
Распечатать Система Orphus

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

(195 голосов: 4.75 из 5)

Перейти к календарю 13 августа 2017 г.
Предыдущий день Следующий день

Богослужебные указания за 13 августа 2017 года

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна88. Заговенье на Успенский пост.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна (Б).

Календарные заметки:

Заговенье на Успенский пост.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин.21:1–14. Лит. – 1 Кор.4:9–16. Мф.17:14–23.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко вои́стинну…» [или святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…»]89, «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси…»90.

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее)91. В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…»92.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные93.

Непорочны94 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й; седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святого. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святого.

Апостол и Евангелие – дня и святого.

Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост.] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 1095: воскресные, глас 1-й – 3, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и священномученика, глас 6-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Бо́гу себе́ преда́вше…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 396.

На литии стихира храма и стихиры священномученика, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас тот же: «Егда́ мучи́тели безбо́жнии…», «И ныне» – Креста, глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее или на хвалитех утрени в службе священномученика)97.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Ведо́му ти на суди́ще…», «И ныне» – Креста, глас тот же: «Ты ми покро́в держа́вен…»98.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные99.

Полиелей. Величание священномученика и избра́нный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален священномученика по 1-м стихословии, глас 3-й: «Посрами́л еси…»; седален священномученика по 2-м стихословии, глас 8-й: «А́ще и торжествова́ху…». «Слава» – седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Испыта́ тя Госпо́дь…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Честне́йши яви́лася еси Херуви́м…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны100: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и священномученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й; седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста, глас тот же: «Све́тло не́бо…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – светилен Креста: «Крест предпра́зднуется…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и священномученика, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником101 и припевами своими; припевы см. в службе священномученика на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак священномученика.

На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и священномученика, песнь 3-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и священномученика.

Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., зач. 99; Лк., зач. 106).

Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост.] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).

88 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениами́ну, митр. Петрогра́дскому, и и́же с ним пострада́вшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

89 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «А́ще же 1-й день а́вгуста случи́тся в Неде́лю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир.

90 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси…», в этом случае поется перед «Слава, и ныне».

91 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

92 Там же. С. 65–67.

93 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

94 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

95 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.

96 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

97 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

98 Там же. С. 65–67.

99 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

100 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90.

101 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru