Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 14 января 2020 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 14 января 2020 г.

1. Втор­ник. Обрезание Гос­подне. Свт. Васи­лия Вели­кого, архиеп. Кесарии Кап­па­докийской.

При­ме­ча­ние. В Типи­коне ска­зано: «Аще храм свя­таго Васи­лия, творим бдение». Обычай совер­шать в этот день все­нощ­ное бдение прочно вошел в цер­ков­ную прак­тику. Вся служба пока­зана в Минее и Типи­коне. По Уставу, поло­жено совер­шать перед все­нощ­ным бде­нием 9‑й час и малую вечерню.

9‑й час – по обычаю1 (на нем тро­парь и кондак празд­ника Рож­де­ства Хри­стова – завер­ше­ние дня отда­ния Рож­де­ства).

На малой вечерне2 откры­тия завесы цар­ских врат не пола­га­ется. По Типи­кону, малую вечерню совер­шает один свя­щен­ник без диа­кона.

Иерей (перед цар­скими вра­тами): «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «При­и­дите, покло­нимся…» (трижды) и читает пред­на­чи­на­тель­ный псалом (103‑й): «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…» (све­тиль­нич­ные молитвы иереем не чита­ются), по окон­ча­нии: «Слава, и ныне», «Алли­луия, алли­луия, алли­луия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Гос­поди, воз­звах». (Вели­кая екте­ния не про­из­но­сится, кафизмы и малой екте­нии после нее не бывает. Каж­де­ние на «Гос­поди, воз­звах» не совер­ша­ется.)

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры свя­ти­теля, глас 3‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – свя­ти­теля, глас 2‑й: «Сущих извык есте­ство…», «И ныне» – празд­ника (по выбору).

Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем»3. «Пре­муд­рость» и про­ки­мен дня. По окон­ча­нии пения про­кимна чита­ется: «Спо­доби, Гос­поди», затем сразу, без про­си­тель­ной екте­нии и молитвы гла­во­пре­кло­не­ния, поются сти­хиры на сти­ховне.

На сти­ховне сти­хиры празд­ника свя­ти­теля, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава, и ныне» – празд­ника, глас тот же: «Плот­ское обре­за­ние…».

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас тот же.

По окон­ча­нии пения тро­па­рей иерей перед цар­скими вра­тами про­из­но­сит малую сугу­бую екте­нию: «Поми­луй нас, Боже…» (четыре про­ше­ния). Воз­глас: «Яко Мило­стив и Чело­ве­ко­лю­бец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови». Иерей про­из­но­сит малый отпуст, после чего хор поет мно­го­летны.

На вели­кой вечерне «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 8: празд­ника, глас 8‑й – 4 (каждая сти­хира – дважды), и сти­хиры свя­ти­теля, глас 4‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – свя­ти­теля, глас 8‑й: «Пре­муд­ро­сти рачи­тель быв…», «И ныне» – празд­ника, глас тот же: «Сходяй Спас…».

Вход с кади­лом. Про­ки­мен дня. Пари­мии Минеи – 3. Сугу­бая екте­ния4. «Спо­доби, Гос­поди». Про­си­тель­ная екте­ния и молитва гла­во­пре­кло­не­ния5.

На литии6 сти­хира храма и сти­хиры свя­ти­теля, глас 3‑й. «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «Изли­яся бла­го­дать…», «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Сходяй Спас…».

На сти­ховне сти­хиры свя­ти­теля, глас 1‑й и глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «Бла­го­дать чудес…», «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Не усты­деся Все­б­ла­гий Бог…»7.

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 1‑й (дважды), и тро­парь празд­ника, глас тот же (еди­но­жды).

Бла­го­сло­ве­ние хлебов, пше­ницы, вина и елея8.

Окон­ча­ние вели­кой вечерни на бдении по обычаю9.

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (дважды). «Слава» – тро­парь свя­ти­теля, глас тот же, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас тот же.

Кафизмы 7‑я и 8‑я. Малые екте­нии. Седальны Минеи.

Поли­е­лей10. По Типи­кону, вели­ча­ние11 только свя­ти­теля: «Вели­чаем тя, свя­ти­телю отче Васи­лие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Вели­ча­ние поется с избран­ными сти­хами из псал­мов Дави­до­вых, поют попе­ре­менно оба хора (эти псалмы поме­щены в Сле­до­ван­ной Псал­тири и в Ирмо­ло­гии). Седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас 8‑й: «Силою словес…». «Слава» – ин седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас тот же: «Бла­го­дать словес…», «И ныне» – седа­лен празд­ника, глас тот же: «Вся­че­ских Вла­дыка…». Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен свя­ти­теля, глас 4‑й: «Уста моя воз­гла­го­лют пре­муд­рость, и поуче­ние сердца моего разум»; стих: «Услы­шите сия, вси языцы, вну­шите, вси, живу­щии по все­лен­ней». Еван­ге­лие – Ин., зач. 36. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­ти­теля Васи­лия…». Сти­хира свя­ти­теля, глас 6‑й: «Изли­яся бла­го­дать…».

Каноны12: празд­ника, глас 2‑й, со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды), и свя­ти­теля, глас тот же, на 813.

При­ме­ча­ние. Одно из основ­ных тре­бо­ва­ний Цер­ков­ного Устава в отно­ше­нии тро­па­рей канона, как и в отно­ше­нии стихир и других пес­но­пе­ний, состоит в том, что, если в службе пес­но­пе­ний меньше, чем на сколько их должно испол­нить, то нельзя, пропев или про­чи­тав все по одному разу, начать снова с пер­вого весь ряд их и так повто­рять, пока не завер­шится назна­чен­ное Уста­вом число, но сле­дует зара­нее рас­счи­тать, сколько раз каждое пес­но­пе­ние должно быть повто­рено, и только пропев или про­чи­тав каждое пес­но­пе­ние поло­жен­ное число раз, пере­хо­дить к сле­ду­ю­щему. Пес­но­пе­ние, испол­нен­ное соот­вет­ству­ю­щее число раз, не может быть более повто­ря­емо в том же ряду, если не будет на это наро­чи­тых ука­за­ний Устава. Таким обра­зом, если, напри­мер, при четы­рех пес­но­пе­ниях их нужно испол­нить на 6, то нельзя сна­чала испол­нить все пес­но­пе­ния по одному разу, а потом снова повто­рить еще раз первое и за ним второе, но должно сна­чала первое пес­но­пе­ние испол­нить дважды, потом также дважды второе пес­но­пе­ние и затем по одному разу третье и чет­вер­тое (см. при­ме­ча­ние свт. Афа­на­сия (Саха­рова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…»14.

Ката­ва­сия – ирмосы кано­нов празд­ника Бого­яв­ле­ния: «Глу­бины открыл есть дно…» и «Шествует мор­скую…».

По 3‑й песни – кондак празд­ника, глас 3‑й; седа­лен свя­ти­теля, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 4‑й: «Яко Сый бездна…».

По 6‑й песни – кондак и икос свя­ти­теля, глас 4‑й.

На 9‑й песни «Чест­ней­шую» не поем15, но поем при­певы празд­ника Обре­за­ния и свя­ти­теля16. Диакон (или свя­щен­ник) поет 1‑й припев: «Вели­чай, душе моя, по закону плотию обре­зав­ша­гося Гос­пода».

1‑й лик – ирмос: «Яже прежде солнца…».

2‑й лик – повто­ряет тот же припев и ирмос.

1‑й лик – «Вели­чай, душе моя, во осмый день обре­за­ние при­ем­люща».

Чтец – 1‑й тро­парь: «Прешед пре­делы…».

2‑й лик – тот же припев.

Чтец – 1‑й тро­парь: «Прешед пре­делы…».

