Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Неделя святых Праотцев

Великая вечерня • Утреня • Литургия


 

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь:

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь:

Тропарь, воскресен.
Слава, и ныне, праотцем, глас 2:

 

Тропарь, воскресный
Слава, и ныне, праотцам, глас 2

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. дважды.

 

 

Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши. (2)

 

По обоих кафизмах седальны воскресны, с Богородичны их. По полиелеи ипакои гласа.

 

После кафизм седальны воскресные с Богородичнами их. После Полиелея ипакои гласа.

И седален праотцев, глас 8.
Подобен: Премудрости:

 

И седален праотцев, глас 8*
Подобен: Премудрости:

Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, – вопиюще к ним, – прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу. (2)

 

Авраама и Исаака с Иаковом все восхвалим в песнях, / Давида кроткого, Иисуса и двенадцать патриархов / вместе с тремя юношами, угасившими огненное пламя силою духовною, / "Радуйтесь", – возглашая к ним, – / "доблестно обличившие заблуждение царя безумного, / и Христа молите согрешений прощение даровать / празднующим с любовью святую память вашу!" (2)

Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственное похваление должно, / якоже вдовица оная два лепта, / приношу Тебе, Владычице, о всех дарованиих Твоих: / Ты бо явилася еси покров, купно и помощь, / напастей и скорбей присно мя изымающи. / Темже, яко от среды горящия пещи, избавлься оскорбляющих мя, / от сердца взываю Тебе: / Богородице, помози ми, / молящи Христа Бога согрешений оставление дати мне, / Тя бо имею надежду, раб Твой.

 

 

 

Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственную похвалу должным образом, / как вдовица известная две лепты, / приношу Тебе, Владычица, за все дары Твои: / ибо Ты явилась покровом и вместе – помощью, / от напастей и скорбей всегда меня освобождая. / Потому, как из среды горящей печи, / от преследующих меня избавившись, / я от сердца взываю к Тебе: / "Богородица, помоги мне, моля Христа Бога / согрешений прощение мне даровать; / ибо Тебя имею я надеждой, раб Твой!"

 

 

Каноны три: воскресен на 4, и святых триех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых триех отроков, глас 8, егоже краегранесие: Три отроки пою и Даниила великаго. Феофаново.

 

Канонов три: воскресный на 4, и святых трех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых трех отроков, глас 8, имеет акростих: Трех отроков воспеваю и Даниила великого. Творение преп. Феофана.

Песнь 1.

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.

 

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: По воде пройдя, как по суше, / и египетского развращения избежав, / израильтянин взывал: / "Избавителю и Богу нашему воспоем!"

Безначальное Слово, / из Отца прежде всех веков рожденно боголепно, / в пещи юношам образно видено бывшее, прославим.

 

Безначальное Слово, / от Отца прежде всех веков / рожденное, как подобает Богу, / в печи юношам образно явившееся, прославим.

Глаголы мучителя злочестиваго / благороднии отроцы оплевавше терпеливно, / снедьми беззаконных осквернитися халдейски не восхотеша.

 

Приказ тирана нечестивого / благородные отроки мужественно презрев, / пищею беззаконных оскверниться / по халдейскому обычаю не захотели.

Питастеся убо словом душевне, / снедьми же саморасленными плотски, / паче питающихся дебелыми снедьми, / царю краснейшии лицы явистеся.

 

Питали вы душу словом, / для плоти же довольствовались пищей дикорастущей, / но видом прекраснее живших в неге / явились перед царем.

Богородичен: Яд змиин, в слухи горько излиявшийся Евины, / яже из Давида возрастшая, Отроковице, исцеляеши, / Избавителя рождши.

 

 

Богородичен: Яд змия, горечью вошедший в уши Евы, / Отроковица, произросшая от Давида, исцеляет, / во чреве Искупителя нося.

 

Ин канон святых праотцев, глас 1, егоже краегранесие: Отцем хвалу в лепоту ныне приношаю. Иосиф.

 

Другой канон, святых праотцев, глас 1, имеющий акростих: Отцам хвалу, как подобает, ныне приношу. Творение преп. Иосифа.

Песнь 1.

Ирмос: Христос раждается – славите:

 

Песнь 1

Ирмос: Христос рождается – славьте:

Отцем пение принесем, прежде закона и в законе возсиявшим, / и из Девы возсиявшему Господу и Владыце волею правою угодившим, / и незаходимаго просвещения ныне наслаждающимся.

 

Отцам хвалу принесем, / прежде закона и под законом просиявшим, / и от Девы воссиявшему Господу и Владыке / мыслью правою послужившим, / и немеркнущим озарением / ныне наслаждающимся.

Адама перваго почтим, рукою почтеннаго Зиждителя, / и всех нас праотца уже бывшаго, / и в скиниях Небесных со всеми избранными почивающа.

 

Адама первого почтим, / почтенного рукою Создателя, / и ныне всем нам ставшего прародителем, / и в скиниях Небесных / со всеми избранными почивающего.

Авеля, дары принесшаго душею благороднейшею, / прият всех Бог и Господь; / сего же паки, скверноубийственною рукою умерщвлена, / принесе к свету яко Божественна мученика.

 

Авеля, дары принесшего душою благороднейшею, / принял Бог всех и Господь; / его же в древности злодейскою рукою умерщвленного, / Он к свету перенес, / как Божественного мученика.

Богородичен: Речений Божественных услышим, вопиющих Христово явление: / се бо в вертепе раждается из Отроковицы Неискусомужныя, / Егоже страшное Рождество провозвещает звездословцем звезда явльшаяся.

 

Богородичен: Изречения Боговдохновенные услышим, / возглашающие о явлении Христа: / ибо вот, Он в пещере рождается / от Отроковицы, не знавшей мужа, / и Его повергающее в трепет Рождество / открывает звездочетам звезда явившаяся.

Катавасия: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

 

 

 

Катавасия: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

 

 

Песнь 3.

Ирмос: Ты еси утверждение / притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси Свет омраченных, / и поет Тя дух мой.

 

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Ты – утверждение / прибегающих к Тебе, Господи, / Ты – Свет омраченным, / и Тебя воспевает дух мой.

Разум стяжавше Богонаученный, Владыко, отроцы Давидовы / законы отеческия богомудренно соблюдоша.

 

Разум стяжав, / Богом обученный, Владыка, / отроки, чада Давидовы, / законы отеческие богомудро сохранили.

Огнь не опали чистейшая телеса благочестивых: / постом бо душепитательным напаяхуся.

 

Огонь не опалил / чистейшие тела благочестивых: / ибо они постом душепитательным / были орошаемы.

Хвалу всемирную и многопетую поют отроцы трие, / посреде пещи чудно орошаеми.

 

Хвалу всемирную и многократную / поют три отрока посреди печи, / чудесно росою окропляемые.

Богородичен: Да рождество, Владыко, из девствующаго телесе покажеши нам, / спасаеши в пещи девствующая телеса.

 

 

Богородичен: Чтобы нам показать рождение / из девственного тела, Ты, Владыка, / в печи спасаешь девственников тела.

 

Ин. Ирмос: Прежде век от Отца:

 

Канон иной. Ирмос: Прежде веков от Отца:

Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение, / ибо в непорочнем жительстве и душевней любви Тому истинно угоди, / и ныне во стране живых вопиет: / Свят еси, Господи.

 

Воспевается в мiре / Сифа пламенное к Создателю стремление, / ибо он непорочной жизнью и расположением души / Ему истинно послужил, / и ныне во стране живых взывает: / "Свят Ты, Господи! "

Усты, и языком, и сердцем Енос чудный / призвати богомудренно Владыку всех и Бога надеяшеся в Дусе / и, благоугодно пожив на земли, славу восприят.

 

Устами, и языком, и сердцем / призывать с надеждою всего Владыку Бога / Енос чудный богомудро решился в Духе / и, благоугодно на земле пожив, / славу приобрел.

Священнословии священными Еноха ублажим, / благоугодив бо Господу, преставися в славе, / явився лучши смерти, якоже писася, / имже Божий быв раб искреннейший.

 

Священнейшими славословиями / превознесем блаженного Еноха, / ведь он, Господу угодив, / был переселен во славе, / явившись сильнее смерти, как написано, / ибо стал рабом Божиим искреннейшим.

Богородичен: Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, / и Вифлеем заключенный отверзает светло Едема, / Слово воплощаемое приемля, и в яслех плотию возлегшаго.

 

Богородичен: Ныне Ожидаемый народами от Девы происходит, / и Вифлеем подобающим образом приоткрывает / затворенный некогда Эдем, / приняв Слово воплощающееся / и в яслях плотию желающее возлечь.

Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / Свят еси, Господи.

 

 

Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / "Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!"

 

И ипакои, глас 2:

В росу детем огнь прелагашеся, / плач в радость женам пременяшеся: / Ангел бо во обоих служаше чудесех, / овым убо во упокоение претворивый пещь, / сим же Воскресение возвестивый тридневное. / Начальниче жизни нашея, Господи, слава Тебе.

 

 

Ипакои, глас 2

В росу огонь для отроков претворялся, / плач для жен в радость изменялся. / И Ангел был служителем обоих чудес: / одним печь в место покоя превратив, / другим же о Воскресении на третий день возвестив. / Начальник жизни нашей, Господи, слава Тебе!

 

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество.

 

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои / и прославил Твое Божество.

Даниил мудрейший, Божественне умом просвещаемь, / сония разреши самодержцев Божественною благодатию.

 

Даниил мудрейший, / умом божественно просвещаясь, / сновидения самодержцев истолковал / божественною благодатию.

Облистает чудесми, еже в пещи, отроков страдание: / мучителя бо уловиша к познанию Твоему, Всесильне.

 

Блистает чудесами / подвиг отроков в печи: / ибо они тирана уловили, приведя его / к познанию Тебя, Всесильный.

Согласия органы и мусикии песни / всесличныя доблественных не привлекоша / и златому образу не подклониша.

 

Созвучные орудия / и музыки стройные напевы / не очаровали доблестных / и пред златым образом не преклонили.

Богородичен: Песньми, Всепетая, / иже в Вавилоне дети почитают Сына Твоего Пребожественнаго, / Егоже в пещи познаша.

 

 

Богородичен: Песнопениями бывшие в Вавилоне отроки / чествуют, Всехвальная, / Сына Твоего Пребожественного, / Которого в печи познали.

 

Ин. Ирмос: Жезл из корене Иессеова:

 

Канон иной. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева:

Хвалу принесем Богу, / чтуще песньми Ноя, воистинну суща праведнаго: / во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив, / Емуже песнопоем, вернии: / слава силе Твоей, Господи.

 

Хвалу принесем Богу, / почитая песнопениями / Ноя, бывшего поистине праведным: / ибо, исполнением всех заповедей Божественных красуясь, / благоугодным явился он Христу, / Которому мы с верою поем: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Видев твое Бог благородное нрава, и простое, / и по всему, Ное, совершена, втораго мира яве началовождя тя показует, / спасшаго тому всякаго рода от потопа чувственнаго семя, / якоже Сам повеле.

 

Бог, увидев твое благородство, / нрава непорочность и совершенство во всем, / родоначальником второго мiра ясно тебя, Ной, являет, / спасшим для него от чувственного потопа / семя всякого рода, / как Он Сам повелел.

Ноя, сохраньшаго Божий закон невредимь, / и обретшася тогда праведна в роде своем, / и древяным спасша древле ковчегом безсловесных роды повелением Вседетельным, / песньми благочестно ублажим.

 

Ноя, закон Божий сохранившего неповрежденным, / и найденного некогда праведным в роде своем, / и спасшего в древности в ковчеге деревянном / бессловесных тварей роды всесильным повелением, / песнями благоговейно прославим.

Вино умиления нам точит, / чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души, и сердца всегда / чисте блажащих нравы твоя честныя и жительство Божественное.

 

Вино умиления источает / нам, чтущим тебя, Ной блаженный, память твоя, / веселящее и души, и сердца всегда / искренно превозносящих нравы твои благоговейные / и образ жизни богодухновенный.

Богородичен: Ныне Избавление наше в яслех возлегает / и пеленами повивается, якоже Младенец. / И волсви, восточнии царие, приходят / Сего яко Бога и Царя рождшагося от Чистыя, видети / и поклонитися с дары верно.

 

Богородичен: Ныне Искупление наше в яслях возлегает / и пеленами как младенец повивается. / И волхвы, восточные цари, приходят / Его как Бога и Царя, на земле рожденного, увидеть / и послужить с дарами верно.

Катавасия: Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.

 

 

 

Катавасия: Отрасль от корня Иессеева / и цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

 

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Научившеся закону, Спасе, / не отвергошася Твои угодницы, / Даниил великий с треми юношами Богомудрыми, / но, крепость приемше от Тебе, Благодетеля, / мучители мужески победиша.

 

Наученные Закону Твои служители / не отреклись от него, Спаситель, / – Даниил великий с тремя юношами богомудрыми; / но, приняв силу от Тебя, Благодетеля, / нрав тиранов своим мужеством изменили.

Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам: / на облаце бо яко Сына Тя Человеча грядуща, / языков всех яко Судию и Царя зряше ума чистотою.

 

Мысленно научался Даниил / Твоим тайнам, Человеколюбец: / ибо Тебя, как Сына Человеческого, / всех народов Царя и Судию, / чистым умом он созерцал / на облаке грядущим.

Украсися, о дети! паче камене сапфира ваше совокупление, / яко заря златая, благочестия ревностию распальшеся, / ходяще радостно в пещи и собирающе ликование всемирное.

 

Прекраснее камня сапфира / соделались, о дети, ваши тела: / как блеском золота, вы благочестия ревностию пылаете, / ходя радостно в печи / и собирая ликование всемирное.

Богородичен: Даниил Тя, Дево, гору прописа яве Божественный, / трие же отроцы, видевше пламень орошающь, / Твое Божественное Рождество песнопесненно восхваляют / яко Спаса, и Зиждителя, и Господа.

 

 

Богородичен: Даниил богодухновенный / Тебя, Дева, как Гору ясно предначертал; / три же отрока, видя пламя орошающее, / Твое Божественное Чадо песнопениями восхваляют / как Спасителя, и Творца, и Господа.

 

Ин. Ирмос: Бог Сый мира:

 

Канон иной. Ирмос: Ты, Бог мира:

Хвалами Божественными да почтится Сим, / отеческое благословение приплодив, / и, пред Богом благоугоден явлься, / к праотеческим ликом причтеся, / и во стране живых радостно почивает.

 

Хвалами богодухновенными да почтится Сим, / получивший плод – отеческое благословение, / и явившийся пред Богом благоугодным, / и к сонмам праотцев причтенным, / и в стране живых радостно почивающим.

Видети сподобися яко друг Божий Авраам день Зиждителя своего / и исполнь бывает радости духовныя; / сего убо, ума правостию чтуще, ублажим вси, / яко Христова Божественна праотца.

 

Увидеть удостоился, как друг Божий, / Авраам день Создателя своего / и радости духовной был исполнен; / давайте же его, правой мыслью почитая, / прославим все, как верного Божия служителя.

Видел еси, якоже есть мощно человеку видети, Троицу / и Тую угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме; / темже мзду приял еси страннаго гощения, / еже быти тебе безчисленных языков отцу верою.

 

Узрел ты, насколько можно человеку видеть, Троицу / и принял Ее гостеприимно, / как друг ближайший, преблаженный Авраам; / потому и награду получаешь / за гостеприимство необычайное / удостоясь стать отцом бесчисленных народов через веру.

Богородичен: Полный истощавается плотию нас ради, / и начало Безначальный приемлет; / обнищевает же Богатый, / и Слово – Сый Бог – в яслех безсловесных возлежит, яко Младенец, / воззвание всех сущих от века соделовая.

 

Богородичен: Полнотою Обладающий / умаляется по плоти ради нас, / и начало Безначальный получает; / нищает же Богатый, / и Тот, кто Сам есть Слово Божие, / в яслях тварей бессловесных как младенец возлежит, / воссоздание всех от века живших совершая.

Катавасия: Бог Сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам; / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

 

 

Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает / и во глубину нужднаго реет мя отчаяния, / но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови, / о Управителю! и спаси.

 

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Бездна грехов и согрешений буря меня смущает / и с силой гонит меня во глубину отчаяния; / но Сам крепкую руку простри мне, как Петру, / и из глубины погибели возведи.

Обладавше душевными страстьми силою слова, / страны язык халдейских властели бысте, / весть бо добродетель честь даровати стяжавшим ю, / о Давидовы мудрии внуцы!

 

Получив власть над душевными страстями силою Слова, / вы сделались правителями в странах племен халдейских; / ибо знает добродетель, как даровать честь ее стяжавшим, / о мудрые потомки Давидовы!

В мертвость Даниил живоносную одеявся древле, / яко Бога, халдеем злочестивно мнимаго, / убивает снедию змия злейшаго. / Священники же злочестивыя мудре убил есть.

 

В мертвость живоносную облачившись, / в древности убивает пищей Даниил / нечестиво чтимого халдеями как Бога змея злейшего, / и жрецов враждебных он мудро истребил.

Богородичен: Милостива ми Судию, Сына Твоего, Богородице Дево, / Твоими молитвами быти в день Суда / Избавителя же лютых, Мати, умоли: / на Тя бо едину надежду мою возлагаю.

 

 

Богородичен: Склони мольбами Твоими, Матерь, / да милостив ко мне будет в день Суда / и избавит меня от мучений тяжких / Судия – Сын Твой, Дева Богородица; / ведь я на Тебя одну надежды возлагаю.

 

Ин. Ирмос: Из утробы Иону:

 

Канон иной. Ирмос: Из утробы Иону:

Образ Христовы смерти был еси яве, Исааче преблаженне, / возводимь отчим благопокорением, еже закалатися. / Сего ради ублажился еси и раб Божий воистинну явился еси ближний, / со всеми праведными вселяяся.

 

Образом Христовой смерти / стал ты явно, Исаак блаженнейший, / возводимый отчим послушанием на заклание. / Потому ты и стяжал блаженство, / и другом Божиим ближайшим явился воистину, / со всеми праведными обитая.

Явися Иаков угодник, вернейший всех Бога; / темже и брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся / и, спя, Божественную лествицу виде, / на нейже Бог утверждашеся, плотию обложивыйся за благостыню.

 

Явился Иаков всех Бога служителем вернейшим; / потому он боролся с Ангелом, / был наречен умом, зрящим Бога, / и видел во сне божественную лестницу, / на которой утверждался Бог, / с плотию соединившийся по Своей благости.

Любя Иосиф ко отцу благопокорение, / в ров ввержен, продадеся / во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа; / пшеницодавец же Египта бысть, целомудр быв и праведен, / царь же страстей истиннейший.

 

Иосиф, послушание отцу любивший, / в ров ввержен был и продан / во образ закланного и в ров вверженного Христа; / стал же раздающим хлеб всему Египту, / будучи целомудренным, и праведным, / и царем над страстями истиннейшим.

Богородичен: Младо на земли Отроча познавается, / Сый со Отцем присно и Духом, / пеленами же повивается, Иже землю повиваяй мглою яве, / и в яслех безсловесных возлежит. / Сего ныне предпразднуем, радующеся, безсеменное рождество.

 

Богородичен: Юное Дитя на земле открывается / – Существующий вечно со Отцом и Духом; / пеленами же повивается / землю поистине Повивший мглою, / и в яслях бессловесных животных возлежит. / Будем ныне радостно предпраздновать / Его бессеменное рождество.

Катавасия: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият; / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

 

 

Катавасия: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь, / таким, каким и принял, / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной; / ведь Само не подвергшись плотскому зачатию / и Родившую уберегло от страданий.

 

Кондак, глас 6:

Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй.

 

Кондак, глас 6

Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / "Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!"

Икос: Простри Твою руку, / еюже древле прияша искушение египтяне борющии и еврее боримии. / Не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидяй нас, / но приближися нам и пощади души наша, / якоже пощадил еси иногда отроки Твоя, / сущия в Вавилоне, непрестанно славящия Тя, / и вверженныя Тебе ради в пещь, / и от сея вопиющия Ти: / ускори, Щедрый, и потщися, яко Милостив, на помощь нашу, / яко можеши хотяй.

 

 

Икос: Простри Твою руку, / силу которой испытали в древности / Египтяне преследующие и Евреи преследуемые. / Не оставь нас, да не поглотит нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидящий нас, / но приблизься к нам и пощади души наши, / как пощадил Ты некогда отроков Твоих, бывших в Вавилоне, / непрестанно воспевавших Тебя и брошенных за Тебя в печь, / и из нее взывавших Тебе: / "Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!"

 

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы Богочестивии в Вавилоне / образу златому не поклонишася, / но посреде пещи огненныя, орошаеми, / песнь воспеваху глаголюще: / превозносимый отцев и нас Боже, благословен еси.

 

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Отроки Богобоязненные в Вавилоне / образу златому не поклонились, / но посреди печи огненный орошаемые, / песнь воспевали, возглашая: / "Благословен Бог отцов наших!"

Глас Боголюбезен пояшеся из среды огня Вседержителю, / Азария бо, Божественный лик составив, / песнь воспевая, глаголаше: / благословен Бог отец наших.

 

Глас благочестивый раздавался / из среды огня Вседержителю; / ибо Азария, божественный составив хор, / песнь воспевал, возглашая: / "Благословен Бог отцов наших!"

Цевница юношей богословствует всех Бога и Вседержителя, / тем в пещи ясно явльшагося, / и песнь воспеваху, глаголюще: / благословен Бог отец наших.

 

Лира юношей богословствовала / о Боге всех и Вседержителе, / им в печи явившемся ясно, / и песнь они воспевали, возглашая: / "Благословен Бог отцов наших! "

Три, в пещь вверженныя, видев царь, / яко узре четвертаго вид, / Сына пронарече Божия и всем возопи: / благословен Бог отец наших.

 

Знал властитель, что ввергли в печь троих, / и когда увидел облик Четвертого, / Сыном Божиим Его назвал и всем возгласил: / "Благословен Бог отцов наших!"

Богородичен: Имея просвещен Божественною зарею ум, Данииле Богоблаженне, / Девы рождество яве предвидел еси, таинственными образы образуемо, / благословен, – вопия, – Боже отец наших.

 

 

Богородичен: Имея ум, блистающий Божественным сиянием, / Даниил богоблаженный, / ты рождение от Девы предвидел ясно, / таинственными образами обозначаемое, и взывал / "Благословен Бог отцов наших!"

 

Ин. Ирмос: Отроцы, благочестию:

 

Канон иной. Ирмос: Отроки, воспитанные:

Да воспоется Анания, Азария, Мисаил с Даниилом, / пещь угасивше огненную, и львов обуздавше стремления, / и Христу согласно поюще: / отцев Боже, благословен еси.

 

Да воспеваются Анания, Азария и Мисаил / с Даниилом, печь огненную угасившие / и обуздавшие львов стремления, / и Христу согласно поющие: / "Боже Отцов, благословен Ты!"

Законно пострадав в напастех и неослабных скорбех, / угодник наречеся Иов Божий всеистиннейший, / кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен, вопия: / отцев Боже, благословен еси.

 

Иов, законно претерпевший беды / в испытаниях и неослабевающих скорбях, / кроткий, незлобивый, прямой, / совершенный, непорочный, / истиннейшим Божиим служителем / был наречен и восклицает: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Верою Моисея, Аарона же и Ора почтим, / восхваляюще Иисуса и Левию священнейшаго, / Гедеона же и Сампсона, и взываем: / отцев Боже, благословен еси.

 

Верою Моисея и Аарона с Ором почтим, / восхваляя Иисуса и Левия священнейшего, / Гедеона же и Сампсона и взывая: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Богородичен: Се, якоже прорече пророк, / во чреве зача Неискусобрачная Бога / и родити яве идет в вертепе Вифлеемле. / Емуже вси поем: / отцев Боже, благословен еси.

 

Богородичен: Вот, как предсказал пророк, / во чреве зачала Бога брака не познавшая / и спешит поистине родить в пещере Вифлеемской / Того, Кому мы все поем: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Катавасия: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреди пламене стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

 

 

 

Катавасия: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / "Боже Отцов, благословен Ты!"

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены, сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / "Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!"

Авраамово благородие сохранити тщащеся, / свойственное к нему стяжасте основание веры и надежды, преподобнии, / терпение и напастем пождание, вопиюще: / благословите, священницы, Владыку, / людие, превозносите Его во веки.

 

Авраамово благородство сохранить стремясь, / вы самое подходящее к нему стяжали основание / веры и надежды, преподобные, / и терпение, и стойкость в испытаниях, / взывая непреклонно: "Священники, благословляйте, / люди, превозносите Христа вовеки!"

Яко светила просиявше, и землю онебесивше, / и благочестия просвещением осиявшеся, / всемирное составльше ликостояние, поют от напастей спасшему Владыце: / отроцы, благословите, священницы воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Как светила, просиявшие / и землю сделавшие подобной небесам, / и просвещением благочестия разгоревшиеся, / составив всемирный хоровод, поют / от искушений их спасшему Владыке: / "Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите Христа вовеки!"

Юношески погасивше распалимую пещь / и львов челюсти заграждше, Давидовы внуцы, / ныне радующеся, поют Тя, Благодетеля, Царя всех: / отроцы, благословите, священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Юношески угасившие вздымающуюся печь / и львов клыки связавшие Давидовы потомки, / ныне воспевают радостно / от искушений их спасшего Владыку: / "Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!"

Богородичен: Тайнонаучает, Пречистая, Даниил мудрейший, / и предживописуют отроцы трие Рождество Твое, Богомудреннии, / образы зряще из утробы Твоея Прошедшаго несказанно; / Егоже дети благословят, священницы воспевают, / людие превозносят во вся веки.

 

 

Богородичен: В тайну посвящается Даниил мудрейший, / и предизображают три богомудрых отрока / Рождение от Тебя, Пречистая, / видя в образах из чрева Твоего Прошедшего неизъяснимо, / Которого отроки благословляют, священники воспевают, / люди превозносят во все века.

 

Ин. Ирмос: Чуда преестественнаго:

 

Канон иной. Ирмос: Окропляющая росою печь:

Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

 

В сей день совершаем божественную память / от века живших досточтимых отцов: / Адама с Авелем, Сифа и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака с верным Иаковом, взывая: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Полк Богокрасный Божественных отец да восхвалим, / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая, Самуила же, / предняя зряща честне и взывающа: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки.

 

Полк боголюбезный божественных отцов восхвалим: / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая с Самуилом, / созерцающий грядущее благоговейно и взывающий: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Похвалу песнопесненно да принесем Божиим пророком, / восхваляюще Иосию и Михея, Софония и Аввакума, / Захарию и Иону, Аггея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / купно Даниила, Илию и Елиссея.

 

Похвалу песнопениями принесем / Божиим пророкам, восхваляя / Осию и Михея, Софонию и Аввакума, / Захарию и Иону, Агтея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / а вместе с ними – Даниила, Илию и Елисея.

Глаголы Троическими Всесвятую воспоем, вернии, Троицу, / Отца Безначальнаго, Сына же и Праваго Духа Святаго – Единицу Триипостасную, / Юже всякое дыхание славит, зовуще: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки.

 

Тройственными речениями, верные, / Всесвятую Троицу воспоем: / Отца Безначального и Сына, / и правого, Святого Духа – / Единицу в Трех Ипостасях, / Которую все дышащее славит, восклицая: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Богородичен: Явился еси от девственных, Христе, кровей, / воплощаемь неизреченным словом / и яко Младенец совершен в вертепе премножеством благоутробия, Иисусе, раждаяся; / звезда же Тя издалеча возвести звездословцем, / пойте, верою зовущим, и превозносите Христа во веки.

 

Богородичен: Явился Ты, от крови девственной, Христе, / воплощаясь неизреченным словом, / и как младенец совершенный / в пещере по преизбытку милосердия рождаясь, Иисусе. / Звезда же указала Тебя издалека / звездочетам, с верою взывавшим: / "Пойте и превозносите Христа вовеки!"

Катавасия: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества – Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем, воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

 

 

 

Катавасия: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

 

 

Песнь 9.

Ирмос: Воистинну Богородицу, / Тя исповедуем, / спасеннии Тобою, Дево Чистая, / с Безплотными лики Тя величающе.

 

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем / мы, спасенные Тобою, Дева чистая, / с сонмами бесплотных Тебя величая.

Достигосте кончину желаемую / и желаний Крайнейшему предстоите в Небесных чертозех, / отроцы всеблаженнии.

 

Достигли вы кончины вожделенной / и предстали Пределу всех стремлений / в Небесных чертогах, отроки всеблаженные.

Радующеся, рукоятие, еже от слез, добраго вашего земледелания приясте, / нетления клас плодоносивше.

 

С радостью вы собираете снопы / – плод вашего земледелия прекрасного, / совершавшегося со слезами / и нетления колос принесшего.

Возсия светлость ныне вам достойно, / и веселие сердца процвете: / отонудуже бо отбеже печаль, вселистеся.

 

Взошло сияние ныне для вас достойно / и веселье сердца расцвело: / ибо в месте, откуда отошла печаль, / вы поселились.

Богородичен: Пажить смертную уставила еси, Дево, / Жизнодавца рождши и Господа, / животворящаго верою величающия Тя.

 

 

Богородичен: Распространение смерти Ты остановила, Дева, / родив жизни Подателя и Господа, / животворящего с верою Тебя величающих.

 

Ин. Ирмос: Таинство странное вижу:

 

Канон иной. Ирмос: Таинство вижу:

Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, / Анна, и Иудифь, и Девора, Олда, Иаиль же, / Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, / Рахиль, и Ревекка, и Руфь, велемудрыя.

 

Крепостью Твоею в древности / сотворили могущественные дела / дочери Твои, Господи: / Анна, и Иудифь, и Девора, / Олда и Иаиль, Есфирь, Сарра, / Мариам, сестра Моисея и Рахиль, / и Ревекка, и Руфь, великие духом.

Яко угасившия отроки святыя пещь священно почтим / купно с Даниилом пророком и всеми праведными яве, / прежде закона облиставшими добре / и в законе Владыце угодившими.

 

Отроков святых, как угасивших печь, / почтим открыто с благоговением / вместе с Даниилом пророком и всеми праведными, / прежде Закона прекрасно просиявшими / и в Законе Владыке послужившими.

Премудрии Божественнии пророцы бывше Авраамовы внуцы, / Еже от Авраама и Иуды рождшееся Слово Божие провозвестиша Духом, / тех мольбами, Иисусе, вся ущедри.

 

Став мудрейшими богодухновенными пророками / Авраамовы потомки / от Авраама и Иуды рождающееся Слово Божие / с горячим усердием предвозвестили в Духе; / по их мольбам, Иисусе, над всеми сжалься.

Освятися вся тварь памятию вашею / и, торжествующи, зовет, рабски вопиющи: / мольбу Господу присно принесите, блаженнии, / улучити вечных благ благохвалящим вас.

 

Освятилось памятью вашей все творение / и, торжествуя, взывает, с мольбою возглашая: / "Моление Господу приносите всегда, блаженные, / дабы вечных благ достигли / восхваляющие вас!"

Богородичен: Облекийся в мя, от Девы предгрядет, / и в вертепе раждается Слово Отчее неслитно: / ликуй, тварь, гласы благодарственными величающи / Того еже за милосердие всесвятое снизшествие.

 

Богородичен: Облекшийся в меня от Девы происходит, / и в пещере рождается Слово Отчее неслиянно; / ликуй, творение, голосами благодарственными величая / по милосердию бывшее всесвятое Его сошествие.

Катавасия: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

 

 

 

Катавасия: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

 

 

Светилен воскресен. Слава, праотцев.
Подобен: Жены, услышите:

 

Светилен воскресный. Слава, праотцев
Подобен: Жены, услышьте:

Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, Еноха и Ноя, / Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона.

 

Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, / Еноха и Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, / Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона.*

И ныне: Солнце великое – Создатель – от Неискусомужныя Девы, / яже от Адама просветити в Вифлеем тщится. / Темже возвещает чудо праотец всесветлейшая память.

 

 

И ныне: Солнце великое – Создатель – / от не познавшей мужа Девы восходящее, / чтобы просветить от Адама происшедших, в Вифлеем спешит. / И ныне возвещает об этом чуде / праотцев всесветлейшая память.*

 

На хвалитех стихиры воскресны 4
и святых праотцев 4, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

 

На "Хвалите:" стихиры воскресные 4
и святых праотцев 4, глас 2
Подобен: Дом Евфрафов:

Вси честных ныне праотец память совершаем, / поюще Богоугодное сих житие, / егоже ради возвеличишася. (2)

 

Все ныне досточтимых праотцев память совершим, / воспевая (богоугодное) их житие, / ради которого они возвеличились. (2)

Стих: Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально, и прославлено Имя Твое во веки.

 

Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.   Дан 3:26

Угасиша силу отроцы огненную, / ликующе посреде пещи / и поюще Бога всесильнаго.

 

Угасили отроки силу огня, / ликуя посреди печи / и воспевая Бога всесильного.

Стих: Яко праведен еси о всех, / яже сотворил еси нам.

 

Стих: Ибо праведен Ты во всем, / что соделал с нами.   Дан 3:27

В рове заключен, зверем сообитатель, / Даниил пророк / непричастен сих показася озлобления.

 

Во рве заключенный / зверей сообитатель, Даниил пророк / оказался вреда от них не потерпевшим.

Слава, глас 7. Германово: Приидите вси, верно торжествуим / прежде закона отец, / Авраама и сущих с ним летнюю память. / Иудово племя достойно почтим, / иже в Вавилоне отроки, угасившия пещный пламень, / яко Троицы образ с Даниилом восхвалим, / пророческая проречения известно держаще, / со Исаием велегласно возопиим: / се Дева во чреве приимет / и родит Сына Еммануила, / Иже есть с нами Бог.

 

Слава, глас 7, Германа: Придите все, с верою торжественно отпразднуем / прежде закона живших отцов – / Авраама и тех, кто с ним, – ежегодную память. / Племя Иуды достойно почтим – / отроков, в Вавилоне угасивших пламя печи, / как образ Троицы с Даниилом их восхвалим. / Пророческих предсказаний твердо держась, / с Исаией громогласно воскликнем: / "Вот, Дева во чреве приимет / и родит Сына – Эммануила, / что значит: с нами Бог!"

И ныне, Богородичен: Преблагословенна еси:

 

 

И ныне, Богородичен: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

 

Славословие великое. Ектении, и отпуст, и стихира Евангельская. Час 1-й и конечный отпуст.

 

 

Славословие великое. Ектении, отпуст и стихира Евангельская. Час 1-й и окончательный отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus