"Ну во-первых я ничего не толкую, а в противовес ВАШЕМУ домыслу, предложил вам толкование Феофана.
А там ясно сказано об антихристе и о последних временах."
Вот и я не противоречу св. отцам и повторяю вам еще раз:
"...Теперь скажу кратко и относительно ложного мнения о том, что не только «Апокалипсис Иоанна», но ещё и якобы апостол Павел предсказывал «пришествие антихриста». – Но это именно «мнение некоторых» и «образное толкование» слов апостола, а не собственные слова божественного Павла. Ведь во всех известных нам письмах, апостол вообще не писал о «пришествии антихриста». Хотя, например, толкование божественного
Иоанна Дамаскина, – пусть оно и не соответствует собственному смыслу слов апостола Павла, – но всё же это толкование и не противоречит учению Церкви. Однако следует знать, что какой бы мы ни открыли так сказать «духовный второй смысл» некоторых строк Священного Писания – это всё же не даёт нам право полностью отречься от смысла собственного, особенно тогда, когда мы читаем книги Нового Завета. Ведь если мы коснёмся того, о чём собственно идёт речь во втором письме к солунянам (к фессалоникийцам), то оказывается, что слово, которое даже не упоминается апостолом – то есть слово «антихрист» – заслонило собою очень важное и крайне полезное пояснение божественного Павла о «присутствии Христа»...
...Итак, божественный
Иоанн Дамаскин писал: «следует знать, что должен придти антихрист. Конечно, антихристом есть всякий, кто не исповедует, что Сын Божий пришёл в плоти, и что Он есть Совершенный Бог и сделался Совершенным Человеком, оставаясь вместе с тем и Богом. Но собственным образом и преимущественно «антихристом» называется тот, который придёт при совершении века». – Здесь следует отметить слова: «при совершении века» («ἐπὶ τῇ συντελείᾳ τοῦ αἰῶνος»), которые зачастую переводят: «при кончине века», – чтó побуждает верующих мнить о неком «полном конце бытия этого мира», который произойдёт при пришествии антихриста. Однако же и божественный апостол Павел писал, что Христос «явился ныне же однажды» и именно «при совершении веков» («ἐπι συντελείᾳ τῶν αἰώνων»; в синодальном переводе: «к концу веков»; в церковно-славянском: «въ кончи́ну вѣкóвъ»). Однако с пришествием Христа не произошло «полного конца бытия этого мира», ибо прошло уже две тысячи лет, а мир до сих пор «не кончился». Поэтому и выражение: ««антихристом» называется тот, который придёт при совершении века» – в собственном смысле не означает, что с пришествием антихриста произойдёт и «полный конец бытия этого мира»; ведь и Христос «явился ныне при совершении веков («к концу веков»; «въ кончи́ну вѣкóвъ»)», однако мир от этого «не кончился».
Далее. Божественный
Иоанн Дамаскин недвусмысленно указал и на тех, к кому придёт антихрист: «итак, нужно, чтобы сначала была проповедана благая весть у всех народов, как сказал Господь, и тогда он (то есть – антихрист) придёт для изобличения богопротивных иудеев. Ибо Господь говорил им: «Я пришёл во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придёт во имя своё, того вы примете»». – То есть божественный учитель утверждает, что «иудеи не приняли Того, Кто был Сыном Божьим, Господа Иисуса Христа и Бога, а примут обманщика, который сам себя называет «Богом»». «И (антихрист) «сядет в храме Божьем» – не в нашем, но в древнем иудейском. Ибо он придёт не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется «антихрист»». – Мысль божественного учителя вполне ясна: иудеи ведь и по сей день пребывают в непрестанном ожидании своего «Христа», который некогда и явится к ним.
Но будет ли этот «иудейский лжехристос» самим «вочеловечившимся сатаной-дьяволом», как о том учили многие еретики? Ведь и, например, преподобный
Ефрем Сирин уклоняется в ересь о «вочеловечении сатаны-дьявола». – ««Отступником» назвал его (сатану-дьявола), дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел. «Человеком греха» наименовал его, чтобы указать на тó, что чрез человека (в человеке) придёт он (сатана-дьявол), а не в образе человека, – ибо пришествию Господа нашего подражает. Человеком же придёт он не из язычников, но из самого народа израильского и из колена иуды, – не необрезанным, а обрезанным, чтобы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ израильский, который ожидает его пришествия именно в таком виде. Кроме того назвал его «сыном погибели», самого человека именуя «сыном погибели», то есть сыном дьявола губителя». – Здесь обращу внимание на слова: «чрез человека (в человеке) придёт он (сатана-дьявол), а не в образе человека, – ибо пришествию Господа нашего подражает. Человеком же придёт он».
Так же, например, и блаженный
Феодорит Киррский усваивает дьяволу-сатане «вочеловечение». Он пишет: ««отступлением» назвал апостол самого антихриста (то есть – дьявола-сатану), дав ему это имя по делам его, потому что он покусится всех довести до отступления от Истины. Назвал же его «Человеком беззакония» потому, что по природе он Человек, приявший в себя всю действенность дьявола. А «сыном погибели» назвал его потому, что он и сам погибнет, и для других послужит причиной погибели. Ведь губитель людей подражает Вочеловечению Бога и Спасителя нашего. И подобно тому, как Господь, восприняв Человеческую природу, совершил наше Спасение, так и он (то есть – сатана-дьявол), избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя «Христом» и «Богом», обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века». – Здесь же обращу внимание на слова: «подобно тому, как Господь, восприняв Человеческую природу, совершил наше Спасение, так и он (то есть – сатана-дьявол)».
Но вот чтó в этой связи написал божественный
Иоанн Дамаскин. – «Итак, должно, чтобы сначала была проповедана благая весть у всех народов. «И тогда открывается («ἀποκαλυφθήσεται», «апокалифтэсетаи») беззаконник, – которого присутствие («παρουσία», «присущность»), по действию сатаны, со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким обольщением неправедным для погибающих, – которого Господь убьёт глаголами («ῥήματι») уст Своих, и которого упразднит, обнаружив («проявив», «сделав явным») присутствие («παρουσίᾳ», «присущность») Себя». Сам же дьявол не сделается Человеком, наподобие Вочеловечения Господа, – не бывать этому. Но Человек от блудодеяния родится, и примет на себя всё действие сатаны». – То есть антихрист будет по природе не Ангелом, а будет по природе Человеком; но антихрист и не будет по подобию Сына Божьего «вочеловечившимся сатаной-дьяволом», и не будет сатаной-дьяволом в «обличии человека». – «Он будет человек, как и всякий другой, состоящий из Души и Тела, только полное орудие сатаны. Не «сатана в образе человека», и не «воплощение сатаны», а человек, в котором будет жить сатана, и действовать чрез него как чрез своё всецело послушное орудие», – писал святитель
Феофан Затворник. Так же писал, например, и божественный
Иоанн Златоуст. – «(Апостол Павел) называет его (то есть – антихриста) и «Человеком беззакония», потому что он (то есть – антихрист) совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А «сыном погибели» называет его (то есть – антихриста) потому, что и он сам погибнет. Кто же он (то есть – антихрист) будет? Неужели сатана? Нет. Но (антихрист будет) какой-то Человек, который воспримет всё его (то есть – сатаны) действие». Однако, в отличие от божественного
Иоанна Дамаскина, божественный
Иоанн Златоуст отметил: «он (то есть – антихрист) будет «восседать в храме Божьем», – и не только в Иерусалиме, но и повсюду в церквах»"
Спаси Господи!