1‑й лик – «Днесь Вла­дыка обре­зу­ется…».

Чтец – 2‑й тро­парь: «При­и­дите, Вла­дыки слав­ная…».

2‑й лик – «Днесь Вла­дыка плотию обре­зася…».

Чтец – 2‑й тро­парь: «При­и­дите, Вла­дыки слав­ная…».

1‑й лик – «Вели­чай, душе моя, во иерар­сех…».

Чтец – 1‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Пер­ваго пас­тыря…».

2‑й лик – тот же припев.

Чтец – 1‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Пер­ваго пас­тыря…».

1‑й лик – «Вели­чай, душе моя, все­лен­ныя…».

Чтец – 1‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Пер­ваго пас­тыря…».

2‑й лик – тот же припев.

Чтец – 2‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Цер­ков­ное все­свя­щен­ное…».

1‑й лик – «Вели­чай, душе моя, от Кеса­рии…».

Чтец – 2‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Цер­ков­ное все­свя­щен­ное…».

2‑й лик – тот же припев.

Чтец – 3‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Апо­сто­лов седа­лище…».

1‑й лик – «Вели­чай, душе моя, укра­сив­шаго…» (вместо «Славы»).

Чтец – 3‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Апо­сто­лов седа­лище…».

2‑й лик – «Вели­чай, душе моя, Чест­ней­шую…» (вместо «И ныне»).

Чтец – 4‑й тро­парь канона свя­ти­теля: «Пре­вы­спрен­няя водами…».

Оба лика вместе – первый припев Обре­за­ния: «Вели­чай, душе моя, по закону плотию…» и ката­ва­сию – ирмос 1‑го канона Бого­яв­ле­ния: «Недо­умеет всяк язык…».

Затем оба лика вместе – послед­ний припев Бого­ро­дицы: «Вели­чай, душе моя, Чест­ней­шую Небес­ных воинств, Деву Пре­чи­стую Бого­ро­дицу» и ката­ва­сию – ирмос 2‑го канона Бого­яв­ле­ния: «О, паче ума…».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется.

При­ме­ча­ние. Пес­но­пе­ние «Достойно есть» по 9‑й песни канона не поется в пред­праздн­ства и попраздн­ства дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, во всю Пяти­де­сят­ницу (в период пения Цвет­ной Триоди), в вос­крес­ные дни, а также в дни сла­во­слов­ных святых и выше, у кото­рых по каждой песни канона поется ката­ва­сия.

По 9‑й песни – све­ти­лен свя­ти­теля (дважды). «Слава, и ныне» – све­ти­лен празд­ника.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы17.

На хва­ли­тех сти­хиры празд­ника и свя­ти­теля, глас 5‑й – 6 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «Изли­яся бла­го­дать…», «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Сходяй Спас…».

Вели­кое сла­во­сло­вие18. По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас тот же.

Отпуст: «Иже во осмый день плотию обре­за­тися изво­ли­вый нашего ради спа­се­ния, Хри­стос, Истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Васи­лия Вели­каго, архи­епи­скопа Кеса­рии Кап­па­до­кий­ския, егоже и память ныне совер­шаем, и всех святых…» (святой храма и мест­ные святые не поми­на­ются).

На часах – тро­парь празд­ника. «Слава» – тро­парь свя­ти­теля. Кондаки празд­ника и свя­ти­теля чита­ются попе­ре­менно.

При­ме­ча­ние. По тра­ди­ции19, в тече­ние всего года на 1‑м часе после молитвы «Христе, Свете Истин­ный…» поется кондак «Взбран­ной Вое­воде…». В дву­на­де­ся­тые празд­ники и их попраздн­ства данный кондак обычно заме­ня­ется конда­ком празд­ника20; в попраздн­ство Пасхи (от Недели Фоми­ной до отда­ния Пасхи) поется кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Литур­гия 1 января – свт. Васи­лия Вели­кого.

На Литур­гии бла­женны празд­ника, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом)21, и свя­ти­теля, песнь 6‑я – 4 (без ирмоса).

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тро­парь празд­ника, тро­парь свя­ти­теля. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак празд­ника.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен – Недели пред Бого­яв­ле­нием , глас 6‑й: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Гос­поди…», и свя­ти­теля, глас 1‑й: «Уста моя воз­гла­го­лют…».

Апо­стол и Еван­ге­лие22 – Недели пред Бого­яв­ле­нием, празд­ника и свя­ти­теля (под зачало)23.

При­ме­ча­ние. Чтения Недели пред Бого­яв­ле­нием чита­ются 1 января (см. Типи­кон, 26 декабря, «Указ о Апо­сто­лех, и о Еван­ге­лиях…», 3‑е «зри»).

Алли­лу­и­а­рий – Недели пред Бого­яв­ле­нием (глас 8‑й, стих: «Боже, ущедри ны…»), и празд­ника (глас тот же, стих: «Пасый Изра­иля…»).

При­ме­ча­ние. При пении Сим­вола веры жела­тельно раз­би­вать текст на музы­каль­ные колена в соот­вет­ствии с чле­нами Сим­вола веры. Пред­по­чти­тель­нее петь так: «Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна. / И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием».

Вместо «Достойно есть…» – «О Тебе раду­ется…».

При­ча­стен – вос­крес­ный (и празд­ника): «Хва­лите Гос­пода с Небес…», и свя­ти­теля: «В память вечную…».

Отпуст см. выше, на утрене.

1 Далее на ряду о 9‑м часе не упо­ми­на­ется, но по Уставу он неопу­сти­тельно совер­ша­ется перед вечер­ней или, когда поло­жено, перед изоб­ра­зи­тель­ными.

2 Далее на ряду о малой вечерне не упо­ми­на­ется, но по Уставу она неопу­сти­тельно совер­ша­ется перед все­нощ­ным бде­нием, кото­рое начи­на­ется вели­кой вечер­ней.

3 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви: Опыт изъ­яс­ни­тель­ного изло­же­ния порядка бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1902. С. 15.

4 На вели­кой вечерне сугу­бая екте­ния начи­на­ется с про­ше­ния «Рцем вси…» и про­из­но­сится перед «Спо­доби, Гос­поди…» (после пари­мий или после про­кимна). Если же вечерня все­днев­ная, то сугу­бая екте­ния начи­на­ется с про­ше­ния «Поми­луй нас, Боже…» и про­из­но­сится в конце вечерни после пения тро­па­рей.

5 Молитва гла­во­пре­кло­не­ния на вечерне и утрене всегда сле­дует за про­си­тель­ной екте­нией, поэтому в даль­ней­шем после екте­нии она не ука­зы­ва­ется.

6 Цер­ков­ный Устав не знает бдений без литии. Лития совер­ша­ется при закры­тых цар­ских вратах в при­творе храма. Вна­чале поется сти­хира храма, одна из само­глас­ных по ука­за­нию насто­я­теля – из числа вечер­них литий­ных стихир хра­мо­вого свя­того (как пра­вило, первая), либо та, кото­рая поется по 50‑м псалме на поли­е­лей­ной утрене. В том случае, если хра­мо­вый святой не имеет ука­зан­ных пес­но­пе­ний (напри­мер, шесте­рич­ная служба), может быть про­пета сти­хира с «Гос­поди, воз­звах» или из дру­гого цикла стихир. Если храм Гос­под­ский или Бого­ро­дич­ный, то найти озна­чен­ные пес­но­пе­ния не соста­вит труда, так как любой из дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, равно как и празд­ник в честь вели­кого свя­того, имеет литий­ные сти­хиры, а на утрене сти­хиру по 50‑м псалме. В том случае, если служба совер­ша­ется не в глав­ном при­деле (по кото­рому храм полу­чил свое назва­ние), а в боко­вом, петь нужно сти­хиру того празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен придел, где совер­ша­ется все­нощ­ное бдение, а затем и Литур­гия. В соот­вет­ствии с ука­за­ни­ями Типи­кона, после сти­хиры храма могут испол­няться и другие пес­но­пе­ния, кото­рые иногда даже могут заме­нять собой хра­мо­вую сти­хиру.

7 В Типи­коне эта сти­хира имеет другую редак­цию – «Не усты­деся Пре­б­ла­гий Бог…».

8 «Бла­го­сло­вен­ныя же имут хлебы даро­ва­ния раз­лична: рекше (то есть. – Сост.), устав­ляют огне­вицу пиющим с водою, и тря­са­вицу отго­нят, и всяк недуг, и всяку болезнь исце­ле­вают: к сим же и мыши от жит отго­нят и ина пако­стя­щая про­го­няют» (Типи­кон, гл. 2, 2‑е «зри»).

9 На все­нощ­ном бдении, после «Ныне отпу­ща­еши», тро­па­рей и молитвы на бла­го­сло­ве­ние хлебов, поется трижды: «Буди имя Гос­подне…» и псалом 33‑й: «Бла­го­словлю Гос­пода…» до слов: «Не лишатся вся­каго блага». Иерей, бла­го­слов­ляя народ, про­из­но­сит с амвона: «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начи­на­ется шесто­псал­мие. В Типи­коне нет ука­за­ний на откры­тие цар­ских врат при пении тро­па­рей по «Ныне отпу­ща­еши» (см.: Типи­кон, гл. 23).

10 Поря­док совер­ше­ния поли­е­лея изло­жен во 2‑й главе Типи­кона, послед­нее «зри».

11 На поли­е­лей­ной службе в сед­мич­ные и суб­бот­ние дни на аналое пола­га­ется только икона свя­того или празд­ника, кото­рому поется вели­ча­ние.

12 Обычно там, где строго соблю­да­ются цер­ков­ные тра­ди­ции, первый лик начи­нает в каноне всегда нечет­ные песни (1‑ю, 3‑ю, 5‑ю, 7‑ю и 9‑ю), а второй лик – четные (2‑ю, когда она бывает, 4‑ю, 6‑ю и 8‑ю). Соот­вет­ственно должны посту­пать и чтецы канона, если при анти­фон­ном его испол­не­нии их будет два (см. при­ме­ча­ние свт. Афа­на­сия (Саха­рова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

13 В тех при­ход­ских храмах, где стро­гое соблю­де­ние тре­бо­ва­ний Устава пред­став­ля­ется затруд­ни­тель­ным, поря­док испол­не­ния канона под­вер­га­ется изме­не­нию. Здесь уместно напом­нить ука­за­ние Помест­ного Собора 1917–1918 гг. (Отдел «О бого­слу­же­нии, про­по­вед­ни­че­стве и храме»): «Из каждой песни канона сле­дует читать не менее четы­рех тро­па­рей…» (Ученые записки Рос­сий­ского пра­во­слав­ного уни­вер­си­тета ап. Иоанна Бого­слова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение ката­ва­сии явля­ется обя­за­тель­ным.

14 По Цер­ков­ному Уставу, канон на утрене в тече­ние всего года, за исклю­че­нием Страст­ной и Пас­халь­ной седмиц, должен соеди­няться с пением стихов биб­лей­ских про­ро­че­ских песней. К сожа­ле­нию, это устав­ное тре­бо­ва­ние ныне почти совсем забыто. Про­ро­че­ские песни у нас сти­хо­сло­вятся только в буд­нич­ные дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы, а во все осталь­ное время года тро­пари канона вместо стихов про­ро­че­ских песней пред­ва­ря­ются обыч­ными молеб­ными при­пе­вами (см. при­ме­ча­ние свт. Афа­на­сия (Саха­рова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впро­чем, в насто­я­щее время в мона­стыр­ских и при­ход­ских храмах про­яв­ля­ется стрем­ле­ние испол­нять пред­пи­са­ние Типи­кона о пении канона с биб­лей­скими пес­нями (поме­щены в Ирмо­ло­гии). В тех храмах, где это пред­пи­са­ние оста­ется труд­но­ис­пол­ни­мым, допу­стимо пение канона с при­пе­вами – к канону Обре­за­ния: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Васи­лия Вели­кого: «Свя­ти­телю отче Васи­лие, моли Бога о нас».

15 При отмене пения «Чест­ней­шую» воз­глас: «Бого­ро­дицу и Матерь Света в песнех воз­ве­ли­чим», не про­из­но­сится (ср.: Николь­ский К., прот. Посо­бие к изу­че­нию Устава бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9‑я песнь канона поется с при­пе­вами, то 1‑й припев, по тра­ди­ции, воз­гла­шает диакон (или свя­щен­ник), совер­ша­ю­щий каж­де­ние. Каж­де­ние на утрене на 9‑й песни канона нико­гда не отме­ня­ется (ср.: Минея, 1 сен­тября).

16 В тех храмах, где пение канона сокра­ща­ется, все же необ­хо­димо еди­но­жды про­петь все при­певы к соот­вет­ству­ю­щим тро­па­рям канона (напри­мер, соеди­нив при­певы по два перед послед­ним тро­па­рем канона празд­ника и первым тро­па­рем канона свя­того).

17 Хва­лит­ные псалмы поются до соот­вет­ству­ю­щей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хва­лит­ные псалмы должны петься, если есть сти­хиры на хва­ли­тех. По уста­но­вив­шейся прак­тике, первые два стиха («Всякое дыха­ние…») поет хор, осталь­ные дочи­ты­ва­ются чтецом.

18 В совре­мен­ной редак­ции Типи­кона ничего не гово­рится об откры­тии цар­ских врат на вели­кое сла­во­сло­вие (см. Типи­кон, гл. 23). Обычай откры­вать цар­ские врата на вели­кое сла­во­сло­вие – отго­ло­сок древ­ней прак­тики, когда после вели­кого сла­во­сло­вия совер­шался вход с Еван­ге­лием, и сле­до­вало чтение его (см., напри­мер, Устав Цер­ков­ный 1641 года, 8 сен­тября, Мар­кова глава). Поскольку вход с Еван­ге­лием в конце вели­кого сла­во­сло­вия теперь не совер­ша­ется, то наи­бо­лее пра­вильно было бы откры­вать цар­ские врата только к отпу­сту утрени, о чем ука­зы­ва­ется в старых редак­циях Типи­кона (см.: Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Еван­ге­лия после вели­кого сла­во­сло­вия берет свое начало от Устава Вели­кой церкви (ср.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

19 Ср.: Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. III. С. 3, 5; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 57; Николь­ский К., прот. Посо­бие к изу­че­нию Устава бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1907. С. 346.

20 Прак­тика замены на 1‑м часе кондака «Взбран­ной Вое­воде…» на кондак празд­ника не отно­сится к вели­ким недву­на­де­ся­тым празд­ни­кам (Обре­за­ние Гос­подне, Рож­де­ство Иоанна Пред­течи, память апп. Петра и Павла, Усек­но­ве­ние главы Иоанна Пред­течи, Покров Пре­свя­той Бого­ро­дицы).

21 О пении бла­женн и об испол­не­нии ирмо­сов песней канона в составе тро­па­рей на бла­жен­нах см.: Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. III. С. 18.

22 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 365–366.

23 Апо­стол и Еван­ге­лие свя­ти­теля чита­ются под зачало с чте­ни­ями празд­ника (ср.: Типи­кон, 26 декабря, «Указ о Апо­сто­лех, и о Еван­ге­лиях…», 3‑е «зри»; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 366).

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки