<span class="bg_bpub_book_author">Юлия Ульянова</span> <br>«Если не будете как дети….»

Юлия Ульянова
«Если не будете как дети….»

Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк.18:16-17).

Детство утрачивается в жизни и восстанавливается в святости.

А. Ельчанинов

Почему мы так любим вспоминать детство, этот светлый, радостный период, когда трава была зеленее, а солнце ярче? Почему снова и снова возвращаемся к теплым детским  воспоминаниям, и нам кажется, что они очищают нас?  Я долго думала  над этим, пока не прочитала евангельские строки «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3) Размышляя над ними, я поняла, что воспоминание о детстве помогает взрослым  каяться.

Детская душа не безгрешна, это душа не ангельская, но грешит она несознательно, в ней нет расчета и лицемерия. Детям еще не свойственно фарисейство.  Фарисейство – это о взрослых, это о нас, которые хотят все время казаться кем-то, все время хотят возвысить себя над остальными людьми. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Мф., 23, 25–27)

Ребенок не таков, он не лицемерен, искренность еще руководит им. И мы должны стать искренними, «стать детьми» по-настоящему, без притворства, наигранности, а не казаться такими…

Святой преподобный Исайя  Отшельник, размышляя об евангельских строчках «будьте как дети», пишет: «Что значит будьте как дети? … — Дитя, если его побьют, плачет, и с радующимися с ним радуется; если побранят его, не гневается, и если похвалят, не возносится; если сочтут друга достойнее его, не ревнует; если возьмут что из принадлежащего ему, не страдает; если оставят ему мало в наследство, не осведомляется, не входит в тяжбу ни с кем, не ненавидит никакого человека; если беден, не печалится, если богат, не высокомудрствует; если видит женщину, не вожделевает её; мечты похотливые или многие заботы не господствуют над ним; никого он не осуждает, ни над кем не властвует; никому не завидует; не говорит самодовольно о том, чего не знает; не смеётся над ближним из-за внешнего вида его; ни с кем не имеет вражды; не притворяется; не ищет почести мира сего; не ищет богатства; не сребролюбствует; не бывает дерзок; не любит спорить; не учит никого, ни о ком не беспокоится; не держит своей воли; не боится ни голода, ни злодеев; не боится ни зверя, ни брани; когда бывают гонения, не смущается»

В детстве ты воспринимаешь мир таким, какой он есть, простым сердцем и простой душой. Простодушно. Ты веришь, что солнышко всходит и заходит, что оно освещает твой день,  веришь, что птицы, природа, травка — все существует для тебя.

«Доброе солнце глядело ему в ответ добрым лицом» — так глядит на ребенка солнце в детстве. Тебе  кажется естественным, что животные и птички в сказках разговаривают, ты  приходишь в этот  в мир полным доверия и веришь, что весь этот сказочный мир принадлежит тебе.  Это позже взрослые люди объяснят тебе, что ты все не так воспринимаешь, и, оказывается, солнышко не всходит и заходит, а это земля вертится вокруг солнца. С того самого времени ты будешь относиться ко всему подозрительно.

Когда в детстве ты слышишь, что тебя сотворил Бог, то радуешься и веришь этому безоговорочно.  Детское сознание воспринимает это с радостью, естественно, пока на уроках в школе тебе не объяснят, что ты произошел от обезьяны, и Гагарин в космос летал, а Бога не видал.  И ты будешь вынужден смириться с этим, чтобы не стать белой вороной, чтобы над тобой не смеялись одноклассники.

«Наука доказала: Бога нет» — эти слова звучат  как приговор, страшно и весомо. Но сердцем-то ты чувствуешь, что это вранье. Сердце почему-то все равно сомневается в том, что раскрашенная учительница на длинных каблуках что-то знает о науке, а тем более о Боге. Но эти ростки неверия будет мучать тебя всю жизнь, ты будешь пытаться логически обосновать свою веру, еще не зная, что это невозможно. Верьте как дети….

В детстве ты боишься убить даже насекомое. Помнишь, как ты  плакал, ненароком подстрелив из рогатки птицу, и каким естественным было для тебя желание покаяться? Взрослые убивают своих нерожденных детей и не каются в этом. Взрослые  считают, что квартиры нужны для красивой мебели и веселых застолий, а ты думал, что в эту квартиру принесут братьев и сестричек…  Поэтесса Ирина Токмакова написала об этом чудесное стихотворение:

Нам вчера ключи вручили:
Мы квартиру получили.
Раз,
Два,
Три,
Четыре
Будет комнат в той квартире!
Снится мне или не снится
Этот сказочный простор?
Можно будет расселиться,
Как мечтал я до сих пор.
Съездим мы на птичий рынок,
Там накупим разных рыбок.
И для них стеклянный дом,
Чтобы рыбки жили в нём.
Купим клетку, чижика
И котёнка Рыжика.
Катю, Лену, Гришку, Тишку
Сразу в гости приглашу.
И сестрёнку и братишку
Я у мамы попрошу.
Но сказала мама строго:
— У тебя фантазий много,
Мы ковёр сначала купим,
Люстру, лампы, мебель, бра…
Для чего квартира людям,
Неужели для ковра?

В детстве тебе все равно золотые у тебя сережки или позолоченные. Они блестят для тебя одинаково. А маме почему-то хочется, чтоб были у тебя непременно золотые. Ты  вспомнишь  об этом, когда во взрослом возрасте перечитаешь Сент-Экзюпери. Детям  читать «Маленького принца»  неинтересно. Только став взрослыми, и ощущая ложь окружающего мира, мы можем до конца понять, о чем он говорит, этот маленький герой, рассуждая о взрослых: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: “А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?” Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?” И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”, — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”»…

В детстве ты мечтаешь о том, что изобретешь лекарство от всех болезней, машину времени, а потом тебе объяснят взрослые, что это невозможно. И только когда снова поверишь, «что Богу возможно все», ты сможешь войти в Царство Небесное…

Вспомни себя целомудренным, ведь настоящее детство всегда целомудренно. Целомудренно до того самого времени, пока детский ум еще не тронут знанием, каким способом зачинаются дети. Вспомни то чувство отвращения и смятения, когда кто-то шепнул тебе на ушко, чем занялись твои родители, прежде, чем ты явился на свет. Вспомни, как со временем похоть все больше занимала место в твоей душе. Когда ты станешь взрослым и начнешь свой путь к настоящему себе, может быть, тебя утешат эти евангельские слова: « Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25).

В детстве ты думаешь, что твоя мать святая, а все люди хорошие. Потом  ты поймешь, что люди бывают разные. И тебе придется снова полюбить людей, и научиться заново чтить и отца, и мать…

Вспоминая детство, мы задаем себе вопрос: как нам снова стать Божьими детьми, как вернуть простодушную душу, вернуть доверие к Богу, полюбить людей? Ответ здесь простой и однозначный: только через личное покаяние, молитву, Причащение Святых Христовых Таин, стремление соблюсти заповеди Божии.

Путь к «евангельскому ребенку» будет непрост. Это путь длиною в жизнь, нам предстоит стать снова доверяющими, незлобивыми, искренними, целомудренными. Только такими мы войдем  в Царствие Небесное. И «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27)

Юлия Ульянова (с)

Комментировать