- А ещё смертную казнь отменили! – возмущалась одна моя знакомая – Да их четвертовать надо или на медленном огне поджаривать! - И далее: - Куда только Бог смотрит?..[/FONT]
Понять женщину можно. Она негодовала по поводу показанного по телевидению сюжета об одном деревенском алкоголике, который спалил дом священника со всей его семьёй.[/FONT]
[/FONT]
И здесь мы подошли к извечной проблеме христианства: о соотношении закона (справедливости) и благодати (любви). Особенно актуальной на сегодняшний день - в свете ведущейся ныне в обществе дискуссии о целесообразности применения к некоторым преступникам смертной казни.[/FONT]
В этой связи сразу отмечу одну из главных истин христианства: неприемлемо рассматривать какой-либо вопрос только с точки зрения земной, временной, жизни. Для человека не имеет НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, сколько лет он на Земле проживёт. Главное – КАК он их проживёт, с какой ЦЕЛЬЮ. Которая и будет определять его судьбу в Вечности. [/FONT]
В этом смысле очень поучительна история о святом Варлааме Хутынском, который был прозорливым (или, как сказали бы сейчас в миру, “ясновидящим”) старцем, игуменом одного из монастырей. Однажды он с монастырской братией проходил по городской улице и вдруг увидел, как к мосту толпа людей тащит человека - судя по их выкрикам, с целью утопить его в реке. Святой Варлаам подошёл к людям, поговорил с ними; и те отпустили несчастного со старцем… Через какое-то время произошла подобная история: люди вели к мосту уже другого человека. Однако на этот раз Варлаам Хутынский прошёл мимо, и бедолагу бросили в реку… [/FONT]
А спустя несколько лет, когда святой Варлаам лежал уже на смертном одре, монахи пришли к нему, напомнили ему о тех двух случаях и попросили старца объяснить их. Варлаам Хутынский ответил (напомню, он был прозорлив): “В первый раз к реке тащили вора, а во второй – оклеветанного напрасно человека”. [/FONT]
И тут братия не на шутку перепугалась: “Отче, да ведь нужно было поступить как раз наоборот: преступника наказать, а невиновного спасти!” (то есть поступить “по-справедливости” – В.К.). И тогда старец Варлаам пояснил: “Когда к мосту тащили вора, рядом с толпой людей я видел радующихся БЕСОВ, готовых в момент смерти этого несчастного завладеть его душой… И я уговорил этих людей отдать его мне на поруки. И теперь видите сами, что в монастыре он близок к покаянию и исправлению… А во второй раз, когда на расправу вели оклеветанного, я слышал, как он повторял про себя: “Господи, по грехам моим приемлю. Да будет воля Твоя…” И вдруг я совершенно отчётливо увидел, как парящий над ним ангел уже поднял над его головой ВЕНЕЦ БЕЗВИННОГО СТРАДАНИЯ, смывающий все грехи этого человека и открывающий ему путь в Небесную Обитель. Так что же, я должен был у него этот венец отнять?”[/FONT]
То есть с позиции христианства прежде всего нужно стремиться помочь людям, ПОГИБАЮЩИМ ДУХОВНО, а не физически! Необходимо спасать человека не ради его земной жизни (ибо она рано или поздно ПРЕКРАТИТСЯ), а для ВЕЧНОСТИ! Согласно словам Спасителя
(Мф. 9,12), блудник или пьяница нуждаются в БОЛЬШЕМ внимании, чем, например, прикованный к инвалидной каляске благочестивый христианин. Ибо для Бога первые ТЯЖКО БОЛЬНЫ; тогда как второй, несмотря на свой телесный недуг, ЗДОРОВ. [/FONT]
Что же касается приведённого в начале статьи случая, то никто не спорит с тем, что людей нужно защищать от преступников; никто не сомневается в том, что убийц, насильников и грабителей необходимо изолировать от общества. На какой срок – вопрос отдельный. Но в течение которого с ними необходимо вести работу. Попытаться хоть как-то воздействовать на их погибающие души с тем, чтобы они осознали мерзость ими содеянного и раскаялись в преступлении. Задача эта настолько важна для Неба и угодна Богу, что, согласно словам апостола Иакова,
“обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,20). Спасёт СВОЮ душу и покроет множество СВОИХ грехов. Хотя, конечно, не ради выгоды или личной славы христианин стремится “обратить грешника от ложного пути его”, но исключительно по любви к нему, из желания уберечь его от смерти ДУХОВНОЙ.[/FONT]