Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

(3 голоса5.0 из 5)

Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию главу из книги: “На камени веры. Вопросы и ответы” архи­манд­рита Рафа­ила Каре­лина, посвя­щен­ную такой важ­ной теме как пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние детей. Вы най­дете для себя поучи­тель­ные ответы на мно­гие свои вопросы типа — дста­ются ли детям в наслед­ство грехи родите­лей и могут ли они быть при­чи­ной болезни детей, в какую школу лучше отдать ребенка: пра­во­слав­ную или обще­об­ра­зо­ва­тель­ную, стоит ли ребенка учить язы­кам, как его огра­дить от дур­ного вли­я­ния в школе, как научить обще­нию, как вос­пи­ты­вать детей так, чтобы они выросли ве­рующими, можно ли убе­речь детей от страш­ных соблаз­нов сов­ременного мира – куре­ния, пьян­ства, компью­терных игр и т.п.?

Рождение и воспитание детей

 – Есть такое мне­ние, что в тече­ние пер­вых 40 дней после рож­де­ния ребенка жен­щина не мо­жет брать в руки Еван­ге­лие. Объ­яс­няют этот запрет осо­бым страст­ным состо­я­нием, в кото­ром она пре­бы­вает. Что же читать и что слу­шать бере­мен­ной жен­щине? Какие книги читать моло­дой маме?

Цер­ковь нико­гда не запре­щала жен­щине брать в руки и читать Еван­ге­лие. Такой запрет явля­ется пло­дом соб­ствен­ных домыс­лов, ка­кого-то стран­ного хри­сти­ан­ского тал­му­дизма, кото­рый может дойти до того в своем лож­ном бла­го­го­ве­нии, что вообще запре­тит жен­щине молиться и про­из­но­сить имя Божие в опреде­ленные пери­оды. Напро­тив, во время бере­мен­но­сти и после родов необ­хо­димо читать Еван­ге­лие, когда духов­ное состо­я­ние жен­щины непосред­ственно отра­жа­ется на фор­ми­ру­ю­щейся лич­ности ребенка.

На вопрос, какие книги сле­дует читать моло­дой матери, надо отве­тить: такие, кото­рые воз­вы­шали бы ее дух и неви­димо про­све­щали бы душу ребенка. Хри­сти­анка должна все­гда избе­гать пороч­ных кар­тин и страст­ных аф­фектов, но это осо­бенно важно для того вре­мени, когда мать и ребе­нок пред­став­ляют со­бой как бы одно существо.

- После того, как жен­щина забе­ре­ме­нела, за­прещает ли Цер­ковь физи­че­ские отно­ше­ния супругов?

– Ни одно живот­ное после зача­тия не сово­купляется друг с дру­гом. К сожа­ле­нию, иск­лючением явля­ется чело­век, ока­зав­шись са­мым сек­су­аль­ным суще­ством. Мать сво­ими эмо­ци­о­наль­ными состо­я­ни­ями вли­яет на ду­шевный мир еще нерож­ден­ного ребенка. В дан­ном слу­чае секс спо­соб­ствует пере­дачи плоду страст­но­сти, кото­рая впо­след­ствии мо­жет при­нять форму рас­пу­щен­но­сти у ребенка.

- Роди­тели пере­дают детям свои телес­ные, ду­шевные и духов­ные каче­ства. Какова их мера ответ­ствен­но­сти в связи с этим?

– Роди­тели пере­дают детям душев­ные пред­расположения – доб­рые и худые, кото­рые могут быть раз­виты или подав­лены. Предрас­положения не уни­что­жают сво­бод­ную волю чело­века и воз­мож­ность выбора между доб­ром и злом. Хри­стос поста­вил чело­ве­че­скую лич­ность выше таких фак­то­ров, как наследствен­ные пред­рас­по­ло­же­ния и обще­ственно-наци­­о­наль­ная при­над­леж­ность. Поэтому чело­век, как лич­ность, несет ответ­ствен­ность за свои поступки.

- Доста­ются ли детям в наслед­ство грехи родите­лей? Могут ли они быть при­чи­ной болезни детей?

– Детям пере­да­ются не грехи роди­те­лей, а след­ствия их гре­хов: опре­де­лен­ные генети­ческие рас­строй­ства и пред­рас­по­ло­же­ния к гре­хам. Однако чело­век может пре­одо­леть эти врож­ден­ные наклон­но­сти и достиг­нуть высо­кого нрав­ствен­ного совер­шен­ства. По­этому пере­оце­ни­вать зна­че­ние наследствен­ности для духов­ной жизни чело­века не сле­дует. Более явно про­яв­ляет себя наслед­ствен­ность с пси­хи­че­скими и телес­ными забо­ле­ва­ни­ями. Это мы видим на при­мере пья­ниц и наркома­нов, у кото­рых нередко рож­да­ются дети с уже орга­ни­че­скими болез­нями. Поэтому роди­тели должны чув­ство­вать свою ответ­ствен­ность за грехи и пагуб­ный образ жизни не только по от­ношению к себе, но и к буду­щим потомкам.

- Как часто при­ча­щать груд­ного ребенка?

– Чем чаще – тем лучше.

 Об образовании

- В послед­нее время появи­лась тео­рия и практи­ка ран­него обу­че­ния детей – с 2–3 лет. Может быть, это вредно, и лучше при­дер­жи­ваться тра­диции – начи­нать учебу с 6–7 лет? С какого воз­раста лучше отда­вать ребенка в школу?

– Ско­ро­спе­лый плод обычно скоро портит­ся. Я не знаю ни одного круп­ного уче­ного и фило­софа, как в антич­ные, так и наши дни, кото­рый начал бы обу­че­ние кни­гам с 2–3 лет. Думаю, что лучше при­дер­жи­ваться тра­ди­ции, про­ве­рен­ной веками, и отда­вать ребенка в школу с 6–7 лет.

- Стоит ли ребенка учить языкам?

– У раз­ных людей раз­лич­ная ода­рен­ность к изу­че­нию язы­ков. Поэтому надо счи­таться с при­род­ными спо­соб­но­стями и инте­ре­сами ребенка.

- В какую школу лучше отдать: пра­во­слав­ную или общеобразовательную?

– В прин­ципе, лучше отдать в православ­ную школу, но, к сожа­ле­нию, бывают и иск­лючения – когда в пра­во­слав­ной школе не все пре­по­да­ва­тели пра­во­слав­ные, и у ребенка обра­зу­ется иска­жен­ное пред­став­ле­ние о вере и догматике.

- Как огра­дить ребенка от дур­ного вли­я­ния в школе?

– Надо под­би­рать това­ри­щей для ребенка, а также орга­ни­зо­вать его сво­бод­ное от заня­тий время. Хорошо, если ребе­нок будет интересо­ваться искус­ством или ремес­лами, напри­мер, клас­си­че­ской музы­кой как аль­тер­на­ти­вой совре­мен­ному року, рисо­ва­нием и т.д. В неко­торых слу­чаях полезно заня­тие гим­на­сти­кой или интел­лек­ту­аль­ными играми, как шахма­ты, кото­рые также могут послу­жить альтерна­тивой ком­пью­тер­ным играм – вредно влияю­щим на пси­хику ребенка. Очень полезны сов­местные заго­род­ные про­гулки роди­те­лей с детьми, во время кото­рых надо раз­ви­вать у ребенка эсте­ти­че­ское чув­ство, то есть уме­ние видеть и ценить кра­соту окру­жа­ю­щей природы.

- Как научить ребенка общению?

– Сна­чала надо научить ребенка обще­нию и откро­вен­но­сти в самой семье, про­бу­дить у ре­бенка жела­ние делиться сво­ими про­бле­мами с роди­те­лями. Здесь нужен вос­пи­та­тель­ный такт.

- Неко­то­рые веру­ю­щие взрос­лые счи­тают, что застав­лять ребенка хорошо учиться не надо: это, мол, не глав­ное, глав­ное – доб­рые чело­веческие каче­ства, духов­ность, – и тем самым оправ­ды­вают вопи­ю­щее неве­же­ство своих чад. Выпуск­ник школы, доб­рый, хоро­ший юноша, не может назвать ни одного про­из­ве­де­ния Пушки­на, не может пра­вильно раз­де­лить 35 на 2. При этом вели­ко­лепно раз­би­ра­ется в тон­ко­стях мо­бильной связи, в раз­лич­ных направ­ле­ниях поп-музыки и т.д. Что отве­тить взрос­лым апологе­там невежества?

– Обычно дети плохо учатся не из-за духов­ности, а из-за лени. Ответ­ствен­ное отно­ше­ние к своим обя­зан­но­стям явля­ется одним из эле­ментов нрав­ствен­но­сти. Однако заня­тия таки­ми пред­ме­тами, как сек­со­ло­гия, не может быть поощ­ря­емо. Очень хорошо, когда роди­тели могут сле­дить за школь­ными заня­ти­ями своих детей и помо­гать им в под­го­товке к уро­кам. Но, к сожа­ле­нию, это не все­гда испол­нимо. Ребенка с ран­него воз­раста надо при­учать к тру­до­лю­бию, посиль­ной для него помощи роди­те­лям, если даже прак­ти­че­ски она не нужна. У ребенка дол­жен обра­зо­ваться навык к труду, кото­рый впо­след­ствии отра­зится на его школь­ных заня­тиях. Можно отве­тить апо­ло­ге­там неве­же­ства, что хри­сти­ан­ство – это слу­же­ние Богу и людям, по­этому оно тре­бует актив­но­сти и деятельности.

Дру­гой вопрос, что дея­тель­ность может при­нимать раз­ные формы – внут­рен­ние и внеш­ние, что мы видим на при­ме­рах свя­тых. Для детей, осо­бенно млад­шего воз­раста, допу­стим метод поощ­ре­ния и нака­за­ния в их учебе, но глав­ное – вызвать у ребенка инте­рес к изуча­емым пред­ме­там. Если ребе­нок дей­стви­тельно ока­зы­ва­ется ма­лоспособным к уче­нию, то надо молиться вме­сте с ним о помощи Божией, ука­зы­вая на при­мер пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского и пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского.

Как воспитать в детях христианские добродетели?

- Как вос­пи­ты­вать детей, чтобы они выросли ве­рующими? Сей­час мно­гие дети, вос­пи­тан­ные в вере, ухо­дят из Церкви. Что сде­лать, чтобы этого не произошло?

– Роди­тели сами должны быть такими, каки­ми хотят видеть своих детей; в вос­пи­та­нии лучше всего дей­ствует при­мер. Когда ребе­нок видит, что веру­ю­щий роди­тель посту­пает не­честно и лице­мерно, то у него воз­ни­кает сомне­ние в самой вере.

- Как вос­пи­тать в детях хри­сти­ан­ские добродете­ли , как научить их слушаться?

– Надо вос­пи­ты­вать ребенка с самого ран­него дет­ства и учить его делать добро. Одни настав­ле­ния, не под­твер­жда­е­мые делом и при­ме­ром, плохо усва­и­ва­ются и скоро забываются.

- Очень частое явле­ние в семьях: под­рос­шие де­ти начи­нают кон­флик­то­вать с роди­те­лями, гру­бят им. В чем вина роди­те­лей в этом слу­чае? Что такое роди­тель­ский авто­ри­тет и как его ук­репить? Как уста­но­вить пра­виль­ный кон­такт с ребенком?

– Роди­тели должны поду­мать о своей вине, а именно, не допус­кали ли они подоб­ное неува­же­ние и кон­фликт­ность к своим роди­те­лям, так что на них испол­нился закон воз­мез­дия через соб­ствен­ных детей. Далее, не совер­шали ли они дето­убий­ства – абор­тов, кото­рые вво­дят в душу чело­века и в его гене­тику ком­плекс убийцы и пожи­ра­теля своих детей. Он переда­ется как нега­тив­ное отно­ше­ние буду­щих детей к своим роди­те­лям. Грех дето­убий­ства, как гни­ю­щая рана в душе, изгла­жи­ва­ется глубо­ким и искрен­ним пока­я­нием. Чтобы укре­пить роди­тель­ский авто­ри­тет в гла­зах ребенка, роди­тели не должны конф­ликтовать и ссо­риться друг с дру­гом, осо­бенно при детях, кото­рые в таких слу­чаях ста­но­вятся судьями роди­те­лей; не должны лгать, так как дети инту­и­тивно чув­ствуют ложь, а тем более, когда видят явные при­меры двой­ствен­но­сти и лице­ме­рия своих роди­те­лей. Тра­ги­че­ский при­мер этого – рево­лю­ци­о­неры и безбожни­ки, вышед­шие из семей свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Роди­тели должны испол­нять слова, дан­ные ребенку, и от него тре­бо­вать испол­не­ния его обе­ща­ний, но недо­пу­стимо при­нуж­дать ре­бенка к клятве. В обра­ще­нии к ребенку они должны ста­раться не изме­нять своих требова­ний к нему.

Чтобы уста­но­вить кон­такт с ребен­ком, надо избе­гать двух край­но­стей: излиш­ней строгос­ти и излиш­ней снис­хо­ди­тель­но­сти, веду­щей к все­доз­во­лен­но­сти. Нужно кон­тро­ли­ро­вать дей­ствия ребенка, не подав­ляя его инициатив­ности мелоч­ной и нуд­ной придирчивостью.

- Что делать, если нет мира в семье: между мужем и женой, между детьми и роди­те­лями? Насколько в этом слу­чае может помочь молитва?

– Молитва необ­хо­дима во всех слу­чаях жиз­ни, так как Гос­подь ска­зал: «Без Меня не мо­жете тво­рить ничего». Когда в семье нет мира, то каж­дый член семьи дол­жен поду­мать, какая его вина в сло­жив­шейся ситу­а­ции. На деле ча­ще всего все слу­ча­ется наобо­рот: люди, как ослеп­лен­ные, не видят своей вины, счи­тают себя пра­выми, а дру­гих – во всем виноваты­ми. При такой уста­новке своей «пра­вед­но­сти» согла­сие и мир ста­но­вятся невозможными.

- Как вести себя ребенку, если роди­тели не жи­вут в мире? Если один роди­тель веру­ю­щий, а дру­гой – нет?

– Ребе­нок не дол­жен быть судьей своих роди­телей. Ссоры в семье он дол­жен при­ни­мать как общее несча­стье. Он дол­жен отно­ситься к каж­дому из роди­те­лей с ува­же­нием. Слу­шаться надо веру­ю­щего, но в неко­то­рых слу­чаях и веру­ю­щий может оши­баться, если он под пред­ло­гом веры не испол­няет своих се­мейных обя­зан­но­стей, что вызы­вает раздра­жение у дру­гого супруга.

- Как убе­речь детей от страш­ных соблаз­нов сов­ременного мира – куре­ния, пьян­ства, компью­терных игр и т.п.?

– Надо боль­шее время уде­лять детям, поэто­му жела­тельно, чтобы мать явля­лась глав­ной вос­пи­та­тель­ни­цей детей. В этом глав­ная мис­сия жен­щины-хри­сти­анки. Если родите­ли сами будут курить, зани­маться пьян­ством, смот­реть в теле­ви­зоре и ком­пью­тере непри­стой­ные кар­тины, то их слова о нрав­ственности и морали будут только раздра­жать детей.

- Что Вы можете ска­зать о совре­мен­ной музыке, кото­рой увле­ка­ется моло­дежь? Как отучить ре­бенка слу­шать это?

– Совре­мен­ная музыка, в зна­чи­тель­ной сте­пени, – это сгу­сток и кон­цен­трат стра­стей, дово­дя­щих чело­века до пато­ло­ги­че­ских состо­яний. Такая музыка раз­ру­шает не только нрав­ственное, но и пси­хо­фи­зи­че­ское здо­ро­вье ре­бенка. Нужно при­ви­вать ребенку чув­ство кра­соты, учить его эсте­тике в доступ­ных для него фор­мах; тогда он смо­жет вос­при­нять какофо­нию совре­мен­ной рок- и поп-музыки как урод­ство и беснование.

- Сей­час мно­гие под­ростки ухо­дят от роди­те­лей, если что-то им не нра­вится. Как быть, если ре­бенок ухо­дит из дома? Как вер­нуть его? Кто в этом виноват?

– Роди­тели должны счи­тать вос­пи­та­ние ре­бенка не мень­шей, если не боль­шей зада­чей, чем их служба, и уде­лять детям доста­точно вре­мени. Но при всем этом роди­тели должны пони­мать, что их вли­я­ние огра­ни­чено дру­гой окру­жа­ю­щей ребенка сре­дой, поэтому их за­дача – по воз­мож­но­сти ней­тра­ли­зо­вать нега­тивное воз­дей­ствие этой среды. Если семья живет высо­кими хри­сти­ан­скими иде­а­лами, то вряд ли у ребенка появится жела­ние убе­жать из дома. Чаще всего уход из дома сопря­жен с разо­ча­ро­ва­нием в роди­те­лях, до­ходящим до нена­ви­сти к ним. Такие вопросы нельзя решать заочно, здесь нет общих рецеп­тов. Само нрав­ствен­ное чув­ство и любовь к детям должны под­ска­зы­вать роди­те­лям, что делать в кон­крет­ных слу­чаях. Вообще в воспи­тании надо избе­гать двух про­ти­во­по­лож­ных край­но­стей: пустить вос­пи­та­ние ребенка на само­тек или же посто­янно подав­лять волю и ини­ци­а­тиву ребенка.

- Почти все совре­мен­ные моло­дые люди эгоис­тичны, под­вер­жены раз­ру­ша­ю­щим стра­стям. Что Вы дума­ете о совре­мен­ной моло­дежи? Есть ли надежда, что это поко­ле­ние не будет потерянным?

– Я не могу мыс­лить в таких общих категори­ях, как поко­ле­ния. Хри­стиан все­гда было не­много (Гос­подь назвал Своих после­до­ва­те­лей «малым ста­дом», а хри­сти­ан­скую жизнь – «уз­ким путем»). Во всех поко­ле­ниях были и будут поги­ба­ю­щие и спа­са­ю­щи­еся. Вы назы­ва­ете поко­ле­ние «поте­рян­ным», однако что оно имело, чтобы поте­рять? Оно выросло на раз­валинах духов­но­сти и поэтому блуж­дает в су­мерках и тумане. Но Гос­подь везде най­дет и спа­сет Своих. В наше время нередко дети при­водят роди­те­лей, заком­лек­со­ван­ных материа­лизмом, к вере.

- Все­гда ли чело­веку, для того чтобы он изменил­ся, нужно пере­жить какое-то силь­ное потрясе­ние? Стал­ки­ва­ешься с тем, что с помо­щью убеж­де­ний, уве­ще­ва­ний мы бес­сильны испра­вить кого-либо. Пони­ма­ешь, что за такого оста­ется только молиться. Стоит ли про­дол­жать беседы и увещевания?

– Силь­ные потря­се­ния помо­гают чело­веку по-иному, более глу­боко взгля­нуть на жизнь. Нередко через стра­да­ния про­ис­хо­дит обра­щение к Богу. Но это не общее пра­вило: серд­ца у мно­гих не смяг­ча­ются, а оже­сто­ча­ются от стра­да­ний. При­мер этому – два разбойни­ка, рас­пя­тые рядом с Иису­сом Хри­стом. Они испы­ты­вали оди­на­ко­вые муче­ния, но один умер с молит­вой на устах, дру­гой – с прокля­тиями и бого­хуль­ством. Можно ска­зать, что силь­ные потря­се­ния обна­ру­жи­вают то сокро­венное, что хра­нится в глу­бине чело­ве­че­ской души.

Апо­стол Павел сове­тует не общаться с ерети­ком после одного или двух уве­ще­ва­ний, так как тот «раз­вра­тился умом», то есть нахо­дится в состо­я­нии духов­ной гор­до­сти. Если мы хо­тим что-либо посо­ве­то­вать или разъ­яс­нить чело­веку, то должны, прежде чем всту­пить в беседу с ним, помо­литься Богу, затем приго­товить себя к тому, чтобы не раз­гне­ваться на него, а тем более, не воз­не­на­ви­деть его, если он отверг­нет наши слова. Чело­ве­че­ское серд­це вос­при­ни­мает только то слово, кото­рое идет от сердца, поэтому надо ста­раться очис­тить соб­ствен­ное сердце и научиться любить, чтобы быть услы­шан­ным дру­гим. Если это дети, то кон­тро­ли­ро­вать их нрав­ственно-духов­ную жизнь обя­за­тельно для ро­дителей. Но и здесь надо про­яв­лять муд­рость и осто­рож­ность. Луч­шее уве­ще­ва­ние для де­тей – это при­мер роди­те­лей. Стоит уве­ще­вать своих детей, если они отка­зываются слу­шать, или нет – это вопрос, на кото­рый нельзя дать общий ответ; здесь долж­на дей­ство­вать роди­тель­ская любовь и интуи­ция. К сердцу каж­дой лич­но­сти надо подоб­рать свой ключ. Ино­гда лекар­ство сразу не дей­ствует на боль­ного, но врач, исходя из мно­гих фак­то­ров, дол­жен решить – продол­жать его прием или отменить.

О компьютерных играх

 – Ком­пью­тер­ные игры – страш­ный бич совре­менных детей (и их роди­те­лей), один из глав­ных фак­то­ров духов­ной дегра­да­ции под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния и его деби­ли­за­ции. Когда зна­ешь семьи, где вырос­шие дети чуть ли не ночи на­пролет играют в эти игры и уже не в состо­я­нии адап­ти­ро­ваться к реаль­ной жизни, когда попыт­ки им помочь закан­чи­ва­ются ничем, – вдруг слы­шишь от неко­то­рых пра­во­слав­ных людей и даже авто­ри­тет­ных свя­щен­ни­ков насмеш­ли­вые слова о тех педа­го­гах и свя­щен­ни­ках, кото­рые бьют тре­вогу по этому поводу: дескать, они про­тив ком­пью­тера, ком­пью­тер поле­зен, а они сму­щают народ нагне­та­нием напрас­ных стра­хов и т. д. Все это лиш­ний раз под­твер­ждает, что пока беда не кос­ну­лась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состо­я­нии ее осо­знать. С дру­гой сто­роны, такая духов­ная сле­пота и бес­печ­ность обес­ку­ра­жи­вают. Чем можно помочь детям? Как огра­дить их от этого нар­ко­тика? Что отве­тить сме­ю­щимся над чужой болью?

– Извест­ный писа­тель и фило­соф Васи­лий Роза­нов во время кру­ше­ния Рос­сий­ской им­перии ска­зал зна­ме­на­тель­ную фразу: «Литера­тура погу­била Рос­сию». Интел­ли­ген­ция того вре­мени жила больше лите­ра­ту­рой, чем реаль­ной жиз­нью; она нахо­ди­лась в мире своих ро­мантических грез, страст­ного вооб­ра­же­ния и поли­ти­че­ских фан­та­зий. Она была похожа на малень­кого ребенка, меч­та­ю­щего о сво­боде от опеки роди­те­лей, и готова была побе­жать за любыми фокус­ни­ками и обман­щи­ками исто­рии; она рас­ка­чи­вала лодку, на кото­рой плы­ла, и, в конце кон­цов, опро­ки­нула ее и пото­нула вме­сте с ней.

Душев­ное богат­ство и изощ­рен­ный интеллек­туализм, кото­рые давали лите­ра­тура и искус­ство, пода­вили силы духа, обра­тили ум к зем­ле, напол­нили сердце эмо­ци­ями и стра­стями. Кредо интел­ли­ген­ции была стран­ная смесь сен­ти­мен­таль­но­сти и цинизма, роман­тики и бун­тар­ства. Уто­пи­че­ский гума­низм лишил ее веры; она пре­вра­ти­лась в сле­пого Самсо­на, кото­рый раз­ру­шил столпы, поддержива­ющие своды импе­рии, и был раз­дав­лен ее обломками.

Вооб­ра­же­ние – опас­ная сти­хия; этот мир, ко­торый тво­рит сам чело­век, дела­ется его вто­рой дей­стви­тель­но­стью. Через вооб­ра­же­ние чело­век сопри­ка­са­ется с инфер­наль­ным ми­ром. Дове­рие к иллю­зор­ному, демо­ни­зи­ро­ван­ному миру пере­хо­дит в меди­у­ми­че­скую вну­ша­е­мость и потерю чув­ства реаль­но­сти. Теперь, в отли­чие от преды­ду­щих сто­ле­тий, тех­ни­че­ские сред­ства дают чело­веку возмож­ность полу­чать почти неогра­ни­чен­ную ин­формацию, но эта инфор­ма­ция не рас­ши­ряет его умствен­ного кру­го­зора, а подав­ляет его пси­хи­че­ские воз­мож­но­сти – как слиш­ком боль­шой груз не укреп­ляет тело, а над­ры­вает силы человека.

Ком­пью­тер­ные игры, про­буж­дая страст­ный азарт, ста­но­вятся более при­тя­га­тель­ными, поз­волю ска­зать маги­че­скими, чем лите­ра­тура. Они вво­дят людей, осо­бенно детей, в мир вир­туальной, иллю­зор­ной дей­стви­тель­но­сти – более инте­рес­ной для них, чем реаль­ный мир. Здесь начи­на­ется дегра­да­ция чело­ве­че­ской лич­но­сти. Для зем­ной реа­лии чело­век стано­вится чуже­стран­цем, гостем и стран­ни­ком; его родина – это мир ком­пью­тера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захва­ты­вая и погло­щая его. Для таких людей, прежде всего, исче­зает небо: Бог ста­но­вится отвле­чен­ной и без­раз­лич­ной идеей; Он не нужен для ком­пью­тер­ных игро­ков, сле­до­ва­тельно, нахо­дится за пре­де­лами их инте­ре­сов. Затем для них исче­зает сама земля; их не бес­по­коят обще­ствен­ные про­блемы, они похожи на улитку в рако­вине, в кото­рой про­хо­дит их жизнь. Они раз­об­щены с род­ными, они лише­ны дру­зей, для них нрав­ствен­ные поня­тия «хорошо» и «плохо» заме­ня­ются дру­гими – выиг­ры­шем и про­иг­ры­шем в игре; от компью­терных игр люди дела­ются без­раз­лич­ными друг другу. Вслед за пара­ли­чом духа начинает­ся охла­жде­ние души: чело­век теряет нужду в чело­веке, потреб­ность в обще­нии с людь­ми, он не спо­со­бен ни любить дру­гого, ни вос­при­ни­мать любовь. Для этих людей вся жизнь ста­но­вится игрой, выплес­нув­шейся из рамок ком­пью­тера. Здесь дей­стви­тель­ность и иллю­зия меня­ются сво­ими местами; компью­терный мир ста­но­вится частью их души, а ок­ружающий мир вос­при­ни­ма­ется как вирту­альный, с кото­рым они сопри­ка­са­ются, но в кото­ром они не живут. Ком­пью­тер­ные игры, с зало­жен­ной в них про­грам­мой, создают свои ком­плексы и зом­би­руют чело­века, пре­вра­щая его в биоавтомат.

Думаю, что педа­гоги и свя­щен­ники, кото­рые одоб­ряют ком­пью­тер­ные игры, не представля­ют, насколько это все­по­жи­ра­ю­щее увле­че­ние спо­соб­ствует дегра­да­ции и рас­че­ло­ве­че­нию чело­века. Они похожи на роди­те­лей, кото­рые поз­во­ляют детям играть со зме­ями, не думая, что дети могут рас­пла­титься за это своей жизнью.

Как ото­рвать ребенка от ком­пью­тер­ных игр? Это вопрос, на кото­рый нельзя дать однознач­ного ответа. Здесь должна прийти на помощь инту­и­ция самих роди­те­лей, кото­рая подска­жет, чем и как занять ребенка, какую альтер­нативу пред­ло­жить ему вме­сто компьютерно­го плена. Ком­пью­тер стал неотъ­ем­ле­мой частью совре­менной жизни – это объ­ек­тив­ный факт. От­казаться от ком­пью­тера нере­ально и невоз­можно, но надо уметь поль­зо­ваться им по не­обходимости, то есть застав­лять ком­пью­тер слу­жить чело­веку, но не допус­кать, чтобы он власт­во­вал над ним.

Что отве­тить людям, сме­ю­щимся над священ­никами и педа­го­гами, кото­рые бьют тре­вогу по поводу ком­пью­тер­ных игр, кале­ча­щих ду­ши детей? Надо ска­зать, что когда заго­ра­ется крыша над домом, то сосе­дям нельзя благоду­шествовать и сме­яться в надежде, что огонь не дой­дет до них, а надо всем вме­сте вовремя ту­шить пожар. Хочу при­ба­вить, что, в отли­чие от компьютер­ных игр, преж­ние народ­ные игры имели вос­питательное и эсте­ти­че­ское зна­че­ние, а ком­пью­тер­ные игры пре­вра­щают людей в какой-то стан­дарт – в без­ли­кую толпу.

Частные вопросы о воспитании детей

- Нужно ли запре­щать ребенку играть в компь­ютерные игры, если дома есть ком­пью­тер и ребе­нок (10 лет) уже раньше играл в них? В цер­ков­ной среде по этому вопросу очень раз­ные мне­ния. Поэтому я никак не могу ре­шить что-то опре­де­лен­ное, но чув­ствую, что это не на пользу ребенку. Сей­час ста­ра­юсь ог­раничивать игры по вре­мени, но совсем запре­тить не хва­тает духа. Да и сын сильно протес­тует. Боюсь пере­гнуть палку. Что Вы мне посоветуете?

– Если вы не можете запре­тить сыну играть в ком­пью­тер­ные игры, кото­рые подобно нар­котику выво­дят ребенка из реаль­ного в вирту­альный мир, то создайте ему аль­тер­на­тиву, а именно: заин­те­ре­суйте каким-нибудь видом спорта, вроде пла­ва­ния или фех­то­ва­ния, а также игрой в шах­маты, кото­рые раз­ви­вают память и вни­ма­ние. При­зы­ваю на вас Божие благословение.

- Я поме­няла место работы. Теперь чаще бываю дома, так как близко живу, больше зар­плата, но есть ноч­ные смены. Млад­шая дочь (ей 7 лет) долго пла­чет, когда я ухожу: и молитвы почита­ет, и вале­рьянку выпьет, – но какой-то страх ее гнетет.

– Когда ваша дочь спит, то возь­мите Еванге­лие и тихо, вслух самой себе, почи­тайте его в тече­ние хотя бы 10–15 минут над ребен­ком. Делайте это по воз­мож­но­сти чаще. Насчет ва­лерьянки надо быть осто­рож­ным, так как это лекар­ство, посто­янно при­ни­ма­е­мое, аккуму­лируется в орга­низме и может ока­зать нега­тивные дей­ствия. Помоги вам Господи.

- Как молиться о детях, обу­ча­ю­щихся вдали от родителей?

– Читайте хотя бы раз в неделю ака­фист Божией Матери по вашему выбору.

- Моему сыну скоро 13 лет, мы с ним часто хо­дим в Цер­ковь, испо­ве­ду­емся и при­ча­ща­емся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Про­блема в том (для меня про­блема), что он не хочет соблю­дать пост в среду и пят­ницу и в боль­шие посты боль­ше недели не выдер­жи­вает. Нужно ли мне его застав­лять или сми­риться? Я очень боюсь, что он вырас­тет, пере­ста­нет ходить в цер­ковь и бу­дет жить без Бога.

– Если ваш сын физи­че­ски здо­ров, то вам са­мой не сле­дует гото­вить ему ско­ром­ную пищу в пост­ные дни; если же он болен, то тогда мо­жете давать ему необ­хо­ди­мое пита­ние. Так как ваш сын несо­вер­шен­но­ле­тен, то вопросы пос­та реша­ете вы, осо­бенно в своем доме.

Духовные страдания, связанные со взрослыми детьми

- Прошу Ваших молитв о заблуд­шем сыне моей при­я­тель­ницы (ему 17 лет). Он пере­стал ходить на литур­гию, испо­ве­до­ваться («с какой стати свя­щен­ник дол­жен знать обо мне все?»), прича­щаться. Очень инте­ре­су­ется мисти­кой, гадания­ми на кар­тах «таро», кни­гами о кол­дов­стве, зна­ком с опу­сами Бла­ват­ской плюс компьютер­ные игры… Прошу Вас, отче, посо­ве­туйте, что пред­при­нять его матери в духов­ном плане, и вообще, как вести себя в такой ситуации.

– Здесь помочь могут только молитвы Церкви и его матери. Сове­тую ей по поне­дель­ни­кам читать ака­фист Архи­стра­тигу Миха­илу. Храни вас Господь.

- Стар­шему сыну 25 лет. Послед­нее время пе­рестал ходить в храм, при­ча­щаться, молиться дома. Как мне посту­пить в дан­ной ситу­а­ции: застав­лять, при­ста­вая с упре­ками, или что-то другое?

– Сове­тую вам взять какое-нибудь молит­венное пра­вило за вашего сына, напри­мер, встаньте ночью и про­чтите 100 раз Иису­сову молитву (одну четку). Вме­сто послед­них слов – «мя греш­ную» – гово­рите: «поми­луй раба Тво­его», и назо­вите имя сына. При­зы­ваю на вас Божие благословение.

- Сын, 22 года, 2 года алтар­ни­чал в храме. Регу­лярно при­ча­щался, испо­ве­до­вался, соблю­дал посты, читал пра­вило, летом жил и тру­дился в мона­стыре… Имеет бла­го­сло­ве­ние стар­че­ское на свя­щен­ство. Закон­чил инсти­тут, 6 меся­цев от­работал в банке систем­ным адми­ни­стра­то­ром. Страстно влю­бился в девочку 18 лет, нево­цер­ко­в­лен­ную, из рай­он­ного города (мы живем в област­ном цен­тре), бро­сил работу и уехал к девушке (в этом городе оста­лась квар­тира мо­ей мамы). Через 1 месяц зна­ком­ства хочет же­ниться на ней. Ничего не хочет слы­шать. Пере­стал совсем ходить в храм уже 2–3 месяца, пе­рестал поститься, выпи­вает, работу нашел не по спе­ци­аль­но­сти, его там ни во что не ста­вят, т.к. он ничего не умеет и не у кого научиться – боль­шая теку­честь кад­ров. Батюшка, прошу св. молитв и совета для меня. Нужно ли смиряться?

– Думаю, что ваше сопро­тив­ле­ние и убежде­ния не при­ве­дут ни к чему и только обост­рят создав­шийся кон­фликт. Надо молиться Богу, чтобы испол­ни­лась воля Божия и не погибла душа вашего сына. Помяну в молитве вашу семью. При­мите создав­шу­юся ситу­а­цию как испы­та­ние или даже епи­ти­мью. При­зы­ваю на вашу семью Божие бла­го­сло­ве­ние. Дай вам Гос­поди тер­пе­ния и мудрости.

- Отец Рафаил, помо­ли­тесь, пожа­луй­ста, о сыне (16 лет), уны­ваю много из-за него, а вер­нее-то, из-за себя, замкну­тый круг. Как понять про та­ланты, кото­рые дал ему Гос­подь? Не учится, не научила его тру­диться, а голова у него хоро­шая, выпи­вать стал, вроде как все, но по отцу наслед­ствен­ность плохая.

– Поста­рай­тесь заин­те­ре­со­вать чем-нибудь сына: искус­ством, нау­кой, ремеслом и т.п. Когда чело­века не инте­ре­сует ничего, то про­падает сти­мул тру­диться; чело­век замы­ка­ется в себе, а здесь опас­ность, что он может искать выход в алко­голе, теле­ви­зи­он­ных пере­да­чах, ком­пью­тер­ных играх, то есть выход в ирреаль­ный, демо­ни­зи­ро­ван­ный мир. Помоги вам Господи.

- Как можно вымо­лить своих детей мате­рям, ко­торые уже в воз­расте и немощны (по 75–80 лет)? Видя как взрос­лые дети их поги­бают, у них раз­ры­ва­ется сердце от боли, а вера в Бога, может, еще и слаба, т. к. юность их прош­ла без Церкви, в ате­и­сти­че­ской стране.

– Может быть, через молитву за детей сами роди­тели укре­пятся в вере; а дети ради молитв и слез их роди­те­лей при­дут к пока­я­нию, и все спасутся.

- Вопрос каса­ется двух сестер, кото­рым, когда они были совсем малень­кими детьми, я стала крест­ной мате­рью. Девочки до семи лет жили рядом со мной, была воз­мож­ность водить их в храм, при­ча­щать. Все изме­ни­лось, когда они пере­ехали в дру­гой город. Сей­час им 17 лет. Образ жизни остав­ляет желать луч­шего. Если 3–4 года назад, обща­ясь со мной по теле­фону, были обе­ща­ния хотя бы раз в неделю ходить к испо­веди, то сей­час я чув­ствую между нами глухую стену. Посто­янно подаю за них записки на литур­гию, отсы­лаю по мона­сты­рям, молюсь дома, но девочки ска­ты­ва­ются все ниже. Как мне посту­пить? Про­дол­жать общаться с ними (по теле­фону) или огра­ни­читься только молит­вами, хотя мне сове­туют не молиться за них вообще.

– Моли­тесь за ваших крест­ниц. Но если вы чув­ству­ете, что между вами стоит глу­хая стена, то про­явите разум­ную осто­рож­ность и не го­ворите им ничего о вере, пока они сами не спро­сят вас. Я помню такой слу­чай. Муж был веру­ю­щий, а жена – неве­ру­ю­щая, хотя состо­яла с ним в цер­ков­ном браке. Несмотря на его уго­воры, она не ходила в цер­ковь, а перед смер­тью она не захо­тела испо­ве­до­ваться. Од­нажды он видит сон: как будто его супруга жи­ва и нахо­дится в их ком­нате, а он, «взяв нож, стал ей нано­сить раны, так что она обли­ва­лась кро­вью. Этот сон испу­гал его, и он обра­тился к старцу, живу­щему в мона­стыре: откуда этот сон и что он озна­чает. Тот ска­зал: «Твои угово­ры жене – ходить в храм, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться, отверг­ну­тые ею, – обра­ти­лись для нее обли­че­нием на суде Божьем, а тебе было открыто во сне в виде ран на ее теле». Набе­ри­тесь тер­пе­ния и молитесь”.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки