Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь постная\ Оглавление\ Суббота святого и праведного Лазаря

Пятница на 6-м часеВечерняВеликое повечерие • Утреня • Литургия


 

СЕДМИЦА ШЕСТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ

 

НА УТРЕНИ

 

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь, тропарь, глас 1:

 

На "Бог Господь:" тропарь, глас 1

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне. [Трижды.]

 

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!" (3)

Таже, стихословие: Рече Господь Господеви моему:

 

 

Затем стихословим кафизму 16: Сказал Господь Господу моему:

 

По 1-м стихословии седален, глас 1:
Подобен: Камени запечатану:

 

После 1 стихословия седален,
глас 1

Ущедрив Марфины и Мариины слезы, / отвалити камень от гроба повелел еси Христе Боже, / воскресил еси возгласив мертваго, мира Жизнодавче, / Собою уверяя воскресение. / Слава силе Твоей Спасе: / слава власти Твоей: / слава словом вся Составившему.

 

Сжалившись над слезами Марфы и Марии, / отвалить от гроба камень повелел Ты, Христе Боже; / воскресил мертвого, позвав его, жизнь Подающий мiру, / чрез него удостоверяя воскресение. / Слава могуществу Твоему, Спаситель; / слава власти Твоей; / слава словом все Создавшему!

Слава, и ныне, тойже.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

Таже стихословим Непорочны.

 

Также стихословим Непорочны.

И поем тропари воскресны: Благословен еси Господи: Ангельский собор: И прочая, яко обычай есть в Неделю.

 

 

И поем тропари воскресные: Благословен Ты, Господи: Ангельский сонм изумился: После них

 

Потом седален, глас 5.
Подобен: Собезначальное Слово:

 

Седален, глас 5.
Подобен: "Слово, безначальное:"

Источник премудрости и предведения, во Вифанию пришед, / с Марфою сущих вопрошал еси: / где положисте, рек, друга, Лазаря? / Егоже ради прослезив Благоутробне, / четверодневна мертва воскресил еси гласом Твоим / Человеколюбче и Щедрый, / яко Жизнодавец и Господь.

 

Источник мудрости и предведения, в Вифанию прибыв, / Ты бывших с Марфою вопрошал, взывая: / "Где положили вы друга Моего Лазаря?" / Прослезившись над ним из сострадания, / мертвого уже четвертый день / воскресил гласом Своим, человеколюбивый и милосердный, / как жизни Податель и Господь.

Слава, и ныне, тойже.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

Таже глаголем: Воскресение Христово: и псалом 50. Евангелие же не чтем, токмо во храме святаго Лазаря. Чтение же творим, толкование еже от Иоанна Евангелиа того дне, слово 63, и 64.

 

 

 

Также поем: "Воскресение Христово:" и читаем псалом 50. Евангелие же читается только в храме святого Лазаря. Затем чтение толкования дневного Евангелия от Иоанна: слово 63 и 64.

 

 

Канона два, до шестыя песни, творение господина Феофана: отонудуже начинаем четверопеснец. Первый канон со ирмосом на 8: другий на 6. Глас 8.

 

Канона два: до шестой песни – творение преподобного Феофана, а затем начинаем четверопеснец. Первый канон с ирмосом на 8, другой же – на 6. Глас 8.

Песнь 1.

Ирмос: Поим Господеви, / проведшему люди Своя сквозе Чермное море, / яко един славно прославися.

 

Песнь 1

Ирмос: Воспоем Господу, / проведшему народ свой через Красное море, / ибо Он один славно прославился.

Лазаря умершаго, / манием Божественным воскресил еси, / яко Создатель сый, / и живота сокровище Человеколюбче.

 

Лазаря умершего / мановением Божественным Ты воскресил, / как поистине Создатель, / и владеющий сокровищницей жизни, Человеколюбец.

Словом четверодневнаго Лазаря / возгласил еси безсмертне, / темнообразное адово разрушив крепостию царство.

 

Словом четверодневного Лазаря / Ты воскресил, бессмертный, / разрушив Своею мощью / темновидное царство ада.

Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, / из мертвых возставив / четверодневнаго Лазаря Владыко.

 

Всем явил Ты познание / пребожественнаго Божества, / из мертвых воздвигнув / четверодневного Лазаря, Владыка.

Днесь Вифания предвозвещает / Воскресение Христа Жизнодавца, / востанием Лазаревым ликовствующи.

 

 

В сей день Вифания предвозвещает / Воскресение жизни Подателя Христа, / о воскрешении Лазаря ликуя.

