Дни творе́ния – первые шесть дней, в течение которых Бог сотворил мир несколькими творческими актами.
Святые отцы понимали продолжительность каждого из этих дней так же, как и нынешних дней, т.е. по 24 часа. Свт. Василий Великий так объясняет длительность дней Шестоднева: «Двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь… Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день».
Все акты творения в течение этих дней были мгновенными. Преподобный Ефрем Сирин учит, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары – по виду членов и составов их, молоды – по времени своего сотворения».
Таким образом, сотворенное Сыном Божиим время (Евр.1:2) с самого начала и до сих пор принципиально не меняло своей природы и течения. В первые три дня, когда еще не было солнца, первозданный свет находился без определенного вместилища. Свт. Василий Великий объясняет: «Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь – покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь».
В современном богословии, однако, чрезвычайно распространены попытки согласования повествования книги Бытия с научным представлением о формировании вселенной и о биологической эволюции в течение миллиардов лет. Такой «христианский эволюционизм» прочитывает каждый день творения как огромные промежутки времени разной продолжительности, в течение которых под руководством Бога происходит постепенное эволюционное изменение родов живых существ. Вопреки общей научной картине мира, некоторые эволюционисты допускают происхождение всех людей от настоящих Адама и Евы, которые, в самом деле, находились в раю на земле. Другие же признают происхождение человека от обезьяноподобных предков.
Чтобы создать видимость соответствия своих построений взглядам святых отцов, такие авторы приводят вырванные из контекста цитаты о неопределенной продолжительности дня творения, обращая особое внимание на блж. Августина и свт. Григория Нисского.
Оба они понимают продолжительность дня творения так, что Бог обдумывает мир еще до его творения, творит мир в потенции мгновенно (свт. Григорий) или за один день (блж. Августин), но потом это творение разворачивается за некоторое неопределенное время. Тем не менее, оба они радикально отрицают теорию эволюции и современную научную космогонию: каждый из них признает творение живых существ строго «по роду» (т.е. без эволюционного перехода родов), а солнце и прочие небесные тела творятся после растений, в четвертый день, до этого же существует лишь первоначальный единый свет. Кроме того, эти периоды творения не могли быть слишком длинными, потому что до грехопадения в мире еще не было смерти.
Хотя оба этих церковных учителя (и свт. Григорий Нисский, и блж. Августин) в вопросе о продолжительности дня творения отчасти стоят особняком, их мнение не мешает выявить общее согласие отцов. Тем более что свт. Григорий Нисский в своем слове «О Шестодневе» настаивает на безусловном приоритете учения свт. Василия Великого, которое принимается им как «общее мнение».
Еще один аргумент в пользу «христианского эволюционизма» — неопределенность библейского слова «йом» (день), которое может пониматься в Библии не только как сутки, но и как неопределенный период времени, тем более что «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5). Однако эта цитата буквально относится не к сотворению мира, а к вечности Бога и долготерпению Божию по отношению к грешникам (2Пет.3:8).
В эволюционном прочтении седьмой день творения продолжается и поныне, хотя в Библии и для святых отцов это обычная суббота, завершающая неделю. Поэтому и заповедь Божия о почитании седьмого дня (Исх.20:8-11) завершается так: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11).
Понимая дня творения как миллиарды лет, эволюционисты называют это аллегорическим прочтением Шестоднева. На самом деле они просто ошибочно применяют термины экзегетики. Аллегория у святых отцов означает исключительно духовное толкование, которое свидетельствует о тайнах Божества, домостроительстве нашего спасения, о Христе и Церкви. Поэтому аллегория никак не может отменить или изменить буквального исторического толкования. Например, ап. Павел видит «иносказание» (аллегорию) в истории двух сыновей Авраама от двух его жен, так что Агарь рождает Измаила в рабство, подобно подзаконным иудеям, а Сарра рождает Исаака для свободы, подобно христианам (Гал.4:21–31). Ясно, что такое аллегорическое толкование нужно ему лишь в целях созерцания божественного домостроительства нашего спасения в Церкви; оно никак не отрицает самого исторического события рождения двух детей у Авраама (Рим.9:10).
Таким образом, настоящая аллегория в отношении Шестоднева должна была бы не менять буквальное понимание продолжительности дней творения, но искать прообразы Христа и Церкви в событиях сотворения мира.
Свойственное святым отцам буквальное понимание дней творения как нельзя лучше свидетельствует о различных свойствах Божиих:
— о Его премудрости, потому что Он делает сразу хорошо;
— о Его всемогуществе, потому что Он не нуждается в постепенном исправлении первоначального несовершенства;
— о Его благости, потому что весь мир творится словом Божиим для человека из уже существовавших стихий, а сам человеком — личным творческим действием Бога.
Ложным учением об эволюции материальных форм живых существ эволюционизм в действительности отвлекает верующих от собственной духовной эволюции от греха к добродетели, а вместо идеи первоначального и конечного совершенства навязывает Церкви чуждую ей гуманистическую идеологию прогресса.
Цитаты о днях творения
«От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: «и бысть вечер, и бысть утро, день един"».
cв. Иоанн Дамаскин
«И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день».
cв. Василий Великий
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по писанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не значащие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что как небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств».
преподобный Ефрем Сирин
«На святых отцов Церкви, говоривших о творении в 24 часа не очень корректно ссылаться. Во-первых, не все так считают. Достаточно почитать «Шестоднев» свт. Григория Нисского. Во-вторых, необходимо понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). В связи с этим, отцам Церкви очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время.
Креационисты протестантского толка противоречат Священному Писанию. Считая день творения первой главы книги Бытия длиной в 24 часа, они не замечают, что уже во второй главе «тем днем» названы все дни до появления человека. В синодальном переводе звучит не очень четко «в то время», хотя в еврейском тексте стоит именно в тот «йом», т.е. день. Противоречие возникает и в связи со святоотеческим представлением о времени человеческой истории. Сейчас-то какой день творения идет? Седьмой! Не правда ли затянулся по сравнению с предыдущими?!».
cвященник Александр Тимофеев
«Дочеловеческое прошлое вообще к сфере действия науки не принадлежит, нет никаких методов для его изучения, одни лишь предположения. С прошлым нельзя поставить эксперимент, а в дочеловеческом прошлом нельзя даже проверить показания свидетелей. Все разговоры, что наука доказала, как появился мир, – наукообразная мифология».
cвященник Даниил Сысоев
Литература по теме
- Продолжительность дней творения * Шесть дней творения архим. Алипий
- Творение мира и о идеe «двойного» творения еп. Василий (Родзянко)
- Избранные главы о творении мира и человека прп. Иустин (Попович)
- Исагогика. Учение о творении в шестодневе (Быт.1) свящ. Александр Мень
- Библия и наука о сотворении мира прот. Стефан Ляшевский
- Кто как Бог? Или сколько длился день творения иерей Даниил Сысоев
- Дни творения еп. Вениамин (Пушкарь)
- Святоотеческое богословие и современная космология В.П. Лега
- Шестоднев в церковном учении митр. Макарий (Булгаков)
- О Шестодневе и библейской хронологии прот. Константин Буфеев
- Таблица. Дни творения
Комментировать