Со­бор Пре­свя­той Богородицы

• 26 дек

Ве­ли­кая вечерня
Утре­ня
Ли­тур­гия

СО­БОР ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПА­МЯТЬ СВЯ­ЩЕН­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КА ЕВФИМИЯ,
ЕПИ­СКО­ПА САРДИЙСКОГО

Цер­ков­но­сла­вян­ский Рус­ский

ВЕ­ЧЕР

НА ВЕ­ЛИ­КОЙ ВЕЧЕРНЕ

Сти­хо­ло­гии не бы­ва­ет, кро­ме неде­ли. На Гос­по­ди, воз­звах: сти­хи­ры празд­ни­ка на 6: Сти­хо­сло­вия не бы­ва­ет, кро­ме вос­кре­се­нья. На Гос­по­ди, воз­звах: сти­хи­ры празд­ни­ка на 6:

Глас 2, самогласны:

На “Гос­по­ди воз­звах” сти­хи­ры са­мо­глас­ные, глас 2

Гер­ма­но­во: При­и­ди­те, воз­ра­ду­ем­ся Гос­по­де­ви, на­сто­я­щую тай­ну ска­зу­ю­ще: / сре­до­сте­ние гра­де­жа раз­ру­ши­ся, / пла­мен­ное oру­жие пле­щи да­ет, / и Хе­ру­вим от­сту­па­ет от дре­ва жиз­ни, / и аз рай­ския пи­щи при­ча­ща­ю­ся, / от него­же про­из­гнан бых пре­слу­ша­ния ра­ди; / неиз­мен­ный бо об­раз Oтечь, / об­раз прис­но­су­щия Eго, / зрак ра­ба при­ем­лет, / от Неис­ку­со­брач­ныя Ма­те­ре про­шед, / не пре­ло­же­ние пре­тер­пев, / eже бо бе пре­бысть, Бог Сый ис­ти­нен, / и eже не бе при­ят, Че­ло­век быв че­ло­ве­ко­лю­бия ра­ди. / То­му возо­пи­им: / рож­дей­ся от Де­вы Бо­же, по­ми­луй нас. (2) Пат­ри­ар­ха Гер­ма­на: При­ди­те, воз­ра­ду­ем­ся о Гос­по­де, / изъ­яс­няя ны­неш­нее Та­ин­ство: / раз­де­ляв­шая нас с Бо­гом сте­на раз­ру­ше­на, / пла­мен­ный меч об­ра­ща­ет­ся вспять / и Хе­ру­ви­мы от­сту­па­ют от дре­ва жиз­ни / и я при­об­ща­юсь к бла­жен­ствам рая, / из ко­то­ро­го был из­гнан за ослу­ша­ние. / Ибо неиз­мен­ный Об­раз От­ца / и На­чер­та­ние веч­но­сти Его / об­лик ра­ба при­ни­ма­ет, / от не ис­пы­тав­шей бра­ка Ма­те­ри про­изой­дя / не по­тер­пев при этом из­ме­не­ния. / Ибо Он остал­ся, чем был – Бо­гом ис­тин­ным, / и при­нял на Се­бя то, чем не был, / че­ло­ве­ком сде­лав­шись по че­ло­ве­ко­лю­бию. / Вос­клик­нем Ему: / “Бо­же, рож­ден­ный от Де­вы, по­ми­луй нас!” (2)
Ана­то­ли­е­во: Гос­по­ду Иису­су рожд­шу­ся от Свя­тыя Де­вы, / про­све­ти­ша­ся всячeская: / пас­ты­рeм бо сви­ря­ю­щим и волх­вом по­кла­ня­ю­щим­ся, / Ан­ге­лом вос­пе­ва­ю­щим, Ирод мя­тя­ше­ся, / яко Бог во пло­ти яви­ся, / Спас душ на­ших. (2) Ана­то­лия: С рож­де­ни­ем Гос­по­да Иису­са от свя­той Де­вы, / про­све­тил­ся весь мир: / пас­ту­хи иг­ра­ли на сви­ре­лях и волх­вы по­кло­ня­лись, / Ан­ге­лы вос­пе­ва­ли – но Ирод тре­во­жил­ся, / что Бог во пло­ти явил­ся, / Спа­си­тель душ на­ших. (2)
Цар­ство Твое, Хри­сте Бо­же, / Цар­ство всех ве­ков, / и Вла­ды­че­ство Твое во вся­ком ро­де и ро­де, / во­пло­ти­вый­ся от Ду­ха Свя­та­го / и от Прис­но­де­вы Ма­рии во­че­ло­ве­чи­вый­ся, / свет нам воз­сия, Хри­сте Бо­же, / Твое при­ше­ствие; / Свет от Све­та, Oт­чее си­я­ние, / всю тварь про­све­тил eси, / вся­кое ды­ха­ние хва­лит Тя. / Об­раз сла­вы Oт­чия, / Сый, и преж­де Сый, / и воз­си­я­вый от Де­вы, Бо­же, по­ми­луй нас. Цар­ство Твое, Хри­сте Бо­же, / – Цар­ство всех ве­ков, / и вла­ды­че­ство Твое во вся­ком ро­де и ро­де. / Во­пло­тив­ший­ся от Ду­ха Свя­то­го / и от веч­но дев­ствен­ной Ма­рии во­че­ло­ве­чив­ший­ся, / свет воз­жег Ты нам, Хри­сте Бо­же, Тво­им при­ше­стви­ем. / Свет от Све­та, От­чее си­я­ние, / все тво­ре­ние Ты оза­рил. / Все что ды­шит вос­хва­ля­ет Те­бя, / На­чер­та­ние сла­вы От­чей. / Су­ще­ству­ю­щий и Пред­су­ще­ство­вав­ший / и вос­си­яв­ший от Де­вы, по­ми­луй нас!
Что Те­бе при­не­сем, Хри­сте, / яко явил­ся eси на зем­ли / яко Че­ло­век нас ра­ди? / Ка­яж­до бо от Те­бе быв­ших тва­рей бла­го­да­ре­ние Те­бе при­но­сит: / Ан­ге­ли – пе­ние; небе­са – звез­ду; / вол­сви – да­ры; пас­ты­рие – чу­до; / зем­ля – вер­теп; пу­сты­ня – яс­ли; / мы же – Ма­терь Де­ву. / Иже преж­де век, Бо­же, по­ми­луй нас. Что при­не­сем Те­бе в дар, Хри­сте, / за то, что Ты ра­ди нас явил­ся на зем­ле как че­ло­век? / Ибо каж­дое из тво­ре­ний, То­бою со­здан­ных, / бла­го­дар­ность Те­бе при­но­сит: / Ан­ге­лы – песнь, небе­са – звез­ду, / волх­вы – да­ры, пас­ту­хи – удив­ле­ние, / зем­ля – пе­ще­ру, пу­сты­ня – яс­ли, / мы же – Ма­терь-Де­ву. / Пред­веч­ный Бо­же, по­ми­луй нас!
Сла­ва, и ныне, глас 6: Сла­ва в Выш­них Бо­гу, / и на зем­ли мир, / днесь вос­при­ем­лет Виф­ле­ем Се­дя­ща­го прис­но со От­цем, / днесь Ан­ге­ли Мла­ден­ца рож­ден­на­го бо­го­леп­но сла­во­сло­вят: / сла­ва в Выш­них Бо­гу, / и на зем­ли мир, / в че­ло­ве­цех благоволение. Сла­ва, и ныне, глас 6: Сла­ва в выш­них Бо­гу и на зем­ле мир! / В сей день при­ни­ма­ет Виф­ле­ем Си­дя­ще­го веч­но с От­цом. / В сей день Ан­ге­лы рож­ден­но­го Мла­ден­ца как Бо­га сла­во­сло­вят: / “Сла­ва в выш­них Бо­гу и на зем­ле мир, / сре­ди лю­дей благоволение!”

Вход. Про­ки­мен, глас 7:

Кто Бог ве­лий, яко Бог наш? / Ты еси Бог, тво­ряй чудеса.

Вход. Про­ки­мен, глас 7

Кто Бог ве­ли­кий, как Бог наш? / Ты – Бог тво­ря­щий чу­де­са. Пс 76:14Б – 15А

Стих 1: Ска­зал еси в лю­дех си­лу Твою и из­ба­вил еси мыш­цею Тво­ею лю­ди Твоя. Стих 1: Ты явил сре­ди на­ро­дов си­лу Твою, из­ба­вил мыш­цею Сво­ею на­род Твой. Пс 76:15Б – 16А
Стих 2: И рех: ныне на­чах, сия из­ме­на дес­ни­цы Вышняго. Стих 2: И ска­зал я: “Ныне на­чал я по­ни­мать: эта пе­ре­ме­на – от дес­ни­цы Все­выш­не­го”. Пс 76:11
Стих 3: По­мя­нух де­ла Гос­под­ня, яко по­мя­ну от на­ча­ла чу­де­са Твоя. Стих 3: Вспом­нил я де­ла Гос­под­ни; ибо бу­ду вспо­ми­нать чу­де­са Твои от на­ча­ла. Пс 76:12
Аще есть суб­бо­та, ве­чер по­ем про­ки­мен: Гос­подь во­ца­ри­ся, в ле­по­ту об­ле­че­ся: (со сти­хи его). А ве­ли­кий про­ки­мен: Кто Бог ве­лий, яко Бог наш: со сти­хи его по­ет­ся то­гда в на­ве­че­рии празд­ни­ка; днев­ный же остав­ля­ет­ся. По­сем ектения. В суб­бо­ту на ве­ли­кой ве­черне по­ем про­ки­мен: Гос­подь во­ца­рил­ся: с его стихами.

На сти­ховне сти­хи­ры са­мо­глас­ны, глас 8.

Сти­хи­ры на сти­ховне са­мо­глас­ны, глас 8

Иоан­на мо­на­ха: Пре­слав­ное та­ин­ство устро­я­ет­ся днесь, / об­нов­ля­ет­ся есте­ство, и Бог Че­ло­век бы­ва­ет, / еже бе пре­бысть, и еже не бе при­ят, / ни сме­ше­ния пре­тер­пев, ни­же разделения. Неслы­хан­ное та­ин­ство со­вер­ша­ет­ся в сей день: / об­нов­ля­ет­ся есте­ство, и Бог че­ло­ве­ком ста­но­вит­ся. / Он остал­ся тем, чем был, / и то, чем не был при­нял, / не пре­тер­пев ни сме­ше­ния, ни разделения.
Стих: Из чре­ва преж­де ден­ни­цы ро­дих Тя, / клят­ся Гос­подь и не раскается. Стих: “Из чре­ва преж­де утрен­ней звез­ды Я ро­дил Те­бя”, / – клял­ся Гос­подь, и не рас­ка­ет­ся. Пс 109:3В – 4А
Гос­по­ди, в Виф­ле­ем при­шед, / в вер­теп все­лил­ся еси, / Небо пре­стол имея, / в яс­лех по­ло­жил­ся еси, / Его­же во­ин­ства окру­жа­ют Ан­гел, / пас­ты­рем сниз­шел еси, / да спа­се­ши, яко Ми­ло­серд, род наш, сла­ва Тебе. Гос­по­ди, в Виф­ле­ем при­быв, / в пе­ще­ру Ты все­лил­ся; / имея небо пре­сто­лом, / в яс­ли был по­ло­жен; / Тот, Ко­го окру­жа­ют во­ин­ства Ан­ге­лов, / к пас­ту­хам со­шел, / что­бы спа­сти, как Ми­ло­серд­ный, род наш. Сла­ва Тебе!
Стих: Ре­че Гос­подь Гос­по­де­ви мо­е­му: / се­ди одес­ную Мене. Стих: Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мо­е­му: / “Си­ди спра­ва от Ме­ня”. Пс 109:1А
Ка­ко из­ре­ку ве­ли­кое та­ин­ство? / Без­п­лот­ный во­пло­ща­ет­ся, / Сло­во оде­бе­ле­ва­ет, / Неви­ди­мый ви­дит­ся, / и Неося­за­е­мый ося­за­ет­ся, / и Без­на­чаль­ный на­чи­на­ет­ся. / Сын Бо­жий Сын Че­ло­вечь бы­ва­ет, / Иисус Хри­стос вче­ра и днесь, Той­же и во веки. Как объ­яв­лю о ве­ли­ком та­ин­стве? / Бес­плот­ный во­пло­ща­ет­ся, / Сло­во ове­ществ­ля­ет­ся, / Неви­ди­мый со­зер­ца­ет­ся, / и Неося­за­е­мый ося­за­ет­ся, / и Без­на­чаль­ный на­чи­на­ет­ся. / Сын Бо­жий Сы­ном Че­ло­ве­че­ским ста­но­вит­ся: / Иисус Хри­стос вче­ра, и се­го­дня и во ве­ки Тот же!
Сла­ва, и ныне, глас той­же: В Виф­ле­ем сте­ко­ша­ся пас­ты­рие, / ис­тин­на­го воз­ве­ща­ю­ще Пас­ты­ря, / се­дя­ща­го на Хе­ру­ви­мех / и воз­ле­жа­ща­го в яс­лех Мла­ден­ца зрак вос­при­им­ша нас ра­ди, / Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Сла­ва, и ныне, глас тот же: В Виф­ле­ем со­бра­лись пас­ту­хи, / воз­ве­щая об ис­тин­ном Пас­ты­ре, / вос­се­да­ю­щем на Хе­ру­ви­мах и ле­жа­щем в яс­лях, / об­раз Мла­ден­ца при­няв­шем ра­ди нас. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4:

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / воз­сия ми­ро­ви свет ра­зу­ма, / в нем бо звез­дам слу­жа­щии / звез­дою уча­ху­ся / Те­бе кла­ня­ти­ся, Солн­цу Прав­ды, / и Те­бе ве­де­ти с вы­со­ты во­сто­ка. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / оза­ри­ло мир све­том зна­ния, / ибо чрез него звез­дам слу­жа­щие / звез­дою бы­ли на­уча­е­мы / Те­бе по­кло­нять­ся, Солн­цу прав­ды, / и знать Те­бя, с вы­со­ты Вос­хо­дя­щее Све­ти­ло. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Тро­парь Бо­го­ро­ди­цы, глас 4:

Пре­чи­стая Бо­го­ма­ти, Бо­го­ро­ди­це, / Со­бор Твой чест­ный укра­шен мно­го­раз­лич­ны­ми доб­ро­та­ми, / да­ры Ти при­но­сят, Гос­по­же, мно­ги мир­стии лю­дие, / узы на­ша греш­ныя раз­де­ри Сво­ею ми­ло­стию / и спа­си ду­ши наша.

Тро­парь Бо­го­ро­ди­це, глас 4

Пре­чи­стая Бо­го­ма­терь, Бо­го­ро­ди­ца! / Со­бра­ние Твое свя­щен­ное укра­ше­но мно­го­об­раз­ны­ми кра­со­та­ми; / да­ры Те­бе при­но­сят, Гос­по­жа, мно­гие мир­ские лю­ди. / Узы на­ша гре­хов­ные рас­торг­ни Сво­ею ми­ло­стию / и спа­си ду­ши на­ши.*

Тро­парь иной, глас 4

[Как мла­ден­ца но­ся во объ­я­ти­ях, Чи­стая, / над все­ми Вла­ды­че­ству­ю­ще­го, / плоть при­няв­ше­го от Те­бя, / яви­лась Ты ра­до­сти По­да­тель­ни­цей. / По­то­му все тво­ре­ние в сей день вос­пе­ва­ет ра­дост­но / по­вер­га­ю­щие в тре­пет ро­ды Твои, Бо­го­ро­ди­ца, / ибо Ты ис­точ­ник бес­смер­тия мi­ру ро­ди­ла. (С греч.)]

Ка­нон свя­щен­но­му­че­ни­ку Ев­фи­мию по­ет­ся на по­ве­че­рии в иной день.

СО­БОР ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПА­МЯТЬ СВЯ­ЩЕН­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КА ЕВФИМИЯ,
ЕПИ­СКО­ПА САРДИЙСКОГО

НА УТРЕ­НИ

На Бог Господь:

НА УТРЕ­НИ

На Бог Господь:

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4:

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / воз­сия ми­ро­ви свет ра­зу­ма, / в нем бо звез­дам слу­жа­щии / звез­дою уча­ху­ся / Те­бе кла­ня­ти­ся, Солн­цу Прав­ды, / и Те­бе ве­де­ти с вы­со­ты во­сто­ка. / Гос­по­ди, сла­ва Те­бе. (три­жды)

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / оза­ри­ло мир све­том зна­ния, / ибо чрез него звез­дам слу­жа­щие / звез­дою бы­ли на­уча­е­мы / Те­бе по­кло­нять­ся, Солн­цу прав­ды, / и знать Те­бя, с вы­со­ты Вос­хо­дя­щее Све­ти­ло. / Гос­по­ди, сла­ва Те­бе! (3)

По 1‑й сти­хо­ло­гии се­да­лен, глас 1
По­до­бен: Ка­ме­ни запечатану:

По 1 сти­хо­сло­вии се­да­лен, глас 1
По­до­бен: Хо­тя ка­мень был опечатан:

Иису­су рожд­шу­ся в Виф­ле­е­ме Иудей­стем, / тварь про­све­ти­ся, по­знав­ши Зи­жди­те­ля; / уди­ви­ша­ся ан­ге­льстии ли­цы, зря­ще Вла­ды­ку на зем­ли, зрак ра­бий при­ем­ша / и от От­ца нераз­луч­на су­ща. / Сла­ва во­пло­щ­ше­му­ся Бо­гу; / сла­ва Рож­ден­но­му на зем­ли; / сла­ва Бла­го­во­лив­ше­му спа­сти род наш. Ко­гда Иисус ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме Иудей­ском, / все тво­ре­ние про­све­ти­лось, по­знав сво­е­го Со­зда­те­ля; / уди­ви­лись хо­ры Ан­ге­лов, / ви­дя Вла­ды­ку на зем­ле, об­раз ра­ба при­няв­шим / и пре­бы­ва­ю­щим нераз­луч­ным от От­ца. / Сла­ва во­пло­тив­ше­му­ся Бо­гу! / Сла­ва Рож­ден­но­му на зем­ле! / Сла­ва Бла­го­во­лив­ше­му спа­сти род наш!
Сла­ва, и ныне, тойже. Сла­ва, и ныне: по­вто­ря­ем то же.
И чтем сло­во Епи­фа­ния Кипр­ска­го, по­хва­лу Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, на три части. И чи­та­ем сло­во Епи­фа­ния Кипр­ско­го, по­хва­лу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, раз­де­лив его на три части.

По 2‑й сти­хо­ло­гии се­да­лен, глас 4
По­до­бен: Уди­ви­ся Иосиф:

По 2 сти­хо­сло­вии се­да­лен, глас 4
По­до­бен: По­ра­жен был Иосиф:

Что чу­ди­ши­ся, Ма­ри­ам? / Что ужа­са­ет еже в Те­бе? / Яко без­лет­на Сы­на в ле­та ро­дих, ре­че: / рож­ден­на­го за­ча­тия не на­вык­ши, без­муж­на есмь / и ка­ко ро­жду Сы­на? / Без­се­мен­но рож­де­ние кто ви­де? / Иде­же бо Бог хо­щет, по­беж­да­ет­ся есте­ства чин, яко­же пи­шет: / Хри­стос ро­ди­ся преж­де пад­ший воз­ста­ви­ти образ. Что ди­вишь­ся Ма­ри­ам? / Что изум­ля­ешь­ся То­му, Кто в Те­бе? / “По­то­му что”, – го­во­рит Она, / – “веч­но­го во вре­ме­ни Сы­на ро­ди­ла, / не узнав, как за­чат Рож­да­ю­щий­ся. / Му­жа Я не имею, и как смо­гу Сы­на ро­дить? / Кто рож­де­ние без се­ме­ни ви­дел?” / Но там где хо­чет Бог, / от­сту­па­ет за­кон при­ро­ды, как на­пи­са­но. / Хри­стос ро­дил­ся от Де­вы в Виф­ле­е­ме Иудейском.
Сла­ва, и ныне, тойже. Сла­ва, и ныне: по­вто­ря­ем то же.
Ка­но­ны празд­ни­ка, ир­мо­сы обою ка­но­нов по два­жды; тро­па­ри же на 12. Ка­та­ва­сия, ир­мо­сы обою канонов. Ка­но­ны празд­ни­ка. Ир­мо­сы обо­их ка­но­нов по­ем два­жды, тро­па­ри – на 12. Ка­та­ва­сия – ир­мо­сы обо­их канонов.

По 3‑й пес­ни, кондак праздника,
глас 3. Самоподобен:

По­сле 3‑й пес­ни, кондак праздника,
глас 3, самоподобен

Дева днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, / и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит. / Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, / вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют: / нас бо ра­ди ро­ди­ся / Oтро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог. Дева в сей день Сверх­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет, / и зем­ля пе­ще­ру Непри­ступ­но­му при­но­сит; / Ан­ге­лы с пас­ту­ха­ми сла­во­сло­вят, / волх­вы же за звез­дою пу­те­ше­ству­ют, / ибо ра­ди нас ро­ди­лось / Ди­тя мла­дое, пред­веч­ный Бог!
Икос: Едем Виф­ле­ем от­вер­зе, / при­и­ди­те, ви­дим, пи­щу в тайне об­ре­то­хом; / при­и­ди­те, при­и­мем су­щая рай­ская внутрь вер­те­па: / та­мо яви­ся ко­рень нена­по­ен, / про­зя­бая от­пу­ще­ние, / та­мо об­ре­те­ся кла­дезь неис­ко­пан, / из него­же Да­вид пи­ти древ­ле воз­жа­да­ся. / Та­мо Де­ва рожд­ши Мла­ден­ца, / жаж­ду уста­ви абие Ада­мо­ву и Да­ви­до­ву. / Се­го ра­ди к Нему идем, / где ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог. Икос: Виф­ле­ем от­крыл Эдем, / при­ди­те, уви­дим это, – / втайне мы об­ре­ли усла­ду. / При­ди­те, по­лу­чим бла­жен­ства рай­ские внут­ри пе­ще­ры: / там явил­ся Ко­рень, Ко­то­рый не по­ли­ва­ли, про­из­во­дя­щий про­ще­ние; / там на­шел­ся Ко­ло­дец, Ко­то­рый не ко­па­ли, из Ко­то­ро­го ис­пить Да­вид в древ­но­сти воз­же­лал. / Там Де­ва, ро­див Мла­ден­ца, / тот­час уто­ли­ла жаж­ду Ада­ма и Да­ви­да. / По­то­му по­спе­шим ту­да, / где ро­ди­лось Ди­тя мла­дое, пред­веч­ный Бог.

Ипа­кои, глас 8:

На­ча­ток язы­ков Небо Те­бе при­не­се, ле­жа­ще­му Мла­ден­цу во яс­лех, / звез­дою волх­вы при­зва­вый, яже и ужа­са­ше / не скип­т­ры и пре­сто­ли, но по­след­няя ни­ще­та: / что бо хужд­ше вер­те­па? / Что же сми­рен­шее пе­лен? / В ни­х­же про­сия Бо­же­ства Тво­е­го бо­гат­ство. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Ипа­кои, глас 8

На­ча­ток языч­ни­ков небо при­ве­ло Те­бе, / Мла­ден­цу, ле­жа­ще­му в яс­лях, / звез­дою при­звав волх­вов. / И изу­ми­ли их не ски­пет­ры и пре­сто­лы, / но по­след­няя ни­ще­та. / Ибо что бед­нее пе­ще­ры? / И что сми­рен­нее пе­лен? / Но в них про­си­я­ло Бо­же­ства Тво­е­го бо­гат­ство; / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

По 6‑й пес­ни кондак, глас 6:

Иже преж­де ден­ни­цы от От­ца без ма­те­ре ро­ди­вый­ся, / на зем­ли без от­ца во­пло­ти­ся днесь из Те­бе. / Тем­же звез­да бла­го­вест­ву­ет волх­вом, / Ан­ге­ли же с пас­тырь­ми по­ют / неска­зан­ное Рож­де­ство Твое, Благодатная.

По­сле 6‑й пес­ни кондак, глас 6

Пре­жде утрен­ней звез­ды от От­ца без ма­те­ри Рож­ден­ный, / на зем­ле без от­ца в сей день явил­ся во пло­ти от Те­бя. / По­то­му звез­да бла­го­вест­ву­ет волх­вам, / Ан­ге­лы же с пас­ту­ха­ми вос­пе­ва­ют / непо­роч­ные ро­ды Твои, Благодатная.

Икос: Невоз­де­лан­ный Грозд воз­рас­тив­шая, тай­ный Ви­но­гра­де, / яко на вет­ви­их, на объ­я­ти­их но­ша­ше и гла­го­ла­ше: / Ты еси Плод Мой, / Ты еси Жизнь Моя. / От­не­ле­же по­знах, яко и еже бех, есмь. / Ты Мой Бог: / пе­чать бо дев­ства Мо­е­го зря­щи нераз­ру­ши­му, / про­по­ве­дую Тя, непре­лож­на­го Сло­ва плоть быв­ша. / Не вем се­мене, вем Тя, Ре­ши­те­ля тле­ния: / чи­ста бо есмь, Те­бе про­шед­шу из Мене, / яко­же бо об­рет, оста­вил еси утро­бу Мою, зря­щи ю це­лу. / Се­го ра­ди сли­ков­ству­ет вся тварь, во­пи­ю­щи Мне: / ра­дуй­ся, Благодатная. Икос: Невоз­де­лан­ную Гроздь про­из­рас­тив­шая / та­ин­ствен­ная Ви­но­град­ная Ло­за, / как на вет­вях, в объ­я­ти­ях но­си­ла Его и воз­гла­ша­ла: / “Ты – Плод Мой, / Ты – Жизнь Моя. / От­ныне Я по­зна­ла, / что и ныне пре­бы­ваю, тем, чем бы­ла. / Ты – Мой Бог: / ибо пе­чать дев­ства Мо­е­го ви­дя не на­ру­шен­ной, / про­воз­гла­шаю Те­бя неиз­мен­ным Сло­вом, став­шим пло­тью. / Не знаю се­ме­ни, знаю Те­бя, Из­ба­ви­те­ля от тле­ния: / ведь Я чи­ста, хоть и про­изо­шел Ты от Ме­ня, / ибо как об­рел, так и оста­вил Ты чре­во Мое. / По­то­му ли­ку­ет вме­сте все тво­ре­ние, взы­вая Мне: / “Ра­дуй­ся, Благодатная!”
И чтем про­лог. На 9‑й пес­ни Чест­ней­шую: не по­ем, но по­ем при­пе­вы, яко­же на са­мый праздник. И чи­та­ем про­лог. На 9‑ой пес­ни Че­стью выс­шую Хе­ру­ви­мов: не по­ем, но по­ем при­пе­вы, как на праздник.

Све­ти­лен:

По­се­тил ны есть свы­ше Спас наш, Во­сток во­сто­ков, / и су­щии во тьме и се­ни об­ре­то­хом ис­ти­ну, / ибо от Де­вы ро­ди­ся Гос­подь. (3)

Све­ти­лен

По­се­тил нас с вы­со­ты Спа­си­тель наш, / преж­де солн­ца вос­шед­шее Све­ти­ло, / и мы, пре­бы­вав­шие во тьме и те­ни об­ре­ли ис­ти­ну, / ибо от Де­вы ро­дил­ся Гос­подь. (3)

На хва­ли­тех по­ем сти­хи­ры празд­ни­ка, са­мо­глас­ны 4
Ан­дрея Иеру­са­лим­ска­го, глас 4:

На “хва­ли­те” сти­хи­ры празд­ни­ка са­мо­глас­ные на 4,
глас 4, Ан­дрея Иерусалимского

Ве­се­ли­те­ся, пра­вед­нии, / Небе­са, ра­дуй­те­ся, / взыг­рай­те, го­ры, Хри­сту рожд­шу­ся; / Де­ва се­дит, Хе­ру­ви­мов по­до­бя­щи­ся, / но­ся­щи в нед­рех Бо­га Сло­ва во­пло­щен­на; / пас­ты­рие рож­ден­но­му ди­вят­ся; / вол­сви Вла­ды­це да­ры при­но­сят, / Ан­ге­ли, вос­пе­ва­ю­ще, гла­го­лют: / Непо­сти­жи­ме Гос­по­ди, сла­ва Тебе. Ве­се­ли­тесь пра­вед­ные, небе­са, ра­дуй­тесь; / иг­рай­те го­ры, ибо ро­дил­ся Хри­стос! / Вос­се­да­ет Де­ва, Хе­ру­ви­мам по­доб­ная, / но­ся на лоне Бо­га – Сло­во во­пло­щен­ное. / Пас­ту­хи Рож­ден­но­го сла­вят, / волх­вы Вла­ды­ке да­ры при­но­сят. / Ан­ге­лы воз­гла­ша­ют хва­лу: / “Непо­сти­жи­мый Гос­по­ди, сла­ва Тебе!”
Бо­го­ро­ди­це Де­во, рожд­шая Спа­са, / упразд­ни­ла eси первую клят­ву Eви­ну, / яко Ма­ти бы­ла eси бла­го­во­ле­ния Oт­ча, / но­ся­щи в нед­рех Бо­жие Сло­во во­пло­щен­ное. / Не тер­пит тай­на ис­пы­та­ния. / Ве­рою eди­ною Сию вси сла­вим, / зо­ву­ще с То­бою и гла­го­лю­ще: / Неиз­ре­ченне Гос­по­ди, сла­ва Тебе. Бо­го­ро­ди­ца-Де­ва, ро­див­шая Спа­си­те­ля, / Ты древ­нее про­кля­тие Евы упразд­ни­ла, / ибо ста­ла Ма­те­рью по бла­го­во­ле­нию От­ца, / но­ся в лоне Бо­га – Сло­во во­пло­щен­ное. / Невоз­мож­но это та­ин­ство ис­сле­до­вать, / толь­ко ве­рою его все мы сла­вим, / вос­кли­цая с То­бою и воз­гла­шая: / “Неизъ­яс­ни­мый Гос­по­ди, сла­ва Тебе!”
При­и­ди­те, вос­по­им Ма­терь Спа­со­ву, / по Рож­де­стве па­ки яв­ль­шу­ю­ся Де­ву: / ра­дуй­ся, гра­де оду­шев­лен­ный Ца­ря и Бо­га, / в нем­же Хри­стос по­жив, спа­се­ние со­де­ла. / С Гав­ри­и­лом вос­по­ем, / с пас­тырь­ми про­сла­вим, зо­ву­ще: / Бо­го­ро­ди­це, мо­ли из Те­бе Во­пло­щен­на­го спа­сти­ся нам. При­ди­те, вос­по­ем Ма­терь Спа­си­те­ля, / по­сле рож­де­ния Его по-преж­не­му остав­шу­ю­ся Де­вой: / “Ра­дуй­ся, Град оду­шев­лен­ный Ца­ря и Бо­га, – / Хри­стос, в Него все­лив­шись, со­вер­шил спа­се­ние” / С Гав­ри­и­лом вос­пе­ва­ем Те­бя, / с пас­ту­ха­ми сла­вим, вос­кли­цая: / “Бо­го­ро­ди­ца, хо­да­тай­ствуй пред Во­пло­тив­шим­ся из Те­бя / о на­шем спасении!”
Отец бла­го­из­во­ли, / Сло­во плоть бысть, / и Де­ва ро­ди Бо­га во­че­ло­веч­ша­ся; / звез­да воз­ве­ща­ет, вол­сви по­кла­ня­ют­ся, / пас­ты­рие чу­дят­ся, и тварь радуется. Отец бла­го­во­лил – / Сло­во ста­ло пло­тию, / и Де­ва ро­ди­ла Бо­га во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся. / Звез­да воз­ве­ща­ет, волх­вы по­кло­ня­ют­ся, / пас­ту­хи удив­ля­ют­ся и все тво­ре­ние радуется.

Сла­ва, глас 6:

Днесь неви­ди­мое Есте­ство че­ло­ве­ком от Де­вы со­во­куп­ля­ет­ся. / Днесь без­мер­ное Су­ще­ство в Виф­ле­е­ме пе­ле­на­ми об­ви­ва­ет­ся. / Днесь Бог звез­дою волх­вы в по­кло­не­ние при­во­дит, / про­воз­ве­щая Свое три­днев­ное по­гре­бе­ние, / яко в зла­те, и смирне, и ли­ване. / Ему­же по­ем: / во­пло­ти­вый­ся от Де­вы, Хри­сте Бо­же, спа­си ду­ши наша.

Сла­ва, глас 6

В сей день неви­ди­мое Есте­ство / со смерт­ны­ми от Де­вы со­еди­ня­ет­ся. / В сей день бес­пре­дель­ное Су­ще­ство / в Виф­ле­е­ме пе­ле­на­ми по­ви­ва­ет­ся. / В сей день Бог звез­дою волх­вов для по­кло­не­ние при­во­дит, / зо­ло­том, и смир­ною, и ла­да­ном пред­воз­ве­щая / Свое пре­бы­ва­ние во гро­бе три дня. / По­то­му мы по­ем: / “Во­пло­тив­ший­ся от Де­вы, Хри­сте Бо­же, спа­си ду­ши наши!”

И ныне, глас 2. Иоан­на монаха:

Днесь Хри­стос в Виф­ле­е­ме раж­да­ет­ся от Де­вы, / днесь Без­на­чаль­ный на­чи­на­ет­ся, / и Сло­во во­пло­ща­ет­ся. / Си­лы Небес­ныя ра­ду­ют­ся, / и зем­ля с че­ло­ве­ки ве­се­лит­ся, / вол­сви Вла­ды­це да­ры при­но­сят, / пас­ты­рие рож­ден­но­му ди­вят­ся. / Мы же непре­стан­но во­пи­ем: / сла­ва в Выш­них Бо­гу, и на зем­ли мир, / в че­ло­ве­цех благоволение.

И ныне, глас 2, преп. Иоан­на Дамаскина

В сей день Хри­стос в Виф­ле­е­ме рож­да­ет­ся от Де­вы, / в сей день Без­на­чаль­ный на­чи­на­ет­ся / и Сло­во во­пло­ща­ет­ся. / Си­лы небес­ные ра­ду­ют­ся, / и зем­ля с людь­ми ве­се­лит­ся. / Волх­вы да­ры при­но­сят, / пас­ту­хи о чу­де про­воз­гла­ша­ют, / мы же непре­стан­но бу­дем взы­вать: “Сла­ва в выш­них Бо­гу и на зем­ле мир, / сре­ди лю­дей благоволение!”

Сла­во­сло­вие ве­ли­кое. По три­свя­том тро­парь празд­ни­ка, и ек­те­ний, и от­пуст. И час 1, и ко­неч­ный от­пуст. На ча­сех тро­парь празд­ни­ка, кондак Бо­го­ро­ди­цы: Иже преж­де денницы: Сла­во­сло­вие ве­ли­кое. По­сле Три­свя­то­го тро­парь празд­ни­ка, ек­те­нии и от­пуст. Час пер­вый и за­клю­чи­тель­ный от­пуст. На ча­сах тро­парь празд­ни­ка, кондак Бо­го­ро­ди­цы: Преж­де утрен­ней звезды:

СО­БОР ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПА­МЯТЬ СВЯ­ЩЕН­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КА ЕВФИМИЯ,
ЕПИ­СКО­ПА САРДИЙСКОГО

НА ЛИ­ТУР­ГИИ

НА ЛИ­ТУР­ГИИ

Бла­жен­ны от ка­но­нов празд­ни­ка, пес­ни 3‑я и 6‑я. Бла­жен­ны из ка­но­нов празд­ни­ка, пес­ни 3‑я и 6‑я.

По вхо­де:

Спа­си ны, Сыне Бо­жий, рож­дей­ся от Де­вы, по­ю­щия Ти: ал­ли­лу­ия. Си­це по­ем и до от­да­ния праздника.

По­сле входа

Спа­си нас, Сын Бо­жий, рож­ден­ный от Де­вы, по­ю­щих Те­бе: ал­ли­лу­ия. Этот стих по­ем до от­да­ния праздника.

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4:

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / воз­сия ми­ро­ви свет ра­зу­ма, / в нем бо звез­дам слу­жа­щии / звез­дою уча­ху­ся / Те­бе кла­ня­ти­ся, Солн­цу Прав­ды, / и Те­бе ве­де­ти с вы­со­ты во­сто­ка. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Тро­парь празд­ни­ка, глас 4

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / оза­ри­ло мир све­том зна­ния, / ибо чрез него звез­дам слу­жа­щие / звез­дою бы­ли на­уча­е­мы / Те­бе по­кло­нять­ся, Солн­цу прав­ды, / и знать Те­бя, с вы­со­ты Вос­хо­дя­щее Све­ти­ло. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Сла­ва, и ныне, кондак, глас 6:

Иже преж­де ден­ни­цы от От­ца без ма­те­ре ро­ди­вый­ся, / на зем­ли без от­ца во­пло­ти­ся днесь из Те­бе. / Тем­же звез­да бла­го­вест­ву­ет волх­вом, / Ан­ге­ли же с пас­тырь­ми по­ют / неска­зан­ное Рож­де­ство Твое, Благодатная.

Сла­ва, и ныне, кондак, глас 6

Пре­жде утрен­ней звез­ды от От­ца без ма­те­ри Рож­ден­ный, / на зем­ле без от­ца в сей день явил­ся во пло­ти от Те­бя. / По­то­му звез­да бла­го­вест­ву­ет волх­вам, / Ан­ге­лы же с пас­ту­ха­ми вос­пе­ва­ют / непо­роч­ные ро­ды Твои, Благодатная.

Та­же трисвятое. За­тем Трисвятое.

Про­ки­мен, песнь Бо­го­ро­ди­цы, глас 3:

Про­ки­мен, глас 3. Песнь Богородицы

Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем. Стих: Яко при­з­ре на сми­ре­ние Ра­бы Сво­ея, се бо, от­ныне убла­жат Мя вси роди. Ве­ли­ча­ет ду­ша моя Гос­по­да / и воз­ра­до­вал­ся дух мой о Бо­ге, Спа­си­те­ле мо­ём. Стих: Что при­з­рел Он на сми­ре­ние ра­бы Сво­ей, ибо от­ныне на­зо­вут Ме­ня бла­жен­ной все роды.

Ко Ев­ре­ем послания
свя­та­го апо­сто­ла Пав­ла чте­ние (за­ча­ло 306):

По­сла­ние к Евреям,
за­ча­ло 306

Бра­тие, свя­тяй и освя­ща­е­мии, от Еди­на­го вси, ея­же ра­ди ви­ны не сты­дит­ся бра­тию на­ри­ца­ти их, гла­го­ля: воз­ве­щу Имя Твое бра­тии Мо­ей, по­сре­де Церкве вос­пою Тя. И па­ки: Аз бу­ду на­де­я­ся Нань. И па­ки: се Аз и де­ти, яже Ми дал есть Бог. По­не­же убо де­ти при­об­щи­ша­ся пло­ти и кро­ви, и Той при­ис­кренне при­об­щи­ся тех­же, да смер­тию упразд­нит иму­ща­го дер­жа­ву смер­ти, си­речь диа­во­ла, и из­ба­вит сих, ели­цы стра­хом смер­ти чрез все жи­тие по­вин­ни бе­ша ра­бо­те. Не от Ан­гел убо ко­гда при­ем­лет, но от се­мене Ав­ра­амо­ва при­ем­лет; от­ню­ду­же дол­жен бе по все­му по­до­би­ти­ся бра­тии, да ми­ло­стив бу­дет и ве­рен пер­во­свя­щен­ник в тех, яже к Бо­гу, во еже очи­сти­ти гре­хи люд­ския. В нем­же бо по­стра­да, Сам ис­ку­шен быв, мо­жет и ис­ку­ша­е­мым помощи. Бра­тья, и Освя­ща­ю­щий и освя­ща­е­мые, все – от Еди­но­го; по этой при­чине Он не сты­дит­ся на­зы­вать их бра­тья­ми, го­во­ря: “Воз­ве­щу имя Твоё бра­тьям Мо­им, по­сре­ди со­бра­ния вос­пою Те­бя”. И еще: “Я бу­ду упо­вать на Него”. И еще: “Вот Я и де­ти, ко­то­рых дал Мне Бог”. А по­сколь­ку де­ти при­част­ны пло­ти и кро­ви, то и Он точ­но так же при­об­щил­ся их, что­бы смер­тью ли­шить си­лы име­ю­ще­го власть над смер­тью, то есть диа­во­ла, и из­ба­вить тех, ко­то­рые в стра­хе смер­ти всю жизнь бы­ли под­вер­же­ны раб­ству. Ибо Он, ко­неч­но, не при­ро­ду Ан­ге­лов при­ни­ма­ет, но се­мя Ав­ра­амо­во при­ни­ма­ет. По­то­му Он дол­жен был во всем упо­до­бить­ся бра­тьям, что­бы стать ми­ло­сти­вым и вер­ным Пер­во­свя­щен­ни­ком в слу­же­нии пред Бо­гом для уми­ло­стив­ле­ния за гре­хи на­ро­да. Ибо в том, что Сам пре­тер­пел, быв ис­ку­шён, Он мо­жет и ис­ку­ша­е­мым по­мочь. Евр 2:11–18

Ал­ли­лу­ия, глас 8:

Вос­крес­ни, Гос­по­ди, в по­кой Твой, Ты и Ки­вот свя­ты­ни Тво­ея. Стих: Клят­ся Гос­подь Да­ви­ду ис­ти­ною и не от­вер­жет­ся ея.

Ал­ли­лу­ия, глас 8

Стих: Встань, Гос­по­ди, на ме­сто по­коя Тво­е­го, Ты и ков­чег свя­ты­ни Тво­ей. Стих: Клял­ся Гос­подь Да­ви­ду в ис­тине и не от­ре­чет­ся от неё.

От Мат­фея свя­та­го Еван­ге­лия чте­ние (за­ча­ло 4):

Еван­ге­лие от Мат­фея, за­ча­ло 4

От­шед­шим волх­вом, се Ан­гел Гос­по­день во сне яви­ся Иоси­фу, гла­го­ля: во­став, по­и­ми От­ро­ча и Ма­терь Его, и бе­жи во Еги­пет, и бу­ди та­мо, дон­де­же ре­ку ти: хо­щет бо Ирод ис­ка­ти От­ро­ча­те, да по­гу­бит Е. Он же, во­став, по­ят От­ро­ча и Ма­терь Его но­щию и оты­де во Еги­пет. И бе та­мо до умерт­вия Иро­до­ва, да сбу­дет­ся ре­чен­ное от Гос­по­да про­ро­ком, гла­го­лю­щим: от Егип­та воз­звах Сы­на Мо­е­го. То­гда Ирод, ви­дев, яко по­ру­ган бысть от волх­вов, раз­гне­ва­ся зе­ло и, по­слав, из­би вся де­ти, су­щия в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лех его, от двою ле­ту и ни­жай­ше по вре­ме­ни, еже из­вест­но ис­пы­та от волх­вов. То­гда сбыст­ся ре­чен­ное Иере­ми­ем про­ро­ком, гла­го­лю­щим: глас в Ра­ме слы­шан бысть, плачь, и ры­да­ние, и вопль мног. Ра­хиль пла­чу­щи­ся чад сво­их и не хо­тя­ше уте­ши­ти­ся, яко не суть. Умер­шу же Иро­ду, се Ан­гел Гос­по­день во сне яви­ся Иоси­фу во Егип­те, гла­го­ля: во­став, по­и­ми От­ро­ча и Ма­терь Его и иди в зем­лю Из­ра­и­ле­ву: изо­мро­ша бо ищу­щии ду­ши От­ро­ча­те. Он же, во­став, по­ят От­ро­ча и Ма­терь Его и при­и­де в зем­лю Из­ра­и­ле­ву. Слы­шав же, яко Ар­хе­лай цар­ству­ет во Иудеи вме­сто Иро­да, от­ца сво­е­го, убо­я­ся та­мо ити. Весть же при­емь во сне, оты­де в пре­де­лы Га­ли­лей­ския. И, при­шед, все­ли­ся во гра­де, на­ри­ца­е­мем На­за­рет. Яко да сбу­дет­ся ре­чен­ное про­ро­ки, яко На­зо­рей наречется. Ко­гда волх­вы уда­ли­лись, – вот, Ан­гел Гос­по­день яв­ля­ет­ся во сне Иоси­фу и го­во­рит: “Встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его, и бе­ги в Еги­пет, и будь там, до­ко­ле не ска­жу те­бе; ибо Ирод на­ме­рен ис­кать Мла­ден­ца, что­бы по­гу­бить Его”. И он встав, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его но­чью и уда­лил­ся в Еги­пет; и был там до кон­чи­ны Иро­да, что­бы ис­пол­ни­лось ска­зан­ное Гос­по­дом чрез про­ро­ка, ко­то­рый го­во­рит: “Из Егип­та при­звал Я Сы­на Мо­е­го”. То­гда Ирод, уви­дев, что он осме­ян волх­ва­ми, раз­гне­вал­ся весь­ма и по­слал ис­тре­бить всех мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лах его, от двух лет и ни­же, по вре­ме­ни, ко­то­рое вы­ве­дал от волх­вов. То­гда ис­пол­ни­лось ска­зан­ное Иере­ми­ей про­ро­ком, ко­то­рый го­во­рит: “Глас в Ра­ме был слы­шен, плач, и ры­да­ние, и вопль ве­ли­кий; Ра­хиль пла­чет о де­тях сво­их, и не хо­чет она уте­шить­ся, по­то­му что их нет”. Ко­гда же скон­чал­ся Ирод, вот, Ан­гел Гос­по­день яв­ля­ет­ся во сне Иоси­фу в Егип­те и го­во­рит: “Встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его и иди в зем­лю Из­ра­и­ле­ву, ибо умер­ли ис­кав­шие ду­ши Мла­ден­ца”. И он встал, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его и при­шел в зем­лю Из­ра­и­ле­ву. Услы­шав же, что Ар­хе­лай цар­ству­ет над Иуде­ей вме­сто Иро­да, от­ца сво­е­го, убо­ял­ся ту­да ид­ти; но, по­лу­чив во сне от­кро­ве­ние, уда­лил­ся в пре­де­лы Га­ли­лей­ские. И при­дя, по­се­лил­ся в го­ро­де, име­ну­е­мом На­за­рет, дабы ис­пол­ни­лось ска­зан­ное чрез про­ро­ков, что Он бу­дет на­зван На­зо­ре­ем. Мф 2:13–23

При­ча­стен:

Из­бав­ле­ние посла Гос­подь лю­дем Своим.

При­ча­стен

Из­бав­ле­ние по­слал Гос­подь на­ро­ду Сво­е­му. Ал­ли­лу­ия. (3)

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки