Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

Предлагаем вашему вниманию главу из книги: “На камени веры. Вопросы и ответы” архимандрита Рафаила Карелина, посвященную такой важной теме как православное воспитание детей. Вы найдете для себя поучительные ответы на многие свои вопросы типа – дстаются ли детям в наследство грехи родителей и могут ли они быть причиной болезни детей, в какую школу лучше отдать ребенка: православную или общеобразовательную, стоит ли ребенка учить языкам, как его оградить от дурного влияния в школе, как научить общению, как воспитывать детей так, чтобы они выросли верующими, можно ли уберечь детей от страшных соблазнов современного мира – курения, пьянства, компьютерных игр и т.п.?

Рождение и воспитание детей

– Есть такое мнение, что в течение первых 40 дней после рождения ребенка женщина не может брать в руки Евангелие. Объясняют этот запрет особым страстным состоянием, в котором она пребывает. Что же читать и что слушать беременной женщине? Какие книги читать молодой маме?

– Церковь никогда не запрещала женщине брать в руки и читать Евангелие. Такой запрет является плодом собственных домыслов, какого-то странного христианского талмудизма, который может дойти до того в своем ложном благоговении, что вообще запретит женщине молиться и произносить имя Божие в определенные периоды. Напротив, во время беременности и после родов необходимо читать Евангелие, когда духовное состояние женщины непосредственно отражается на формирующейся личности ребенка.

На вопрос, какие книги следует читать молодой матери, надо ответить: такие, которые возвышали бы ее дух и невидимо просвещали бы душу ребенка. Христианка должна всегда избегать порочных картин и страстных аффектов, но это особенно важно для того времени, когда мать и ребенок представляют собой как бы одно существо.

– После того, как женщина забеременела, запрещает ли Церковь физические отношения супругов?

– Ни одно животное после зачатия не совокупляется друг с другом. К сожалению, исключением является человек, оказавшись самым сексуальным существом. Мать своими эмоциональными состояниями влияет на душевный мир еще нерожденного ребенка. В данном случае секс способствует передачи плоду страстности, которая впоследствии может принять форму распущенности у ребенка.

– Родители передают детям свои телесные, душевные и духовные качества. Какова их мера ответственности в связи с этим?

– Родители передают детям душевные предрасположения – добрые и худые, которые могут быть развиты или подавлены. Предрасположения не уничтожают свободную волю человека и возможность выбора между добром и злом. Христос поставил человеческую личность выше таких факторов, как наследственные предрасположения и общественно-национальная принадлежность. Поэтому человек, как личность, несет ответственность за свои поступки.

– Достаются ли детям в наследство грехи родителей? Могут ли они быть причиной болезни детей?

– Детям передаются не грехи родителей, а следствия их грехов: определенные генетические расстройства и предрасположения к грехам. Однако человек может преодолеть эти врожденные наклонности и достигнуть высокого нравственного совершенства. Поэтому переоценивать значение наследственности для духовной жизни человека не следует. Более явно проявляет себя наследственность с психическими и телесными заболеваниями. Это мы видим на примере пьяниц и наркоманов, у которых нередко рождаются дети с уже органическими болезнями. Поэтому родители должны чувствовать свою ответственность за грехи и пагубный образ жизни не только по отношению к себе, но и к будущим потомкам.

– Как часто причащать грудного ребенка?

– Чем чаще – тем лучше.

Об образовании

– В последнее время появилась теория и практика раннего обучения детей – с 2-3 лет. Может быть, это вредно, и лучше придерживаться традиции – начинать учебу с 6-7 лет? С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?

– Скороспелый плод обычно скоро портится. Я не знаю ни одного крупного ученого и философа, как в античные, так и наши дни, который начал бы обучение книгам с 2-3 лет. Думаю, что лучше придерживаться традиции, проверенной веками, и отдавать ребенка в школу с 6-7 лет.

– Стоит ли ребенка учить языкам?

