сайт для родителей

Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

Print This Post

396


Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей
(3 голоса: 5 из 5)

Предлагаем вашему вниманию главу из книги: “На камени веры. Вопросы и ответы” архимандрита Рафаила Карелина, посвященную такой важной теме как православное воспитание детей. Вы найдете для себя поучительные ответы на многие свои вопросы типа — дстаются ли детям в наследство грехи родите­лей и могут ли они быть причиной болезни детей, в какую школу лучше отдать ребенка: православную или общеобразовательную, стоит ли ребенка учить языкам, как его оградить от дурного влияния в школе, как научить общению, как воспитывать детей так, чтобы они выросли ве­рующими, можно ли уберечь детей от страшных соблазнов сов­ременного мира – курения, пьянства, компью­терных игр и т.п.?

Рождение и воспитание детей

 – Есть такое мнение, что в течение первых 40 дней после рождения ребенка женщина не мо­жет брать в руки Евангелие. Объясняют этот запрет особым страстным состоянием, в кото­ром она пребывает. Что же читать и что слу­шать беременной женщине? Какие книги читать молодой маме?

– Церковь никогда не запрещала женщине брать в руки и читать Евангелие. Такой запрет является плодом собственных домыслов, ка­кого-то странного христианского талмудизма, который может дойти до того в своем ложном благоговении, что вообще запретит женщине молиться и произносить имя Божие в опреде­ленные периоды. Напротив, во время беременности и после родов необходимо читать Евангелие, когда духовное состояние женщины непосред­ственно отражается на формирующейся лич­ности ребенка.

На вопрос, какие книги следует читать моло­дой матери, надо ответить: такие, которые возвышали бы ее дух и невидимо просвещали бы душу ребенка. Христианка должна всегда избегать порочных картин и страстных аф­фектов, но это особенно важно для того вре­мени, когда мать и ребенок представляют со­бой как бы одно существо.

— После того, как женщина забеременела, за­прещает ли Церковь физические отношения супругов?

– Ни одно животное после зачатия не сово­купляется друг с другом. К сожалению, иск­лючением является человек, оказавшись са­мым сексуальным существом. Мать своими эмоциональными состояниями влияет на ду­шевный мир еще нерожденного ребенка. В данном случае секс способствует передачи плоду страстности, которая впоследствии мо­жет принять форму распущенности у ребенка.

— Родители передают детям свои телесные, ду­шевные и духовные качества. Какова их мера ответственности в связи с этим?

– Родители передают детям душевные пред­расположения – добрые и худые, которые могут быть развиты или подавлены. Предрас­положения не уничтожают свободную волю человека и возможность выбора между добром и злом. Христос поставил человеческую лич­ность выше таких факторов, как наследствен­ные предрасположения и общественно-наци­ональная принадлежность. Поэтому человек, как личность, несет ответственность за свои поступки.

— Достаются ли детям в наследство грехи родите­лей? Могут ли они быть причиной болезни детей?

– Детям передаются не грехи родителей, а следствия их грехов: определенные генети­ческие расстройства и предрасположения к грехам. Однако человек может преодолеть эти врожденные наклонности и достигнуть высокого нравственного совершенства. По­этому переоценивать значение наследствен­ности для духовной жизни человека не следует. Более явно проявляет себя наследственность с психическими и телесными заболеваниями. Это мы видим на примере пьяниц и наркома­нов, у которых нередко рождаются дети с уже органическими болезнями. Поэтому родители должны чувствовать свою ответственность за грехи и пагубный образ жизни не только по от­ношению к себе, но и к будущим потомкам.

— Как часто причащать грудного ребенка?

– Чем чаще – тем лучше.

 Об образовании

— В последнее время появилась теория и практи­ка раннего обучения детей – с 2-3 лет. Может быть, это вредно, и лучше придерживаться тра­диции – начинать учебу с 6-7 лет? С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?

– Скороспелый плод обычно скоро портит­ся. Я не знаю ни одного крупного ученого и философа, как в античные, так и наши дни, который начал бы обучение книгам с 2-3 лет. Думаю, что лучше придерживаться традиции, проверенной веками, и отдавать ребенка в школу с 6-7 лет.

— Стоит ли ребенка учить языкам?

– У разных людей различная одаренность к изучению языков. Поэтому надо считаться с природными способностями и интересами ребенка.

— В какую школу лучше отдать: православную или общеобразовательную?

– В принципе, лучше отдать в православ­ную школу, но, к сожалению, бывают и иск­лючения – когда в православной школе не все преподаватели православные, и у ребенка образуется искаженное представление о вере и догматике.

— Как оградить ребенка от дурного влияния в школе?

– Надо подбирать товарищей для ребенка, а также организовать его свободное от занятий время. Хорошо, если ребенок будет интересо­ваться искусством или ремеслами, например, классической музыкой как альтернативой современному року, рисованием и т.д. В неко­торых случаях полезно занятие гимнастикой или интеллектуальными играми, как шахма­ты, которые также могут послужить альтерна­тивой компьютерным играм – вредно влияю­щим на психику ребенка. Очень полезны сов­местные загородные прогулки родителей с детьми, во время которых надо развивать у ребенка эстетическое чувство, то есть уме­ние видеть и ценить красоту окружающей природы.

— Как научить ребенка общению?

– Сначала надо научить ребенка общению и откровенности в самой семье, пробудить у ре­бенка желание делиться своими проблемами с родителями. Здесь нужен воспитательный такт.

— Некоторые верующие взрослые считают, что заставлять ребенка хорошо учиться не надо: это, мол, не главное, главное – добрые чело­веческие качества, духовность, – и тем самым оправдывают вопиющее невежество своих чад. Выпускник школы, добрый, хороший юноша, не может назвать ни одного произведения Пушки­на, не может правильно разделить 35 на 2. При этом великолепно разбирается в тонкостях мо­бильной связи, в различных направлениях поп-музыки и т.д. Что ответить взрослым апологе­там невежества?

– Обычно дети плохо учатся не из-за духов­ности, а из-за лени. Ответственное отношение к своим обязанностям является одним из эле­ментов нравственности. Однако занятия таки­ми предметами, как сексология, не может быть поощряемо. Очень хорошо, когда родители могут следить за школьными занятиями своих детей и помогать им в подготовке к урокам. Но, к сожалению, это не всегда исполнимо. Ребенка с раннего возраста надо приучать к трудолюбию, посильной для него помощи родителям, если даже практически она не нужна. У ребенка должен образоваться навык к труду, который впоследствии отразится на его школьных занятиях. Можно ответить апологетам невежества, что христианство – это служение Богу и людям, по­этому оно требует активности и деятельности.

Другой вопрос, что деятельность может при­нимать разные формы – внутренние и внеш­ние, что мы видим на примерах святых. Для детей, особенно младшего возраста, допустим метод поощрения и наказания в их учебе, но главное – вызвать у ребенка интерес к изуча­емым предметам. Если ребенок действительно оказывается ма­лоспособным к учению, то надо молиться вместе с ним о помощи Божией, указывая на пример преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского.

Как воспитать в детях христианские добродетели?

— Как воспитывать детей, чтобы они выросли ве­рующими? Сейчас многие дети, воспитанные в вере, уходят из Церкви. Что сделать, чтобы этого не произошло?

– Родители сами должны быть такими, каки­ми хотят видеть своих детей; в воспитании лучше всего действует пример. Когда ребенок видит, что верующий родитель поступает не­честно и лицемерно, то у него возникает сомнение в самой вере.

— Как воспитать в детях христианские добродете­ли , как научить их слушаться?

– Надо воспитывать ребенка с самого раннего детства и учить его делать добро. Одни наставления, не подтверждаемые делом и примером, плохо усваиваются и скоро забываются.

— Очень частое явление в семьях: подросшие де­ти начинают конфликтовать с родителями, гру­бят им. В чем вина родителей в этом случае? Что такое родительский авторитет и как его ук­репить? Как установить правильный контакт с ребенком?

– Родители должны подумать о своей вине, а именно, не допускали ли они подобное неуважение и конфликтность к своим родителям, так что на них исполнился закон возмездия через собственных детей. Далее, не совершали ли они детоубийства – абортов, которые вво­дят в душу человека и в его генетику комплекс убийцы и пожирателя своих детей. Он переда­ется как негативное отношение будущих детей к своим родителям. Грех детоубийства, как гниющая рана в душе, изглаживается глубо­ким и искренним покаянием. Чтобы укрепить родительский авторитет в глазах ребенка, родители не должны конф­ликтовать и ссориться друг с другом, особенно при детях, которые в таких случаях становятся судьями родителей; не должны лгать, так как дети интуитивно чувствуют ложь, а тем более, когда видят явные примеры двойственности и лицемерия своих родителей. Трагический пример этого – революционеры и безбожни­ки, вышедшие из семей священнослужителей. Родители должны исполнять слова, данные ребенку, и от него требовать исполнения его обещаний, но недопустимо принуждать ре­бенка к клятве. В обращении к ребенку они должны стараться не изменять своих требова­ний к нему.

Чтобы установить контакт с ребенком, надо избегать двух крайностей: излишней строгос­ти и излишней снисходительности, ведущей к вседозволенности. Нужно контролировать действия ребенка, не подавляя его инициатив­ности мелочной и нудной придирчивостью.

— Что делать, если нет мира в семье: между мужем и женой, между детьми и родителями? Насколько в этом случае может помочь молитва?

– Молитва необходима во всех случаях жиз­ни, так как Господь сказал: «Без Меня не мо­жете творить ничего». Когда в семье нет мира, то каждый член семьи должен подумать, какая его вина в сложившейся ситуации. На деле ча­ще всего все случается наоборот: люди, как ослепленные, не видят своей вины, считают себя правыми, а других – во всем виноваты­ми. При такой установке своей «праведности» согласие и мир становятся невозможными.

— Как вести себя ребенку, если родители не жи­вут в мире? Если один родитель верующий, а другой – нет?

– Ребенок не должен быть судьей своих роди­телей. Ссоры в семье он должен принимать как общее несчастье. Он должен относиться к каждому из родителей с уважением. Слу­шаться надо верующего, но в некоторых слу­чаях и верующий может ошибаться, если он под предлогом веры не исполняет своих се­мейных обязанностей, что вызывает раздра­жение у другого супруга.

— Как уберечь детей от страшных соблазнов сов­ременного мира – курения, пьянства, компью­терных игр и т.п.?

– Надо большее время уделять детям, поэто­му желательно, чтобы мать являлась главной воспитательницей детей. В этом главная миссия женщины-христианки. Если родите­ли сами будут курить, заниматься пьян­ством, смотреть в телевизоре и компьютере непристойные картины, то их слова о нрав­ственности и морали будут только раздра­жать детей.

— Что Вы можете сказать о современной музыке, которой увлекается молодежь? Как отучить ре­бенка слушать это?

– Современная музыка, в значительной степени, – это сгусток и концентрат страстей, доводящих человека до патологических состо­яний. Такая музыка разрушает не только нрав­ственное, но и психофизическое здоровье ре­бенка. Нужно прививать ребенку чувство кра­соты, учить его эстетике в доступных для него формах; тогда он сможет воспринять какофо­нию современной рок- и поп-музыки как уродство и беснование.

— Сейчас многие подростки уходят от родителей, если что-то им не нравится. Как быть, если ре­бенок уходит из дома? Как вернуть его? Кто в этом виноват?

– Родители должны считать воспитание ре­бенка не меньшей, если не большей задачей, чем их служба, и уделять детям достаточно времени. Но при всем этом родители должны понимать, что их влияние ограничено другой окружающей ребенка средой, поэтому их за­дача – по возможности нейтрализовать нега­тивное воздействие этой среды. Если семья живет высокими христианскими идеалами, то вряд ли у ребенка появится жела­ние убежать из дома. Чаще всего уход из дома сопряжен с разочарованием в родителях, до­ходящим до ненависти к ним. Такие вопросы нельзя решать заочно, здесь нет общих рецеп­тов. Само нравственное чувство и любовь к детям должны подсказывать родителям, что делать в конкретных случаях. Вообще в воспи­тании надо избегать двух противоположных крайностей: пустить воспитание ребенка на самотек или же постоянно подавлять волю и инициативу ребенка.

— Почти все современные молодые люди эгоис­тичны, подвержены разрушающим страстям. Что Вы думаете о современной молодежи? Есть ли надежда, что это поколение не будет потерянным?

– Я не могу мыслить в таких общих категори­ях, как поколения. Христиан всегда было не­много (Господь назвал Своих последователей «малым стадом», а христианскую жизнь – «уз­ким путем»). Во всех поколениях были и будут погибающие и спасающиеся. Вы называете поколение «потерянным», однако что оно имело, чтобы потерять? Оно выросло на раз­валинах духовности и поэтому блуждает в су­мерках и тумане. Но Господь везде найдет и спасет Своих. В наше время нередко дети при­водят родителей, закомлексованных материа­лизмом, к вере.

— Всегда ли человеку, для того чтобы он изменил­ся, нужно пережить какое-то сильное потрясе­ние? Сталкиваешься с тем, что с помощью убеждений, увещеваний мы бессильны исправить кого-либо. Понимаешь, что за такого остается только молиться. Стоит ли продолжать беседы и увещевания?

– Сильные потрясения помогают человеку по-иному, более глубоко взглянуть на жизнь. Нередко через страдания происходит обра­щение к Богу. Но это не общее правило: серд­ца у многих не смягчаются, а ожесточаются от страданий. Пример этому – два разбойни­ка, распятые рядом с Иисусом Христом. Они испытывали одинаковые мучения, но один умер с молитвой на устах, другой – с прокля­тиями и богохульством. Можно сказать, что сильные потрясения обнаруживают то сокро­венное, что хранится в глубине человеческой души.

Апостол Павел советует не общаться с ерети­ком после одного или двух увещеваний, так как тот «развратился умом», то есть находится в состоянии духовной гордости. Если мы хо­тим что-либо посоветовать или разъяснить человеку, то должны, прежде чем вступить в беседу с ним, помолиться Богу, затем приго­товить себя к тому, чтобы не разгневаться на него, а тем более, не возненавидеть его, если он отвергнет наши слова. Человеческое серд­це воспринимает только то слово, которое идет от сердца, поэтому надо стараться очис­тить собственное сердце и научиться любить, чтобы быть услышанным другим. Если это дети, то контролировать их нрав­ственно-духовную жизнь обязательно для ро­дителей. Но и здесь надо проявлять мудрость и осторожность. Лучшее увещевание для де­тей – это пример родителей. Стоит увещевать своих детей, если они отка­зываются слушать, или нет – это вопрос, на который нельзя дать общий ответ; здесь долж­на действовать родительская любовь и интуи­ция. К сердцу каждой личности надо подоб­рать свой ключ. Иногда лекарство сразу не действует на больного, но врач, исходя из многих факторов, должен решить – продол­жать его прием или отменить.

О компьютерных играх

 – Компьютерные игры – страшный бич совре­менных детей (и их родителей), один из главных факторов духовной деградации подрастающего поколения и его дебилизации. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи на­пролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попыт­ки им помочь заканчиваются ничем, – вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают. Чем можно помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью?

– Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской им­перии сказал знаменательную фразу: «Литера­тура погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реаль­ной жизнью; она находилась в мире своих ро­мантических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками исто­рии; она раскачивала лодку, на которой плы­ла, и, в конце концов, опрокинула ее и пото­нула вместе с ней.

Душевное богатство и изощренный интеллек­туализм, которые давали литература и искус­ство, подавили силы духа, обратили ум к зем­ле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсо­на, который разрушил столпы, поддержива­ющие своды империи, и был раздавлен ее обломками.

Воображение – опасная стихия; этот мир, ко­торый творит сам человек, делается его вто­рой действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным ми­ром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности. Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возмож­ность получать почти неограниченную ин­формацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности – как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.

Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, поз­волю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир вир­туальной, иллюзорной действительности – более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек стано­вится чужестранцем, гостем и странником; его родина – это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его. Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лише­ны друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими – выигрышем и проигрышем в игре; от компью­терных игр люди делаются безразличными друг другу. Вслед за параличом духа начинает­ся охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людь­ми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компью­терный мир становится частью их души, а ок­ружающий мир воспринимается как вирту­альный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат.

Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представля­ют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью.

Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на который нельзя дать однознач­ного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подска­жет, чем и как занять ребенка, какую альтер­нативу предложить ему вместо компьютерно­го плена. Компьютер стал неотъемлемой частью совре­менной жизни – это объективный факт. От­казаться от компьютера нереально и невоз­можно, но надо уметь пользоваться им по не­обходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним.

Что ответить людям, смеющимся над священ­никами и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих ду­ши детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благоду­шествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя ту­шить пожар. Хочу прибавить, что, в отличие от компьютер­ных игр, прежние народные игры имели вос­питательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт – в безликую толпу.

Частные вопросы о воспитании детей

— Нужно ли запрещать ребенку играть в компь­ютерные игры, если дома есть компьютер и ребенок (10 лет) уже раньше играл в них? В церковной среде по этому вопросу очень разные мнения. Поэтому я никак не могу ре­шить что-то определенное, но чувствую, что это не на пользу ребенку. Сейчас стараюсь ог­раничивать игры по времени, но совсем запре­тить не хватает духа. Да и сын сильно протес­тует. Боюсь перегнуть палку. Что Вы мне посоветуете?

– Если вы не можете запретить сыну играть в компьютерные игры, которые подобно нар­котику выводят ребенка из реального в вирту­альный мир, то создайте ему альтернативу, а именно: заинтересуйте каким-нибудь видом спорта, вроде плавания или фехтования, а также игрой в шахматы, которые развивают память и внимание. Призываю на вас Божие благословение.

— Я поменяла место работы. Теперь чаще бываю дома, так как близко живу, больше зарплата, но есть ночные смены. Младшая дочь (ей 7 лет) долго плачет, когда я ухожу: и молитвы почита­ет, и валерьянку выпьет, – но какой-то страх ее гнетет.

– Когда ваша дочь спит, то возьмите Еванге­лие и тихо, вслух самой себе, почитайте его в течение хотя бы 10-15 минут над ребенком. Делайте это по возможности чаще. Насчет ва­лерьянки надо быть осторожным, так как это лекарство, постоянно принимаемое, аккуму­лируется в организме и может оказать нега­тивные действия. Помоги вам Господи.

— Как молиться о детях, обучающихся вдали от родителей?

– Читайте хотя бы раз в неделю акафист Божией Матери по вашему выбору.

— Моему сыну скоро 13 лет, мы с ним часто хо­дим в Церковь, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. Проблема в том (для меня проблема), что он не хочет соблюдать пост в среду и пятницу и в большие посты боль­ше недели не выдерживает. Нужно ли мне его заставлять или смириться? Я очень боюсь, что он вырастет, перестанет ходить в церковь и бу­дет жить без Бога.

– Если ваш сын физически здоров, то вам са­мой не следует готовить ему скоромную пищу в постные дни; если же он болен, то тогда мо­жете давать ему необходимое питание. Так как ваш сын несовершеннолетен, то вопросы пос­та решаете вы, особенно в своем доме.

Духовные страдания, связанные со взрослыми детьми

— Прошу Ваших молитв о заблудшем сыне моей приятельницы (ему 17 лет). Он перестал ходить на литургию, исповедоваться («с какой стати священник должен знать обо мне все?»), прича­щаться. Очень интересуется мистикой, гадания­ми на картах «таро», книгами о колдовстве, знаком с опусами Блаватской плюс компьютер­ные игры… Прошу Вас, отче, посоветуйте, что предпринять его матери в духовном плане, и вообще, как вести себя в такой ситуации.

– Здесь помочь могут только молитвы Церкви и его матери. Советую ей по понедельникам читать акафист Архистратигу Михаилу. Храни вас Господь.

— Старшему сыну 25 лет. Последнее время пе­рестал ходить в храм, причащаться, молиться дома. Как мне поступить в данной ситуации: заставлять, приставая с упреками, или что-то другое?

– Советую вам взять какое-нибудь молит­венное правило за вашего сына, например, встаньте ночью и прочтите 100 раз Иисусову молитву (одну четку). Вместо последних слов – «мя грешную» – говорите: «помилуй раба Твоего», и назовите имя сына. Призываю на вас Божие благословение.

— Сын, 22 года, 2 года алтарничал в храме. Регу­лярно причащался, исповедовался, соблюдал посты, читал правило, летом жил и трудился в монастыре… Имеет благословение старческое на священство. Закончил институт, 6 месяцев от­работал в банке системным администратором. Страстно влюбился в девочку 18 лет, невоцерковленную, из районного города (мы живем в областном центре), бросил работу и уехал к девушке (в этом городе осталась квартира мо­ей мамы). Через 1 месяц знакомства хочет же­ниться на ней. Ничего не хочет слышать. Пере­стал совсем ходить в храм уже 2-3 месяца, пе­рестал поститься, выпивает, работу нашел не по специальности, его там ни во что не ставят, т.к. он ничего не умеет и не у кого научиться – большая текучесть кадров. Батюшка, прошу св. молитв и совета для меня. Нужно ли смиряться?

– Думаю, что ваше сопротивление и убежде­ния не приведут ни к чему и только обострят создавшийся конфликт. Надо молиться Богу, чтобы исполнилась воля Божия и не погибла душа вашего сына. Помяну в молитве вашу семью. Примите создавшуюся ситуацию как испытание или даже епитимью. Призываю на вашу семью Божие благословение. Дай вам Господи терпения и мудрости.

— Отец Рафаил, помолитесь, пожалуйста, о сыне (16 лет), унываю много из-за него, а вернее-то, из-за себя, замкнутый круг. Как понять про та­ланты, которые дал ему Господь? Не учится, не научила его трудиться, а голова у него хоро­шая, выпивать стал, вроде как все, но по отцу наследственность плохая.

– Постарайтесь заинтересовать чем-нибудь сына: искусством, наукой, ремеслом и т.п. Когда человека не интересует ничего, то про­падает стимул трудиться; человек замыкается в себе, а здесь опасность, что он может искать выход в алкоголе, телевизионных передачах, компьютерных играх, то есть выход в ирреаль­ный, демонизированный мир. Помоги вам Господи.

— Как можно вымолить своих детей матерям, ко­торые уже в возрасте и немощны (по 75-80 лет)? Видя как взрослые дети их погибают, у них разрывается сердце от боли, а вера в Бога, может, еще и слаба, т. к. юность их прош­ла без Церкви, в атеистической стране.

– Может быть, через молитву за детей сами родители укрепятся в вере; а дети ради молитв и слез их родителей придут к покаянию, и все спасутся.

— Вопрос касается двух сестер, которым, когда они были совсем маленькими детьми, я стала крестной матерью. Девочки до семи лет жили рядом со мной, была возможность водить их в храм, причащать. Все изменилось, когда они переехали в другой город. Сейчас им 17 лет. Образ жизни оставляет желать лучшего. Если 3-4 года назад, общаясь со мной по телефону, были обещания хотя бы раз в неделю ходить к исповеди, то сейчас я чувствую между нами глухую стену. Постоянно подаю за них записки на литургию, отсылаю по монастырям, молюсь дома, но девочки скатываются все ниже. Как мне поступить? Продолжать общаться с ними (по телефону) или ограничиться только молитвами, хотя мне советуют не молиться за них вообще.

– Молитесь за ваших крестниц. Но если вы чувствуете, что между вами стоит глухая стена, то проявите разумную осторожность и не го­ворите им ничего о вере, пока они сами не спросят вас. Я помню такой случай. Муж был верующий, а жена – неверующая, хотя состо­яла с ним в церковном браке. Несмотря на его уговоры, она не ходила в церковь, а перед смертью она не захотела исповедоваться. Од­нажды он видит сон: как будто его супруга жи­ва и находится в их комнате, а он, «взяв нож, стал ей наносить раны, так что она обливалась кровью. Этот сон испугал его, и он обратился к старцу, живущему в монастыре: откуда этот сон и что он означает. Тот сказал: «Твои угово­ры жене – ходить в храм, исповедоваться и причащаться, отвергнутые ею, – обратились для нее обличением на суде Божьем, а тебе было открыто во сне в виде ран на ее теле». Наберитесь терпения и молитесь”.

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus