Дух и душа человека не принадлежат нашему материальному миру и сущность этих явлений познать нельзя, однако понять, какие функции присущи душе, а какие духу – можно, хотя занятие не простое. Проблема заключается в том, что дух и душа неразделимы. У животных же духа нет, а значит, сравнивая человека и животных можно выяснить какие функции принадлежат исключительно душе. Чтоб избежать ненужных споров сразу скажу, что души животных и человека очень сильно различаются, одна произведена землёй, другая вдохнута Богом, но при всём при том имеют много общего.
Матф.8:22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом более подробно – «….
Мы рождаемся уже убитыми вечной смертью!.... По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных,
Получается, что в нас умер дух, но так как дух бессмертен, то, видимо, правильнее будет сказать, что он находится в коме.
И так начнем с души.
"Душа не из земли, не из огня, не из тугого какого элемента, не из всех вместе, не из нескольких. (Если бы тогда знали про эфир, то, конечно, блажен. Августин сказал бы: не из эфира). Богом создана, и не есть субстанция, ни земная, ни огненная, ни воздушная, ни водяная: но есть субстанция разумная, – госпожа тела".
"А так как душа не тело, то она и сильна созерцать не телесное. Не будучи же телом, не имеет она и пространственных измерений. Все пространственное она содержит в памяти, а сама не пространственна. Душа не телесна, не протяженна в долготу, не растянута в широту, не натянута в высоту, – и однако ж в теле такую имеет силу, что в ее руках правление всех человеков, и она держит как бы рычаг для производства всех телесных движений".
Те же самые мысли св.
Григорий Нисский
"Душа показывает в себе далекость от материи тем самым, что, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями".
"Стремиться к совершенству жития в Боге есть принадлежность духа".
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что
душа управляет телом, она абсолютно свободна и именно ей принадлежат все свойства личности.
Теперь попробуем понять функции духа. Для этого нам придется сравнивать человека с ангелами.
После смерти тела, дух и душа человека отходят в мир иной.
Св.
Феофан Затворник и другие святые, пишут о том, что души отошедших, (то есть душа +дух) устроены так же как и ангелы. Из этого можно сделать вывод, что и у ангела есть душа, и именно ей принадлежат свобода выбора и все личностные свойства.
Перехожу (
Феофан Затворник) к свидетельству, приводимому из св.
Макария Великого.
" А всякая тварь, и ангел и душа и демон, по собственной природе своей, суть тело, потому что, хоть и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как наше тело, в существе своем, дебело" (Беседа 4, гл.9).
Многие святые называют ангелов и души людей, телами, или говорят о том, что они облечены в тонкие тела, при этом отрицая всякую материальность. Как же это понять?
По всей видимости, именно дух, будучи полностью не материальным, являясь силой (энергией) не физической, выполняет те же функции что и наше тело, а именно, имеет возможность передвигаться, получать и передавать информацию
По словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе"
Ангелы питаются созерцанием Бога.
То есть дух питается созерцанием Бога?
Наш дух мертв, наше спасение возможно только по милости Божьей. Бог, слыша наши молитвы и видя сокрушенные сердца, дает питание нашему духу, оживляет его, выводит из комы?
Кто же управляет духом? – Получается, что душа.
Тело предъявляет душе свои требования – вкусная еда, питьё, комфортные условия, похоть и т.д., дух свои – страх Божий, совесть, жажда Бога. Если душа отдает предпочтение телу, оно начинает расти – 100кг…..150…., и начинает управлять душой, то же и с духом. Извините Афанасий, но опять приходится вас цитировать - В процессе обожения душа истончается, а дух растет.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)«Дух, душа и тело» стр.76 – «Дух не только творит материальные формы, но может сам принимать эти формы – материализоваться»
Св.
Феофан Затворник. - Спрашивается: где хранятся тонкие тела, в которые облекаются духи, являясь людям? Отвечаю: там же, где хранилось тело Господа, в котором Он явился Аврааму, в котором боролся с Иаковом, в котором видим был в раю и проч. Во всех сих и подобных случаях Он принимал тело на время, следовательно, где-нибудь его брал. Таким образом, где брал тело Господь, там берут его и духи, и где хранились те Господни тела, там хранятся тела и духов.
Скажут на это: так ведь то Господь, – повелит, и соберутся вокруг Него стихии и образуют тело; повелит снова – стихии разрешатся и не станет тела.
Но Тот же Господь, сотворивший духов по образу и подобию Своему, мог даровать и им способность собирать вокруг себя стихии и облекаться в видимое тело, когда это бывает нужно для исполнения Святой Его воли. Я не вижу туг ничего невозможного. Не невозможно это со стороны Бога: Он готов даровать твари всякое благо, которое она способна вместить. Спрашивается: может ли дух вместить такую способность? Отвечаю: может, ибо он есть сила, действительно существующая среди других тварей, и сила высшая всего вещественного, сколько бы сильным и мощным оно ни являлось. Высшее же по естеству может натурально господствовать над естествами низшими, и низшие естества должны естественно покорствовать и подчиняться высшим.
Так я полагаю, что духам бесплотным Бог даровал способность привлекать к себе, когда это требуется, известные стихии и образовывать из них вокруг себя известную оболочку и потом, когда минуется надобность, отрешать их от себя и возвращать в первое состояние. Таким способом ангелы образуют себе как тело в виде человеческого, в котором обыкновенно являются, так и одежду и все, с чем являются; и таким же способом все это опять разлагается на свои стихии. И мне кажется, что этот способ объяснения есть самый простой и натуральный, а главное – обнимающий все случаи ангелоявлений.
Св.
Григорий Нисский. Душа-дух, реальная сила, физическою, выразимся так, – стороною своею действует и приводит в движение все тело и, как дух, выше вещества, является в нас преобладающею и господственною. Даже самое образование тела совершается этою же стороною помимо сознания и самодеятельности души.
Ну, ежели, что не так – сильно не ругайте.