– У разных людей различная одаренность к изучению языков. Поэтому надо считаться с природными способностями и интересами ребенка.

– В какую школу лучше отдать: православную или общеобразовательную?

– В принципе, лучше отдать в православную школу, но, к сожалению, бывают и исключения – когда в православной школе не все преподаватели православные, и у ребенка образуется искаженное представление о вере и догматике.

– Как оградить ребенка от дурного влияния в школе?

– Надо подбирать товарищей для ребенка, а также организовать его свободное от занятий время. Хорошо, если ребенок будет интересоваться искусством или ремеслами, например, классической музыкой как альтернативой современному року, рисованием и т.д. В некоторых случаях полезно занятие гимнастикой или интеллектуальными играми, как шахматы, которые также могут послужить альтернативой компьютерным играм – вредно влияющим на психику ребенка. Очень полезны совместные загородные прогулки родителей с детьми, во время которых надо развивать у ребенка эстетическое чувство, то есть умение видеть и ценить красоту окружающей природы.

– Как научить ребенка общению?

– Сначала надо научить ребенка общению и откровенности в самой семье, пробудить у ребенка желание делиться своими проблемами с родителями. Здесь нужен воспитательный такт.

– Некоторые верующие взрослые считают, что заставлять ребенка хорошо учиться не надо: это, мол, не главное, главное – добрые человеческие качества, духовность, – и тем самым оправдывают вопиющее невежество своих чад. Выпускник школы, добрый, хороший юноша, не может назвать ни одного произведения Пушкина, не может правильно разделить 35 на 2. При этом великолепно разбирается в тонкостях мобильной связи, в различных направлениях поп-музыки и т.д. Что ответить взрослым апологетам невежества?

– Обычно дети плохо учатся не из-за духовности, а из-за лени. Ответственное отношение к своим обязанностям является одним из элементов нравственности. Однако занятия такими предметами, как сексология, не может быть поощряемо. Очень хорошо, когда родители могут следить за школьными занятиями своих детей и помогать им в подготовке к урокам. Но, к сожалению, это не всегда исполнимо. Ребенка с раннего возраста надо приучать к трудолюбию, посильной для него помощи родителям, если даже практически она не нужна. У ребенка должен образоваться навык к труду, который впоследствии отразится на его школьных занятиях. Можно ответить апологетам невежества, что христианство – это служение Богу и людям, поэтому оно требует активности и деятельности.

Другой вопрос, что деятельность может принимать разные формы – внутренние и внешние, что мы видим на примерах святых. Для детей, особенно младшего возраста, допустим метод поощрения и наказания в их учебе, но главное – вызвать у ребенка интерес к изучаемым предметам. Если ребенок действительно оказывается малоспособным к учению, то надо молиться вместе с ним о помощи Божией, указывая на пример преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского.

Как воспитать в детях христианские добродетели?

– Как воспитывать детей, чтобы они выросли верующими? Сейчас многие дети, воспитанные в вере, уходят из Церкви. Что сделать, чтобы этого не произошло?

– Родители сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей; в воспитании лучше всего действует пример. Когда ребенок видит, что верующий родитель поступает нечестно и лицемерно, то у него возникает сомнение в самой вере.

– Как воспитать в детях христианские добродетели , как научить их слушаться?

– Надо воспитывать ребенка с самого раннего детства и учить его делать добро. Одни наставления, не подтверждаемые делом и примером, плохо усваиваются и скоро забываются.

– Очень частое явление в семьях: подросшие дети начинают конфликтовать с родителями, грубят им. В чем вина родителей в этом случае? Что такое родительский авторитет и как его укрепить? Как установить правильный контакт с ребенком?

– Родители должны подумать о своей вине, а именно, не допускали ли они подобное неуважение и конфликтность к своим родителям, так что на них исполнился закон возмездия через собственных детей. Далее, не совершали ли они детоубийства – абортов, которые вводят в душу человека и в его генетику комплекс убийцы и пожирателя своих детей. Он передается как негативное отношение будущих детей к своим родителям. Грех детоубийства, как гниющая рана в душе, изглаживается глубоким и искренним покаянием. Чтобы укрепить родительский авторитет в глазах ребенка, родители не должны конфликтовать и ссориться друг с другом, особенно при детях, которые в таких случаях становятся судьями родителей; не должны лгать, так как дети интуитивно чувствуют ложь, а тем более, когда видят явные примеры двойственности и лицемерия своих родителей. Трагический пример этого – революционеры и безбожники, вышедшие из семей священнослужителей. Родители должны исполнять слова, данные ребенку, и от него требовать исполнения его обещаний, но недопустимо принуждать ребенка к клятве. В обращении к ребенку они должны стараться не изменять своих требований к нему.

Чтобы установить контакт с ребенком, надо избегать двух крайностей: излишней строгости и излишней снисходительности, ведущей к вседозволенности. Нужно контролировать действия ребенка, не подавляя его инициативности мелочной и нудной придирчивостью.

– Что делать, если нет мира в семье: между мужем и женой, между детьми и родителями? Насколько в этом случае может помочь молитва?

– Молитва необходима во всех случаях жизни, так как Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Когда в семье нет мира, то каждый член семьи должен подумать, какая его вина в сложившейся ситуации. На деле чаще всего все случается наоборот: люди, как ослепленные, не видят своей вины, считают себя правыми, а других – во всем виноватыми. При такой установке своей «праведности» согласие и мир становятся невозможными.

– Как вести себя ребенку, если родители не живут в мире? Если один родитель верующий, а другой – нет?

– Ребенок не должен быть судьей своих родителей. Ссоры в семье он должен принимать как общее несчастье. Он должен относиться к каждому из родителей с уважением. Слушаться надо верующего, но в некоторых случаях и верующий может ошибаться, если он под предлогом веры не исполняет своих семейных обязанностей, что вызывает раздражение у другого супруга.

– Как уберечь детей от страшных соблазнов современного мира – курения, пьянства, компьютерных игр и т.п.?

– Надо большее время уделять детям, поэтому желательно, чтобы мать являлась главной воспитательницей детей. В этом главная миссия женщины-христианки. Если родители сами будут курить, заниматься пьянством, смотреть в телевизоре и компьютере непристойные картины, то их слова о нравственности и морали будут только раздражать детей.

– Что Вы можете сказать о современной музыке, которой увлекается молодежь? Как отучить ребенка слушать это?

– Современная музыка, в значительной степени, – это сгусток и концентрат страстей, доводящих человека до патологических состояний. Такая музыка разрушает не только нравственное, но и психофизическое здоровье ребенка. Нужно прививать ребенку чувство красоты, учить его эстетике в доступных для него формах; тогда он сможет воспринять какофонию современной рок– и поп-музыки как уродство и беснование.

– Сейчас многие подростки уходят от родителей, если что-то им не нравится. Как быть, если ребенок уходит из дома? Как вернуть его? Кто в этом виноват?

– Родители должны считать воспитание ребенка не меньшей, если не большей задачей, чем их служба, и уделять детям достаточно времени. Но при всем этом родители должны понимать, что их влияние ограничено другой окружающей ребенка средой, поэтому их задача – по возможности нейтрализовать негативное воздействие этой среды. Если семья живет высокими христианскими идеалами, то вряд ли у ребенка появится желание убежать из дома. Чаще всего уход из дома сопряжен с разочарованием в родителях, доходящим до ненависти к ним. Такие вопросы нельзя решать заочно, здесь нет общих рецептов. Само нравственное чувство и любовь к детям должны подсказывать родителям, что делать в конкретных случаях. Вообще в воспитании надо избегать двух противоположных крайностей: пустить воспитание ребенка на самотек или же постоянно подавлять волю и инициативу ребенка.

– Почти все современные молодые люди эгоистичны, подвержены разрушающим страстям. Что Вы думаете о современной молодежи? Есть ли надежда, что это поколение не будет потерянным?

– Я не могу мыслить в таких общих категориях, как поколения. Христиан всегда было немного (Господь назвал Своих последователей «малым стадом», а христианскую жизнь – «узким путем»). Во всех поколениях были и будут погибающие и спасающиеся. Вы называете поколение «потерянным», однако что оно имело, чтобы потерять? Оно выросло на развалинах духовности и поэтому блуждает в сумерках и тумане. Но Господь везде найдет и спасет Своих. В наше время нередко дети приводят родителей, закомлексованных материализмом, к вере.

– Всегда ли человеку, для того чтобы он изменился, нужно пережить какое-то сильное потрясение? Сталкиваешься с тем, что с помощью убеждений, увещеваний мы бессильны исправить кого-либо. Понимаешь, что за такого остается только молиться. Стоит ли продолжать беседы и увещевания?

– Сильные потрясения помогают человеку по-иному, более глубоко взглянуть на жизнь. Нередко через страдания происходит обращение к Богу. Но это не общее правило: сердца у многих не смягчаются, а ожесточаются от страданий. Пример этому – два разбойника, распятые рядом с Иисусом Христом. Они испытывали одинаковые мучения, но один умер с молитвой на устах, другой – с проклятиями и богохульством. Можно сказать, что сильные потрясения обнаруживают то сокровенное, что хранится в глубине человеческой души.

Апостол Павел советует не общаться с еретиком после одного или двух увещеваний, так как тот «развратился умом», то есть находится в состоянии духовной гордости. Если мы хотим что-либо посоветовать или разъяснить человеку, то должны, прежде чем вступить в беседу с ним, помолиться Богу, затем приготовить себя к тому, чтобы не разгневаться на него, а тем более, не возненавидеть его, если он отвергнет наши слова. Человеческое сердце воспринимает только то слово, которое идет от сердца, поэтому надо стараться очистить собственное сердце и научиться любить, чтобы быть услышанным другим. Если это дети, то контролировать их нравственно-духовную жизнь обязательно для родителей. Но и здесь надо проявлять мудрость и осторожность. Лучшее увещевание для детей – это пример родителей. Стоит увещевать своих детей, если они отказываются слушать, или нет – это вопрос, на который нельзя дать общий ответ; здесь должна действовать родительская любовь и интуиция. К сердцу каждой личности надо подобрать свой ключ. Иногда лекарство сразу не действует на больного, но врач, исходя из многих факторов, должен решить – продолжать его прием или отменить.

О компьютерных играх

– Компьютерные игры – страшный бич современных детей (и их родителей), один из главных факторов духовной деградации подрастающего поколения и его дебилизации. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи напролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попытки им помочь заканчиваются ничем, – вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают. Чем можно помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью?

– Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской империи сказал знаменательную фразу: «Литература погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реальной жизнью; она находилась в мире своих романтических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками истории; она раскачивала лодку, на которой плыла, и, в конце концов, опрокинула ее и потонула вместе с ней.

Душевное богатство и изощренный интеллектуализм, которые давали литература и искусство, подавили силы духа, обратили ум к земле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсона, который разрушил столпы, поддерживающие своды империи, и был раздавлен ее обломками.

Воображение – опасная стихия; этот мир, который творит сам человек, делается его второй действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным миром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности. Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возможность получать почти неограниченную информацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности – как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.

Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, позволю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир виртуальной, иллюзорной действительности – более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек становится чужестранцем, гостем и странником; его родина – это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его. Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лишены друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими – выигрышем и проигрышем в игре; от компьютерных игр люди делаются безразличными друг другу. Вслед за параличом духа начинается охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людьми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компьютерный мир становится частью их души, а окружающий мир воспринимается как виртуальный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат.

Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представляют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью.

Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подскажет, чем и как занять ребенка, какую альтернативу предложить ему вместо компьютерного плена. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни – это объективный факт. Отказаться от компьютера нереально и невозможно, но надо уметь пользоваться им по необходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним.

Что ответить людям, смеющимся над священниками и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих души детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благодушествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя тушить пожар. Хочу прибавить, что, в отличие от компьютерных игр, прежние народные игры имели воспитательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт – в безликую толпу.

Частные вопросы о воспитании детей

– Нужно ли запрещать ребенку играть в компьютерные игры, если дома есть компьютер и ребенок (10 лет) уже раньше играл в них? В церковной среде по этому вопросу очень разные мнения. Поэтому я никак не могу решить что-то определенное, но чувствую, что это не на пользу ребенку. Сейчас стараюсь ограничивать игры по времени, но совсем запретить не хватает духа. Да и сын сильно протестует. Боюсь перегнуть палку. Что Вы мне посоветуете?

– Если вы не можете запретить сыну играть в компьютерные игры, которые подобно наркотику выводят ребенка из реального в виртуальный мир, то создайте ему альтернативу, а именно: заинтересуйте каким-нибудь видом спорта, вроде плавания или фехтования, а также игрой в шахматы, которые развивают память и внимание. Призываю на вас Божие благословение.

– Я поменяла место работы. Теперь чаще бываю дома, так как близко живу, больше зарплата, но есть ночные смены. Младшая дочь (ей 7 лет) долго плачет, когда я ухожу: и молитвы почитает, и валерьянку выпьет, – но какой-то страх ее гнетет.

– Когда ваша дочь спит, то возьмите Евангелие и тихо, вслух самой себе, почитайте его в течение хотя бы 10-15 минут над ребенком. Делайте это по возможности чаще. Насчет валерьянки надо быть осторожным, так как это лекарство, постоянно принимаемое, аккумулируется в организме и может оказать негативные действия. Помоги вам Господи.

– Как молиться о детях, обучающихся вдали от родителей?

– Читайте хотя бы раз в неделю акафист Божией Матери по вашему выбору.

– Моему сыну скоро 13 лет, мы с ним часто ходим в Церковь, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. Проблема в том (для меня проблема), что он не хочет соблюдать пост в среду и пятницу и в большие посты больше недели не выдерживает. Нужно ли мне его заставлять или смириться? Я очень боюсь, что он вырастет, перестанет ходить в церковь и будет жить без Бога.

– Если ваш сын физически здоров, то вам самой не следует готовить ему скоромную пищу в постные дни; если же он болен, то тогда можете давать ему необходимое питание. Так как ваш сын несовершеннолетен, то вопросы поста решаете вы, особенно в своем доме.

Духовные страдания, связанные со взрослыми детьми

– Прошу Ваших молитв о заблудшем сыне моей приятельницы (ему 17 лет). Он перестал ходить на литургию, исповедоваться («с какой стати священник должен знать обо мне все?»), причащаться. Очень интересуется мистикой, гаданиями на картах «таро», книгами о колдовстве, знаком с опусами Блаватской плюс компьютерные игры… Прошу Вас, отче, посоветуйте, что предпринять его матери в духовном плане, и вообще, как вести себя в такой ситуации.

– Здесь помочь могут только молитвы Церкви и его матери. Советую ей по понедельникам читать акафист Архистратигу Михаилу. Храни вас Господь.

– Старшему сыну 25 лет. Последнее время перестал ходить в храм, причащаться, молиться дома. Как мне поступить в данной ситуации: заставлять, приставая с упреками, или что-то другое?

– Советую вам взять какое-нибудь молитвенное правило за вашего сына, например, встаньте ночью и прочтите 100 раз Иисусову молитву (одну четку). Вместо последних слов – «мя грешную» – говорите: «помилуй раба Твоего», и назовите имя сына. Призываю на вас Божие благословение.

– Сын, 22 года, 2 года алтарничал в храме. Регулярно причащался, исповедовался, соблюдал посты, читал правило, летом жил и трудился в монастыре… Имеет благословение старческое на священство. Закончил институт, 6 месяцев отработал в банке системным администратором. Страстно влюбился в девочку 18 лет, невоцерковленную, из районного города (мы живем в областном центре), бросил работу и уехал к девушке (в этом городе осталась квартира моей мамы). Через 1 месяц знакомства хочет жениться на ней. Ничего не хочет слышать. Перестал совсем ходить в храм уже 2-3 месяца, перестал поститься, выпивает, работу нашел не по специальности, его там ни во что не ставят, т.к. он ничего не умеет и не у кого научиться – большая текучесть кадров. Батюшка, прошу св. молитв и совета для меня. Нужно ли смиряться?

– Думаю, что ваше сопротивление и убеждения не приведут ни к чему и только обострят создавшийся конфликт. Надо молиться Богу, чтобы исполнилась воля Божия и не погибла душа вашего сына. Помяну в молитве вашу семью. Примите создавшуюся ситуацию как испытание или даже епитимью. Призываю на вашу семью Божие благословение. Дай вам Господи терпения и мудрости.

– Отец Рафаил, помолитесь, пожалуйста, о сыне (16 лет), унываю много из-за него, а вернее-то, из-за себя, замкнутый круг. Как понять про таланты, которые дал ему Господь? Не учится, не научила его трудиться, а голова у него хорошая, выпивать стал, вроде как все, но по отцу наследственность плохая.

– Постарайтесь заинтересовать чем-нибудь сына: искусством, наукой, ремеслом и т.п. Когда человека не интересует ничего, то пропадает стимул трудиться; человек замыкается в себе, а здесь опасность, что он может искать выход в алкоголе, телевизионных передачах, компьютерных играх, то есть выход в ирреальный, демонизированный мир. Помоги вам Господи.

– Как можно вымолить своих детей матерям, которые уже в возрасте и немощны (по 75-80 лет)? Видя как взрослые дети их погибают, у них разрывается сердце от боли, а вера в Бога, может, еще и слаба, т. к. юность их прошла без Церкви, в атеистической стране.

– Может быть, через молитву за детей сами родители укрепятся в вере; а дети ради молитв и слез их родителей придут к покаянию, и все спасутся.

– Вопрос касается двух сестер, которым, когда они были совсем маленькими детьми, я стала крестной матерью. Девочки до семи лет жили рядом со мной, была возможность водить их в храм, причащать. Все изменилось, когда они переехали в другой город. Сейчас им 17 лет. Образ жизни оставляет желать лучшего. Если 3-4 года назад, общаясь со мной по телефону, были обещания хотя бы раз в неделю ходить к исповеди, то сейчас я чувствую между нами глухую стену. Постоянно подаю за них записки на литургию, отсылаю по монастырям, молюсь дома, но девочки скатываются все ниже. Как мне поступить? Продолжать общаться с ними (по телефону) или ограничиться только молитвами, хотя мне советуют не молиться за них вообще.

– Молитесь за ваших крестниц. Но если вы чувствуете, что между вами стоит глухая стена, то проявите разумную осторожность и не говорите им ничего о вере, пока они сами не спросят вас. Я помню такой случай. Муж был верующий, а жена – неверующая, хотя состояла с ним в церковном браке. Несмотря на его уговоры, она не ходила в церковь, а перед смертью она не захотела исповедоваться. Однажды он видит сон: как будто его супруга жива и находится в их комнате, а он, «взяв нож, стал ей наносить раны, так что она обливалась кровью. Этот сон испугал его, и он обратился к старцу, живущему в монастыре: откуда этот сон и что он означает. Тот сказал: «Твои уговоры жене – ходить в храм, исповедоваться и причащаться, отвергнутые ею, – обратились для нее обличением на суде Божьем, а тебе было открыто во сне в виде ран на ее теле». Наберитесь терпения и молитесь”.

Комментировать