Святых отцов седьмого Вселенского Собора

Великая вечерня
Утреня
Литургия

СВЯТЫХ ОТЦОВ
СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Церковнославянский Русский
В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю.

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи, воззвах: стихиры Октоиха, воскресны 3 и восточен един. На “Господи воззвах:” поем стихиры Октоиха, 3 воскресные и восточную одну.

Стихиры святых отцев, на 6, глас 6.
Подобен: Отчаянная:

Стихиры св. отцам на 6, глас 6

Честныя Соборы отцев / в разная времена составив, / во едино собра единем и темже правилом / зело добре Патриарх Герман Новый, / пиша купно же и держа догматы сих, / иже и молитвенники бодрственныя сия спасения / Господу предлагает, и пастве с пастыри. Семь Соборов отцов / в разные времена бывшие, совокупив, / в одно собрал единым правилом / весьма прекрасно патриарх Герман Новый, / вместе и записывая и утверждая догматы их; / он их и вождями неусыпными спасения / представляет Господу и пастве с пастырями.
Закона писание детем еврейским положи честную седмицу, / сени придержащимся и служащим сей, / юже отцы, стекшеся на Седмом Соборе манием Божиим, / в шести днех все сие совершившаго, / и седмый благословившаго, / честнейшую соделаша, предел веры изложивше. Буква Закона установила священную седмицу / чадам еврейским, тени державшимся и служившим ей; / ее отцы, собравшиеся на семи Соборах / мановением Бога, в шесть дней все это завершившего, / и день седьмой благословившего, / еще священнее соделали, / определение веры изложив.
Троицу, всем от вещей / мiробытия сущую вину, / ясно предасте, треблаженнии отцы: / Три бо и Четыре Соборы, таинственнейшим словом положивше, / и отмстителие явльшеся Православнаго слова, / стихиа четыре суща, / и Троицу изъяснисте, / создавшую сия и мiр сотворшую. О Троице, всех вещей в мiре тварном истинной причине, / вы ясно поведали, треблаженные отцы: / ибо, три и четыре Собора / таинственнейшим разумом учредив, / и явившись Православного учения блюстителями, / вы тем представили четыре существующих стихии / и Троицу, их создавшую / и мiр сотворившую.
Довляше и единою жизнь вдохнути / лежащему сыну служащия, / пророка Елиссея слячение зельно; / обаче обратися седмижды и прекланяшеся сему, / провозвещая яко провидец ваша Соборы, / имиже умерщвление Божественнаго Слова водушисте, / Ария умертвивше, и его сверстники. Достаточно было и единожды припасть и распрямиться / пророку Елисею славнейшему, / чтобы жизнь вдохнуть / в лежавшее мертвым дитя своей помощницы; / однако он поднимался семикратно / и вновь склонялся над ним, / предвозвещая, как провидец, ваши собрания, / на которых вы умерщвленную веру в Слово Божие одушевили, / умертвив Ария и его сообщников.
Кто Твою, Спасе, ризу раздра; / Арий, Ты рекл еси, / иже Троицы пресече Единочестное Начало в разделения; / сей отверже Тя быти Единаго от Троицы, / сей и Нестория учит Богородицу не глаголати. / Но Собор, иже в Никеи, / Сына Божия Тя проповеда, Господи, / Отцу и Духу Сопрестольна. “Кто Твою, Спаситель, ризу разорвал?” / – “Арий”, – сказал Ты, – “рассекший Троицы равно чтимое Начало к разделениям”. / Он отказался считать Тебя одним из Троицы, / он и Нестория учит не называть Твою Матерь Богородицей. / Но собор, собравшийся в Никее, / Сыном Божиим Тебя провозгласил, Господи, / Отцу и Духу сопрестольным.
Арий безумный / Пресвятей раздели Троицы Единовластие / в три неподобная же и чуждая существа. / Темже отцы Богоноснии сошедшеся, / усердно ревностию распаляеми, якоже Фесвитянин Илия, / духовным отсекают мечем, иже студу научившаго хульному, / якоже Дух изрекл еси. Арий безумный / разделил Пресвятой Троицы единовластие / на три несходные и разнородные существа. / Потому отцы богоносные собравшись усердно, / ревностью разгораясь, как фесвитянин Илия, / мечом духовным поражают / измыслившего бесславное учение хулителя, / как Дух о том объявил.
Слава, глас 6. Самогласен: Таинственныя днесь Духа трубы / Богоносныя отцы восхвалим, / песнопевшия посреде Церкве песнь сличную Богословия: / Троицу Едину Непременную, / Существо же и Божество, / низложители Ариевы и православных поборники, / молящияся всегда Господу / помиловатися душам нашим. Слава, глас 6: Таинственные трубы Духа – / богоносных отцов в сей день восхвалим, / воспевших посреди Церкви / песнь согласную богословия, / проповедавших Троицу единую, / неизменную Существом же и Божеством, / низложителей Ария и православных людей поборников, / всегда молящихся Господу / о помиловании душ наших.
И ныне, Богородичен первый гласа.

По входе прокимен дне и чтения три.

И ныне, Богородичен: догматик гласа.

Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

Бытия чтение (глава 14):

1. Бытия чтение

Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот, братанич его, сочте своих си домочадец триста и осмнадесять и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его с ним; и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня Содомскаго, и Лота, братанича своего, возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча ходоллогоморскаго и с царьми, иже с ним, во удоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино, бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Аврама, и рече: благословен Аврам Богу Вышнему, Иже созда Небо и землю, и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе. Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол-Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: “Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои”. Быт 14:14–20

Втораго закона чтение (глава 1):

2. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них”. И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: “Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий”. Втор 1:8–11; 15–17

Втораго закона чтение (глава 10):

3. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: “Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои. Втор 10:14–18, 20–21

На литии стихира храма.

На литии стихиры храма

Слава, глас 3: Апостольских преданий / известнии хранителие бысте, святии отцы, / Святыя бо Троицы единосущное, православно научивше, / Ариево хуление соборне низложисте, / с нимже и Македония духоборца обличивше, / осудисте Нестория, Евтихия и Диоскора, / Савеллия же и Севира безглавнаго. / Ихже прелести испросите избавитися нам / и нескверну нашему житию в вере сохранитися, молимся. Слава, глас 3: Апостольских преданий строгими хранителями / явились вы, святые отцы: / ибо Святой Троицы единосущие православно определив, / Ария хулу соборно вы отвергли; / с ним и Македония-духоборца обличив, / осудили Нестория, Евтиха и Диоскора, / Савеллия и Севира-акефала. / Нам же, от обмана их избавившимся, / непорочной жизнь нашу в вере сохранять / испросите, молимся.
И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити / избавитися от бед душам нашим. И ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

На стиховне Октоиха.

На стиховне стихиры воскресные

Слава, отцев, глас 4: Молебную память днесь Богоносных отцев, / от всея вселенныя собравшихся / во светлем граде Никейстем, / православных собрания, благочествующе верно, празднуем: / сии бо лютаго Ария безбожное веление благочестномудренне низложиша, / и от Кафолическия Церкве соборне того изгнаша, / и ясно Сына Божия Единосущна и Соприсносущна, прежде век Суща, / всех научиша исповедати во изображении веры, / известно и благочестно сие изложивше. / Темже и мы, Божественным их повелением последствующе, / известно верующе, служим со Отцем Сыну и Духу Всесвятому / во Едином Божестве, Троице Единосущней. Слава, св. отцам, глас 4: Ежегодную память богоносных отцов, / со всей вселенной собравшихся / в славном граде Никее, / мы, православных собрания, благоговейно с верою празднуем. / Ибо они Ария коварного безбожное учение / благочестивым разумом низложили, / и из кафолической Церкви соборно его изгнали, / и ясно Сына Божия единосущным и столь же вечным, / существующим прежде всех веков / всех научили исповедовать в Символе веры, / точно и благочестиво его изложив. / Потому и мы их Божественным учениям следуя, / твердо веруя, служим / со Отцом Сыну и Духу всесвятому во едином Божестве, / Троице единосущной.
И ныне, Богородичен: Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи. / Тя бо, Едину, твердое и известное Утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление, Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех Помоще, / Радосте и Покрове, и Спасение душ наших. И ныне, Богородичен: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / “Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!”
На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: Дважды. Если совершается бдение поем: Богородица Дева, радуйся: (2)

И отцев, глас 8:

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Тропарь св. отцам, глас 8

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе! (1)

СВЯТЫХ ОТЦОВ
СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

НА УТРЕНИ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. На “Бог Господь:” поем тропарь воскресный гласа дважды.

Слава, тропарь отцев, глас 8:

Слава, тропарь св. отцам, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. (Единожды). Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе! (1)
И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве. / Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны. / И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.
Канон воскресен со ирмосом на 4; Крестовоскресен на два; и Богородицы на два. И святых, глас 8, на 6, егоже краегранесие: Пою блаженных Собрание Седьмое. Германово. Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и св. отцам, глас 8 на 6, имеющий акростих: “Пою блаженных Собрание Седьмое”. Творение св. патриарха Германа (греч.: Феофана).

Канон святых отец, глас 8.
Песнь 1.

Канон св. отцам, глас 8.
Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив, / и разделив море, / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа. Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил / некогда чудодейственный Моисеев жезл, / крестообразным ударом разделивший море, / Израиля же беглеца, пешего путника спас, / песнь Богу воспевавшего.
Песнословити Седмое Собрание желающему ми ныне, / седмих дарований собор / даждь ми Параклита, Господи, / умудрившаго сей огненноязычне / и хульное все языковредие умолчати сотворшаго. Мне, воспеть седьмое отцов Собрание стремящемуся ныне, / даруй, Господи, от семи дарований Утешителя, / умудрившего как бы огненными языками тот собор / и заставившего молчать все хульное пустословие.
Большее из начала числ седмое: / ибо создания Божественнаго / всего первообразно бысть, / всесовершенное престание в седмый день; / и ныне всех ересей конец / в Соборе равночисленном. От начала величайшее из чисел – седьмое: / и, действительно, стало всего созидания Божественного первообразом / совершенное упокоение в день седьмой; / и ныне – всех ересей конец / на Соборе равночисленном.
Победив богоборнаго Ария в Никеи / древле пастырским жезлом, / православными шествовати Церковь учении лик отцев, / и ныне о сем посрамил есть образоборцы / яко поборник. Победивший прежде богоборца-Ария в Никее / сонм отцов пастырским жезлом / православными учениями направил Церковь, / и ныне в ней иконоборцев посрамил, / как истины поборник.
Богородичен: Якоже отцы благочестно научиша, / исповедующе верно Девическую утробу, / безболезненно рождшую плотию Безплотнаго: / покланяемся же Сему, столпопишуще изображение, и честне облобызаем. Богородичен: Как отцы благочестиво научили, / мы исповедуем верно Девическое чрево, / безболезненно родившим во плоти Бесплотного; / и поклоняемся Ему, на столпе начертывая изображение, / и его с почтением лобызаем.
Катавасия: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3.

Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом, / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят, паче Тебе / Едине Человеколюбче.

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший в начале небеса премудро / и землю на водах основавший! / На скале заповедей Твоих, Христе, меня утверди, / ибо нет святого, кроме Тебя, / единый Человеколюбец.

Не поколебатися Христове нерушимей Церкви, / от Него тайнонаучаеми, Божественнии пастыреначальницы, / иже сию поколебати хотящия, / якоже антихристовы части, / от благочестивых отринуша. Таинственно научаемые Христом, / что не поколеблется Церковь Его несокрушимая, / Божественные пастыреначальники желавших ее поколебать, / как к уделу антихриста принадлежавших, / от благочестивых отринули.
Очищает мутныя и тинный потоки, / от источник спасения почерп, / и жаждущия люди Христовы / насыщает учений струями отцев сословие. Очищает мутные и грязные потоки, / из источников спасения почерпнув, / и насыщает жаждущий народ Христов / учений струями отцов собрание.
На ненавидящих истинно / и христианооглагольников Собрание христолюбных Седмое в светлем граде Никейстем бысть, / егоже царие Ирина и Константин защитницы. Против истинных ненавистников, / обвинителей христиан / Седьмое Собрание христолюбивых / в славном граде Никейском состоялось, / цари же Ирина и Константин – его защитники.
Богородичен: Всяк да отступит нечестивый, / не почитаяй икону честную Богородицы / и Сию не проповедуяй, Христа Богомужно рождшую, / и во огнь да отшлется / сгарати несожженно. Богородичен: Да удалится всякий нечестивец, / не чтущий священную икону Богородицы / и не провозглашающий, что Она / носила во чреве Христа Богочеловека, / и в огонь да будет послан, / чтобы гореть в нем бесконечно.
Катавасия: Твоя песнословцы, Богородице, / Живый и Независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби. Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Кондак и икос воскресен.
Таже седален отцев, глас 4. Подобен: Скоро предвари:

Кондак и икос воскресные.
Седален св. отцам, глас 4

Светильницы пресветлии истины Христовы мiру явистеся на земли, / воистинну блаженнейшии, отцы Боговещаннии, / изсушивше ереси хульных языкоболий / и угасивше пламеновидная злославных смущения. / Темже, яко иерарси Христовы, / молитеся спастися нам. Светилами пресветлыми истины Христовой / вы явились миру на земле, / воистину блаженные отцы, / иссушив ереси бесславных пустословов / и угасив подобные пламени смуты хулителей. / Потому, как святители Христовы, / ходатайствуйте о спасении нашем.

Слава, ин седален отцев, глас 2:

Слава, иной седален св. отцам, глас 2

От начала борительный Арий / свирепо насилие навед, Спасе, на Церковь Твою, / но сие подвигше отеческая воинства того победи, / и Единосущное Слово Отцу верно Тя славят. От начала враждебный Арий / свирепо навлек насилие, Спаситель, на Церковь Твою, / но тем подвигнутые, отцов воинства / победили его, / и Тебя, как Слово, единосущное Отцу / с верою славят.
И ныне, Богородичен: Скоро нас предвари, Дево Мати Чистая; / от враг нас исхити, хулящих на Тя, / сокруши языкоболия ересей вся, / разреши крепостию Твоею стремления тех, / да разумеют, яко едина Богомати еси, / молитвами Твоими православных совокупление спасающая. И ныне, Богородичен: Скоро нам предстань, Дева-Матерь чистая; / избавь нас от врагов, хулы произносящих на Тебя / и не поклоняющихся Тебе; / сокруши все ересей пустословия, / (разрушь силою Твоею устремления их), / да познают, что Ты – единственная Богоматерь, / православных сонм / ходатайствами Твоими спасающая.

Песнь 4.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, / Ты моя и сила, / Ты мой Бог, Ты мое радование, / не оставль недра Отча / и нашу нищету посетив. / Тем с пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

Песнь 4

Ирмос: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / “Слава силе Твоей, Человеколюбец!”

Глагол Божий имуще, стрелу и меч, / вся купно тыя закалают злоумныя / образом Крестным, / не чтущия равно изображения Христова, Богородицы и всех святых, / отцы Боговиднейшии. Слово Божие имея стрелою и мечом, / отцы Богоподобнейшие / полностью истребляют всех тех, враждебных, / не чтущих равно с образом Крестным изображения / Христа, Богородицы и всех святых.
Якоже седмию трубами / Иерихонския стены в седмом обхождении падоша; / тако сими седмию Соборы / весь сонм, на Бога возносящийся, низведен в бездну / в Собрании Седмом благогласных труб Духа. Как стены Иерихонские от звука семи труб / при седьмом обхождении разрушились; / так семь Соборов в бездну низвели / весь полк, на Бога возносящийся, / при Седьмом Собрании / благозвучных труб Духа.
Юношеское настояние показуя / и Божественною ревностию распаляемо, / отеческое множество, / якоже Илия, студныя священники умертвило есть. / Тем со дерзновением Христове иконе / любезно покланятися научило есть. Юношеское показывая противление / и Божественною ревностию распаляясь, / отеческий сонм, как Илия, / умертвил священников скверных. / Потому со дерзновением образу Христа / постановил он, как надлежит поклоняться.
Богородичен: Ты моя надежда, Всечистая, Ты мое и пение, / Ты мое пристанище, Ты мое исправление, яже Бога Слова Отча Воплощшагося несочтанно родила еси. / Темже Твоей несомненно покланяюся иконе, / крепостию Твоею укрепляемь. Богородичен: Ты – моя надежда, Всечистая, / Ты – и пение мое, / Ты – моя пристань, Ты – мое водительство, / Ты – Бога, Слово Отчее воплотившееся, / без сочетания с мужем во чреве носившая! / Потому я без сомнений поклоняюсь Твоей иконе, / силою Твоею укрепляемый.
Катавасия: Седяй в Славе / на Престоле Божества / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / Нетленною Дланию / и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей. Катавасия: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / “Слава, Христе, силе Твоей!”

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете незаходимый? / И покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго. / Но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Высокою мыслию сразсмотривше, / анафеме образоборцев предаша, / яко чуждая сих мудрствовавших, честнии отцы; / и честь Христове иконе, якоже лепо, / воздаяти повелеша. Высокой мыслью совместно рассмотрев, / досточтимые отцы анафеме предали / тех иконоборцев, как странное измысливших; / и честь Христову образу, как подобает, / воздавать постановили.
Ныне время веселия, / ныне день спасения явися, / возвеселимся убо и Христу радостно возопиим: / мир даждь нам Твой / молитвами отцев Седмаго Собора, Человеколюбче. Теперь время веселия, / ныне день спасения явился; / возвеселимся же и Христу радостно возгласим: / “Мир Твой подавай нам молитвами отцов / Седьмого Собора, Человеколюбец!”
Богородичен: Благоутробия ради милости, / от Девы родися Сын Божий невращно, / чуждее нося, яко Свое, / и зраком сим описанный, зрится волею, / по Существу Сый Неописан. Богородичен: По благосердной милости / Сын Божий родился от Девы без изменения, / нося чуждое, как Свое; / и этим обликом ограниченный, созерцается по изволению Своему, / – Он, поистине естеством беспредельный.
Катавасия: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Катавасия: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих, и услыши мя, / Боже спасения моего.

Песнь 6

Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, – / ибо многочисленны беззакония мои, – / и из глубины зол изведи, молю; / ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня, / Боже спасения моего!

Да каплют сладость горы и радость: / еретическое бо множество изгнася, / горький изливающее яд, / святых икон отвержение. Да кропят сладость и радость горы: / ибо изгнано еретическое множество, / изливающее горький яд / – святых икон отвержение.
Небо и земля согласно да празднуют / Дщере Божия величие: / ибо величается, отметающи Сию умаляющия. Небо и земля согласно да празднуют / ради величия Дочери Божией: / и действительно возвеличивается Она / низложением Ее унижающих.
Богородичен: Матерний Сын, Иже Отчий первее безматерен, / безотчий же Боголепно родився / и возродив мя; / темже Рождшую с Рожденным образуя, облобызаю. Богородичен: Сын Матери – Тот, Кто прежде был / Сыном Отца без матери. / Он же без отца рожден, как подобает Богу, / и возродил меня. / Потому я Родившую с Рожденным / изображая, лобызаю.
Катавасия: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Катавасия: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Кондак, глас 6. Подобен: Рукописаннаго:

Кондак св. отцам, глас 6

Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно / из Жены родися, сугуб естеством, / Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, / но, сие благочестно начертающе, / почитаем верно. / И сего ради истинную веру Церковь держащи, / лобызает икону вочеловечения Христова. Сын, воссиявший от Отца неизреченно, / от жены родился в двух естествах. / Зная это, не отрицаем начертания Его облика, / но благочестиво его изображая, почитаем преданно. / И потому Церковь, держась веры истинной, / лобызает икону вочеловечения Христова.
Икос: Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Икос: Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Песнь 7.

Ирмос: Божия снизхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда: / сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 7

Ирмос: Божьего нисхождения / огонь устыдился в Вавилоне некогда; / потому отроки в печи, радостными стопами / как на лугу танцуя, воспевали: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!”

Побеждаются догматами / Богоглаголивых мужей ересеначальницы, / образов честь первообразным изобразующих право, / якоже рече Великий Василий: / благословен Бог отец наших. Побеждаются ересиархи / догматами богословесных мужей, / сопрягающих честь образов с первообразами право, / как великий Василий изрек. / Благословен Бог отцов наших!
Храми удобряются, светлыми иконами украшаемии днесь; / сего ради мир в церквах, паче всех человек краснейшему добротою, / совоспевает поющему: / благословен Бог отец наших. Храмы наряжаются, / сияющими иконами ныне украшаясь; / потому мiр в церквах / более всех людей Цветущему красою / воспевает вместе с поющими: / “Благословен Бог отцов наших!”
Свет облиста, далече тьма, нечестивии отгнаны. / Сего ради всяческая света исполнишася, / Светодателя Христа с веселием поют и глаголют: / благословен Бог отец наших. Свет взошел, тьма далеко; нечестивые отогнаны. / Потому всё, светом исполнившись, / света Подателя Христа / с веселием воспевает и возглашает: / “Благословен Бог отцов наших!”
Богородичен: Пречистая Владычица, едина всех спасения надежда, / яже страшно рождшая Царя царей Христа, / на руках Своих Сего Младенца носящи, / спокланяема есть описание, якоже отцы глаголют. Богородичен: Всечистая Владычица, / единая для всех спасения надежда, / повергающим в трепет образом / родившая Царя царей Христа! / На руках Своих Его, как Младенца носящая, / с Ним вместе принимает поклонение / в изображениях, как говорят отцы.
Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси. Катавасия: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / “Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!”

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / “Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди превозносите во все века!”

Законополагает убо изящнейше отцев сословие, / Богочестивым имствительное поклонение / и возставление священныя иконы Христовы; / любоблагочестивии же летнюю память яко чада совершаем благопослушливая оных, / и любовию образ Христов лобызаем. Законополагает искуснейше отцов собрание / чтущим Бога надлежащее поклонение / и восстановление священной иконы Христа. / Мы же, любящие благочестие, / ежегодную их память / как послушные дети совершаем / и образ Христов лобызаем с любовию.
Седмократно преклоняху смиренных высокомудреннии / и любодобродетельных стремления пресецаху, / имиже оглаголоваху Божественная деяния их; / но иже Седмаго Собора сошедшиися отцы в Никеи / гордыню оных абие истерзаша седмократнейше. Семикратно сгибали смиренных высокомудрые / и стремления любящих добродетель отражали, / тем, что клеветали / на божественные их деяния; / но Седьмого Собора отцы, сошедшиеся в Никее / тотчас бровь их опускают / в семь раз сильнее.
Стрелы младенец бывают псаломски старомудрствующим младомудренных язвы и раны; / Божественною же силою изнемогают языцы мнози, / хулы на высоту глаголющих; / и всяк, кто Отца, Сына и Духа, Бога Единаго, не весть, / Всевиновнаго и Единаго. Стрелами младенцев по псалму становятся / для старчески умудренных / язвы и раны от незрелых умом; / и изнемогают Божественною силою языки многие, / хулы на высокое произносящие; / и всякий, кто не знает Отца, Сына и Духа, / Одного Бога, и единственного всего Виновника.
Богородичен: Зиждется Младенец самовольне милости ради, Зиждитель от чистых кровей Твоих, / соблюдаяй Тя по рождестве Преочищенну всю Чистую / и очищаяй оскверненный образ. / Темже на иконах соизображается Тебе, / естеством быв Человек, Бог Сый естеством. Богородичен: Созидается Создатель, как Младенец, / добровольно по Своей милости от чистой крови Твоей, / сохраняя Тебя после родов очищенной, всецело непорочной / и очищая оскверненный образ наш. / Потому-то на иконах изображается с Тобою / Он, ставший человеком по естеству, / хотя Богом по природе является.
Катавасия: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородичо спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела / и превозносите Его во вся веки. Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9.

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски / и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. / Тем Тя, Богородицу, / Ангелов и человек чиноначалия величают.

Песнь 9

Ирмос: Изумилось тому небо, / и ужаснулись пределы земли, / что явился людям Бог во плоти, / и чрево Твое стало пространнее небес. / Потому Тебя, Богородица, / сонмы Ангельские и человеческие величают.

Велий крепостию и советом вся содержай, / Непостижиме Едине Боже, / державнейше Всеначальниче, Всецарю, / Церковь утверди, в православии Твоем соблюдая, / отцев всеславных, изобличающих злославие, мольбами. Великий мощью и в Своей воле всё держащий, / непостижимый единый Боже, / могущественнейший всего Начальник, самодержавный Царь! / Утверди Церковь, в православии Твоем ее храня, / мольбами отцов всеславных, зловерие посрамивших.
Великих честей сподобистеся на земли, / Небомудрении святии, / яко Христово изображение любезно почтосте. / И ныне сень отложивше, и покрывало плоти, / самолично Сего в Лице зрите, / и больших сподобляеми. Великих почестей удостоились вы на земле, / небесный ум стяжавшие святые, / ибо Христово изображение почтили, как надлежит. / И ныне тень отложив и покрывало плоти, / самолично видите Его Лицо, / и большего сподобляетесь.
Да накажемся всевоинством варварскаго безсловесия, / еже попустил еси на ны; / тех стремление и дерзость Сам сокруши / и верным споборствуй, надеющимся на Тя, Вседетелю, / благодерзновенными молитвами святых отец, / ихже совершаем память. Сокруши варварской конницы всевоинства, / чей натиск Ты Сам для нашего наказания возбудил, / и их дерзость против нас, и содействуй / в борьбе царю, Тебе вверяющемуся, все Творящий, / дерзновенными ходатайствами святых отцов, / чью память совершаем.
Богородичен: Разумети тайну страшнаго Твоего Рождества никакоже может ум человеческий, но ниже Ангельский высокоумный, / яко Бога Ты родила еси Воплощеннаго, паче естества. / Тем Тя, Богородицу, ведуще и со Онем написующе, величаем. Богородичен: Уразуметь тайну повергающих в трепет Твоих родов / никак не может не только смертный ум, / но даже Ангельский, высокомысленный: / ибо Ты Бога Воплощенного сверхъестественно родила. / Потому мы, зная Тебя, как Богородицу, / с Ним изображая, величаем.
Катавасия: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице Чистая Приснодево. Катавасия: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / “Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!”

Светилен воскресен, Слава, отцев.
Подобен: Духом во святилищи:

Светилен воскресный.
Слава, св. отцов

Отцы Небомудреннии, на Седмом Соборе собравшиися, / молитву прилежну Троице принесите, / еже избавитися от всякия ереси и суда вечнаго, / Царствие же получити нам Небесное, / ваш Собор Божественный воспевающим. Отцы, небесные умом, / на Седьмом Соборе собравшиеся! / Моление усердное Троице принесите, / да избавимся от всякой ереси и вечного осуждения / и достигнем Царства Небесного / мы, ваш Собор Божественный воспевающие.
И ныне, Богородичен: Мольбами, Преблагий Господи, Матере Твоея / и иже на Седми Соборех собравшихся отцев / Церковь утверди и веру укрепи, / и Царствия Небеснаго вся покажи причастники, / егда приидеши на землю судити всю тварь. И ныне, Богородичен: По ходатайствам, преблагой Господи, Матери Твоей / и отцов, на семи Соборах собравшихся, / Церковь утверди и веру укрепи, / и яви всех общниками Царства Небесного, / когда придешь на землю судить все творение.
Воскреснаго же светильна Богородичен не глаголется, но отцев. Богородичен же воскресного светильна не читается.

На хвалитех стихиры воскресны 4, и отцев 4, глас 6:
Подобен: Все отложше:

На “Хвалите:” стихиры воскресные 4
и св. отцам 4, глас 6

Все собравше душевное художество, / и Божественным Духом разсмотривше, / Небесный и честный Символ веры / честнии отцы Богописанне начерташа; / в немже явственнейше / Рождшему Собезначальнаго Слова научают / и всеистинно Единосущнаго, / апостольским последующе проявленно учением, / благословнии и пребогатии истинно, / и Богомудрии. Все совокупив душевное искусство, / и вместе с божественным Духом исследование проведя, / небесный и священный Символ веры / досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали. / В нем они учат яснейшим образом, / что Слово Родившему собезначально / и по всей истине единосущно, / открыто следуя апостольским учениям, / славные, и всеблаженные, и воистину богомудрые.
Стих: Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26
Все приемше, умное сияние Святаго Духа, / преестественнейшее благословие / краткими глаголы и многим разумом / Богодохновенно провещаша, / яко Христовы проповедницы, / Евангельских предстателие учений, блаженнии, / и благочестивых преданий, / свыше приемше сих откровение яве / и просвещшеся, изложиша веру Богонаученную. Все приняв невещественное сияние Святого Духа, / сверхъестественнейшее пророчество / краткими словами и многим разумом / боговдохновенно изрекли отцы блаженные, / как Христовы провозвестники, / защитники учений евангельских и преданий благочестивых, / явственно их откровение свыше получив / и, просветившись, определение веры, / наученные Богом, изложили.
Стих: Соберите Ему / преподобныя Его. Стих: Соберите Ему / святых Его. Пс 49:5А
Все собравше пастырское искусство / и ярость двигше ныне праведнейшую, / отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, / пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, / падшия яко к смерти / и яко неисцельно недуговавшия, / Божественнии пастырие, / яко раби истиннейшии Христовы, / и Божественнаго проповедания таинницы священнейшии. Все собрав пастырское искусство / и гневом подвигшись ныне праведнейшим, / по всей справедливости отогнали / лютых и пагубных волков, / пращею Духа извергнув их из полноты церковной, / как падших к смерти и как недуговавших неисцелимо, / божественные пастыри, / как истиннейшие рабы Христовы / и таинств проповеди божественной / служители священнейшие.

Слава, глас 8. Георгия Никомидийскаго:

Слава, глас 8, Георгия Никомидийского:

Святых отцев лик, / от конец вселенныя стекшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святаго, / Едино Существо научиша и Естество, / и тайну Богословия ясно предаша Церкви; / ихже, похваляюще верою, ублажим, глаголюще: / о Божественный полче, / Богоглаголивии оружницы ополчения Господня, / звезды многосветлыя мысленныя тверди, / таинственнаго Сиона необоримии столпи, / миродохновеннии цвети райстии, / всезлатая уста Слова, / Никейская похвало, вселенныя украшение, / прилежно молитеся о душах наших. Святых отец сонм, / от концов вселенной собравшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святого, / единую природу и естество как догмат провозгласили / и таинство богословия / ясно передали Церкви. / Их восхваляя, с верою прославим, возглашая: / “О божественный полк, / богословесные воины ополчения Господня, / звезды многосветлые тверди невещественной, / таинственного Сиона башни неприступные, / мvром благоухающие райские цветы, / уста Слова, все из золота, / Никеи похвала, вселенной украшение! / Ходатайствуйте усердно о душах наших!”
И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:
Славословие великое, и отпуст. И обычное исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира Евангельская. Славословие великое, тропарь воскресный, ектении и отпуст.

СВЯТЫХ ОТЦОВ
СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

НА ЛИТУРГИИ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны воскресны на 6; и отцев песнь 3 на 4. Блаженны Октоиха на 6 и св. отцам песнь 3‑я, на 4.

По входе тропарь воскресен
и тропарь отцев, глас 8:

После входа тропарь воскресный
и тропарь св. отцов, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе!

Таже кондак воскресен.
Слава, кондак отцев, глас 6. Подобен: Рукописаннаго:

Затем кондак воскресный,
Слава: кондак св. отцов, глас 6

Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно / из Жены родися, сугуб естеством, / Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, / но, сие благочестно начертающе, / почитаем верно. / И сего ради истинную веру Церковь держащи, / лобызает икону вочеловечения Христова. Сын, воссиявший от Отца неизреченно, / от жены родился в двух естествах. / Зная это, не отрицаем начертания Его облика, / но благочестиво его изображая, почитаем преданно. / И потому Церковь, держась веры истинной, / лобызает икону вочеловечения Христова.
И ныне, Богородицы. И ныне: храма Богородицы, или “Предстательство христиан:”

Прокимен прежде воскресен,
таже песнь отцев, глас 4:

Прокимен гласа
и св. отцам, глас 4, песнь отцов

Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26

Апостол дне и отцев,
ко Евреем, зачало 334. [Евр. 13, 7 – 16.]

Апостол рядовой и св. отцам.
к Евреям, зачало 334

Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. Братия, поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Евр 13:7–16

Аллилуия гласа и отцев, глас 1:

Аллилуия гласа и св. отцам, глас 1

Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада. Стих: Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах. Пс 49:1, 5

Евангелие дне и отцев,
от Иоанна, зачало 56. [Ин. 17, 1 – 13.]

Евангелие рядовое и св. отцам.
от Иоанна, зачало 56

Во время оно, возведе Иисус очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный: Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа. Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю. И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть. Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть. Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя посла. Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть: И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них: И ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе. В те дни возвел Иисус очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Ин 17:1–13

Причастен:

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) Пс 148:1; 32:1
Подобает ведати, яко по 11‑м дни сего месяца, в приидущую неделю память совершаем святых отец, иже на Седмом Вселенском Соборе в Никеи собравшихся второе, святых отец 365, на извержение и потребление безбожных учений христоненавистных и христианооглагольников, иконоборцев, Копронима и ему смудрствующих, окаянных епископов и несвященных архиереев, и тех безбожнаго и сквернаго соборища.

И аще случится 11 день настоящий в неделю, поется в тойже день служба святых отец Седмаго Собора. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю.

Рядоваго же святаго служба оставляется и поется, егда разсудит екклисиарх.