 

Другий канон, творение Иоанна монаха. Глас 8:

 

Иной канон, творение Иоанна монаха, глас 8

Ирмос: Воду прошед:

 

Ирмос: По воде пройдя:

Прежде от не сущих привед всяческую тварь, / и ведый сердечная сокровища / предглаголеши яко Владыка учеником Лазарево успение.

 

Прежде из небытия / приведший все Свое творение, / и знающий сокровищницы сердец, / Ты ученикам предсказываешь, как Владыка, / Лазаря успение.

Человека естеством осуществовавыйся Христе от Девы, / Лазарево Ты погребение навыкнути вопрошал еси яко Человек, / не неведый яко Бог, идеже лежаше.

 

Подлинно облекшись от Девы / в естество человеческое, Христе, / вопрошал Ты, узнать желая / о месте погребения Лазаря, как Человек, / как Бог в неведении не пребывая, / о том, где он лежал.

Слава: Уверяя Слове Твое Воскресение, / воистинну яко от сна, любимаго воскресил еси уже смердяща, / четверодневна мертвеца от гроба.

 

Слава: Удостоверяя воскресение Свое, Слово, / Ты воистину как от сна любимого Тобою воскресил / – уже смердящего, четверодневного мертвеца из гроба.

И ныне, Богородичен: Чини Тя ангел и человек, безневестная Мати, хвалят непрестанно, / Создателя бо сих якоже Младенца, / во объятиих Твоих носила еси.

 

И ныне, Богородичен: Полки Ангелов и смертных / Тебя, не познавшая брака Матерь, / восхваляют непрестанно: / ибо Ты их Создателя, как Младенца, / во объятиях Своих носила.

Катавасия: Воду прошед яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.

 

 

 

Катавасия: По воде пройдя, как по суше, / и египетского развращения избежав, / израильтянин взывал: / "Избавителю и Богу нашему воспоем!"

 

 

Песнь 3.

Ирмос: Ты еси утверждение / притекающих к Тебе Господи, / Ты еси свет омраченных, / и поет Тя дух мой.

 

Песнь 3

Ирмос: Ты – утверждение / прибегающих к Тебе, Господи, / Ты – свет омраченным, / и Тебя воспевает дух мой.

Два предлагая действа Твоя, / показал еси существ Спасе сугубство: / Бог бо еси и Человек.

 

Проявляя два действия Твоих, / показал Ты, Спаситель, двойственность естеств в Тебе: / ибо Ты – Бог и Человек.

Бездна сый разума, Ты вопрошаеши: / где положися мертвый; / хотя воскресити Животодавче лежащаго.

 

Ты, поистине Бездна разума, / спрашиваешь: "Где положен мертвый?" / намереваясь воскресить лежащего, Податель жизни.

Места преходяй яко быв Человек, / явился еси описан, / исполняя всяческая, яко Бог неописанный.

 

Меняя места, как сделавшийся человеком, / Ты явился ограниченным плотию, / – наполняя все, как Бог беспредельный!

Лазаря воздвигл еси / Божественным Христе глаголом, / и мене многими прегрешеньми умерша / возстави, молюся.

 

 

Как Ты Лазаря воздвиг, Христе, / Божественным Своим словом, / так и меня во многих согрешениях умершего / воскреси, молю.

 

Иный. Ирмос: Небеснаго круга:

 

Иной. Ирмос: Небесного свода:

Представ Ты гробу чудотворче Господи, / в Вифании над Лазарем прослезился еси, законом естества, / плоть Твою уверяя, Иисусе Боже мой, / юже восприял еси.

 

Представ в Вифании гробу Лазаря, / Ты чудотворец Господи, / над ним прослезился по закону естества, / удостоверяя плоть Твою, Иисусе Боже мой, / которую Ты принял.

Мариин плач Ты абие утолил еси Спасе, / и Марфе показуя самовластное. / Ты бо воскресение, Ты и живот, якоже рекл еси: / истина бо еси, и всех Господь.

 

Скорбь Марии и Марфы / Ты тотчас прекратил, Спаситель, / показывая Свою полную свободу. / Ибо Ты – воскресение, / Ты и жизнью истинной являешься, как Сам сказал, / и Господом всех.

Слава: Обвитаго укройми любимаго Лазаря Господи, / от ада темнаго исхитил еси Ты, / словом Твоим всемощным / смерти разверг заклепы же и царствия.

 

Слава: Обвитого погребальными перевязями / любимого Тобою, Господи, / из груды мертвецов и тьмы похитил его: / Ты расторг всесильным Твоим словом / и засовы и царские чертоги смерти.

И ныне: Вселился еси в Деву плотски Господи, / явился еси человеком, якоже леть бе видену Тебе быти, / Юже и показал еси яко истинную Богородицу, и верных помощницу, / едине Человеколюбче.

 

И ныне: Вселился Ты в Деву телесно, Господи, / явился людям, насколько подобало быть видимым Тебе. / Ее Ты и показал, как истинную Богородицу / и верным помощь, единый Человеколюбец.

Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, / и Церкве Зиждителю, / Ты мене утверди в любви Твоей, / желaний крaю, верных утверждение, / Едине Человеколюбче.

 

 

 

Катавасия: Небесного свода Создатель, Господи, / и Церкви Строитель, / Ты меня утверди в любви к Тебе, / предел желаний, верных утверждение, / единый Человеколюбец.

 

 

Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф:

 

Седален, глас 4

Вкупе предстасте Христу Лазареве сестре, / и слезяще горце, и плачуще его, реша Ему: / Господи, умре Лазарь. / Он же яко Бог не неведый погребания, / вопрошаше яко Человек: / где положисте его? / И приступив ко гробу, возглашаше четверодневнаго Лазаря. / Он же абие воста, / и покланяшеся Воскресившему.

 

Вместе Христу предстали сестры Лазаря, / и с горькими слезами и рыданием сказали Ему: / "Господи, умер Лазарь!" / Он же, как Бог, не пребывая в неведении о месте погребения, / спрашивал [у них] (как Человек): "Где вы положили его?" / И подойдя ко гробу, призывал четверодневного Лазаря. / Тот же (тотчас) восстал / и поклонялся его Воскресившему.

Слава, и ныне, глас 8. Подобен: Премудрости:

 

Слава, и ныне, глас 8

Проведый всяческая яко Творец / в Вифании прорекл еси учеником Твоим: друг наш Лазарь успе днесь. / И ведый вопросил еси, рекл: где положисте его? / И Отцу помолился еси, прослезився яко Человек: / темже и возгласив, егоже любил еси, / от ада возставил еси Господи четверодневнаго Лазаря. / Сего ради вопием Тебе: / приими Христе Боже, дерзающих приносити хваление Тебе, / и сподоби всех славы Твоея.

 

 

 

Предвидя все, как Творец, / Ты бывшее в Вифании предрек ученикам Твоим: / "Друг наш Лазарь уснул в сей день". / И все зная, Ты спрашивал и сказал: / "Где вы положили его?" / И Отцу помолился, прослезившись, как Человек, / оттого и позвав, того, кого любил, / Ты, Господи, на четвертый день воскресил из ада Лазаря. / Потому мы взываем Тебе: / "Прими, Христе Боже, дерзающих приносить хвалу (Тебе), / и удостой всех славы Твоей!"

 

 

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя, / и прославих Твое Божество.

 

Песнь 4

Ирмос: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои, / и прославил Твоё Божество.

Не пособника требуяй, / но смотрения совершаяй неизреченное, / моляся возставил еси мертва, / четверодневнаго Всесильне.

 

Не в помощнике нуждаясь, / но исполняя замысел неизреченный, / Ты, молясь, воскресил мертвеца четверодневного, Всесильный.

Отцу соприсносущное Слово, / и Бог прежде зримый, / ныне яко Человек молится, / молитвы всех Приемляй.

 

Прежде созерцаемый как Слово / вечно со Отцом пребывающее и Бог, / как человек ныне молится, / Принимающий молитвы всех!

Глас Твой разруши Спасе смертную всю силу, / основания же адова / Божественною Твоею силою поколебашася.

 

Глас Твой, Спаситель, / разрушил всю смерти силу, / основания же ада / Божественная Твоя сила поколебашала.

Богородичен: Деву воспоим, яко по рождестве Деву пребывшую, / и рождшую Христа Бога, / от прелести мир избавльшаго.

 

 

Богородичен: Деву воспоем, / как после родов девственной пребывшую, / и носившую во чреве Христа Бога, / мiр от заблуждения избавившего.

 

Иный. Ирмос: Ты моя крепость Господи:

 

Иной. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи:

Ты яко пастырь исхитил еси Христе человека, / растлевша уже четверодневна, Зиждителю, / от волка лютаго воистинну и всеядца, / яко всесилен же и Господь, / сим проявляя всемирную славу, / Твоего ныне тридневнаго востания.

 

Ты, Христе, как пастырь похитил человека, / уже истлевавшего, четверодневного, Создатель, / у волка, поистине страшного и всепожирающего, / как всемогущий и Господь, / тем заранее показывая всемирную славу / ныне явленного Твоего восстания на третий день.

Тя жизнь видяще сущии с Марфою Христе, вопияху: / аще бы был еси зде Господи, просвещение всех и жизнь, / отнюд не бы умерл, мертв не явился бы Лазарь. / Жизнь же умерших, Ты Человеколюбче сый, / в радость плач их прелагаеши.

 

Видя Тебя, жизнь, Христе, / бывшие с Марфою взывали: / "Если бы здесь был Ты, Господи, / просвещение всех и жизнь, / совсем не умер бы, не явился мертвым Лазарь. / Ты же, человеколюбец, Жизнь умерших, / скорбь их в радость обращаешь.

Слава: Тя источника боятся Господи бездны, / Тебе работают воды всяческия: / Тебе трепещут Христе вереи адовы, / и заклепы державою Твоею разрушаются, / Лазарю воскресшу из мертвых гласом Твоим, / всесильне Спасе Человеколюбче.

 

Слава: Пред Тобою, источником, / трепещут бездны, Господи; / Тебе всякая влага рабски служит; / пред Тобой, Христе, привратники ада содрогаются / и его засовы Твоею мощью разрушаются, / когда Лазарь воскрес из мертвых по гласу Твоему, / всесильный Спаситль, Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Ты верным похвала еси Безневестная, Ты предстательство, / Ты и прибежище христианом, стена и пристанище, / к Сыну бо Твоему моления приносиши Всенепорочная, и спасаеши от бед, / верою и любовию Богородицу Чистую Тя ведущия.

 

И ныне, Богородичен: Ты – верным похвала, брака не познавшая, / Ты – Заступница, Ты и прибежище христиан, стена и пристань; / ибо к Сыну Своему, Всенепорочная, / приносишь прошения / и спасаешь от бед / с верою и любовью признающих Тебя / чистою Богородицей.

Катавасия: Ты моя крепость, Господи, / Ты моя и сила, / Ты мой Бог, Ты мое радование, / не оставль недра Отча / и нашу нищету посетив. / Тем с пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

 

 

 

Катавасия: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / "Слава силе Твоей, Человеколюбец!"

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси:

 

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня:

Представ Лазареву гробу Человеколюбче, / сего призвал еси, и жизнь подал еси: / яко жизнь сый безсмертная человеком всем, / яко Бог будущее прообразуя яве воскресение.

 

Представ гробу Лазаря, Человеколюбец, / Ты призвал его и подал жизнь, / как жизнь поистине бессмертная для всех смертных, / предвещая явственно как Бог будущее воскресение.

Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех, / ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос, / Егоже слову вся раболепно служат, / яко Богу и Владыце работающа.

 

Ходил со связанными ногами Лазарь / – чудо среди чудес! / И, действительно, сильнее противодействия / явился укреплявший его Христос: / Его слову все рабски повинуются, / как Богу и Владыке служа.

Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый Христе четверодневна, / возстави мя умерша ныне грехи моими, / и положена в рове, и темней сени смертней, / и яко благоутробен избави и спаси мя.

 

 

Мертвого, смердящего Лазаря / воздвигнувший на четвертый день, Христе! / Воскреси меня, умерщвленного ныне согрешениями, / и положенного во рве и мрачной тени смертной; / но, как милосердный, избавь и спаси меня.

 

Иный, ирмос тойже.

 

Иной, ирмос тот же

Отцу славу подая, / яко не богопротивный был еси моляся, / предстоящий уверяя народ Долготерпеливе, / и благодарение Твоему Отцу принося, / повелением воздвизаеши Лазаря.

 

Когда молился Ты, Отцу приписывая славу, / Ты удостоверял толпу, стоявшую вокруг, / что действуешь, не как противник Богу, Долготерпеливый: / благодарение воздавая Твоему Отцу, / Ты повелением Своим воздвигаешь Лазаря.

О гласа Боговещаннаго, и Божественныя силы, Спасе державы Твоея! / Еюже адова врата всеядныя смерти сокрушил еси, / но исхити мя от страстей моих, / якоже прежде четверодневна Твоего друга Лазаря.

 

О возглас Богозвучный и Божественная сила / владычества Твоего, Спаситель! / Ею Ты смертные врата / всепожирающего ада сокрушил; / но от страстей моих меня исторгни, / как прежде друга Твоего, / четверодневного Лазаря.

Слава: Молитвами Лазаря, Марфы же и Марии, / нас сподоби зрителей быти Креста и страстей Твоих Господи, / и светоносицы дней и царицы Воскресения Твоего Человеколюбче.

 

Слава: Мольбами Лазаря, Марфы и Марии / удостой нас зрителями стать / Креста и страдания Твоего, Господи, / и светоносного и царственного дня / Воскресения Твоего, Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Матернее дерзновение к Сыну Твоему имущи Пречистая, / сроднаго промышления о нас не презри, молимся, / яко Тя едину христиане ко Владыце / умилостивление благоприятное предлагаем.

 

И ныне, Богородичен: Материнское дерзновение / имея к Сыну Своему, Всечистая, / родственным попечением не обойди нас, молим; / ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя, / в умилостивление благоприятное к Владыке направляем.

Катавасия: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаянного, / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

 

Катавасия: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Отселе начинается четверопеснец господина Космы. Ирмосы по дважды, тропари на 12.

 

 

 

Отсюда начинается четверопеснец преподобного Космы. Ирмосы дважды, тропари на 12.

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Иону в ките, Господи, / единаго вселил еси, / мене же, связаннаго мрежами вражиями, / яко от тли онаго, спаси.

 

Песнь 6

Ирмос: Иону внутрь кита / Ты, Господи, одного вселил; / меня же, связанного сетями врага, / как его от гибели спаси.

Любовь Тебе в Вифанию Господи отведе к Лазарю, / и сего уже смердяща воскресил еси яко Бог, / и от уз адовых спасл еси.

 

Любовь Тебя, Господи, / привела в Вифанию к Лазарю, / и его, уже смердящего, Ты воскресил, как Бог / и спас из уз ада.

Марфа убо отчаяшеся Лазаря, яко виде четверодневна, / Христос же истлевшаго воскреси яко Бог, / и к жизни престави глаголом.

 

 

Марфа отчаялась о Лазаре, / как уже мертвом четыре дня, / Христос же тронутого тлением / воскресил, как Бог / и к жизни пренес Своим словом.

 

Иный, Иоанна монаха. Глас тойже.

 

Иной, Иоанна монаха. Глас тот же

Ирмос: Очисти мя, Спасе:

 

Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель:

Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, / и сие учеником Твоим провозвестил еси, / уверяя Владыко Божества Своего неопредельное действо.

 

Будучи Богом истинным, / Ты знал о успении Лазаря, / и его ученикам Твоим предвозвестил, / удостоверяя Божества Своего, Владыка, / безграничное действие.

Плотию описан сый Неописанный, в Вифанию пришед, / яко Человек Владыко слезиши над Лазарем, / яко Бог же хотя воскрешаеши четверодневнаго.

 

Будучи ограничен плотию, / Ты, Беспредельный, в Вифанию придя, / как человек, Владыка, плачешь над Лазарем, / но как Бог Своею волею / воскрешаешь четверодневного.

Катавасия: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся, / к Тебе бо возопих, / и услыши мя, / Боже спасения моего.

 

 

 

Катавасия: Смилуйся надо мной, Спаситель, – / ибо многочисленны беззакония мои, – / и из глубины зол изведи, молю; / ибо к Тебе я воззвал, всем подавая Божественное прощение и Ты услышь меня, / Боже спасения моего!

 

 

Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ища:

 

Кондак, глас 2

Всех радость Христос, / Истина, Свет, Живот и мира Воскресение, / сущим на земли явися Своею благостию, / и бысть образ Воскресения, / всем подая Божественное оставление.

 

Христос, всем радость, истина, свет, / жизнь миру, воскресение, / на земле живущим явился по Своей благости / и стал образом воскресения, / всем подавая Божественное прощение.

Икос: Учеником Создатель всех предвеща, глаголя: / братия и знаемии, наш друг успе, / сими предглаголя и уча, яко вся веси, яко Создатель всех. / Идем убо, и увидим странное погребение, / и рыдание Мариино, и Лазарев гроб узрим, / тамо бо хощу чудодействовати, / совершая Креста предначинание, / и всем подая Божественное оставление.

 

Икос: Ученикам Создатель всего / предсказал, говоря: / "Братья и ближние, наш друг уснул", / словами этими объявляя и научая, / что Ты все знаешь, как Создатель всего. / – "Давайте же пойдем, и узрим погребение необычайное / и рыдание Марии, и увидим Лазарев гроб: / ибо там Я намерен чудодействовать, / совершая Креста предначатие, / и всем подавая Божественное прощение!"

Синаксарий.

 

 

 

Синаксарий.

 

 

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи / попраша пламень дерзновенно, / и на росу огнь преложиша, вопиюще: / благословен еси Господи Боже во веки.

 

Песнь 7

Ирмос: Отроки Еврейские в печи / попрали пламя дерзновенно, / и огонь превратили в росу, взывая: / "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Прослезився яко человек Щедре, / воскресил еси яко Бог сущаго во гробе, / и разрешся от ада Лазарь взываше: / благословен еси Господи Боже во веки.

 

Прослезившись как человек, Ты, Милосердный, / воскресил как Бог бывшего в могиле; / и освобожденный из ада Лазарь взывал: / "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Изыде повойми обвязан, / пропасти ада же и тьмы убег Владычним словом, Лазарь взывая: / благословен еси Господи Боже во веки.

