10 вопросов навязчивому незнакомцу

А.Л. Двор­кин

Изда­ние Инфор­ма­ци­онно-кон­суль­та­тив­ного Центра Свмч. Иринея еп. Лион­ского. Книга рас­кры­вает поня­тие тота­ли­тар­ного сек­тант­ства и пока­зы­вает методы вер­бов­щи­ков, охо­тя­щихся за душами.

Оглав­ле­ние



Пре­ди­сло­вие. Тота­ли­тар­ные секты и сво­бода сове­сти^

Заме­ча­тель­ный немец­кий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как осталь­ные страны гра­ни­чат друг с другом, она гра­ни­чит с Богом. У рос­сий­ских границ, про­дол­жил он, есть еще одно стран­ное свой­ство; многое из того, что их пере­се­кает, пре­вра­ща­ется в камень. Воз­можно, камень этот – дра­го­цен­ный, но, тем не менее, для еды он непри­го­ден.

Эти слова можно отне­сти и к кон­цеп­ции сво­боды сове­сти. Без­условно, она явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том демо­кра­ти­че­ского обще­ства. Но тот закон о сво­боде сове­сти, кото­рый сего­дня дей­ствует в России, годится лишь для страны с высо­ким уров­нем рели­ги­оз­ной инфор­ми­ро­ван­но­сти. Уро­вень рели­ги­оз­ной инфор­ми­ро­ван­но­сти в нашей стране увы, пока можно назвать ката­стро­фи­че­ски низким. И на этом фоне суще­ству­ю­щий закон дает сво­боду дей­ствий груп­пам, кото­рые сплошь и рядом нару­шают права наших сограж­дан.

Начнем с нару­ше­ния права на инфор­ма­цию. Если группа счи­тает, что при вер­бовке можно скры­вать от потен­ци­аль­ных новых членов часть правды о себе, а то и напря­мую лгать им, то она нару­шает кон­сти­ту­ци­он­ное право чело­века на сво­боду полу­че­ния инфор­ма­ции. А без сво­боды инфор­ма­ции никто не может сде­лать сво­бод­ный выбор. По закону даже на кон­серв­ных банках должно быть напи­сано их содер­жи­мое. Почему же поз­во­ля­ется дея­тель­ность орга­ни­за­ций, кото­рые, путем слож­ных пси­хо­ло­ги­че­ских мани­пу­ля­ций, заме­шан­ных на обмане и гип­нозе, при­нуж­дают чело­века пре­дать им самого себя? Зако­ном пре­сле­ду­ются плуты и мошен­ники, вхо­дя­щие в дове­рие к чело­веку и выма­ни­ва­ю­щие у него деньги и цен­но­сти. Почему же оста­ются без­на­ка­зан­ными группы, отби­ра­ю­щие у чело­века не только мате­ри­аль­ные цен­но­сти, (кстати, без этого в сектах нико­гда не обхо­дится), но и его соб­ствен­ную лич­ность?

Мы высту­паем против кон­фес­си­о­наль­ной ано­ним­но­сти. Члены любой рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции, про­по­ве­ду­ю­щие ее учение, обя­заны с самого начала изла­гать его честно, без при­крас и умол­ча­ний, более того – обя­заны разъ­яс­нить, какое место зани­мает их группа в пест­рой палитре рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций. Недо­пу­стимо и про­ти­во­правно само­отож­деств­ле­ние «новых» сект с тра­ди­ци­он­ными миро­выми рели­ги­ями. Группа, прак­ти­ку­ю­щая тайную док­трину и разные сте­пени посвя­ще­ния в учение, в прин­ципе не под­па­дает под нормы, при­ня­тые в демо­кра­ти­че­ском обще­стве, ибо чело­век, кото­рого при­гла­шают в нее всту­пить, заве­домо не полу­чает полной инфор­ма­ции о той орга­ни­за­ции, членом кото­рой он ста­но­вится. К тому же старая народ­ная муд­рость учит, что пра­ви­лам вступ­ле­ния должны соот­вет­ство­вать права сво­бод­ного выхода. А разные сте­пени истины; для внеш­них, для внут­рен­них, для еще более внут­рен­них и так без конца, – это при­бли­зи­тельно то же самое, что и пре­сло­ву­тые разные сте­пени све­же­сти для осет­рины. Если группа, при­кры­ва­ясь правом на сво­боды сове­сти, еже­дневно нару­шает граж­дан­ские и чело­ве­че­ские права своих членов, она не должна сво­бодно функ­ци­о­ни­ро­вать в демо­кра­ти­че­ском обще­стве. Закон должен преду­смат­ри­вать равную защиту сво­боды граж­дан. И отдель­ные граж­дане и обще­ство в целом имеют право быть сво­бод­ными от навяз­чи­вого вли­я­ния тота­ли­тар­ных сект с их заве­домо недоб­ро­со­вест­ной рекла­мой.

Итак, слово ска­зано. Тота­ли­тар­ными сек­тами, или деструк­тив­ными куль­тами назы­ва­ются секты, нару­ша­ю­щие права своих членов и нано­ся­щие им вред путем исполь­зо­ва­ния опре­де­лен­ной мето­до­ло­гии, назы­ва­ю­щейся «кон­тро­ли­ро­ва­ние созна­ния». Секты – это не новое явле­ние. Сколько суще­ство­вало чело­ве­че­ство, столько суще­ство­вали и секты, состо­я­щие из групп фана­ти­ков, сле­ду­ю­щих за неким хариз­ма­ти­че­ским лиде­ром. Но в XX веке у них появи­лось нечто новое; систе­ма­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние совре­мен­ных пси­хо­ло­ги­че­ских нара­бо­ток, направ­лен­ных на подав­ле­ние воли чело­века и кон­тро­ли­ро­ва­ние его мыслей, чувств и пове­де­ния. Наша страна тра­ди­ци­онно мно­го­кон­фес­си­о­нальна; всю ее исто­рию люди, испо­ве­ду­ю­щие раз­лич­ные рели­гии, жили бок о бок друг с другом, с ува­же­нием отно­сясь к праву соседа веро­вать по-своему, сво­бодно и созна­тельно выби­рать свои рели­ги­оз­ные убеж­де­ния. Но именно этого права стре­мятся лишить чело­века тота­ли­тар­ные секты.

Напри­мер, Обще­ство Созна­ния Кришны стре­мится к уста­нов­ле­нию самого жест­кого кон­троля над сред­ствами мас­со­вой инфор­ма­ции и ратует за вве­де­ние касто­вой системы. Тео­ре­тики Обще­ства преду­смат­ри­вают в случае своего при­хода к власти суро­вые нака­за­ния для всех, кто не согла­ша­ется с их идеями. Другая тота­ли­тар­ная секта, Сай­ен­то­ло­гия, опре­де­ляет этику как иско­ре­не­ние всех идей, про­ти­во­ре­ча­щих сай­ен­то­ло­гии, а после того, как эта цель будет достиг­нута – иско­ре­не­ние вообще всех несай­ен­то­ло­ги­че­ских идей. Трудно назвать такое опре­де­ле­ние этики сов­ме­сти­мым с рав­ными пра­вами для всех и со сво­бо­дой сове­сти.

Тота­ли­тар­ные секты стро­ятся вокруг тота­ли­тар­ного лидера. Слово «рели­гия» значит связь, связь лич­но­сти и лич­ност­ным Богом. В тота­ли­тар­ных сектах покло­не­ние Богу фак­ти­че­ски заме­ня­ется покло­не­нием бого­по­доб­ному лидеру или создан­ной им орга­ни­за­ции. Все начи­на­ется с лич­но­сти лидера и все замы­ка­ется на ней. За послед­ние 7–8 лет в нашей стране появи­лось мно­же­ство орга­ни­за­ций, систе­ма­ти­че­ски нару­ша­ю­щих права своих членов, при­бе­га­ю­щих к раз­ного рода зло­упо­треб­ле­ниям с целью как можно больше огра­ни­чить для них воз­мож­ность мыс­лить и дей­ство­вать, как подо­бает ответ­ствен­ным взрос­лым граж­да­нам. Эти орга­ни­за­ции целе­на­прав­ленно под­ры­вают физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье своих членов, под­ме­няют их само­со­зна­ние, обры­вают их связи с близ­кими и род­ными. Чело­век, попав­ший в тота­ли­тар­ную секту, посто­янно под­вер­га­ется наси­лию; от изби­е­ний и изна­си­ло­ва­ний до изма­ты­ва­ю­щей, исто­ща­ю­щей работы от 15 до 18 часов еже­дневно, без необ­хо­ди­мого пита­ния и доста­точ­ного коли­че­ства сна. Иными сло­вами, члены сект пре­вра­ща­ются в рабов, лишен­ных как финан­со­вых, так и личных и обще­ствен­ных ресур­сов, необ­хо­ди­мых для выхода из группы, кото­рая, в свою оче­редь, делает все воз­мож­ное, чтобы дер­жать их у себя, покуда они еще могут быть полез­ными. Когда же они забо­ле­вают или их про­из­во­ди­тель­ность сильно пони­жа­ется, их попро­сту выки­ды­вают на улицу.

Мы много гово­рим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талант­ли­вых спе­ци­а­ли­стов. Но есть и другая утечка мозгов, внут­рен­няя и поэтому еще более опас­ная. Сек­танты охо­тятся за талант­ли­выми, энер­гич­ными, разум­ными моло­дыми людьми и девуш­ками, за цветом нации, за буду­щим нашей страны. Сколько из них уже навсе­гда поки­нуло науку, про­из­вод­ство, семью и сферу нор­маль­ных чело­ве­че­ских отно­ше­ний вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному «гуру» или «мессии». При­веду лишь неболь­шой пример. Мунит­ская служба при­не­се­ния обетов про­во­дится каждое вос­кре­се­нье, каждое первое число каж­дого месяца и в каждый из мунит­ских празд­ни­ков. Члены секты совер­шают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алта­рем с порт­ре­том корей­ского пред­при­ни­ма­теля и повто­ряют клятву вер­но­сти Богу, своему «истин­ному» отцу Муну и своему «истин­ному» оте­че­ству – Корее. Могут ли они после этого счи­тать себя насто­я­щими граж­да­нами своей страны?

Мы можем гово­рить о про­те­стант­ской про­из­вод­ствен­ной и пред­при­ни­ма­тель­ской этике, мы можем гово­рить о като­ли­че­ских орде­нах мило­сер­дия, мы можем гово­рить о пра­во­слав­ных быто­вых и семей­ных тра­ди­циях. Тра­ди­ци­он­ные хри­сти­ан­ские кон­фес­сии сози­да­тельны, их члены стре­мятся при­не­сти пользу обще­ству, стране, народу. К какому сози­да­тель­ному труду спо­собны члены тота­ли­тар­ных сект, кроме мно­го­ча­со­вого попро­шай­ни­че­ства на улицах – и только для своей секты? Между чле­нами любой тра­ди­ци­он­ной кон­фес­сии и обще­ством идет посто­ян­ный вза­и­мо­об­мен, в то время как деструк­тив­ные секты не только заби­рают из обще­ства моло­дежь, но и посто­янно тянут из него соки, суще­ствуя за его счет и ничего не давая взамен. Типич­ный пример такого пове­де­ния в орга­низме – рако­вая опу­холь. И как рако­вые клетки начи­нают бурный рост в ослаб­лен­ном болез­нью орга­низме, так и тота­ли­тар­ные секты исполь­зуют орга­ни­за­ци­он­ные и струк­тур­ные сла­бо­сти моло­дых демо­кра­ти­че­ских госу­дарств, чтобы утвер­диться в них и насильно навя­зать свою систему цен­но­стей только что осво­бо­див­шимся от поли­ти­че­ского тота­ли­та­ризма наро­дам.

Цель всех тота­ли­тар­ных сект – не только завер­бо­вать ничего не подо­зре­ва­ю­щую моло­дежь, но прийти к власти. Они не стре­мятся к немед­лен­ной при­были; они вкла­ды­вают сред­ства, нара­щи­вают свое вли­я­ние и гото­вятся к захвату власти. Поэтому они не обре­ме­няют себя попыт­ками обра­ще­ния масс, но вер­буют лидер­ские кадры для гря­ду­щих лет. Эта стра­те­гия была четко и недву­смыс­ленно про­воз­гла­шена Муном в январе 1990г.: «Во время паде­ния Рим­ской импе­рии хри­сти­ане насле­до­вали госу­дар­ствен­ные долж­но­сти раз­лич­ного рода… Ясно вижу, что если наши члены помимо нрав­ствен­ного совер­шен­ства, кото­рого они достигли путем сле­до­ва­ния за пре­по­доб­ным Муном, добьются еще и про­фес­си­о­наль­ного раз­ви­тия, наши воз­мож­но­сти в Восточ­ной Европе будут без­гра­нич­ными. Кто-то должен насле­до­вать госу­дар­ствен­ные долж­но­сти рас­па­да­ю­щейся ком­му­ни­сти­че­ской импе­рии, а насто­я­щих лиде­ров там весьма не хва­тает. Так что мы должны с надеж­дой смот­реть на 90‑е годы» [Мунит­ская газета «Unification News», январь, 1990 г .].

Тота­ли­тар­ные секты не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ством, и исполь­зо­ва­ние ими хри­сти­ан­ской сим­во­лики и тер­ми­но­ло­гии, вплоть до назва­ния себя «цер­ко­вью», для нас не просто кощун­ственно. Мы видим в этом еще одну созна­тель­ную попытку создать более при­ем­ле­мый для обще­ствен­ного мнения имидж своей орга­ни­за­ции и ввести в заблуж­де­ние искренне ищущих Христа людей. Деструк­тив­ность или тота­ли­тар­ность сект опре­де­ля­ется не их веро­ва­ни­ями, а их мето­дами дея­тель­но­сти. Если кому-либо нра­вится веро­вать, что г‑н Мун – мессия или что по воле ныне покой­ного г‑на Хаб­барда пере­ме­ща­ются пла­неты – это их личное дело. Однако, граж­дане должны быть защи­щены от воз­дей­ствия тех, кто стре­мится заста­вить, выну­дить их пове­рить, что Мун – мессия или что Хаб­бард – гос­по­дин Все­лен­ной.

Каким обра­зом группа вер­бует новых членов? Что с ними про­ис­хо­дит, покуда они нахо­дятся в секте? Этим опре­де­ля­ется, сохра­няет ли группа за чело­ве­ком право самому выби­рать, во что он хочет верить. Если для вер­бовки новых членов и для даль­ней­шего руко­вод­ства ими исполь­зу­ются обман, гипноз, коди­ро­ва­ние и другие сред­ства кон­тро­ли­ро­ва­ния созна­ния, то оче­видно, что тем самым права чело­века нару­ша­ются самым бес­стыд­ным обра­зом. Так как все тота­ли­тар­ные секты счи­тают, что цель оправ­ды­вает сред­ства, то все они ставят соб­ствен­ные инте­ресы выше закона. Им всем при­суща «двой­ная мораль» и «двой­ной стан­дарт». Если их члены уве­рены, что цель, постав­лен­ная ими перед собой, «пра­ведна» и «спра­вед­лива», они не оста­но­вятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести чело­века в заблуж­де­ние, при­бег­нуть к кон­тро­ли­ро­ва­нию созна­ния своих собра­тьев или, в конце концов, окле­ве­тать долж­ност­ных лиц и обще­ствен­ных дея­те­лей, ока­зы­ва­ю­щих им сопро­тив­ле­ние и даже физи­че­ски устра­нить неугод­ного им чело­века (или группу лиц). По суще­ству, мы имеем дело с мафи­оз­ными струк­ту­рами, ско­ван­ными желез­ной дис­ци­пли­ной и бес­пре­ко­слов­ным пови­но­ве­нием своему руко­вод­ству [См. напр. Ж. Ф. Буайе «Импе­рия Муна» (М., 1990); статья «Сай­ен­то­ло­гия – про­цве­та­ю­щий культ жад­но­сти и власти» (журнал «Time» от 6 мая 1991 г .) Hubner F. & Gruson L. «Monkey on a Stick» (HBJ, 1988) и др].

Секты самым фун­да­мен­таль­ным обра­зом нару­шают граж­дан­ские права тех, кого они пыта­ются обра­тить. Они пре­вра­щают ничего не подо­зре­ва­ю­щих людей в рабов. Опыт пока­зы­вает, что людям, попав­шим в секту, будет нане­сен серьез­ный вред. Раз­ру­шатся семьи, будет подо­рвано здо­ро­вье, деньги и соб­ствен­ность будут поте­ряны и в конце концов, когда чело­век все-таки поки­нет секту, перед ним вста­нет про­блема вновь научиться само­сто­я­тель­ной жизни, кото­рую он далеко не всегда в состо­я­нии решить. В сред­нем, чело­веку, нашед­шему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для пол­ного выздо­ров­ле­ния тре­бу­ется 2 года.

Неко­то­рые секты остав­ляют куда более тяже­лые послед­ствия, чем другие, причем это не свя­зано напря­мую с коли­че­ством часов, про­ве­ден­ных в риту­а­лах и про­грам­ми­ро­ва­нии. Прак­тика пока­зы­вает, что слож­нее всего опра­виться от сай­ен­то­ло­гии, хотя она тре­бует от своих после­до­ва­те­лей поменьше затра­чен­ного вре­мени, чем, напри­мер, криш­на­иты или муниты. Криш­на­иты тратят в сред­нем 70 часов в неделю на риту­алы и сов­мест­ные молитвы, муниты – 53 часа, а сай­ен­то­логи – непол­ных 43. Однако для выздо­ров­ле­ния поки­нув­шему криш­на­изм тре­бу­ется в сред­нем 11 меся­цев, быв­шему муниту – 16 меся­цев, а сай­ен­то­логу – 25, 5 месяца. Но и тогда «выздо­ров­ле­ние» – термин лишь отно­си­тель­ный; суще­ствуют и дол­го­сроч­ные послед­ствия, ска­зы­ва­ю­щи­еся еще многие годы. Один кон­суль­тант, рабо­тав­ший со мно­гими быв­шими сек­тан­тами, заявил, что по его мнению, от послед­ствий сай­ен­то­ло­гии до конца опра­виться не может никто [Цифры взяты из книги Джин Ричи «Тайный мир куль­тов» (Jean Ritchie, The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.]. Судя по всему, такие наши оте­че­ствен­ные «само­делы», как «Бого­ро­дич­ный центр» и «Белое брат­ство» по своим раз­ру­ши­тель­ным для лич­но­сти и обще­ства послед­ствиям вполне срав­нимы с сай­ен­то­ло­гией.

Тота­ли­тар­ные секты смер­то­носны. Доста­точно вспом­нить сотни смер­тей, кото­рыми завер­ши­лась исто­рия сект Джима Джонса, Дэй­вида Кореша [См. книгу Джеймса Бойла «Секты-убийцы» в «Ино­стран­ной лите­ра­туре», 1996, ?? 7, 8.]. Этим может кон­читься в нужный для лиде­ров момент исто­рия любой тота­ли­тар­ной секты. Ведь мы имеем дело с без­ого­во­рочно послуш­ной армией рабов, для кото­рых нет невоз­мож­ного. А что гово­рить о несчаст­ной судьбе детей, родив­шихся от роди­те­лей-сек­тан­тов! Кстати, более трети жертв Джонса и Кореша были дети. Был ли у них выбор жить или покон­чить с собой? Вспом­ним Белое брат­ство. Орга­ни­за­торы этого чудо­вищ­ного экс­пе­ри­мента, кто бы они ни были, решили кон­чить его бес­кровно. Им было доста­точно убе­диться в силе своего могу­ще­ства. Теперь они могут выби­рать нужное им время…

В самом начале пере­стройки один извест­ный пра­во­слав­ный свя­щен­ник сказал, что сейчас люди обра­ти­лись к Западу в надежде испить из чистого источ­ника, однако многие пере­пу­тали и при­пали вместо этого к кана­ли­за­ци­он­ной трубе. Увы, это правда и сего­дня. Почти все тота­ли­тар­ные секты имеют долгую исто­рию нару­ше­ния зако­нов, судеб­ных раз­би­ра­тельств, гром­ких скан­да­лов и раз­ру­шен­ных судеб. Давайте не повто­рять чужих ошибок. У нас сейчас и так хва­тает пово­дов для напря­же­ния и кон­фликт­ных, взры­во­опас­ных ситу­а­ций. Не будем же добав­лять к ним еще один – чре­ва­тый самыми непред­ска­зу­е­мыми послед­стви­ями кон­фликт на рели­ги­оз­ной почве.

Десять кон­троль­ных вопро­сов^

Все мы при­уча­емся жить при новых рыноч­ных усло­виях. Рынок воца­рился во многих обла­стях нашей жизни, в том числе, увы, и в рели­ги­оз­ной. На нас обру­шился гран­ди­оз­ный поток рели­ги­оз­ной инфор­ма­ции подчас чисто реклам­ного харак­тера. Вновь и вновь мы встаем перед выбо­ром. Думаю, на сего­дняш­ний момент вряд ли най­дется чело­век, ни разу не стал­ки­вав­шийся с мис­си­о­не­рами, учи­те­лями, про­по­вед­ни­ками новых рели­гий, учений, фило­соф­ских систем. В наших горо­дах появи­лось мно­же­ство рели­ги­оз­ных групп и орга­ни­за­ций. О неко­то­рых из них мы раньше знали лишь пона­слышке, о многих – не слы­шали вообще нико­гда. И каждая про­воз­гла­шает себя носи­тель­ни­цей истины в послед­ней инстан­ции, кото­рая спо­собна вас спасти, помочь пре­одо­леть все ваши про­блемы и добиться неви­дан­ных успе­хов.

Как узнать, насколько истинны эти обе­ща­ния? Как узнать, не при­над­ле­жит ли подо­шед­ший к вам чело­век к тота­ли­тар­ной секте (деструк­тив­ному культу)? Как узнать, не явля­е­тесь ли вы объ­ек­том вер­бовки, не вовле­кают ли вас в орга­ни­за­цию, в кото­рую вы, при нали­чии у вас полной о ней инфор­ма­ции, нико­гда бы не пошли? Сразу хочу пре­ду­пре­дить, что все ниже­ска­зан­ное не отно­сится к тра­ди­ци­он­ным в вашем реги­оне рели­гиям, плоды дея­тель­но­сти кото­рых вы можете уви­деть в куль­туре и исто­рии нашей страны. Здесь гово­рится лишь о новых, неиз­вест­ных вам ранее рели­ги­оз­ных уче­ниях и тео­риях. Я обра­ща­юсь прежде всего к людям, еще не сде­лав­шим свой рели­ги­оз­ный выбор; пожа­луй­ста, будьте бди­тельны. Это неправда, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь борется с ина­ко­ве­ру­ю­щими, боясь кон­ку­рен­ции. Она лишь пре­ду­пре­ждает: если уж нам дове­лось жить при рели­ги­оз­ном рынке, будем гра­мот­ными потре­би­те­лями. Ведь каждый чело­век со вни­ма­нием отно­сится к покупке товара, про­ве­ряет его на каче­ство и осте­ре­га­ется под­де­лок. Но, при­об­ретя нека­че­ствен­ный товар, вы лишь поте­ря­ете деньги. Имея дело с духов­ными под­дел­ками, вы рис­ку­ете гораздо боль­шим: всем своим иму­ще­ством, окру­же­нием, карье­рой, семьей, здо­ро­вьем, да и всей вашей жизнью, нако­нец.

Итак, если к вам подо­шел кто-либо, при­гла­ша­ю­щий вас прийти на лекцию или семи­нар, обе­ща­ю­щий вам инте­рес­ную работу в ино­стран­ной фирме с высо­кими зара­бот­ками или пред­ла­га­ю­щий ввести в вашей школе (инсти­туте, на пред­при­я­тии) новый учеб­ный курс, посо­ве­туем вам задать этому чело­веку десять кон­крет­ных вопро­сов, кото­рые помо­гут отсе­ять по край­ней мере 90% всех сек­тан­тов-вер­бов­щи­ков.

Лучше всего, если вы зада­дите пред­ла­га­е­мые вопросы спо­кой­ным, не агрес­сив­ным тоном, но тем не менее ясно дадите понять, что не удо­вле­тво­ри­тесь уклон­чи­выми отпо­ве­дями, а ждете прямых и искрен­них отве­тов. Вам нужно знать, что все тота­ли­тар­ные секты в той или иной сте­пени исполь­зуют при вер­бовке обман. Однако далеко не все сек­танты осо­знают, что, пыта­ясь обре­сти нового члена для своей орга­ни­за­ции, они вводят его в заблуж­де­ние. Поэтому, задав эти вопросы, вы смо­жете обна­ру­жить, что либо вер­бов­щик скры­вает от вас часть правды, либо он и сам не обла­дает всей пол­но­той инфор­ма­ции.

Скорее всего сек­танты попы­та­ются отде­латься от вас уклон­чи­выми отве­тами, общими местами и попыт­ками пере­ме­нить тему раз­го­вора. Поэтому если вы услы­шите что-то вроде: «Мы просто стре­мимся помочь людям осво­бо­диться от их про­блем», или: «Мы просто при­гла­шаем вас на инте­рес­ный семи­нар, где будут обсуж­даться вопросы, вол­ну­ю­щие все чело­ве­че­ство», или: «Мы просто соби­ра­емся для обсуж­де­ния слова Божия», или даже: «Мы просто хотим уго­стить вас бес­плат­ным веге­та­ри­ан­ским ужином», у вас есть полное осно­ва­ние насто­ро­житься. Пред­ла­га­е­мые вместо отве­тов уклон­чи­вые заме­ча­ния типа: «Я пони­маю ваше скеп­ти­че­ское отно­ше­ние к нам: я и сам был таким, прежде чем я нако­нец не пришел к истин­ному пони­ма­нию», или «Неужели вас дей­стви­тельно это инте­ре­сует?» также должны про­зву­чать для вас пре­ду­пре­жде­нием.

Другой метод, кото­рый часто исполь­зуют сек­танты – это пере­мена темы раз­го­вора. Напри­мер, если вы спро­сите, под­вер­гался ли осно­ва­тель секты уго­лов­ным пре­сле­до­ва­ниям, вы можете вместо ответа услы­шать длин­ный моно­лог о том, что все вели­кие рели­ги­оз­ные дея­тели мира под­вер­га­лись гоне­ниям и пре­сле­до­ва­ниям. Вам могут при­ве­сти пример Сократа, осуж­ден­ного за совра­ще­ние юно­ше­ства, или рас­ска­зать о том, что Иисуса осуж­дали за дружбу с блуд­ни­цами и всяким сбро­дом, и так далее. В такой ситу­а­ции вам сле­дует веж­ливо, но твердо пре­рвать вашего собе­сед­ника и сооб­щить ему, что в данный момент вы не наме­рены зате­вать дис­кус­сию о Иисусе или Сократе – вы хотите полу­чить прямой ответ о лидере его группы. Если вер­бов­щик укло­ня­ется от пря­мого, ясного и кон­крет­ного ответа, можно быть уве­рен­ным – он хочет что-то от вас скрыть. И помните, что у вас всегда в запасе есть аргу­мент, на кото­рый ни одному вер­бов­щику нечего воз­ра­зить; вы всегда можете уйти от него или, наобо­рот, попро­сить его немед­ленно поки­нуть вашу квар­тиру или каби­нет.

Еще одно пра­вило вы должны сде­лать для себя абсо­лют­ным: нико­гда не давайте вашего адреса или теле­фон­ного номера тому, кого вы подо­зре­ва­ете в член­стве в секте. Если у вас есть сомне­ния, но вы все же хотели бы полу­чить больше инфор­ма­ции, прежде чем сде­лать окон­ча­тель­ные выводы, попро­сите его дать вам адрес и теле­фон, чтобы даль­ней­шие кон­такты про­ис­хо­дили по вашей ини­ци­а­тиве. Помните, ситу­а­ция должна кон­тро­ли­ро­ваться вами! Не поз­во­ляйте никому ока­зы­вать на себя дав­ле­ние с тем, чтобы вы предо­ста­вили личную инфор­ма­цию о себе; берите пример со скром­ной девушки, кото­рая нико­гда не даст своего адреса и теле­фона впер­вые встре­тив­ше­муся ей парню, прежде чем не раз­уз­нает о нем побольше. Всегда лучше повре­ме­нить, чем дать свой теле­фон, а затем не зная покоя ни днем, ни ночью от при­торно-настой­чи­вых непро­ше­ных втор­же­ний.

Если вам удастся задать пред­ла­га­е­мые вопросы нужным тоном, без агрес­сии или скры­той издевки, они могут заста­вить сек­танта заду­маться. А это уже очень много; заду­мав­шись, чело­век может уви­деть в ином свете свое член­ство в секте и сде­лать первые шаги для выхода из нее. Помните, что сто­я­щий перед вами чело­век – прежде всего жертва, и что он нуж­да­ется в сочув­ствии и снис­хож­де­нии.

Итак, вот 10 пред­ла­га­е­мых вопро­сов:

1. Как долго вы состо­ите членом группы? Вам важно с самого начала узнать, с кем вы имеете дело. Чело­век, вовле­чен­ный в тота­ли­тар­ную секту менее года назад, обычно еще весьма неопы­тен. Сле­до­ва­тельно, веро­ят­ность того, что он при­бег­нет ко лжи – меньше, но в любом случае он не сможет врать так же убе­ди­тельно, как опыт­ный вер­бов­щик. Если же ваш собе­сед­ник был членом группы уже много лет, тре­буйте от него наи­кон­крет­ней­ших отве­тов на все ваши вопросы. Если же он будет пытаться увиль­нуть, всегда можно поин­те­ре­со­ваться, как же так слу­чи­лось, что он, про­ведя в группе столько-то лет, так и не удо­су­жился полу­чить для себя ответ на столь про­стые вопросы.

2. Вы хотите завер­бо­вать меня в какую-то орга­ни­за­цию? Чаще всего вер­бов­щик отве­тит на это: «Нет, просто вы мне понра­ви­лись, и я захо­тел поде­литься с вами инфор­ма­цией о нашем учении (методе, орга­ни­за­ции). Дальше все будет зави­сеть от вас: захо­тите ли вы вос­поль­зо­ваться ею или нет». Пре­красно. Запом­ните этот ответ, потому что если ваш собе­сед­ник – пред­ста­ви­тель тота­ли­тар­ной секты, он все же не сможет не при­бег­нуть к мето­дам вер­бовки и дав­ле­ния, и тогда самое время будет вспом­нить, что он вам соврал, напом­нить ему об этом и веж­ливо, но твердо попро­сить оста­вить вас в покое.

3. Можете ли вы пере­чис­лить назва­ния всех других орга­ни­за­ций, свя­зан­ных с вашей груп­пой? Зада­вая этот вопрос, вы пыта­е­тесь выяс­нить, не явля­ется ли ваш собе­сед­ник членом извест­ной вам тота­ли­тар­ной секты. Почти все секты такого рода создают вокруг себя ряд при­кры­ва­ю­щих (фрон­то­вых) орга­ни­за­ций, чтобы сходу не отпу­ги­вать потен­ци­аль­ных членов. Напри­мер: «Цер­ковь Христа» часто дей­ствует как кружок или обще­ство по изу­че­нию биб­лей­ской лите­ра­туры; секта «Семья» (она же «Дети Бога») пред­став­ля­ется «Союзом неза­ви­си­мых хри­сти­ан­ских мис­си­о­нер­ских общин»; «Мест­ная цер­ковь» Сви­де­теля Ли (или просто «Цер­ковь в NN») рас­про­стра­няет свою лите­ра­туру под видом неза­ви­си­мого изда­тель­ства «Живой Поток»; «Диа­не­тика», «Нар­ко­нон», «Кри­ми­нон», «Хаб­бард-кол­ледж» и т. д.- лишь иные назва­ния для так назы­ва­е­мой «Церкви сай­ен­то­ло­гии».

Но больше всего фрон­то­вых орга­ни­за­ций у муни­тов (кстати, офи­ци­аль­ное назва­ние их секты «Ассо­ци­а­ция свя­того духа по объ­еди­не­нию все­мир­ного хри­сти­ан­ства»). Один их список состав­ляет весьма объ­е­ми­стую бро­шюру. Тут и «Меж­ду­на­род­ный фонд обра­зо­ва­ния», и «Меж­ду­на­род­ный рели­ги­оз­ный фонд», и «Меж­ду­на­род­ная ассо­ци­а­ция по изу­че­нию прин­ципа – CARP», и «Меж­ду­на­род­ный жен­ский фонд за мир во всем мире» и «Ака­де­мия про­фес­со­ров за мир во всем мире» и многие, многие другие.

Тер­пе­ливо повто­рите вопрос; есть ли орга­ни­за­ции, свя­зан­ные с груп­пой, в кото­рой состоит ваш собе­сед­ник, или были ли тако­вые в про­шлом? Если ваш собе­сед­ник скажет, что он не в курсе, попро­сите его раз­уз­нать это у его коллег и запи­сать на бумажке назва­ния всех таких орга­ни­за­ций. А вы позво­ните ему завтра. Если вер­бов­щик отве­чает вам, что таких орга­ни­за­ций нет, а позже вы обна­ру­жите, что он вам врал, – вот вам опять отлич­ный повод для того, чтобы выста­вить его вон. Если вы не зада­дите этого вопроса, вы рис­ку­ете не обна­ру­жить, что вам и тут солгали.

4. Назо­вите осно­ва­теля и, если он уже скон­чался, вер­хов­ного руко­во­ди­теля вашей группы. Попы­тай­тесь и тут полу­чить мак­си­мально полный и прав­ди­вый ответ на ваш вопрос. Не исклю­чена воз­мож­ность, что вер­бов­щик будет ста­раться не назвать вам насто­я­щего главу группы, так как его имя может быть доста­точно оди­оз­ным. Для при­кры­тия ваш собе­сед­ник может сослаться на руко­во­ди­теля отде­ле­ния секты в вашем районе, городе, в России. Тре­буйте, чтобы фами­лия насто­я­щего главы секты все же про­зву­чала. Воз­можно, если вы ее услы­шите, вам сразу все станет ясным, и вы не захо­тите более про­дол­жать этот диалог.

5. Рас­ска­жите о про­шлом главы орга­ни­за­ции , об обра­зо­ва­нии, кото­рое он полу­чил. Нет ли у него уго­лов­ного про­шлого? При­вле­кался ли он к судеб­ной ответ­ствен­но­сти? Если да, то за что? Важно знать, дей­стви­тельно ли лидер – тот, за кого он себя выдает. Напри­мер, осно­ва­тель «Гер­ба­лайфа» Марк Хьюз не имеет ни меди­цин­ского, ни фар­ма­ко­ло­ги­че­ского обра­зо­ва­ния. Само­про­воз­гла­шен­ный Хри­стос – Вис­са­рион (Сергей Тороп) раньше рабо­тал мили­ци­о­не­ром. Самый первый мормон – Джозеф Смит – начи­нал свою духов­ную карьеру со спи­ри­тизма и кла­до­ис­ка­тель­ства, в то время как крест­ный отец иего­визма ‑Чарльз Тэйз Рассел с 11 лет был мелким лавоч­ни­ком. Бхак­ти­ве­данта Свами Праб­ху­пада – осно­ва­тель криш­на­изма – до выхода на пенсию и про­воз­гла­ше­ния мате­ри­аль­ного мира иллю­зией был успеш­ным биз­не­сме­ном, а «боже­ствен­ный учи­тель» (он же «дух истины») Секо Аса­хара глава секты «Аум Син­рике» – и до сих пор вла­деет сетью деше­вых ресто­ран­чи­ков-забе­га­ло­вок в Японии.

Ну и нельзя не вспом­нить осно­ва­теля сай­ен­то­ло­гии, «гения всех времен и наро­дов» Л. Рона Хаб­барда, кото­рый до изоб­ре­те­ния «диа­не­тики» не смог закон­чить ни одного выс­шего учеб­ного заве­де­ния, про­ва­ли­вал любое дело, за кото­рое брался, был заме­шан в ряде весьма нечи­сто­плот­ных финан­со­вых махи­на­ций и едва сводил концы с кон­цами штам­пуя низ­ко­проб­ную науч­ную фан­та­стику для буль­вар­ных жур­наль­чи­ков. Столь же важен вопрос о кри­ми­наль­ном про­шлом осно­ва­те­лей сект. Напри­мер, осно­ва­тель «Церкви объ­еди­не­ния» корей­ский пред­при­ни­ма­тель Сан Мен Мун дважды при­вле­кался к ответ­ствен­но­сти в Корее (по неко­то­рым све­де­ниям – за двое­жен­ство и сек­су­аль­ные извра­ще­ния). В 1985г. он отси­дел 13 меся­цев в феде­раль­ной тюрьме США за нару­ше­ние нало­го­вого зако­но­да­тель­ства.

Есте­ственно, само по себе про­шлое главы секты не делает его авто­ма­ти­че­ски жули­ком или шар­ла­та­ном, но, как пра­вило, все же дыма без огня не бывает. На самом деле уди­ви­тельно, насколько часто бывает под­мо­чен­ной репу­та­ция руко­во­ди­те­лей деструк­тив­ных куль­тов. Изучив про­шлое главы секты и стиль его жизни, вы можете сде­лать неко­то­рые выводы о сте­пени дове­рия, с кото­рой вы готовы к нему отне­стись.

Напри­мер, если секта пред­ла­гает вам про­слу­шать курс лекций о том, как научиться стро­ить успеш­ные и эффек­тив­ные отно­ше­ния с людьми, вам было бы полез­ным узнать, что ее глава уже три раза раз­во­дился. Если осно­ва­тель секты при­ни­мает нар­ко­тики и изве­стен своим крайне стран­ным (чтобы не ска­зать боль­шего) пове­де­нием и обра­зом жизни, как, напри­мер, Л. Рон Хаб­бард, стоит заду­маться, дей­стви­тельно ли он может, как он утвер­ждает, раз­ре­шить все про­блемы чело­ве­че­ства. Если вы узнали, что пла­мен­ный про­по­вед­ник боже­ствен­ной любви – осно­ва­тель секты «Семья» Дэвид Берг – под ста­рость лет спря­тался от всего мира, залег в какой-то норе и, окру­жив себя гаре­мом из моло­дых деву­шек, соби­рает откро­венно пор­нуш­ные видео­ма­те­ри­алы от членов своей секты, стоит заду­маться, к какой именно любви при­зы­вает этот «пророк». Когда Сан Мен Мун про­воз­гла­шает, что вся его дея­тель­ность направ­лена на утвер­жде­ние мира во всем мире, к месту вспом­нить, что в Корее его дви­же­нию при­над­ле­жит завод, про­из­во­дя­щий авто­ма­ти­че­ские вин­товки М‑16.

Есте­ственно, воз­можно, что и ваш собе­сед­ник ничего не знает о про­шлом главы своей группы, так как он сам не задал вовремя нуж­ного вопроса вер­бо­вав­шему его сек­танту. Тогда вам самое время спро­сить: «Как же вы могли посвя­тить всю свою жизнь этому чело­веку, ничего не узнав о нем?». Помните, любой деструк­тив­ный культ стре­мится завер­бо­вать чело­века до того, как ему будет сооб­щена важная инфор­ма­ция о самой орга­ни­за­ции и о ее лидере, а любая доб­ро­по­ря­доч­ная орга­ни­за­ция вна­чале предо­став­ляет полную инфор­ма­цию о себе и при­гла­шает чело­века стать своим членом лишь тогда, когда он сам осо­знает, что готов к этому.

6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправ­ды­вает сред­ства? Бывают ли обсто­я­тель­ства, когда чело­веку полезно, если его обма­нут? Боль­шин­ство вер­бов­щи­ков вряд ли станет изла­гать вам учение секты прямо на месте. Их учат воз­буж­дать ваше любо­пыт­ство и любо­зна­тель­ность, чтобы зата­щить вас к себе; про­слу­шать лекцию, посмот­реть фильм, при­нять уча­стие в семи­наре. Они знают, что там, на своей тер­ри­то­рии, у них будет гораздо больше воз­мож­но­стей и спо­со­бов под­чи­нить вас вли­я­нию секты.

Если чело­век в ответ на ваш вопрос отка­зы­ва­ется изло­жить вам основ­ные поло­же­ния веро­уче­ния группы – будьте уве­рены, он что-то от вас скры­вает. Он может ска­зать вам, что боится, как бы вы не поняли его ложно и как бы у вас не сло­жи­лось пре­врат­ное пред­став­ле­ние о группе из-за несо­вер­шен­ства его крат­кого сооб­ще­ния. Тем не менее наста­и­вайте на своем вопросе. Любая достой­ная рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция в состо­я­нии кратко изло­жить основы своей веры. А вот тота­ли­тар­ные секты совсем не заин­те­ре­со­ваны в том, чтобы вы сразу, без соот­вет­ству­ю­щей под­го­товки узнали бы все, во что поло­жено верить их членам, что рас­про­стра­ня­ется среди них в мате­ри­а­лах «для внут­рен­него поль­зо­ва­ния».

Если вер­бов­щик все же начнет изла­гать вам учение секты, не поз­во­ляйте ему ухо­дить в сто­рону и отде­лы­ваться от вас лишь оце­ноч­ными тер­ми­нами: «хоро­шая», «воз­вы­шен­ная», «чест­ная», «истинно хри­сти­ан­ская» и т. д. Все это лишь оче­ред­ная попытка запуд­рить вам мозги и сме­нить тему раз­го­вора. Попро­сите его быть кон­крет­нее. Если через какое-то время вы узна­ете, что пред­ло­жен­ное вам опи­са­ние содер­жало в себе суще­ствен­ные иска­же­ния и про­белы, у вас есть полное мораль­ное право отпра­вить ваших собе­сед­ни­ков восво­яси. Сек­танты при­ло­жат все усилия, дабы убе­дить вас, что они должны были вас обма­нуть (не сооб­щить вам всей правды), ибо вы нахо­ди­лись под вли­я­нием опре­де­ляв­ших ваше созна­ние средств мас­со­вой инфор­ма­ции, и что если бы они вам сразу все ска­зали, вы не стали бы их слу­шать. Не попа­дай­тесь на этот аргу­мент, ибо он значит лишь одно: вер­бу­ю­щая вас орга­ни­за­ция счи­тает, что цель оправ­ды­вает сред­ства. Ника­кая достой­ная орга­ни­за­ция не станет при­бе­гать ко лжи для помощи людям.

7. Если я вступлю в вашу орга­ни­за­цию, как я должен буду изме­нить свою жизнь? Должен ли я буду бро­сить учебу или работу, пожерт­во­вать вам свои сбе­ре­же­ния и свою соб­ствен­ность и разо­рвать отно­ше­ния со всеми близ­кими и дру­зьями, если они будут выска­зы­ваться против этого моего реше­ния? Если ваш собе­сед­ник член тота­ли­тар­ной секты, он скорее всего скажет вам, что от вас ничего или почти ничего не будет тре­бо­ваться, и что вы смо­жете про­дол­жать ваш преж­ний образ жизни и даже сразу достиг­нете всего, к чему стре­ми­тесь. Однако этот вопрос будет весьма непри­я­тен боль­шин­ству сек­тан­тов и сразу же заста­вит их занять обо­ро­ни­тель­ные пози­ции. Поэтому, задав этот вопрос, вни­ма­тельно наблю­дайте за реак­цией вер­бов­щика. После его ответа спро­сите, чем он сам зани­мался до вступ­ле­ния в секту и чем он зани­ма­ется сейчас. Поз­вольте себе выра­зить сомне­ние, если он само­ат­те­сту­ется как обла­да­тель редкой про­фес­сии или назо­вется сту­ден­том пре­стиж­ного вуза. Вновь спро­сите, поз­во­лено ли членам его орга­ни­за­ции лгать. Если вам пред­ла­гают запи­саться на бес­плат­ную про­грамму, полезно уточ­нить, дей­стви­тельно ли она бес­плат­ная, или же после пер­вого, ввод­ного курса вам при­дется пла­тить по про­грес­си­ру­ю­щей шкале. То же самое отно­сится и к работе на слиш­ком выгод­ных усло­виях; мол, стоит лишь запла­тить всту­пи­тель­ный взнос (пройти плат­ный под­го­то­ви­тель­ный курс, по «льгот­ной» цене при­об­ре­сти первую партию товара и т. п.). Помните, что в любой «пира­миде» бога­теет лишь ее вер­хушка.

8. Счи­та­ется ли дея­тель­ность вашей орга­ни­за­ции небес­спор­ной? Если кто-то высту­пает против вашей орга­ни­за­ции, какие аргу­менты они при­во­дят? Этот вопрос пока­жет вам, насколько ваш собе­сед­ник инфор­ми­ро­ван или насколько он готов к откры­тому диа­логу. Если вы зада­дите его веж­ливо и с дру­же­люб­ной улыб­кой, то, как это ни неве­ро­ятно, вы весьма часто можете услы­шать в ответ: «Вы знаете, есть такие стран­ные люди, кото­рые назы­вают нас тота­ли­тар­ной сектой, гово­рят, что у нас у всех про­мыты мозги, и назы­вают нас зомби. Пред­став­ля­ете себе? Вот я, напри­мер, разве я похож на зомби с про­мы­тыми моз­гами?» На это можно задать встреч­ный вопрос: «А как, по-вашему, должны выгля­деть зомби с про­мы­тыми моз­гами? Как они себя ведут?» Скорее всего ваш собе­сед­ник почув­ствует себя довольно неуютно, и если вы будете наста­и­вать на ответе, он побыст­рее поста­ра­ется найти бла­го­вид­ный пред­лог, чтобы уда­литься.

9. Что вы дума­ете о бывших членах вашей орга­ни­за­ции? При­хо­ди­лось ли вам когда-нибудь серьезно гово­рить с быв­шими членом и выслу­шать от него при­чины, по кото­рыми он ушел из орга­ни­за­ции? Если нет, то почему? Неужели ваша орга­ни­за­ция не поз­во­ляет вам общаться с поки­нув­шими ее людьми? Реак­ция на этот вопрос сможет открыть вам очень многое. Ни одна из достой­ных орга­ни­за­ций не будет запре­щать своим членам под­дер­жи­вать кон­такт с ушед­шими из нее людьми. Любая достой­ная орга­ни­за­ция с ува­же­нием отно­сится к сво­боде чело­века и в том числе к праву своих членов поки­нуть ее. Как бы она ни жалела их за их реше­ние, она нико­гда не станет пре­пят­ство­вать им в этом. А вот о деструк­тив­ных куль­тах этого нельзя ска­зать. Для них все поки­нув­шие их члены – лютые враги, измен­ники и пре­да­тели. Все секты вну­шают своим членам страх перед ними, делая все воз­мож­ное, чтобы они дер­жа­лись подальше от кри­ти­ков орга­ни­за­ции и от ее бывших членов. Хотя неко­то­рые опыт­ные вер­бов­щики могут на ваш вопрос отве­тить вам: «Да, конечно, неко­то­рые мои близ­кие друзья ушли от нас», но если вы попро­сите их рас­ска­зать вам об этом попо­дроб­нее, вы вновь уви­дите, что вам лгут. Уместно спро­сить: «Какие при­чины они при­во­дят, обос­но­вы­вая свое реше­ние уйти из вашей орга­ни­за­ции?» и «Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, счи­тают ли они себя более счаст­ли­выми, чем раньше?» Мало какой вер­бов­щик сможет вам вра­зу­ми­тельно отве­тить на эти вопросы.

10. Назо­вите три вещи, кото­рые вам не нра­вятся в вашей орга­ни­за­ции и в ее вер­хов­ном руко­во­ди­теле. Мы знаем мно­же­ство пра­во­слав­ных, открыто кри­ти­ку­ю­щих свою Цер­ковь и ее иерар­хов. Мы знаем като­ли­ков, кри­ти­ку­ю­щих папу, и про­те­стан­тов, весьма резко выска­зы­ва­ю­щихся о своих церк­вах. Можно отно­ситься к этому по-раз­ному, но это факт. А вот слы­шали ли вы хоть об одном сек­танте, открыто выска­зы­ва­ю­щем хотя бы уме­ренно кри­ти­че­ские мысли об осно­ва­теле своей группы, о ее руко­вод­стве или о ней самой? Я много раз видел сек­тан­тов, кото­рые в ответ на вопрос о том, прак­ти­ку­ется ли в их орга­ни­за­ции кон­тро­ли­ро­ва­ние созна­ния, широко улы­ба­лись и гово­рили: «Ну что вы, конечно нет». Но точно так же и душев­но­боль­ной нико­гда не при­знает себя непол­но­цен­ным, или алко­го­лик будет с жаром отри­цать свою зави­си­мость от спирт­ного. Если чело­век осо­знает свою болезнь – это уже первый шаг на пути к выздо­ров­ле­нию.

Лучший способ дока­зать чело­веку, что он нар­ко­ман – уго­во­рить его попро­бо­вать воз­дер­жаться несколько дней от приема нар­ко­тика. Лучший способ про­ве­рить, нахо­дится ли чело­век под воз­дей­ствием кон­тро­ли­ро­ва­ния созна­ния – про­ве­рить, оста­лась ли у него спо­соб­ность к кри­ти­че­скому вос­при­я­тию окру­жа­ю­щего. Вни­ма­тельно наблю­дайте за сек­тан­том, когда вы зада­ете ему пред­ла­га­е­мый вопрос. Он как бы запнется и несколько мгно­ве­ний будет выгля­деть оша­ра­шен­ным. Когда он все-таки собе­рется с мыс­лями для ответа, вряд ли он сможет ска­зать вам что-либо кон­крет­ное. Это и «есте­ственно», потому что сек­тан­там запре­щено не только выска­зы­вать, но и в мыслях допус­кать кри­ти­че­ские заме­ча­ния о своей орга­ни­за­ции и ее руко­во­ди­теле. Если вы задали все эти вопросы, не заме­тили ника­кой фальши в отве­тах вашего собе­сед­ника и все еще хотите полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию о его орга­ни­за­ции, пред­при­мите еще неко­то­рые меры предо­сто­рож­но­сти, прежде чем при­ни­мать окон­ча­тель­ное реше­ние. Встреть­тесь с дру­гими чле­нами орга­ни­за­ции, задайте им те же самые вопросы и про­верьте, насколько сов­па­дают друг с другом полу­чен­ные вами ответы. Если ответы сильно раз­ли­ча­ются, спро­сите ваших собе­сед­ни­ков о при­чи­нах этого и посмот­рите, что они вам на это скажут.

До того, как вы согла­си­тесь при­нять уча­стие в каком-либо меро­при­я­тии орга­ни­за­ции, попро­буйте сами раз­уз­нать что-либо о ней. Если она назы­вает себя хри­сти­ан­ской, поин­те­ре­суй­тесь, что о ней думают пред­ста­ви­тели тра­ди­ци­он­ных хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний вашего реги­она, если мусуль­ман­ской – спро­сите у мусуль­ман, буд­дий­ской – буд­ди­стов и т.п. Если же орга­ни­за­ция утвер­ждает, что ее осно­ва­те­лям уда­лось объ­еди­нить в своем учении все суще­ству­ю­щие рели­гии, пожа­луй­ста, будьте осо­бенно осто­рожны! Как пока­зы­вает мно­го­ты­ся­че­лет­няя исто­рия рели­ги­оз­ной мысли, такие искус­ствен­ные «объ­еди­не­ния» при­во­дят лишь к даль­ней­шим раз­де­ле­ниям и обособ­лен­но­сти. И не слу­чайно, что все осно­ва­тели наи­бо­лее зло­ве­щих тота­ли­тар­ных сект XX в., начи­ная от Ленина и Гит­лера и кончая Муном и Радж­не­шем, объ­яв­ляли, что им нако­нец уда­лось найти маги­че­скую фор­мулу все­об­щего един­ства.

Если вам ничего не уда­лось раз­уз­нать об орга­ни­за­ции и она по-преж­нему кажется вам заслу­жи­ва­ю­щей вни­ма­ния, возь­мите с собой на ее собрание/мероприятие друга, кото­рому вы дове­ря­ете. Таким обра­зом, вам будет с кем обме­няться впе­чат­ле­ни­ями об уви­ден­ном и услы­шан­ном. Правда, многие деструк­тив­ные культы, глав­ный прин­цип кото­рых – раз­де­ляй и власт­вуй, тут же попы­та­ются отде­лить вас друг от друга. Скорее всего это будет выгля­деть спон­танно; кто-то начнет раз­го­вор с вашим другом, а в это время другой чело­век задаст вопрос вам, и через несколько минут вы оба ока­зы­ва­е­тесь в разных концах ком­наты. А неко­то­рые секты могут с самого начала объ­явить, что по пра­ви­лам семи­нара все участ­ники должны выпол­нять пред­ла­га­е­мые зада­ния в паре с незна­ко­мыми им людьми. Не согла­шай­тесь на это, потре­буйте, чтобы вас не раз­лу­чали с вашим другом. Если вас застав­ляют под­чи­ниться – просто вый­дите вон. Если в про­цессе меро­при­я­тия вы почув­ству­ете, что вас при­нуж­дают при­нять мнение боль­шин­ства еще до того, как вы соста­вили свое соб­ствен­ное мнение, или под­чи­ниться не нра­вя­ще­муся вам еди­ному сте­рео­типу пове­де­ния, – иными сло­вами, что начался про­цесс коди­ро­ва­ния, немед­ленно встаньте и объ­явите, что вам не нра­вится, когда вами мани­пу­ли­руют и пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать ваше созна­ние. Чем громче вы это объ­явите, тем быст­рее вас выве­дут из ком­наты. И кто знает? Еще несколько чело­век могут вос­поль­зо­ваться воз­мож­но­стью и выйти вместе с вами.

Если все это про­ис­хо­дит на семи­наре, про­во­ди­мом за гра­ни­цей, на кото­рый вы попали по при­гла­ше­нию той или иной орга­ни­за­ции, не сму­щай­тесь. Не чув­ствуйте себя ничем обя­зан­ным ей. В конце концов, если орга­ни­за­ция опла­тила ваши билеты и про­жи­ва­ние, она больше заин­те­ре­со­вана в вас, чем вы – в ней. Помните, что при­гла­сив­шая вас сто­рона взяла на себя обя­за­тель­ство перед мест­ными вла­стями содер­жать вас и ока­зы­вать вам меди­цин­скую помощь до конца вашего пре­бы­ва­ния в данной стране. Уверяю вас, воз­мож­ность того, что вы вдруг ока­же­тесь в незна­ко­мом ино­стран­ном городе на улице без средств к суще­ство­ва­нию и обрат­ного билета, прак­ти­че­ски исклю­чена. Если же, паче чаяния, это все же про­изой­дет, обра­ти­тесь в бли­жай­ший поли­цей­ский уча­сток и сооб­щите, что вы по неве­де­нию ока­за­лись гостем орга­ни­за­ции, ока­зы­ва­ю­щей на вас пси­хо­ло­ги­че­ское дав­ле­ние и отка­зы­ва­ю­щейся выпол­нить свои обя­за­тель­ства перед имми­гра­ци­он­ными вла­стями. И помните, что ника­кие рас­писки, кото­рые орга­ни­за­ция могла взять с вас перед вашим отбы­тием из России, не сни­мают с нее обя­за­тельств по вашему пре­бы­ва­нию за гра­ни­цей. Так что бояться вам нечего.

Глав­ное, про­яв­ляйте разум­ную осто­рож­ность. Не под­да­вай­тесь любо­пыт­ству в ущерб здра­вому смыслу. Слиш­ком много людей ока­за­лось вовле­чен­ными в секты из-за чрез­мер­ной само­уве­рен­но­сти. Они были убеж­дены, что смогут дер­жать себя под кон­тро­лем в любой ситу­а­ции и нико­гда не попа­дут под чье-то вли­я­ние. Так люди начи­нают курить («я‑то всегда смогу бро­сить, когда захочу»), ста­но­вятся алко­го­ли­ками и нар­ко­ма­нами. Увы, бес­кон­троль­ное любо­пыт­ство и чрез­мер­ная само­уве­рен­ность при­вели к тра­ги­че­скому концу очень многих людей. Давайте не будем под­да­ваться этим иску­ше­ниям.

при работе над ста­тьей исполь­зо­ваны мате­ри­алы книги Сти­вена Хас­сана «Combatting Cult Mind Control». Park Street Press, Rochester, Vermont, 1990.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки