Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 27 авгу­ста 2017 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 27 авгу­ста 2017 года


Неделя 12‑я по Пяти­де­сят­нице. Глас 3‑й. Пред­праздн­ство Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Прор. Михе́я. Пере­не­се­ние мощей прп. Феодо́сия Пече́рского.

Прп. Арка́дия Новото́ржского (службу зри 13 декабря).

Вос­крес­ная служба Окто­иха совер­ша­ется вместе с шесте­рич­ной служ­бой пред­праздн­ства Успе­ния и прор. Михея (А). При­во­дим также поря­док совер­ше­ния вос­крес­ной службы Окто­иха в соеди­не­нии со служ­бой пред­праздн­ства Успе­ния и сла­во­слов­ной служ­бой прп. Фео­до­сия Печер­ского (Б).

При­ме­ча­ние. При совер­ше­нии бого­слу­же­ния сле­дует руко­вод­ство­ваться ука­за­ни­ями Типи­кона под 14 авгу­ста («зри»), а также Мар­ко­вой главой Типи­кона под 5 авгу­ста: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Преображе́ния Христо́ва в Неде́лю»34.

Кален­дар­ные заметки:
С этого дня по отда­ние Успе­ния, на утрене, когда поется вели­кое сла­во­сло­вие, ката­ва­сия «Преукраше́нная Боже­ствен­ною славою…».
Поря­док чтений, согласно кален­дарю:
Утр. – Ев. 1‑е, Мф.28:16–20. Лит. – 1Кор.15:1–11. Мф.19:16–26.

А. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: вос­крес­ные, глас 3‑й – 4, пред­праздн­ства, глас 4‑й – 3, и про­рока, глас тот же – 3. «Слава» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Всечестно́е Твое́ успе́ние…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 3‑й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хира храма и сти­хиры пред­праздн­ства, глас 2‑й (см. на сти­ховне вечера, без при­пе­вов). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…» (см. на сти­ховне утрени).

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 3‑й. «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 2‑й: «Я́же Небе́с вы́шшая су́щи…».

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 3‑й (дважды). «Слава, и ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й.

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные35.

Непо­рочны36 (см. Типи­кон, гл. 17). «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 1‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами апо­сто­лов…». Сти­хира вос­крес­ная, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…».

Каноны: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), Бого­ро­дицы (Окто­иха) на 2, пред­праздн­ства на 4 и про­рока на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия Успе­ния: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…».

При­ме­ча­ние. С этого дня и по отда­ние празд­ника Успе­ния на утрене, когда поется вели­кое сла­во­сло­вие, ката­ва­сия Успе­ния: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…» (см.: Типи­кон, гл. 19).

По 3‑й песни – кондак и икос пред­праздн­ства, глас 4‑й; седа­лен про­рока, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – седа­лен пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Де́вы отрокови́цы…».

По 6‑й песни – кондак и икос вос­крес­ные, глас 3‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» – све­ти­лен пред­праздн­ства (по выбору).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 8: вос­крес­ные, глас 3‑й – 4, и пред­праздн­ства, глас 6‑й и глас 3‑й – 4 (см. на сти­ховне утрени, со слав­ни­ком и при­пе­вами своими). «Слава» – сти­хира еван­гель­ская 1‑я, «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

На часах – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пред­праздн­ства. Кондаки пред­праздн­ства и вос­крес­ный чита­ются попе­ре­менно.

На Литур­гии бла­женны гласа – 6, и пред­праздн­ства, песнь 3‑я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мерт­вых…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства. «Слава» – кондак вос­крес­ный, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

При­ме­ча­ние. Тро­парь и кондак храма Бого­ро­дицы не поются в пред­праздн­ства и попраздн­ства Бого­ро­дич­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков.

В храме свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма; кондак вос­крес­ный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – вос­крес­ные.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня37.

Поется «Достойно есть…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

Б. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: вос­крес­ные, глас 3‑й – 3, пред­праздн­ства, глас 4‑й – 3 (см. в службе прор. Михея), и пре­по­доб­ного, глас тот же – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – пре­по­доб­ного, глас 6‑й: «Приспе́ днесь пра́здник…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 3‑й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хира храма и сти­хиры пред­праздн­ства, глас 2‑й (см. в службе прор. Михея, на сти­ховне вечера, без при­пе­вов). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…» (см. в службе прор. Михея, на сти­ховне утрени).

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 3‑й. «Слава» – пре­по­доб­ного, глас 8‑й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – пред­праздн­ства, глас 2‑й: «Я́же Небе́с вы́шшая су́щи…» (см. в службе прор. Михея).

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 3‑й (дважды). «Слава» – тро­парь пре­по­доб­ного, глас 8‑й, «И ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й (см. в службе прор. Михея).

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные38.

Непо­рочны39 (см. Типи­кон, гл. 17). «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 1‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами апо­сто­лов…». Сти­хира вос­крес­ная, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…».

Каноны: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), пред­праздн­ства (см. в службе прор. Михея) на 4 и пре­по­доб­ного на 6.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия Успе­ния: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…».

При­ме­ча­ние. С этого дня и по отда­ние празд­ника Успе­ния на утрене, когда поется вели­кое сла­во­сло­вие, ката­ва­сия Успе­ния: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…» (см.: Типи­кон, гл. 19).

По 3‑й песни – кондак и икос пред­праздн­ства, глас 4‑й (см. в службе прор. Михея), кондак и икос пре­по­доб­ного, глас 8‑й; седа­лен пре­по­доб­ного, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – седа­лен пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Предпра́зднственная преставле́ния…» (см. в службе пре­по­доб­ного), или глас 4‑й: «Де́вы отрокови́цы…» (см. в службе прор. Михея).

По 6‑й песни – кондак и икос вос­крес­ные, глас 3‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 1‑й. «Слава» – све­ти­лен пре­по­доб­ного, «И ныне» – све­ти­лен пред­праздн­ства: «Твоего́ честна́го успе́ния…» (см. в службе прор. Михея).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 8: вос­крес­ные, глас 3‑й – 4, и пре­по­доб­ного, глас 8‑й и глас 6‑й – 4 (со слав­ни­ком и при­пе­вами своими). «Слава» – сти­хира еван­гель­ская 1‑я, «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

При­ме­ча­ние. При­певы к двум послед­ним хва­лит­ным сти­хи­рам пре­по­доб­ного могут быть сле­ду­ю­щие – стих 1‑й: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́»; стих 2‑й: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, / в за́поведех Его́ восхо́щет зело́». Ср.: Минея общая, гл. 12‑я.

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

На 1‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пред­праздн­ства. Кондак пред­праздн­ства40.

На 3‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пре­по­доб­ного41. Кондак вос­крес­ный.

На 6‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пред­праздн­ства. Кондак пред­праздн­ства [или пре­по­доб­ного]42.

На 9‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пре­по­доб­ного. Кондак вос­крес­ный [или пред­праздн­ства].

На Литур­гии бла­женны гласа – 4, пред­праздн­ства, песнь 3‑я – 4, и пре­по­доб­ного, песнь 6‑я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мерт­вых…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь пре­по­доб­ного; кондак вос­крес­ный. «Слава» – кондак пре­по­доб­ного, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

При­ме­ча­ние. Тро­парь и кондак храма Бого­ро­дицы не поются в пред­праздн­ства и попраздн­ства Бого­ро­дич­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков.

В храме свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма, тро­парь пре­по­доб­ного; кондак вос­крес­ный, кондак храма. «Слава» – кондак пре­по­доб­ного, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – вос­крес­ные и пре­по­доб­ного.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня43 и пре­по­доб­ного.

Поется «Достойно есть…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

34 Ср.: Типи­кон, 8 сен­тября, 2‑я Мар­кова глава; 15 сен­тября, Мар­кова глава; 21 ноября, 2‑я Мар­кова глава; 7 авгу­ста, 4‑е «зри»; 16 авгу­ста; Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце…»; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 86–95.

35 По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 3‑го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

36 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

37 Согласно Мар­ко­вой главе Типи­кона под 5 авгу­ста, при сов­па­де­нии пред­праздн­ства Пре­об­ра­же­ния Гос­подня с Неде­лей, рядо­вые чтения поне­дель­ника, на кото­рый выпа­дает в этом случае сам день празд­ника, чита­ются нака­нуне – под зачало с рядо­выми чте­ни­ями вос­кре­се­нья (см.: Типи­кон, 14 авгу­ста, «зри»; 5 авгу­ста, Мар­кова глава; ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 354). На осно­ва­нии ука­за­ний Типи­кона под 14 авгу­ста («зри»), можно счи­тать допу­сти­мым чтение в сов­пав­ший с пред­праздн­ством Успе­ния вос­крес­ный день Апо­стола и Еван­ге­лия дня и поне­дель­ника (под зачало). Учи­ты­вая прак­ти­че­ское неудоб­ство пере­носа рядо­вых чтений поне­дель­ника на пред­ше­ству­ю­щий вос­крес­ный день, а также то обсто­я­тель­ство, что ука­за­ния Мар­ко­вой главы Типи­кона под 5 авгу­ста имеют уни­каль­ный харак­тер и отно­сятся непо­сред­ственно лишь к бого­слу­же­нию пред­праздн­ства Пре­об­ра­же­ния, рас­по­ря­док литур­гий­ных чтений в офи­ци­аль­ном кален­даре и Бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях на теку­щий год при­во­дится в соот­вет­ствии с усто­яв­шейся тра­ди­цией, согласно кото­рой рядо­вые чтения поне­дель­ника из-за сов­па­де­ния с бден­ным празд­ни­ком пере­но­сятся, по обычаю, на втор­ник. Целе­со­об­раз­ность пере­не­се­ния рядо­вых чтений поне­дель­ника (15 авгу­ста) на втор­ник (16 авгу­ста) под­твер­жда­ется также их логи­че­ской вза­и­мо­свя­зью и содер­жа­нием.

38 По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 3‑го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

39 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

40 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 277.

41 Там же. С. 275–276.

42 По мнению В. Роза­нова (см. его «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви», с. 277), при службе сла­во­слов­ного свя­того в Неделю в пери­оды пред-попразднств дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, кондак сла­во­слов­ного свя­того чита­ется на часах в чере­до­ва­нии с конда­ками пред­праздн­ства (или празд­ника) и вос­крес­ным. Чере­до­ва­ние конда­ков по схеме В. Роза­нова при­во­дится в квад­рат­ных скоб­ках.

43 Согласно Мар­ко­вой главе Типи­кона под 5 авгу­ста, при сов­па­де­нии пред­праздн­ства Пре­об­ра­же­ния Гос­подня с Неде­лей, рядо­вые чтения поне­дель­ника, на кото­рый выпа­дает в этом случае сам день празд­ника, чита­ются нака­нуне – под зачало с рядо­выми чте­ни­ями вос­кре­се­нья (см.: Типи­кон, 14 авгу­ста, «зри»; 5 авгу­ста, Мар­кова глава; ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 354). На осно­ва­нии ука­за­ний Типи­кона под 14 авгу­ста («зри»), можно счи­тать допу­сти­мым чтение в сов­пав­ший с пред­праздн­ством Успе­ния вос­крес­ный день Апо­стола и Еван­ге­лия дня, поне­дель­ника (под зачало) и пре­по­доб­ного. Учи­ты­вая прак­ти­че­ское неудоб­ство пере­носа рядо­вых чтений поне­дель­ника на пред­ше­ству­ю­щий вос­крес­ный день, а также то обсто­я­тель­ство, что ука­за­ния Мар­ко­вой главы Типи­кона под 5 авгу­ста имеют уни­каль­ный харак­тер и отно­сятся непо­сред­ственно лишь к бого­слу­же­нию пред­праздн­ства Пре­об­ра­же­ния, рас­по­ря­док литур­гий­ных чтений в офи­ци­аль­ном кален­даре и Бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях на теку­щий год при­во­дится в соот­вет­ствии с усто­яв­шейся тра­ди­цией, согласно кото­рой рядо­вые чтения поне­дель­ника из-за сов­па­де­ния с бден­ным празд­ни­ком пере­но­сятся, по обычаю, на втор­ник. Целе­со­об­раз­ность пере­не­се­ния рядо­вых чтений поне­дель­ника (15 авгу­ста) на втор­ник (16 авгу­ста) под­твер­жда­ется также их логи­че­ской вза­и­мо­свя­зью и содер­жа­нием.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки