По образу и подобию

Прочее
Бог, т.е. Троица, создал человека по образу и подобию Своему. То есть мы внешне (образ) и внутренне (подобие) на Него похожи?
 
Прочее
По внутреннему устроению, мы имеем от Него прямое наследие,благодаря чему и живем...Это не похожесть - это родство. именно Его личностное качество в нас дает нам жизнь.

А по Ожегову что такое образ и подобие? Если с минимум эпитетов.

Использовано было два слова: 1. Образ 2. Подобие.
Не случайно же. Давайте читать как сказано было, ничего не отбрасывая и не обобщая.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Бог, т.е. Троица, создал человека по образу и подобию Своему. То есть мы внешне (образ) и внутренне (подобие) на Него похожи?
Мир Вам!
Просьба ознакомиться с правилами форума. Вкратце (с минимумом эпитетов:)): вначале ищем на портале.


К примеру, по вашему вопросу:
 
Прочее
Последнее редактирование:
Прочее
Мир Вам!
Просьба ознакомиться с правилами форума. Вкратце (с минимумом эпитетов:)): вначале ищем на портале.


К примеру, по вашему вопросу:


Прочла и выхватила суть: человек похож на Бога своим образом. Нас "СЛЕПИЛИ" по 1.Образу и 2. Подобию. Образ - суть, внутренне содержание. И "Подобие" понятие однозначное. Например, про подобные треугольники слышали?
 
Последнее редактирование:

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
«Преподобный» значит «весьма подобный» , то есть достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия» .
То есть достичь подобия возможно при жизни?)
Сомневаюсь я , что это в наше время возможно...
Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.
 
Прочее
«Преподобный» значит «весьма подобный» , то есть достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия» .
Сомневаюсь я , что это в наше время возможно...
Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

А когда времена были более подходящими по вашему? По идеи нам же нужно это успеть за нашу жизнь, а иначе не спасемся? Или опять Бог всё простит и можно ничего не делать, только раскаяться и к Нему обратиться за прощением?
 
Крещён в Православии
А когда времена были более подходящими по вашему? По идеи нам же нужно это успеть за нашу жизнь, а иначе не спасемся? Или опять Бог всё простит и можно ничего не делать, только раскаяться и к Нему обратиться за прощением?
Говорят святые церкви, что в последние времена люди будут спасаться преимущественно болезнями и терпением скорбей и лишений. Под лишениями можно понимать стояние в вере православной , так как сейчас такие времена, что за одно это спасение может быть дано человеку без всяких подвигов.

Времена подходящие были , когда с детства всех поголовно к вере приобщали и в связи с этим морализаторство еще не процветало так...до революции например
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Мир Вам!

Очень подробно раскрывает тему митрополит Макарий (Булгаков) в его "Православном догматическом богословии",очень советую полностью прочесть:


"Образ и подобие Божие в человеке"(https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_41)

1. Самое важное преимущество в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его своим образом и подобием. И сказал Бог, повествует священный Бытописатель: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:26-27; срав. 5:1). Об этом преимуществе свидетельствует потом сам Бог, говоря Ною: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9:6).

И в Новом Завете свидетельствует апостол Иаков, замечая о нашем языке: Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (3:9). Действительность образа Божия в человеке всегда признавали святая Церковь, последуя столь ясному учению Священного Писания.1337 В некоторой степени истина эта известна была даже язычникам.1338

2
. В чем же состоит в нас образ Божий? “Церковное учение, отвечает святой Епифаний, верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу, не определяет.”1339 Потому что сами Отцы и учители Церкви решали предложенный вопрос неодинаково, хотя мысли их и не исключают одна другой, касаясь только разных сторон предмета. Напротив, если снести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, нашем прообразе, то со всей полнотой определится, что такое в нас образ Божий.

   а) Бог, по природе своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Итак, образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе: мысль, которую старались раскрывать Климент Александрийский, Ориген,1340 и потом против анфропоморфитов Епифаний, Евсевий, Григорий Нисский,1341 Амвросий, Августин,1342 Феодорит и другие.1343
   б) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, и по самой природе своей бессмертен: потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека;1344 вместе с другими – в его свободной воле;1345 вместе с третьими – в неразрушимости его души и бессмертии.1346
   в) Бог, чистейший Дух, есть един по существу, но троичен в Лицах; и в этом отношении некоторый слабый образ Божий можем находить, вслед за учителями Церкви, в единичности нашей души при тройственности ее существенных сил, как бы кто ни называл их, памятью ли, разумом и волей, или умом, словом и духом, или умом, волей и чувством. “Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, – говорит, например, святой Амвросий, – но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица: так точно душа – ум, душа – воля, душа – память; но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы (dignitates), и в этих-то трех силах наш внутренний человек по природе своей удивительно отражает образ Божий.”1347 “Яко же Бог в трех лицах, – рассуждает святой Димитрий Ростовский, – так и душа человеческая в трех силах – ума, слова и духа. И яко же слово от ума, и яко дух от ума: тако Сын и Дух Святой от Отца. Яко ум без слова и духа быть не может, так Отец без Сына и Духа Святого не был никогда и быть не может. И яко же ум, слово и дух три силы душевные разные, а едина душа, не три души, так Отец, Сын и Святой Дух – три Лица Божия, а не три Бога, но един Бог.”1348
   г) Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка; в этом смысле, вместе со святыми Иоанном Златоустом, Григорием Нисским и другими, можно полагать образ Божий в даровании человеку, при творении, царственной власти и владычества над всеми земнородными, – тем более, что такая мысль согласна с ходом слов самого Создателя, который лишь только изрек: сотворим человека по образу нашему и подобию, непосредственно присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26).1349 Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в ее разуме, в ее свободе, которые одни дают нам полное преимущество пред всеми животными неразумными. А в подобном смысле, по примеру некоторых учителей Церкви, отражение образа Божия можно находить даже в человеческом теле, потому что в его благороднейшем устройстве и величественном виде, обращенном горé, очень ясно выражаются и свойства души разумно-свободной и царственное достоинство человека в кругу всех земнородных.1350
   Следовательно, можно сказать, что не в какой либо части, или силе, или способности, но во всем человеке, более или менее, отражается образ Божий.

3
. Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке или нет? Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие – в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком,1351 в частности – в совершенстве его разума1352 и свободной воли,1353 или того и другого вместе,1354 в добродетели и святости,1355 в стяжании даров Святого Духа.1356 Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив к тому от Бога только возможность. Это мнение о различии между образом и подобием Божием в человеке имеет основание и в Священном Писании. Так -

а) Изображая совет Триипостасного о сотворении человека, Моисей свидетельствует: и сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26); а говоря затем о самом сотворении, выражается: и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (27). “Почему же, спрашивает святой Григорий Нисский, не сделано того, что было в намерении? Почему не сказано: и сотворил Бог человека по образу Божию и по подобию? Обессилел Творец? Но так говорить нечестиво. Переменил намерение Совещавшийся? Но нечестиво так и подумать. Сказал и переменил намерение? – Нет. Ни Писание не говорит этого, ни Создатель не обессилил, ни намерение не осталось без исполнения. Какая же причина умолчания? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Первое (κατ’ είκόνα) мы имеем по сотворению; а последнее (καθ’όμοίωσιν) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению; но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: сотворим человека и по подобию, и если бы не даровал нам возможности быть по подобию, то мы собственной силой не могли бы быть по подобию Божию. Теперь же мы в сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог нам самим предоставил быть деятелями нашего подобия с Богом, чтобы удостоить нас приятной наградой за деятельность; чтобы мы не были подобны изображениям бездушным, делаемым живописцами.”1357
   Б) в некоторых местах Писания предполагается, что образ Божий есть и в падшем человеке, каково, например, изречение Бога к Ною после потопа: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9:6; Иак. 3:9), – а между тем, заповедуется христианам облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:24). Что же это значит, если не то, что в первом случае разумеется собственно образ Божий, положенный в самой нашей природе, не отдельный от нее и, подобно ей, неизменный; а в последнем – имеется ввиду только подобие Божие или уподобление Богу, зависящее от нашей воли, которое, следовательно, мы можем приобретать, но можем и терять через свои грехопадения? “Образ Божий, говорит святой Димитрий Ростовский, есть и душе неверного человека, подобие же только в добродетельном христианине; и когда согрешает смертно христианин, тогда подобия только лишается Божия, а не образа. И если и на муку вечную осудится, образ Божий тот же в нем во веки, подобия же уже быть не может.”1358 “В самом моем сотворении, рассуждает святой Григорий Нисский, я получил – по образу, а по собственной воле бываю – по подобию... Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дабы ты, усовершенствовав сам себя, сделался достойным мздовоздаяния от Бога. Как же мы делаемся – по подобию? Через Евангелие. Что есть Христианство? Уподобление Богу, сколько то возможно для природы человеческой. Если ты решился быть христианином, то старайся сделаться подобным Богу, облечься во Христа.”1359



image_image_2089788.png
 
Москва
Православный христианин
«Преподобный» значит «весьма подобный» , то есть достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия» .
Сомневаюсь я , что это в наше время возможно...
Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.


Возможно даже и в наше.

Преподобный отец наш Паисий Святогорец жил в наше с Вами время.(https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/)

Или преподобный Амфилохий Почаевский(https://azbyka.ru/days/sv-amfilohij-pochaevskij-golovatjuk),отошедший к Господу почти с моим рождением.

Или например,преподобный Кукша Одесский,которому Господь даровал дар пророчества,чудотворения и видения непостижимых великих тайн Божьих.(https://azbyka.ru/days/sv-kuksha-odesskij)

Или преподобный чудотворец Гавриил(Ургебадзе) отошедший к Господу в 1995 году.

Или преподобный отец Иов Угольский(Кундря),при вскрытии могилы которого, на всю округу пошло необыкновенное благоухание и тело которого осталось нетленным.Он отошел к Господу в 1985 году.

Или,например,в США было обретено нетленным тело архиепископа Димитрия,который отошел к Господу в наше время в 2011 году.Тело полностью нетленно....великое чудо и великий знак Божий о святости и преподобии этого человека.(http://forum-slovo.ru/index.php?topic=51387.msg3495241#msg3495241)



И т.д.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Возможно даже и в наше.

.
Ну если спрятать от мира и предоставить опытного наставника которого мир не одолел , то может и в наше время можно взростить подвижника, но все же парадокс...мы зараженные миром об этом подвижнике при его жизни не узнаем, а если узнаем - то пропал святой (( .Те победившие святые о которых Вы упомянули, успели дорасти духовно до делания подвига , до того как мир набрал полноту своей силы.
 
Православный христианин
Бог, т.е. Троица, создал человека по образу и подобию Своему. То есть мы внешне (образ) и внутренне (подобие) на Него похожи?
Бог есть Чистый Ум.
Образ Божий в человеке --- это его, человека, ум.
Подобие Божие, которое человек утерял --- это чистота ума.
Очистив ум человек вернёт себе подобие Божие.
Поэтому молитвеников называют преподобными.
 
Православный христианин
Создан по образу, призван к подобию.
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему..."
И по образу, и по подобию создан человек.
После грехопадения подобие утерял, образ Божий остался.
 
Православный христианин
Мир Вам!
1) Просьба ознакомиться с правилами форума.
2) Вкратце (с минимумом эпитетов:)): вначале ищем на портале.
3) К примеру, по вашему вопросу:
1) Когда приходишь на православный форум, почему-то теплится надежда, что ознакомления с Новым Заветом достаточно.
2) Вкратце на портале искать очень долго.
3) По этой ссылке огромные тома. Это для расширения горизонтов.
ЗЫ: Автор темы прав, если нужен быстрый ответ, почему нельзя спросить?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему..."
Верно!
А далее:
  • И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
 
Сверху