 

 

По слову Владыки избежавший / адской пропасти и тьмы, / вышел связанный погребальными перевязями Лазарь, восклицая: / "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

 

Иный. Ирмос: От Иудеи дошедше:

 

Иной. Ирмос: Из Иудеи пришедшие:

Над другом прослезився, Марфины Щедре слезы утолил еси, / и страстию вольною отъял еси от лица людей Твоих всякую слезу: / отец наших Боже благословен еси.

 

Над Своим другом прослезившись, / Ты, Милосердный, слезы Марфы прекратил, / и страданием добровольным / снял с лица народа Твоего всякую слезу: / "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Живота сокровище, мертваго яко от сна Спасе воздвигл еси, / и словом адову утробу расторгнув, воскресил еси поюща: / отец наших Боже благословен еси.

 

Жизни Властелин, / Ты мертвого как спящего призвал, Спаситель, / и, словом расторгнув чрево ада, / воскресил поющего: / "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, / и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща: / отец наших Боже благословен еси.

 

Ты мертвеца смердящего, / погребальными перевязями связанного, воздвиг, Владыка, / и меня, согрешений узами опутанного, / воздвигни, поющего: / "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Катавасия: От Иудеи дошедше, отроцы / в Вавилоне иногда, / верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: / отцев Боже, благословен еси.

 

 

 

Катавасия: Из Иудеи пришедшие юноши / в Вавилоне некогда / верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая: / "Боже отцов наших, благословен Ты!"

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Мусикийским органом согласующим, / и людем безчисленным, покланяющимся образу в Деире, / три отроцы не повинувшеся, / Господа воспеваху, / и славословляху во вся веки.

 

Песнь 8

Ирмос: Когда согласно музыкальные орудия звучали, / и народы бесчисленные поклонялись идолу в Деире, / три отрока, не подчинившись, Господа воспевали, / и славословили во все века.

Яко Пастырь агнца взыскал еси, / от волка лютаго губителя восхитив, / растлевша обновил еси, поюща Тебе: / пойте и превозносите во вся веки.

 

Как Пастырь агнца отыскав / и у волка, лютого губителя, похитив, / Ты обновил погибшего, поющего Тебе: / "Воспевайте и превозносите во все века!"

Яко Человек гроба взыскал еси, / мертваго яко Содетель воскресил еси, / повелением Твоим Владычним, Егоже ад ужасеся, / вопиюща Тебе: пойте и превозносите во вся веки.

 

 

Как Человек Ты гроб искал, / но мертвого как Создатель воскресил / повелением Владычественным; / ад изумился о нем, взывавшем Тебе: / "Воспевайте и превозносите во все века!"

 

Иный. Ирмос: Царя Небеснаго:

 

Иной. Ирмос: Царя Небесного:

Вопрошаеши убо яко Человек, / яко Бог же воскрешаеши словом четверодневнаго. / Темже Тя поем и превозносим во вся веки.

 

Вопрошаешь Ты как смертный, / но как Бог словом воскрешаешь четверодневного. / Потому мы воспевам Тебя во все века.

Тебе благоразумно Владыко, якоже должное / Мария приношает миро, / воспевающи во вся веки.

 

Тебе, Владыка, Мария благодарно / как долг за родственника приносит мvро, / воспевая во все века.

Призываеши убо яко Человек Отца, / яко Бог же Лазаря воздвизаеши. / Темже Тя поем Христе во веки.

 

Призываешь Ты Отца как смертный, / но как Бог Лазаря воздвигаешь. / Потому мы воспеваем Тебя, Христе, вовеки.

Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки.

 

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Катавасия: Царя Небеснаго, / Егоже поют вои Aнгельстии, / хвалите и превозносите во вся веки.

 

Катавасия: Царя небесного, / Которого воспевают воинства Ангелов, / воспевайте и превозносите / во все века.

Честнейшая не стихословится.

 

 

 

Честью высшую Херувимов: не поем.

 

 

Песнь 9.

Ирмос: Чистую славно почтим, людие, Богородицу, / огнь Божества приимшую во чреве неопально, / песньми величаем.

 

Песнь 9

Ирмос: Славно почтим люди, / чистую Богородицу: / Огонь Божественный во чрево принявшую, не опалившись, / песнями неумолкающими возвеличим.

Людие видевше ходяща мертвеца четверодневна, / удивившеся чудеси, вопияху Избавителю, / Бога Тя в песнех величающе.

 

Люди, увидевшие ходящим / мертвеца четверодневного, / пораженные чудом, взывали Искупителю: / "Тебя, Бога, в песнях величаем!"

Предуверяя славное востание Твое, о Спасе мой, / мертва четверодневна, из ада свобождаеши Лазаря, / песньми Тя величающа.

 

 

Заранее удостоверяя / славное воскресение Твое, / Ты, о Спаситель мой, из ада освобождаешь / мертвого четверодневного Лазаря, / песнями Тебя величающего.

 

Иный. Ирмос: Воистинну Богородицу:

 

Иной. Ирмос: Истинно Богородицей:

Почитая Твоего Отца, и показуя, яко не богопротивен еси, / молитву дееши Христе, / самовластно воздвиг четверодневнаго.

 

Почитая Твоего Отца, Христе, / и показывая, что Ты не противник Богу, / Ты самовластно молитвою воздвиг / четыре дня назад умершего.

Из гроба четверодневнаго Лазаря воздвизаеши, / тридневнаго Христе Твоего востания, / всеистиннаго всем показуя сведетеля.

 

Из гроба Ты четверодневного Лазаря воздвиг, / всем показывая, Христе мой, / воскресения Твоего на третий день / достовернейшего свидетеля.

Ходиши, и слезиши, вещаеши же Спасе мой, / человеческое показуя Твое действо, / Божественное же являя, воздвизаеши Лазаря.

 

Ходишь Ты, и плачешь, и говоришь, Спаситель мой, / показывая человеческое Твое действие; / божественное же открывая, / Ты воздвигаешь Лазаря.

Содеял еси неизреченно, Владыко Спасе мой, / по обою двою Твоею естеству, / самовластною волею спасение мое.

 

Совершил Ты неизреченно, / Владыка, Спаситель мой, / действуя каждым из двух Твоих естеств, / самовластною волею спасение мое.

Катавасия: Воистинну Богородицу, / Тя исповедуем, / спасеннии Тобою, Дево Чистая, / с Безплотными лики Тя величающе.

 

Катавасия: Истинно Богородицей Тебя исповедуем / мы, спасенные Тобою, Дева чистая, / с сонмами бесплотных Тебя величая.

Таже на глас 1: Свят Господь Бог наш. Трижды.

 

 

 

Также на глас 1: Свят Господь Бог наш: трижды.

 

 

Ексапостиларий самогласен, дважды:

 

Ексапостиларий

Словом Твоим, Слове Божий, / Лазарь ныне возскачет к житию паки потек, / и с ветвьми людие Тя державне почитают, / яко в конец погубиши ад смертию Твоею.

 

Словом Твоим, Слово Божие, / Лазарь ныне вскакивает, вновь к жизни спеша; / и люди с ветвями Тебя, Могущественный, прославляют, / ибо Ты до конца уничтожишь ад / смертию Своею. (2)

Слава, и ныне, ин. Подобен, единожды:

 

Слава, и ныне

Лазарем тя Христос уже разрушает смерте, / и где твоя аде победа? / Вифании плач ныне на тебе преставляется, / вси ветви победы Тому принесем.

 

 

 

Лазаря у тебя Христос / уже отнимает, смерть, / и где, ад, твоя победа? / Плач Вифании на тебе ныне прекращается. / Будем все ветвями / в честь Его победы потрясать.

 

 

На хвалитех поставим стихов 8, и поем стихииры самогласны, глас 1:

 

На "Хвалите:" стихиры на 8, глас 1

Стих: Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его.

 

Стих: Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его.

Воскресение и жизнь человеком сый Христе,/ гробу Лазареву предстал еси, / уверяя нам два существа Твоя Долготерпеливе, / яко Бог и Человек / от Чистыя Девы пришел еси. / Якоже бо Человек вопрошал еси: где погребеся? / И якоже Бог воскресил еси / живоносным мановением четверодневнаго.

 

Воскресение и жизнь для людей, / Ты, Христе, гробу Лазаря предстал, / удостоверяя нам два естества Твоих, Долготерпеливый, / что Ты, Бог и Человек, от Чистой Девы произошел. Ибо как смертный Ты спрашивал: "Где он погребен?" / И как Бог живоносным мановением / воскресил четверодневнаго.

Лазаря умерша четверодневнаго / воскресил еси из ада Христе, прежде Твоея смерти, / потряс смертную державу, / и единем любимым, всех человек провозвещаяй из тли свобождение. / Темже покланяющеся Твоей всесильней власти вопием: / благословен еси Спасе, помилуй нас.

 

Лазаря умершего Ты на четвертый день / воскресил из ада, Христе; / прежде смерти Твоей смерти владычество потряс, / и в лице одного, Тобой любимого, / предвозвещая освобождение всех людей от тления. / Потому, поклоняясь Твоей всесильной власти, мы взываем: / "Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!"

Марфа и Мария Спасу глаголасте: / аще бы зде был еси Господи, / не бы умерл Лазарь: / Христос же воскресение усопших, / сего уже четверодневнаго из мертвых воскреси. / Приидите вси вернии, / Сему поклонимся грядущему во славе, / спасти души наша.

 

Марфа и Мария Спасителю говорили: / "Если бы Ты здесь был, Господи, / не умер бы Лазарь!" / Христос же, воскресение усопших, / его уже на четвертый день из мертвых воскресил. / Придите, все верные, поклонимся Ему, / грядущему во славе спасти души наши.

Божества Твоего Христе, подавая учеником Твоим образ, / в народех смирял еси Себе, утаитися хотя. / Темже апостолом яко проведец Бог, / Лазареву смерть предрекл еси. / В Вифании же присутствуяй людем, / друга Твоего гроба не неведый, / уведети вопрошал еси яко Человек. / Но Тобою четверодневен воскресый, / Божественную Твою державу яви, / всесильне Господи слава Тебе.

 

Божества Твоего, Христе, признаки / предлагая Твоим ученикам, / среди толп Ты Самого Себя смирял, / сокрыть его желая. / Потому Апостолам Ты, как все предвидящий Бог, / смерть Лазаря предрек; / в Вифании, же находясь с народом, / хотя не пребывал неведении о гробе друга Твоего, / узнать о том старался, как Человек. / Но мертвец четверодневный Тобою воскрешенный, / Божественную Твою силу явил. / Всесильный Господи, слава Тебе!

Глас 4: Четверодневна воздвигл еси друга Твоего Христе, / и Марфино и Мариино рыдание утолил еси: / показуя всем, яко Ты еси вся совершаяй Божественною силою, / самовластным хотением. / Емуже херувими вопиют непрестанно: / осанна в вышних, / благословен еси над всеми Боже, слава Тебе.

 

Глас 4: На четвертый день воздвиг Ты друга Твоего Христе, / и рыдание Марфы и Марии прекратил, / показывая всем, что Ты – Сам все совершающий Божественною силою, / самовластным изволением, / Тот, Кому Херувимы взывают непрестанно: / "Осанна в вышних! благословен Ты, над всеми царствующий Боже, слава Тебе!"

Марфа Марии вопияше: / Учитель предстоит, и глашает тя, приступи. / Она же скоро пришедши, идеже бе стоя Господь, / и видевши возопи, падши поклонися, / пречистеи нозе Твои облобызающи, глаголаше: / Господи, аще бы еси зде был, / не бы убо умерл брат наш.

 

Марфа Марии взывала: / "Учитель здесь и зовет тебя, приходи!" / Она же скоро придя туда, где стоял Господь, / увидев Его, воскликнула, упав, поклонилась, / и пречистые ноги Твои целуя, говорила: / "Господи, если бы Ты был здесь, / не умер бы брат наш!"

Глас 8. Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

 

Глас 8. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца!   Пс 9:33

Лазаря умерша в Вифании, / воздвигл еси четверодневна: / токмо бо престал еси гробу, / глас живот умершему бысть, / и воздохнув ад отреши страхом. / Велие чудо, многомилостиве / Господи слава Тебе.

 

Лазаря умершего в Вифании / воздвиг Ты на четвертый день: / ведь как только предстал Ты его гробу, / глас Твой жизнью умершему стал, / и ад, восстенав, отпустил его со страхом. / Великое чудо! / Многомилостивый Господи, слава Тебе!

Стих: Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.

 

Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.   Пс 9:2

Якоже рекл еси Господи Марфе: / Аз есмь Воскресение, / делом слово исполнил еси, / из ада воззвав Лазаря. / И мене Человеколюбче мертва страстьми, / яко сострадателен воскреси, молюся.

 

Как сказал Ты, Господи Марфе: / "Я – Воскресение!" / – так делом исполнил слово, / призвав из ада Лазаря. / И меня, Человеколюбец, / мертвого от страстей, / воскреси, как сострадательный, молю.

Слава, глас 2: Велие и преславное чудо совершися днесь, / яко мертвеца четверодневнаго, / из гроба Христос возгласив воздвиже, и друга призва: / славословим Его яко преславна, / да молитвами праведнаго Лазаря / спасет души наша.

 

Слава, глас 2: Великое и неслыханное чудо / совершилось в сей день, / ибо мертвого уже четыре дня, / Христос, позвав, из гроба воздвиг, / и друга Своего к жизни призвал: / славословить Его будем, как преславного, / дабы Он, ходатайствами праведного Лазаря / спас души наши!

И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево:

 

И ныне: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

Таже, Славословие великое и отпуст.

 

 

Затем Славословие великое, ектении и отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus