Убрус

***

Убру́с — 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

***

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь (Мф.9:20–22). Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица. 

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

***

См. НЕРУ­КО­ТВО­РЕН­НЫЙ ОБРАЗ ГОС­ПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки