Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 17 января 2021 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 17 января 2021 года


Неделя 32‑я по Пяти­де­сят­нице, пред Бого­яв­ле­нием. Глас 7‑й. Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. Собор 70-ти апо­сто­лов.

4. Неделя 32‑я по Пяти­де­сят­нице, пред Бого­яв­ле­нием. Глас 7‑й. Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. Собор 70-ти апо­сто­лов.

Прп. Фео­к­ти­ста, игу­мена Кукума Сике­лий­ского. Свт. Евста­фия, архиеп. Серб­ского.

Прп. Ахилы, диа­кона Печер­ского, в Даль­них пеще­рах.

Вос­крес­ная служба Окто­иха совер­ша­ется вместе со служ­бой пред­праздн­ства Бого­яв­ле­ния и служ­бой Собора 70-ти апо­сто­лов[1] (без празд­нич­ного знака)[2].

При­ме­ча­ние. Служба прп. Фео­к­ти­ста, игу­мена Кукума Сике­лий­ского, может быть пере­не­сена на пове­че­рие в пят­ницу вечера (см. 3 января)[3].

На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: вос­крес­ные, глас 7‑й – 4, пред­праздн­ства, глас 8‑й – 3 (см. на сти­ховне вечерни, без сти­хов­ных при­пе­вов), и апо­сто­лов, глас 4‑й – 3. «Слава» – пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Ясен убо мимо­шед­ший празд­ник…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 7‑й: «Мати убо…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хира храма[4] и сти­хиры пред­праздн­ства, глас 2‑й (см. на сти­ховне утрени, без сти­хов­ных при­пе­вов). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Днесь Хри­стос…» (см. на сти­ховне утрени).

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 7‑й. «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 6‑й: «Грядет ко Иор­дану…» (см. на сти­ховне вечерни).

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (дважды) и тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Гото­вися, Заву­лоне…» (еди­но­жды).

При­ме­ча­ние. Канон пред­праздн­ства, поло­жен­ный на пове­че­рии под 4 января (глас 6‑й: «Сече­ное сечется…»), пере­но­сится на пове­че­рие преды­ду­щего дня (см. 3 января).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 7‑й (дважды). «Слава» – тро­парь апо­сто­лов, глас 3‑й, «И ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Гото­вися, Заву­лоне…».

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные[5].

Непо­рочны[6] (см. Типи­кон, гл. 17). «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 10‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами апо­сто­лов…». Сти­хира вос­крес­ная, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…».

Каноны: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), Бого­ро­дицы (Окто­иха) на 2, пред­праздн­ства на 4 и апо­сто­лов (1‑й) на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия празд­ника Бого­яв­ле­ния: «Глу­бины открыл есть дно…».

По 3‑й песни – кондак («Во струях днесь Иор­дан­ских…») и икос пред­праздн­ства, глас 4‑й, кондак и икос апо­сто­лов, глас 2‑й; седа­лен апо­сто­лов, глас 3‑й. «Слава, и ныне» – седа­лен пред­праздн­ства, глас 1‑й: «Иисусу рожд­шуся…».

При­ме­ча­ние. Типи­кон умал­чи­вает о кондаке апо­сто­лов, глас 1‑й: «Звезды свет­лыя…». В Минее сино­даль­ного пери­ода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) этот кондак также отсут­ствует.

По 6‑й песни – кондак и икос вос­крес­ные, глас 7‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 10‑й. «Слава» – све­ти­лен апо­сто­лов: «Апо­столи все­х­валь­нии…», «И ныне» – све­ти­лен пред­праздн­ства: «Гото­вися, Заву­лоне…».

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 8: вос­крес­ные, глас 7‑й – 4, и пред­праздн­ства (см. на хва­ли­тех утрени), глас 6‑й – 4 (с при­пе­вами своими; при­певы см. в Минее в сти­хов­нах вечерни или утрени). «Слава» – сти­хира еван­гель­ская 10‑я, «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…»[7].

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

На 1‑м и 6‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пред­праздн­ства[8]. Кондак пред­праздн­ства.

На 3‑м и 9‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь апо­столоВ. Кондак вос­крес­ный.

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста.

Бла­женны гласа – 4, пред­праздн­ства, песнь 3‑я – 4, и апо­сто­лов, песнь 6‑я – 4.

На входе: «…Вос­кре­сый из мерт­вых…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь апо­сто­лов; кондак вос­крес­ный. «Слава» – кондак апо­сто­лов, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

В храме Бого­ро­дицы и свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма, тро­парь апо­сто­лов; кондак вос­крес­ный, кондак храма. «Слава» – кондак апо­сто­лов, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен и алли­лу­и­а­рий – Недели пред Бого­яв­ле­нием[9] и апо­сто­лов.

Апо­стол и Еван­ге­лие – Недели пред Бого­яв­ле­нием и апо­сто­лов.

Поется «Достойно есть…».

При­ча­стен – вос­крес­ный: «Хва­лите Гос­пода с Небес…»; и апо­сто­лов: «Во всю землю изыде веща­ние их…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

***

[1] Ср.: Типи­кон, Мар­ковы главы под 7, 13, 15 сен­тября, 20 ноября, 5 авгу­ста; 8 сен­тября, 2‑я Мар­кова глава; 21 ноября, 2‑я Мар­кова глава; 21 декабря, 2‑е «зри»; 7 января, 2‑е «зри»; 1 фев­раля, 1‑я Мар­кова глава; 2 фев­раля, 8‑я Мар­кова глава; 7 авгу­ста, 4‑е «зри»; 14 авгу­ста, «зри»; 16 авгу­ста, 2‑я Мар­кова глава; Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце»; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 86–95.

[2] В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напе­ча­тано после­до­ва­ние все­нощ­ного бдения в честь Собора 70-ти апо­сто­лов, однако сле­дует пом­нить, что эта служба имеет бден­ный статус лишь в храме, посвя­щен­ном Собору 70-ти апо­сто­лов (ср.: Типи­кон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34).

[3] О порядке пения служб на пове­че­рии см. 10 марта, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

[4] Ср.: Типи­кон, 5 авгу­ста, Мар­кова глава; Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце».

[5] По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 7‑го гласа: «Яко нашего вос­кре­се­ния…».

[6] 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

[7] На вос­крес­ной утрене в тече­ние года по вели­ком сла­во­сло­вии пооче­редно поются два вос­крес­ных тро­паря. Выбор тро­паря зави­сит от гласа рядо­вой вос­крес­ной службы Окто­иха: при вос­крес­ной службе 1‑го, 3‑го, 5‑го и 7‑го гласов поется тро­парь, глас 1‑й: «Днесь спа­се­ние миру бысть…», при вос­крес­ной службе 2‑го, 4‑го, 6‑го и 8‑го гласов – тро­парь, глас 2‑й: «Вос­крес из гроба…» (ср.: Типи­кон, гл. 2‑я; Часо­слов).

[8] Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце».

[9] Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 366–367.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки