Богослужебные указания

К кален­дарю 2 июля 2021 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 2 июля 2021 года


Пят­ница.

19. Пят­ница. Апо­стола Иуды, брата Гос­подня. Свт. Иова, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России. Свт. Иоанна Мак­си­мо­вича, архиеп. Шан­хай­ского и Сан-Фран­цис­ского95. Прп. Вар­ла­ама Хутын­ского (пере­хо­дя­щее празд­но­ва­ние в 1‑ю пят­ницу Пет­рова поста; службу зри 6 ноября).

Прп. Паисия Вели­кого. Прп. Вар­ла­ама Важ­ского. Табын­ской иконы Божией Матери (пере­хо­дя­щее празд­но­ва­ние в 9‑ю пят­ницу по Пасхе)96.

Прп. Паисия Хилен­дар­ского.

Совер­ша­ется поли­е­лей­ная служба ап. Иуды, брата Гос­подня (А). При­во­дим также поря­док совер­ше­ния поли­е­лей­ной службы97 свт. Иова, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России (Б), поря­док совер­ше­ния поли­е­лей­ной службы98 свт. Иоанна Мак­си­мо­вича, архиеп. Шан­хай­ского и Сан-Фран­цис­ского (В), и поря­док совер­ше­ния сла­во­слов­ной службы прп. Вар­ла­ама Хутын­ского99 в соеди­не­нии со служ­бой Окто­иха (Г).

А. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры апо­стола, глас 1‑й – 8 (первые две сти­хиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – апо­стола, глас 8‑й: «Иже Боже­ствен­наго Духа…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Царь Небес­ный…».

Вход. Про­ки­мен дня. Пари­мии апо­стола – 3100.

На сти­ховне сти­хиры апо­стола, глас 4‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – апо­стола, глас 2‑й: «Рев­но­сти Боже­ствен­ныя…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».

По Три­свя­том – тро­парь апо­стола, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Гав­ри­илу вещавшу…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь апо­стола, глас 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Гав­ри­илу вещавшу…».

Кафизмы 19‑я и 20‑я. Малые екте­нии. Седальны апо­стола (по дважды).

Поли­е­лей. Вели­ча­ние апо­стола и избран­ный псалом. Седа­лен апо­стола по поли­е­лее, глас 8‑й: «Мрежею слова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же: «Небес­ная поют Тя…». Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен апо­стола, глас 4‑й: «Во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; стих: «Небеса пове­дают славу Божию, тво­ре­ние же руку Его воз­ве­щает твердь». Еван­ге­лие апо­стола. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­таго апо­стола Иуды…». Сти­хира апо­стола, глас 1‑й: «Во всю землю…».

Каноны: Бого­ро­дицы со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и апо­стола на 8.

При­ме­ча­ние. У святых, име­ю­щих поли­е­лей, канон Бого­ро­дицы иногда нахо­дится в Минее на ряду (см., напри­мер, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., напри­мер, 6 октября). В таком случае он заим­ству­ется из допол­ни­тель­ной части Окто­иха (глас 8‑й: «Колес­ни­це­го­ни­теля фара­она…») или же из Часо­слова или Сле­до­ван­ной Псал­тири (глас 8‑й: «Воду прошед…»).

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – ин кондак апо­стола, глас 2‑й; седа­лен апо­стола, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос апо­стола, глас 2‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен апо­стола (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры апо­стола, глас 5‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – апо­стола, глас 2‑й: «Оста­вив земная…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же: «Спаси от бед…» (см. прил. 2‑е, «В пяток вечера»).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь апо­стола, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Гав­ри­илу вещавшу…».

На часах – тро­парь апо­стола. Кондаки апо­стола чита­ются попе­ре­менно.

На Литур­гии бла­женны апо­стола, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь храма, тро­парь апо­стола; кондак апо­стола. «Слава» – ин кондак апо­стола, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь храма, тро­парь апо­стола; кондак храма, кондак апо­стола. «Слава» – ин кондак апо­стола, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

При­ме­ча­ние. Устав допус­кает пение по входе на Литур­гии несколь­ких тро­па­рей или конда­ков, про­слав­ля­ю­щих одно и то же лицо, если эти тро­пари и кондаки срав­ни­тельно редко упо­треб­ля­ются в годо­вом бого­слу­жеб­ном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Рус­ской про­си­яв­ших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попраздн­ства и отда­ния дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков в вос­крес­ные дни).

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – апо­стола.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и апо­стола.

Б. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры свя­ти­теля, глас 1‑й – 8 (каждая сти­хира – дважды). «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «При­и­дите, пра­во­слав­ных собори…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Кто Тебе не убла­жит…».

Вход. Про­ки­мен дня. Пари­мии свя­ти­теля – 3.

На сти­ховне сти­хиры свя­ти­теля, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – свя­ти­теля, глас 8‑й: «С любо­вию вос­хва­лим…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Без­не­вест­ная Дево…».

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

Кафизмы 19‑я и 20‑я. Малые екте­нии. Седальны свя­ти­теля (по дважды).

Поли­е­лей. Вели­ча­ние свя­ти­теля и избран­ный псалом. Седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас 5‑й. «Слава» – ин седа­лен свя­ти­теля, глас тот же, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же. Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен и Еван­ге­лие – свя­ти­теля. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­ти­теля Иова…». Сти­хира свя­ти­теля, глас 6‑й: «Егда постав­ле­ние твое…».

Каноны: Бого­ро­дицы со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и свя­ти­теля на 8.

При­ме­ча­ние. У святых, име­ю­щих поли­е­лей, канон Бого­ро­дицы иногда нахо­дится в Минее на ряду (см., напри­мер, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., напри­мер, 6 октября). В таком случае он заим­ству­ется из допол­ни­тель­ной части Окто­иха (глас 8‑й: «Колес­ни­це­го­ни­теля фара­она…») или же из Часо­слова или Сле­до­ван­ной Псал­тири (глас 8‑й: «Воду прошед…»).

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – седа­лен свя­ти­теля, глас 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос свя­ти­теля, глас 7‑й101.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен свя­ти­теля (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры свя­ти­теля, глас 2‑й – 4. «Слава» – свя­ти­теля, глас 8‑й: «Слезно молился…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен по гласу «Славы», от мень­ших (по выбору), или, по тра­ди­ции: «Вла­ды­чице, приими…» (см. прил. 2‑е, «В суб­боту утра»).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

На часах – тро­парь и кондак свя­ти­теля.

На Литур­гии бла­женны свя­ти­теля, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля; кондак храма. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – свя­ти­теля.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и свя­ти­теля.

В. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры свя­ти­теля, глас 6‑й и глас 3‑й – 8. «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «Днесь собрав­шеся…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Кто Тебе не убла­жит…».

Вход. Про­ки­мен дня. Пари­мии свя­ти­теля – 3.

На сти­ховне сти­хиры свя­ти­теля, глас 1‑й и глас 6‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – свя­ти­теля, глас 6‑й: «Образ воис­тину…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Творец и Изба­ви­тель…».

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

Кафизмы 19‑я и 20‑я. Малые екте­нии. Седальны свя­ти­теля (по дважды).

Поли­е­лей. Вели­ча­ние свя­ти­теля и избран­ный псалом. Седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас 4‑й: «Славы древ­них святых…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен (на ряду), глас тот же: «Сошед­шеся днесь…». Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен свя­ти­теля, глас 4‑й: «Честна пред Гос­по­дем смерть пре­по­доб­ных Его»; стих: «Что воздам Гос­по­деви о всех, яже воз­даде ми?». Еван­ге­лие – свя­ти­теля (Ин., зач. 35, от полу). По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­ти­теля Иоанна…». Сти­хира свя­ти­теля, глас 6‑й: «Раду­ются днесь…».

Каноны: Бого­ро­дицы со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и свя­ти­теля на 8.

При­ме­ча­ние. У святых, име­ю­щих поли­е­лей, канон Бого­ро­дицы иногда нахо­дится в Минее на ряду (см., напри­мер, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., напри­мер, 6 октября). В таком случае он заим­ству­ется из допол­ни­тель­ной части Окто­иха (глас 8‑й: «Колес­ни­це­го­ни­теля фара­она…») или же из Часо­слова или Сле­до­ван­ной Псал­тири (глас 8‑й: «Воду прошед…»)102.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – седа­лен свя­ти­теля, глас 4‑й: «Молитва твоя…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен (на ряду), глас тот же: «Утвер­жде­ние нам еси…».

По 6‑й песни – кондак и икос свя­ти­теля, глас 4‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен свя­ти­теля: «Аще и умрох…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен (на ряду): «О Тебе, Бого­ро­дице Дево…».

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры свя­ти­теля, глас 4‑й – 4. «Слава» – свя­ти­теля, глас тот же: «Испо­ве­дуем дивное заступ­ле­ние…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен (на ряду), глас тот же: «Бого­ро­дице, всех Царице…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Гос­подня…».

На часах – тро­парь и кондак свя­ти­теля.

На Литур­гии бла­женны свя­ти­теля, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля; кондак храма. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – свя­ти­теля.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и свя­ти­теля.

Г. На вечерне кафизма 15‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры пре­по­доб­ного, глас 8‑й – 6 (первые две сти­хиры – дважды). «Слава» – пре­по­доб­ного, глас тот же: «Все­чест­ныя и чудо­твор­ныя мощи твоя…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Царь Небес­ный…».

Входа нет. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры пре­по­доб­ного, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – пре­по­доб­ного, глас 8‑й: «Мона­хов мно­же­ства…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен по гласу «Славы», от мень­ших (по выбору), или, по тра­ди­ции: «Вла­ды­чице, приими…» (см. прил. 2‑е, «В суб­боту утра»).

По Три­свя­том – тро­парь пре­по­доб­ного (по выбору). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря.

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь пре­по­доб­ного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря.

Кафизмы 19‑я и 20‑я. Малые екте­нии. Седальны пре­по­доб­ного (по дважды). Псалом 50‑й.

Каноны: Окто­иха 1‑й со ирмо­сом, без муче­нич­нов, на 4 (ирмосы еди­но­жды), 2‑й на 4 и пре­по­доб­ного на 6.

При­ме­ча­ние. В сед­мич­ные дни (кроме чет­верга), при совер­ше­нии службы Окто­иха в соеди­не­нии со служ­бой шесте­рич­ного или сла­во­слов­ного свя­того, муче­ничны из 1‑го канона Окто­иха опус­ка­ются. В чет­верг 1‑й канон Окто­иха не содер­жит муче­нич­нов.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…» (см. Типи­кон, 23 сен­тября, 1‑е «зри»).

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – седа­лен пре­по­доб­ного, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос пре­по­доб­ного, глас 8‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен пре­по­доб­ного (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры пре­по­доб­ного, глас 8‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – пре­по­доб­ного, глас тот же: «Все­чест­ное и святое тело твое…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Вла­ды­чице, приими…» (см. прил. 2‑е, «В суб­боту утра»).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь пре­по­доб­ного (по выбору). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря.

На часах – тро­парь и кондак пре­по­доб­ного.

На Литур­гии бла­женны пре­по­доб­ного, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь храма, тро­парь пре­по­доб­ного. «Слава» – кондак пре­по­доб­ного, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь храма, тро­парь пре­по­доб­ного; кондак храма. «Слава» – кондак пре­по­доб­ного, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – дня и пре­по­доб­ного.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и пре­по­доб­ного.



95 Архи­ерей­ский Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2008 года уста­но­вил днем памяти свт. Иоанна Мак­си­мо­вича, архиеп. Шан­хай­ского и Сан-Фран­цис­ского, 19 июня (ст. ст.).
96 На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 27 декабря 2016 года был утвер­жден и реко­мен­до­ван к обще­цер­ков­ному бого­слу­жеб­ному упо­треб­ле­нию текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табын­ская». Текст службы раз­ме­щен на офи­ци­аль­ном сайте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4727083.html), и на сайте Изда­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/381). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 477–478.
97 См.: Минея-Июнь. Ч. 2. М., 2002. С. 597–611; Минея допол­ни­тель­ная. М., 2005. С. 297–308.
99 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147.
100 По тра­ди­ции, ново­за­вет­ные пари­мии чита­ются при откры­тых цар­ских вратах.
101 Икос свя­ти­теля можно заим­ство­вать из Минеи допол­ни­тель­ной (М., 2005. С. 304).
102 В данном случае поется канон Бого­ро­дицы, глас 8‑й: «Воду прошед…», кото­рый заим­ству­ется из Часо­слова или Сле­до­ван­ной Псал­тири.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки