• Великая вечерня
• Утреня
• Литургия
Песнь 3.Ирмос: Ты еси утверждение / притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси Свет омраченных, / и поет Тя дух мой. |
Песнь 3Канон 1. Ирмос: Ты – утверждение / прибегающих к Тебе, Господи, / Ты – Свет омраченным, / и Тебя воспевает дух мой. |
Разум стяжавше Богонаученный, Владыко, отроцы Давидовы / законы отеческия богомудренно соблюдоша. | Разум стяжав, / Богом обученный, Владыка, / отроки, чада Давидовы, / законы отеческие богомудро сохранили. |
Огнь не опали чистейшая телеса благочестивых: / постом бо душепитательным напаяхуся. | Огонь не опалил / чистейшие тела благочестивых: / ибо они постом душепитательным / были орошаемы. |
Хвалу всемирную и многопетую поют отроцы трие, / посреде пещи чудно орошаеми. | Хвалу всемирную и многократную / поют три отрока посреди печи, / чудесно росою окропляемые. |
Богородичен: Да рождество, Владыко, из девствующаго телесе покажеши нам, / спасаеши в пещи девствующая телеса. | Богородичен: Чтобы нам показать рождение / из девственного тела, Ты, Владыка, / в печи спасаешь девственников тела. |
Ин. Ирмос: Прежде век от Отца: | Канон иной. Ирмос: Прежде веков от Отца: |
Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение, / ибо в непорочнем жительстве и душевней любви Тому истинно угоди, / и ныне во стране живых вопиет: / Свят еси, Господи. | Воспевается в мiре / Сифа пламенное к Создателю стремление, / ибо он непорочной жизнью и расположением души / Ему истинно послужил, / и ныне во стране живых взывает: / «Свят Ты, Господи! « |
Усты, и языком, и сердцем Енос чудный / призвати богомудренно Владыку всех и Бога надеяшеся в Дусе / и, благоугодно пожив на земли, славу восприят. | Устами, и языком, и сердцем / призывать с надеждою всего Владыку Бога / Енос чудный богомудро решился в Духе / и, благоугодно на земле пожив, / славу приобрел. |
Священнословии священными Еноха ублажим, / благоугодив бо Господу, преставися в славе, / явився лучши смерти, якоже писася, / имже Божий быв раб искреннейший. | Священнейшими славословиями / превознесем блаженного Еноха, / ведь он, Господу угодив, / был переселен во славе, / явившись сильнее смерти, как написано, / ибо стал рабом Божиим искреннейшим. |
Богородичен: Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, / и Вифлеем заключенный отверзает светло Едема, / Слово воплощаемое приемля, и в яслех плотию возлегшаго. | Богородичен: Ныне Ожидаемый народами от Девы происходит, / и Вифлеем подобающим образом приоткрывает / затворенный некогда Эдем, / приняв Слово воплощающееся / и в яслях плотию желающее возлечь. |
Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / Свят еси, Господи. | Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / «Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!» |
И ипакои, глас 2:Вросу детем огнь прелагашеся, / плач в радость женам пременяшеся: / Ангел бо во обоих служаше чудесех, / овым убо во упокоение претворивый пещь, / сим же Воскресение возвестивый тридневное. / Начальниче жизни нашея, Господи, слава Тебе. |
Ипакои, глас 2Вросу огонь для отроков претворялся, / плач для жен в радость изменялся. / И Ангел был служителем обоих чудес: / одним печь в место покоя превратив, / другим же о Воскресении на третий день возвестив. / Начальник жизни нашей, Господи, слава Тебе! |
Песнь 4.Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество. |
Песнь 4Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои / и прославил Твое Божество. |
Даниил мудрейший, Божественне умом просвещаемь, / сония разреши самодержцев Божественною благодатию. | Даниил мудрейший, / умом божественно просвещаясь, / сновидения самодержцев истолковал / божественною благодатию. |
Облистает чудесми, еже в пещи, отроков страдание: / мучителя бо уловиша к познанию Твоему, Всесильне. | Блистает чудесами / подвиг отроков в печи: / ибо они тирана уловили, приведя его / к познанию Тебя, Всесильный. |
Согласия органы и мусикии песни / всесличныя доблественных не привлекоша / и златому образу не подклониша. | Созвучные орудия / и музыки стройные напевы / не очаровали доблестных / и пред златым образом не преклонили. |
Богородичен: Песньми, Всепетая, / иже в Вавилоне дети почитают Сына Твоего Пребожественнаго, / Егоже в пещи познаша. | Богородичен: Песнопениями бывшие в Вавилоне отроки / чествуют, Всехвальная, / Сына Твоего Пребожественного, / Которого в печи познали. |
Ин. Ирмос: Жезл из корене Иессеова: | Канон иной. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева: |
Хвалу принесем Богу, / чтуще песньми Ноя, воистинну суща праведнаго: / во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив, / Емуже песнопоем, вернии: / слава силе Твоей, Господи. | Хвалу принесем Богу, / почитая песнопениями / Ноя, бывшего поистине праведным: / ибо, исполнением всех заповедей Божественных красуясь, / благоугодным явился он Христу, / Которому мы с верою поем: / «Слава силе Твоей, Господи!» |
Видев твое Бог благородное нрава, и простое, / и по всему, Ное, совершена, втораго мира яве началовождя тя показует, / спасшаго тому всякаго рода от потопа чувственнаго семя, / якоже Сам повеле. | Бог, увидев твое благородство, / нрава непорочность и совершенство во всем, / родоначальником второго мiра ясно тебя, Ной, являет, / спасшим для него от чувственного потопа / семя всякого рода, / как Он Сам повелел. |
Ноя, сохраньшаго Божий закон невредимь, / и обретшася тогда праведна в роде своем, / и древяным спасша древле ковчегом безсловесных роды повелением Вседетельным, / песньми благочестно ублажим. | Ноя, закон Божий сохранившего неповрежденным, / и найденного некогда праведным в роде своем, / и спасшего в древности в ковчеге деревянном / бессловесных тварей роды всесильным повелением, / песнями благоговейно прославим. |
Вино умиления нам точит, / чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души, и сердца всегда / чисте блажащих нравы твоя честныя и жительство Божественное. | Вино умиления источает / нам, чтущим тебя, Ной блаженный, память твоя, / веселящее и души, и сердца всегда / искренно превозносящих нравы твои благоговейные / и образ жизни богодухновенный. |
Богородичен: Ныне Избавление наше в яслех возлегает / и пеленами повивается, якоже Младенец. / И волсви, восточнии царие, приходят / Сего яко Бога и Царя рождшагося от Чистыя, видети / и поклонитися с дары верно. | Богородичен: Ныне Искупление наше в яслях возлегает / и пеленами как младенец повивается. / И волхвы, восточные цари, приходят / Его как Бога и Царя, на земле рожденного, увидеть / и послужить с дарами верно. |
Катавасия: Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи. | Катавасия: Отрасль от корня Иессеева / и цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи! |
Кондак, глас 6:Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй. |
Кондак, глас 6Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!» |
Икос: Простри Твою руку, / еюже древле прияша искушение египтяне борющии и еврее боримии. / Не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидяй нас, / но приближися нам и пощади души наша, / якоже пощадил еси иногда отроки Твоя, / сущия в Вавилоне, непрестанно славящия Тя, / и вверженныя Тебе ради в пещь, / и от сея вопиющия Ти: / ускори, Щедрый, и потщися, яко Милостив, на помощь нашу, / яко можеши хотяй. | Икос: Простри Твою руку, / силу которой испытали в древности / Египтяне преследующие и Евреи преследуемые. / Не оставь нас, да не поглотит нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидящий нас, / но приблизься к нам и пощади души наши, / как пощадил Ты некогда отроков Твоих, бывших в Вавилоне, / непрестанно воспевавших Тебя и брошенных за Тебя в печь, / и из нее взывавших Тебе: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!» |
Песнь 7.Ирмос: Отроцы Богочестивии в Вавилоне / образу златому не поклонишася, / но посреде пещи огненныя, орошаеми, / песнь воспеваху глаголюще: / превозносимый отцев и нас Боже, благословен еси. |
Песнь 7Канон 1. Ирмос: Отроки Богобоязненные в Вавилоне / образу златому не поклонились, / но посреди печи огненный орошаемые, / песнь воспевали, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших!» |
Глас Боголюбезен пояшеся из среды огня Вседержителю, / Азария бо, Божественный лик составив, / песнь воспевая, глаголаше: / благословен Бог отец наших. | Глас благочестивый раздавался / из среды огня Вседержителю; / ибо Азария, божественный составив хор, / песнь воспевал, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших!» |
Цевница юношей богословствует всех Бога и Вседержителя, / тем в пещи ясно явльшагося, / и песнь воспеваху, глаголюще: / благословен Бог отец наших. | Лира юношей богословствовала / о Боге всех и Вседержителе, / им в печи явившемся ясно, / и песнь они воспевали, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших! « |
Три, в пещь вверженныя, видев царь, / яко узре четвертаго вид, / Сына пронарече Божия и всем возопи: / благословен Бог отец наших. | Знал властитель, что ввергли в печь троих, / и когда увидел облик Четвертого, / Сыном Божиим Его назвал и всем возгласил: / «Благословен Бог отцов наших!» |
Богородичен: Имея просвещен Божественною зарею ум, Данииле Богоблаженне, / Девы рождество яве предвидел еси, таинственными образы образуемо, / благословен, – вопия, – Боже отец наших. | Богородичен: Имея ум, блистающий Божественным сиянием, / Даниил богоблаженный, / ты рождение от Девы предвидел ясно, / таинственными образами обозначаемое, и взывал / «Благословен Бог отцов наших!» |
Ин. Ирмос: Отроцы, благочестию: | Канон иной. Ирмос: Отроки, воспитанные: |
Да воспоется Анания, Азария, Мисаил с Даниилом, / пещь угасивше огненную, и львов обуздавше стремления, / и Христу согласно поюще: / отцев Боже, благословен еси. | Да воспеваются Анания, Азария и Мисаил / с Даниилом, печь огненную угасившие / и обуздавшие львов стремления, / и Христу согласно поющие: / «Боже Отцов, благословен Ты!» |
Законно пострадав в напастех и неослабных скорбех, / угодник наречеся Иов Божий всеистиннейший, / кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен, вопия: / отцев Боже, благословен еси. | Иов, законно претерпевший беды / в испытаниях и неослабевающих скорбях, / кроткий, незлобивый, прямой, / совершенный, непорочный, / истиннейшим Божиим служителем / был наречен и восклицает: / «Отцов Боже, благословен Ты!» |
Верою Моисея, Аарона же и Ора почтим, / восхваляюще Иисуса и Левию священнейшаго, / Гедеона же и Сампсона, и взываем: / отцев Боже, благословен еси. | Верою Моисея и Аарона с Ором почтим, / восхваляя Иисуса и Левия священнейшего, / Гедеона же и Сампсона и взывая: / «Отцов Боже, благословен Ты!» |
Богородичен: Се, якоже прорече пророк, / во чреве зача Неискусобрачная Бога / и родити яве идет в вертепе Вифлеемле. / Емуже вси поем: / отцев Боже, благословен еси. | Богородичен: Вот, как предсказал пророк, / во чреве зачала Бога брака не познавшая / и спешит поистине родить в пещере Вифлеемской / Того, Кому мы все поем: / «Отцов Боже, благословен Ты!» |
Катавасия: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреди пламене стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси. | Катавасия: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!» |
Песнь 8.Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены, сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки. |
Песнь 8Канон 1. Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!» |
Авраамово благородие сохранити тщащеся, / свойственное к нему стяжасте основание веры и надежды, преподобнии, / терпение и напастем пождание, вопиюще: / благословите, священницы, Владыку, / людие, превозносите Его во веки. | Авраамово благородство сохранить стремясь, / вы самое подходящее к нему стяжали основание / веры и надежды, преподобные, / и терпение, и стойкость в испытаниях, / взывая непреклонно: «Священники, благословляйте, / люди, превозносите Христа вовеки!» |
Яко светила просиявше, и землю онебесивше, / и благочестия просвещением осиявшеся, / всемирное составльше ликостояние, поют от напастей спасшему Владыце: / отроцы, благословите, священницы воспойте, / людие, превозносите во вся веки. | Как светила, просиявшие / и землю сделавшие подобной небесам, / и просвещением благочестия разгоревшиеся, / составив всемирный хоровод, поют / от искушений их спасшему Владыке: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите Христа вовеки!» |
Юношески погасивше распалимую пещь / и львов челюсти заграждше, Давидовы внуцы, / ныне радующеся, поют Тя, Благодетеля, Царя всех: / отроцы, благословите, священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки. | Юношески угасившие вздымающуюся печь / и львов клыки связавшие Давидовы потомки, / ныне воспевают радостно / от искушений их спасшего Владыку: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!» |
Богородичен: Тайнонаучает, Пречистая, Даниил мудрейший, / и предживописуют отроцы трие Рождество Твое, Богомудреннии, / образы зряще из утробы Твоея Прошедшаго несказанно; / Егоже дети благословят, священницы воспевают, / людие превозносят во вся веки. | Богородичен: В тайну посвящается Даниил мудрейший, / и предизображают три богомудрых отрока / Рождение от Тебя, Пречистая, / видя в образах из чрева Твоего Прошедшего неизъяснимо, / Которого отроки благословляют, священники воспевают, / люди превозносят во все века. |
Ин. Ирмос: Чуда преестественнаго: | Канон иной. Ирмос: Окропляющая росою печь: |
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки. | В сей день совершаем божественную память / от века живших досточтимых отцов: / Адама с Авелем, Сифа и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака с верным Иаковом, взывая: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Полк Богокрасный Божественных отец да восхвалим, / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая, Самуила же, / предняя зряща честне и взывающа: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки. | Полк боголюбезный божественных отцов восхвалим: / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая с Самуилом, / созерцающий грядущее благоговейно и взывающий: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Похвалу песнопесненно да принесем Божиим пророком, / восхваляюще Иосию и Михея, Софония и Аввакума, / Захарию и Иону, Аггея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / купно Даниила, Илию и Елиссея. | Похвалу песнопениями принесем / Божиим пророкам, восхваляя / Осию и Михея, Софонию и Аввакума, / Захарию и Иону, Агтея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / а вместе с ними – Даниила, Илию и Елисея. |
Глаголы Троическими Всесвятую воспоем, вернии, Троицу, / Отца Безначальнаго, Сына же и Праваго Духа Святаго – Единицу Триипостасную, / Юже всякое дыхание славит, зовуще: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки. | Тройственными речениями, верные, / Всесвятую Троицу воспоем: / Отца Безначального и Сына, / и правого, Святого Духа – / Единицу в Трех Ипостасях, / Которую все дышащее славит, восклицая: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Богородичен: Явился еси от девственных, Христе, кровей, / воплощаемь неизреченным словом / и яко Младенец совершен в вертепе премножеством благоутробия, Иисусе, раждаяся; / звезда же Тя издалеча возвести звездословцем, / пойте, верою зовущим, и превозносите Христа во веки. | Богородичен: Явился Ты, от крови девственной, Христе, / воплощаясь неизреченным словом, / и как младенец совершенный / в пещере по преизбытку милосердия рождаясь, Иисусе. / Звезда же указала Тебя издалека / звездочетам, с верою взывавшим: / «Пойте и превозносите Христа вовеки!» |
Катавасия: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества – Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем, воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки. | Катавасия: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Песнь 9.Ирмос: Воистинну Богородицу, / Тя исповедуем, / спасеннии Тобою, Дево Чистая, / с Безплотными лики Тя величающе. |
Песнь 9Канон 1. Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем / мы, спасенные Тобою, Дева чистая, / с сонмами бесплотных Тебя величая. |
Достигосте кончину желаемую / и желаний Крайнейшему предстоите в Небесных чертозех, / отроцы всеблаженнии. | Достигли вы кончины вожделенной / и предстали Пределу всех стремлений / в Небесных чертогах, отроки всеблаженные. |
Радующеся, рукоятие, еже от слез, добраго вашего земледелания приясте, / нетления клас плодоносивше. | С радостью вы собираете снопы / – плод вашего земледелия прекрасного, / совершавшегося со слезами / и нетления колос принесшего. |
Возсия светлость ныне вам достойно, / и веселие сердца процвете: / отонудуже бо отбеже печаль, вселистеся. | Взошло сияние ныне для вас достойно / и веселье сердца расцвело: / ибо в месте, откуда отошла печаль, / вы поселились. |
Богородичен: Пажить смертную уставила еси, Дево, / Жизнодавца рождши и Господа, / животворящаго верою величающия Тя. | Богородичен: Распространение смерти Ты остановила, Дева, / родив жизни Подателя и Господа, / животворящего с верою Тебя величающих. |
Ин. Ирмос: Таинство странное вижу: | Канон иной. Ирмос: Таинство вижу: |
Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, / Анна, и Иудифь, и Девора, Олда, Иаиль же, / Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, / Рахиль, и Ревекка, и Руфь, велемудрыя. | Крепостью Твоею в древности / сотворили могущественные дела / дочери Твои, Господи: / Анна, и Иудифь, и Девора, / Олда и Иаиль, Есфирь, Сарра, / Мариам, сестра Моисея и Рахиль, / и Ревекка, и Руфь, великие духом. |
Яко угасившия отроки святыя пещь священно почтим / купно с Даниилом пророком и всеми праведными яве, / прежде закона облиставшими добре / и в законе Владыце угодившими. | Отроков святых, как угасивших печь, / почтим открыто с благоговением / вместе с Даниилом пророком и всеми праведными, / прежде Закона прекрасно просиявшими / и в Законе Владыке послужившими. |
Премудрии Божественнии пророцы бывше Авраамовы внуцы, / Еже от Авраама и Иуды рождшееся Слово Божие провозвестиша Духом, / тех мольбами, Иисусе, вся ущедри. | Став мудрейшими богодухновенными пророками / Авраамовы потомки / от Авраама и Иуды рождающееся Слово Божие / с горячим усердием предвозвестили в Духе; / по их мольбам, Иисусе, над всеми сжалься. |
Освятися вся тварь памятию вашею / и, торжествующи, зовет, рабски вопиющи: / мольбу Господу присно принесите, блаженнии, / улучити вечных благ благохвалящим вас. | Освятилось памятью вашей все творение / и, торжествуя, взывает, с мольбою возглашая: / «Моление Господу приносите всегда, блаженные, / дабы вечных благ достигли / восхваляющие вас!» |
Богородичен: Облекийся в мя, от Девы предгрядет, / и в вертепе раждается Слово Отчее неслитно: / ликуй, тварь, гласы благодарственными величающи / Того еже за милосердие всесвятое снизшествие. | Богородичен: Облекшийся в меня от Девы происходит, / и в пещере рождается Слово Отчее неслиянно; / ликуй, творение, голосами благодарственными величая / по милосердию бывшее всесвятое Его сошествие. |
Катавасия: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем. | Катавасия: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем. |
Светилен воскресен. Слава, праотцев.
|
Светилен воскресный. Слава, праотцев
|
Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, Еноха и Ноя, / Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона. | Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, / Еноха и Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, / Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона.* |
И ныне: Солнце великое – Создатель – от Неискусомужныя Девы, / яже от Адама просветити в Вифлеем тщится. / Темже возвещает чудо праотец всесветлейшая память. | И ныне: Солнце великое – Создатель – / от не познавшей мужа Девы восходящее, / чтобы просветить от Адама происшедших, в Вифлеем спешит. / И ныне возвещает об этом чуде / праотцев всесветлейшая память.* |
На хвалитех стихиры воскресны 4
|
На «Хвалите:» стихиры воскресные 4
|
Вси честных ныне праотец память совершаем, / поюще Богоугодное сих житие, / егоже ради возвеличишася. (2) | Все ныне досточтимых праотцев память совершим, / воспевая (богоугодное) их житие, / ради которого они возвеличились. (2) |
Стих: Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально, и прославлено Имя Твое во веки. | Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26 |
Угасиша силу отроцы огненную, / ликующе посреде пещи / и поюще Бога всесильнаго. | Угасили отроки силу огня, / ликуя посреди печи / и воспевая Бога всесильного. |
Стих: Яко праведен еси о всех, / яже сотворил еси нам. | Стих: Ибо праведен Ты во всем, / что соделал с нами. Дан 3:27 |
В рове заключен, зверем сообитатель, / Даниил пророк / непричастен сих показася озлобления. | Во рве заключенный / зверей сообитатель, Даниил пророк / оказался вреда от них не потерпевшим. |
Слава, глас 7. Германово: Приидите вси, верно торжествуим / прежде закона отец, / Авраама и сущих с ним летнюю память. / Иудово племя достойно почтим, / иже в Вавилоне отроки, угасившия пещный пламень, / яко Троицы образ с Даниилом восхвалим, / пророческая проречения известно держаще, / со Исаием велегласно возопиим: / се Дева во чреве приимет / и родит Сына Еммануила, / Иже есть с нами Бог. | Слава, глас 7, Германа: Придите все, с верою торжественно отпразднуем / прежде закона живших отцов – / Авраама и тех, кто с ним, – ежегодную память. / Племя Иуды достойно почтим – / отроков, в Вавилоне угасивших пламя печи, / как образ Троицы с Даниилом их восхвалим. / Пророческих предсказаний твердо держась, / с Исаией громогласно воскликнем: / «Вот, Дева во чреве приимет / и родит Сына – Эммануила, / что значит: с нами Бог!» |
И ныне, Богородичен: Преблагословенна еси: | И ныне, Богородичен: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: |
Славословие великое. Ектении, и отпуст, и стихира Евангельская. Час 1-й и конечный отпуст. | Славословие великое. Ектении, отпуст и стихира Евангельская. Час 1-й и окончательный отпуст. |
НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ |
||
НА ЛИТУРГИИБлаженны Октоиха, на 6; праотцев песнь 3-я, на 4. |
НА ЛИТУРГИИБлаженны Октоиха, на 6, и праотцев песнь 3-я, на 4. |
По входе тропарь, воскресен.
|
По входе тропарь воскресный
|
Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. | Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши. |
Слава, и ныне, кондак праотцев, глас 6: |
Слава, и ныне, кондак, глас 6 |
Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй. | Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!» |
Прокимен, песнь отцев, глас 4:Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки: Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. |
Прокимен, глас 4, песнь отцов:Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами. Дан 3:26, 27А |
Апостол праотцев
|
Апостол
|
Братие, егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение. Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших. Не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу создавшаго его. Идеже несть еллин, ни иудей, обрезание, и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос. | Братья, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, вожделение злое и стяжательство, которое есть идолопоклонство, за что приходит гнев Божий на сынов непослушания, в чем и вы некогда ходили, когда жили среди них. А теперь и вы отложите все: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, обновляемого в познании по образу Создавшего его, где нет Эллина и Иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос. Кол 3:4–11 |
Аллилуия, глас 4:Моисей и Аарон во иереех Его, / и Самуил в призывающих Имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. |
Аллилуия, глас 4:Моисей и Аарон среди священников Его и Самуил – среди призывающих имя Его. Стих: Призывали они Господа, и Он выслушивал их. Пс 98:6 |
Евангелие Луки, зачало 76:Рече Господь притчу сию: человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи. И посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е. Молю ти ся, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их. Молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити. И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повеле, и еще место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой: Глаголю бо вам: яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных. |
Евангелие от Луки, зачало 76Сказал Господь притчу сию: человек некий сделал большой ужин и позвал многих. И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «Приходите, ибо уже все готово». И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «Я купил поле, и мне нужно пойти и посмотреть его. Прошу тебя, извини меня». И другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня». И третий сказал: «Я женился, и потому не могу придти». И придя, раб тот сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «Выйди скорее на улицы и в переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых». И сказал раб: «Господин! Сделано, как ты приказал, и еще есть место». И сказал господин рабу: «Выйди на дороги и к изгородям и заставь людей войти, чтобы наполнился дом мой. Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных». Лк 14:16–24 |
Причастен:Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. |
Причастен:Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) |