Богослужебные указания

К кален­дарю дня

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 23 января 2023 года

10. Поне­дель­ник. Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Свт. Гри­го­рия, еп. Нис­ского. Прп. Доме­ти­ана, еп. Мели­тин­ского. Свт. Фео­фана, Затвор­ника Вышен­ского.

Прп. Мар­ки­ана пре­сви­тера. Прп. Павла Комель­ского (Обнор­ского).

Служба свт. Гри­го­рия Нис­ского и прп. Доме­ти­ана не имеет празд­нич­ного знака, совер­ша­ется вместе со служ­бой попраздн­ства Бого­яв­ле­ния (Б). При­во­дим также поря­док совер­ше­ния поли­е­лей­ной или бден­ной службы свт. Фео­фана1 в соеди­не­нии со служ­бой попраздн­ства Бого­яв­ле­ния (в этом случае служба свт. Гри­го­рия и прп. Доме­ти­ана пере­но­сится на пове­че­рие2 и поется вместе со служ­бой прп. Мар­ки­ана) (А), а также поря­док воз­мож­ного соеди­не­ния службы свт. Гри­го­рия Нис­ского с поли­е­лей­ной служ­бой свт. Фео­фана и служ­бой попраздн­ства Бого­яв­ле­ния (В)3.

А. На вели­кой вечерне4 «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 8: празд­ника, глас 2‑й – 3 (см. на сти­ховне утрени, в службе свт. Гри­го­рия), и свя­ти­теля, глас 1‑й – 5 (две первые сти­хиры – дважды). «Слава» – свя­ти­теля, глас тот же: «Отче Фео­фане бого­мудре…», «И ныне» – празд­ника, глас 4‑й: «Тре­пе­таше рука Кре­сти­те­лева…» (см. на «Гос­поди, воз­звах», в службе свт. Гри­го­рия).

Вход. Про­ки­мен дня. Пари­мии свя­ти­теля – 3.

На сти­ховне5 сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (со своими при­пе­вами; см. в службе свт. Гри­го­рия). «Слава» – свя­ти­теля, глас 5‑й: «Преб­ла­женне отче Фео­фане…», «И ныне» – празд­ника, глас 4‑й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

После пения тро­па­рей на вели­кой вечерне (без бдения) отвер­за­ются цар­ские врата6. Диакон про­из­но­сит: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Певцы: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови». Иерей про­из­но­сит вели­кий отпуст7.

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (дважды). «Слава» – тро­парь свя­ти­теля, глас 8‑й, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Кафизмы 4‑я и 5‑я. Малые екте­нии.

По 1‑м сти­хо­сло­вии – седа­лен свя­ти­теля, глас 8‑й: «Непо­сти­жи­мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 3‑й: «Вла­дыка днесь…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

По 2‑м сти­хо­сло­вии – седа­лен свя­ти­теля, глас 8‑й: «Непо­сти­жи­мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 4‑й: «Бого­яв­ле­ния время…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

Поли­е­лей. Вели­ча­ние свя­ти­теля и избран­ный псалом. Седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас 4‑й: «Пре­муд­рый учи­телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – празд­ника (по выбору, см. по 1‑м или 2‑м сти­хо­сло­вии в службе свт. Гри­го­рия) или Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Необо­ри­мая Пред­ста­тель­нице…»8. Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен свя­ти­теля, глас 4‑й: «Честна пред Гос­по­дем смерть пре­по­доб­ных Его»; стих: «Что воздам Гос­по­деви о всех, яже воз­даде ми?». Еван­ге­лие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­ти­теля Фео­фана…». Сти­хира свя­ти­теля, глас 6‑й: «Изли­яся бла­го­дать…».

Каноны: празд­ника 1‑й со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и свя­ти­теля на 8.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия празд­ника: «Глу­бины открыл есть дно…».

По 3‑й песни – кондак и икос празд­ника, глас 4‑й; седа­лен свя­ти­теля, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 1‑й: «Иисусу рожд­шуся…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

По 6‑й песни – кондак и икос свя­ти­теля, глас 4‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен свя­ти­теля (дважды). «Слава, и ныне» – све­ти­лен празд­ника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры свя­ти­теля, глас 7‑й – 4 (первая сти­хира – дважды)9. «Слава» – свя­ти­теля, глас тот же: «Бла­го­че­стия мудрый…», «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Гос­поди, испол­нити хотя…» (см. на сти­ховне утрени, в службе свт. Гри­го­рия).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

На часах – тро­парь празд­ника. «Слава» – тро­парь свя­ти­теля. Кондаки празд­ника и свя­ти­теля чита­ются попе­ре­менно.

На Литур­гии бла­женны, от канона празд­ника, песнь 5‑я – 4 (со ирмо­сом), и свя­ти­теля, песнь 6‑я – 4.

На входе – «…во Иор­дане кре­сти­выйся…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь празд­ника, тро­парь свя­ти­теля. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак празд­ника.

В храме Бого­ро­дицы – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля; кондак празд­ника. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь свя­ти­теля; кондак храма. «Слава» – кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак празд­ника.

При­ме­ча­ние. Если совер­ша­лось все­нощ­ное бдение, то тро­парь и кондак хра­мо­вого свя­того не поются.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – празд­ника и свя­ти­теля.

О Кре­щен­ской отступке апо­столь­ских и еван­гель­ских чтений

В 2023 году по при­чине Кре­щен­ской отступки:

В сед­мицу 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 10 по 15 января) чита­ются рядо­вые чтения 32‑й сед­мицы. В Неделю 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (16 января) чита­ются вос­крес­ные чтения 32‑й Недели (о Закхее).

В сед­мицу 34‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 17 по 22 января) чита­ются рядо­вые чтения 33‑й сед­мицы.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и свя­ти­теля (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.).

Задо­стой­ник празд­ника.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

Б. На вечерне кафизмы нет.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: свя­ти­теля, глас 5‑й – 3, и пре­по­доб­ного, глас 1‑й – 3. «Слава» – свя­ти­теля, глас 4‑й: «Пре­муд­ро­сти слово твое…», «И ныне» – празд­ника, глас тот же: «Тре­пе­таше рука Кре­сти­те­лева…».

Входа нет. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – свя­ти­теля, глас 4‑й: «Житие Боже­ственно…», «И ныне» – празд­ника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни…».

По Три­свя­том – тро­парь святых, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (дважды). «Слава» – тро­парь святых, глас 4‑й, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Кафизмы 4‑я и 5‑я. Малые екте­нии. Седальны празд­ника (по дважды). Псалом 50‑й.

Каноны: празд­ника 1‑й со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды), свя­ти­теля на 4 и пре­по­доб­ного на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона Минеи (пре­по­доб­ного).

По 3‑й песни – кондак и икос празд­ника, глас 4‑й, ин кондак свя­ти­теля, глас 2‑й; седа­лен свя­ти­теля, глас 3‑й. «Слава» – седа­лен пре­по­доб­ного, глас 1‑й, «И ныне» – седа­лен празд­ника, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос свя­ти­теля, глас 1‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен свя­ти­теля. «Слава, и ныне» – све­ти­лен празд­ника.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – свя­ти­теля, глас 1‑й: «Правыя веры…», «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Гос­поди, испол­нити хотя…».

По Три­свя­том – тро­парь святых, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Отпуст 1‑го часа: «Иже во Иор­дане…».

На часах – тро­парь празд­ника. «Слава» – тро­парь святых. Кондак только празд­ника.

На Литур­гии бла­женны, от канона празд­ника, песнь 5‑я – 4 (со ирмо­сом) и свя­ти­теля, песнь 6‑я – 4.

На входе – «…во Иор­дане кре­сти­выйся…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь празд­ника, тро­парь святых; кондак свя­ти­теля. «Слава» – ин кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак празд­ника.

В храме Бого­ро­дицы – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь святых; кондак празд­ника, кондак свя­ти­теля. «Слава» – ин кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь святых; кондак храма, кондак свя­ти­теля. «Слава» – ин кондак свя­ти­теля, «И ныне» – кондак празд­ника.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – празд­ника и святых.

О Кре­щен­ской отступке апо­столь­ских и еван­гель­ских чтений

В 2023 году по при­чине Кре­щен­ской отступки:

В сед­мицу 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 10 по 15 января) чита­ются рядо­вые чтения 32‑й сед­мицы. В Неделю 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (16 января) чита­ются вос­крес­ные чтения 32‑й Недели (о Закхее).

В сед­мицу 34‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 17 по 22 января) чита­ются рядо­вые чтения 33‑й сед­мицы.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу).

Задо­стой­ник празд­ника.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

В. На вели­кой вечерне10 «Блажен муж» – 1‑й анти­фон.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: празд­ника, глас 2‑й – 3 (см. на сти­ховне утрени, в службе свт. Гри­го­рия), свт. Фео­фана, глас 1‑й – 4 (первая сти­хира – дважды), и свт. Гри­го­рия, глас 5‑й – 3. «Слава» – свт. Фео­фана, глас 1‑й: «Отче Фео­фане бого­мудре…», «И ныне» – празд­ника, глас 4‑й: «Тре­пе­таше рука Кре­сти­те­лева…» (см. на «Гос­поди, воз­звах», в службе свт. Гри­го­рия).

Вход. Про­ки­мен дня. Пари­мии свя­ти­теля – 3.

На сти­ховне сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (со своими при­пе­вами; см. в службе свт. Гри­го­рия). «Слава» – свт. Фео­фана, глас 5‑й: «Преб­ла­женне отче Фео­фане…», «И ныне» – празд­ника, глас 4‑й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

По Три­свя­том – тро­парь свт. Фео­фана, глас 8‑й. «Слава» – тро­парь свт. Гри­го­рия, глас 4‑й, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

После пения тро­па­рей на вели­кой вечерне (без бдения) отвер­за­ются цар­ские врата11. Диакон про­из­но­сит: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Певцы: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови». Иерей про­из­но­сит вели­кий отпуст12.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (еди­но­жды), тро­парь свт. Фео­фана, глас 8‑й (еди­но­жды). «Слава» – тро­парь свт. Гри­го­рия, глас 4‑й, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Кафизмы 4‑я и 5‑я. Малые екте­нии.

По 1‑м сти­хо­сло­вии – седа­лен свт. Фео­фана, глас 8‑й: «Непо­сти­жи­мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 3‑й: «Вла­дыка днесь…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

По 2‑м сти­хо­сло­вии – седа­лен свт. Фео­фана, глас 8‑й: «Непо­сти­жи­мый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седа­лен празд­ника, глас 4‑й: «Бого­яв­ле­ния время…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

Поли­е­лей. Вели­ча­ние свт. Фео­фана и избран­ный псалом. Седа­лен свя­ти­теля по поли­е­лее, глас 4‑й: «Пре­муд­рый учи­телю…» (дважды). «Слава, и ныне» – празд­ника (по выбору, см. по 1‑м или 2‑м сти­хо­сло­вии в службе свт. Гри­го­рия) или Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Необо­ри­мая Пред­ста­тель­нице…»13. Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен свт. Фео­фана, глас 4‑й: «Честна пред Гос­по­дем смерть пре­по­доб­ных Его»; стих: «Что воздам Гос­по­деви о всех, яже воз­даде ми?». Еван­ге­лие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами свя­ти­теля Фео­фана…». Сти­хира свя­ти­теля, глас 6‑й: «Изли­яся бла­го­дать…».

Каноны: празд­ника 1‑й со ирмо­сом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Фео­фана на 6 и свт. Гри­го­рия на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия празд­ника: «Глу­бины открыл есть дно…».

По 3‑й песни – кондак и икос празд­ника, глас 4‑й, кондак и икос свт. Гри­го­рия, глас 1‑й, ин кондак свт. Гри­го­рия, глас 2‑й; седа­лен свт. Фео­фана, глас 8‑й. «Слава» – седа­лен свт. Гри­го­рия, глас 3‑й, «И ныне» – седа­лен празд­ника, глас 1‑й.

По 6‑й песни – кондак и икос свт. Фео­фана, глас 4‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен свт. Фео­фана. «Слава» – све­ти­лен свт. Гри­го­рия, «И ныне» – све­ти­лен празд­ника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Гри­го­рия).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры свя­ти­теля, глас 7‑й – 4 (со слав­ни­ком)14. «Слава» – свт. Гри­го­рия, глас 1‑й: «Правыя веры…» (см. на сти­ховне утрени), «И ныне» – празд­ника, глас 8‑й: «Гос­поди, испол­нити хотя…» (см. на сти­ховне утрени, в службе свт. Гри­го­рия).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь свт. Фео­фана, глас 8‑й. «Слава» – тро­парь свт. Гри­го­рия, глас 4‑й, «И ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».

На часах – тро­парь празд­ника. «Слава» – тро­пари свт. Фео­фана и свт. Гри­го­рия чита­ются попе­ре­менно. Кондаки празд­ника и свт. Фео­фана чита­ются попе­ре­менно.

На Литур­гии бла­женны, от канона празд­ника, песнь 5‑я – 4 (со ирмо­сом), свт. Фео­фана, песнь 3‑я – 4 и свт. Гри­го­рия, песнь 6‑я – 4.

На входе – «…во Иор­дане кре­сти­выйся…».

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь празд­ника, тро­парь свт. Фео­фана, тро­парь свт. Гри­го­рия; кондак свт. Фео­фана, кондак свт. Гри­го­рия. «Слава» – ин кондак свт. Гри­го­рия, «И ныне» – кондак празд­ника.

В храме Бого­ро­дицы – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь свт. Фео­фана, тро­парь свт. Гри­го­рия; кондак празд­ника, кондак свт. Фео­фана, кондак свт. Гри­го­рия. «Слава» – ин кондак свт. Гри­го­рия, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь празд­ника, тро­парь храма, тро­парь свт. Фео­фана, тро­парь свт. Гри­го­рия; кондак храма, кондак свт. Фео­фана, кондак свт. Гри­го­рия. «Слава» – ин кондак свт. Гри­го­рия, «И ныне» – кондак празд­ника.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен – празд­ника, глас 4‑й: «Бла­го­сло­вен грядый во Имя Гос­подне…», стих: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви…»; и свя­ти­те­лей, глас 7‑й: «Честна пред Гос­по­дем…».

Алли­лу­и­а­рий – празд­ника, глас 4‑й: «При­не­сите Гос­по­деви…», и свя­ти­те­лей, глас 2‑й: «Свя­щен­ницы Твои обле­кутся…».

О Кре­щен­ской отступке апо­столь­ских и еван­гель­ских чтений

В 2023 году по при­чине Кре­щен­ской отступки:

В сед­мицу 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 10 по 15 января) чита­ются рядо­вые чтения 32‑й сед­мицы. В Неделю 33‑ю по Пяти­де­сят­нице (16 января) чита­ются вос­крес­ные чтения 32‑й Недели (о Закхее).

В сед­мицу 34‑ю по Пяти­де­сят­нице (с 17 по 22 января) чита­ются рядо­вые чтения 33‑й сед­мицы.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня, свт. Фео­фана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Гри­го­рия (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу).

Задо­стой­ник празд­ника.

При­ча­стен – празд­ника: «Явися бла­го­дать Божия…», и свя­ти­те­лей: «В память вечную…».

Отпуст: «Иже во Иор­дане…».


1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.

2 О порядке пения служб на пове­че­рии см. 22 фев­раля, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

3 В этом случае служба прп. Доме­ти­ана пере­но­сится на пове­че­рие и поется вместе со служ­бой прп. Мар­ки­ана. О порядке пения служб на пове­че­рии см. 22 фев­раля, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

4 Начало вели­кой вечерни при поли­е­лей­ной службе отли­ча­ется от начала вели­кой вечерни в составе бдения тем, что началь­ный воз­глас – «Бла­го­сло­вен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей про­из­но­сит воз­глас по окон­ча­нии 9‑го часа на амвоне, при закры­тых цар­ских вратах и откры­той завесе), и тем, что 103‑й псалом чита­ется, а не поется.

5 Если в честь свт. Фео­фана совер­ша­ется все­нощ­ное бдение:

На литии – сти­хира храма и сти­хиры свя­ти­теля. «Слава» – свя­ти­теля, «И ныне» – празд­ника.

На сти­ховне – сти­хиры празд­ника. «Слава» – свя­ти­теля, «И ныне» – празд­ника.

По Три­свя­том – тро­парь свя­ти­теля (дважды) и празд­ника (еди­но­жды). (Ср.: Типи­кон, 21 декабря, служба свт. Мос­ков­ского Петра, и 11 января, служба прп. Фео­до­сия).

6 Согласно рас­про­стра­нен­ной прак­тике, цар­ские врата отвер­за­ются с нача­лом пения тро­па­рей.

7 Такое окон­ча­ние поло­жено на вели­кой вечерне (без бдения), кото­рая совер­ша­ется отдельно от утрени. В случае, если вслед за вели­кой вечер­ней (без бдения) совер­ша­ется, по сло­жив­шейся бого­слу­жеб­ной прак­тике, поли­е­лей­ная утреня, цар­ские врата не отвер­за­ются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред пре­сто­лом про­из­но­сит воз­глас: «Слава Святей…», творя крест кади­лом.

8 Пение Бого­ро­дична, а не пес­но­пе­ния празд­ника, допус­ка­ется в службе вмч. Геор­гия, даже в дни Свет­лой сед­мицы (ср.: Типи­кон, 23 апреля, а также 2‑ю Мар­кову главу под этим числом).

9 Празд­нич­ные сти­ховны утрени из службы свт. Гри­го­рия на хва­ли­тех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце»; Типи­кон, 11 января), поскольку они пелись на «Гос­поди, воз­звах».

10 Начало вели­кой вечерни при поли­е­лей­ной службе отли­ча­ется от начала вели­кой вечерни в составе бдения тем, что началь­ный воз­глас – «Бла­го­сло­вен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей про­из­но­сит воз­глас по окон­ча­нии 9‑го часа на амвоне, при закры­тых цар­ских вратах и откры­той завесе), и тем, что 103‑й псалом чита­ется, а не поется.

11 Согласно рас­про­стра­нен­ной прак­тике, цар­ские врата отвер­за­ются с нача­лом пения тро­па­рей.

12 Такое окон­ча­ние поло­жено на вели­кой вечерне (без бдения), кото­рая совер­ша­ется отдельно от утрени. В случае, если вслед за вели­кой вечер­ней (без бдения) совер­ша­ется, по сло­жив­шейся бого­слу­жеб­ной прак­тике, поли­е­лей­ная утреня, цар­ские врата не отвер­за­ются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред пре­сто­лом про­из­но­сит воз­глас: «Слава Святей…», творя крест кади­лом.

13 Пение Бого­ро­дична, а не пес­но­пе­ния празд­ника, допус­ка­ется в службе вмч. Геор­гия, даже в дни Свет­лой сед­мицы (ср.: Типи­кон, 23 апреля, а также 2‑ю Мар­кову главу под этим числом).

14 Празд­нич­ные сти­ховны утрени из службы свт. Гри­го­рия на хва­ли­тех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъ­яв­ле­ние вкратце»; Типи­кон, 11 января), поскольку они пелись на «Гос­поди, воз­звах».

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки