Что такое дух?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Согласен. Однако, сомнение в себе, в правильности совершаемых поступков, есть необходимое условие духовного роста. Закончится человек, если будет абсолютно уверен в мире сем , если ответит на все вопросы. Неведение - наш удел. Здесь, остается лишь трудиться духовно и уповать на Божию помощь, чтобы послал мудрости, терпения и веры.
Бог Слово всё сказал, но всё ли мы понимаем? Без Его помощи не поймём. Тут Вы правы - молитва, и ещё -Таинства помогут нашему одухотворению, а следовательно и пониманию.
 
Москва
Православный христианин
И труды святых отцов. Хотя заметил, что не всегда сразу их смысл открывается.
Там как и в Библии несколько слоев. Поэтому очень помогает периодически возвратиться к прочитанному. Даже сказал бы удовольствие получаешь.
 
Дух и душа человека не принадлежат нашему материальному миру и сущность этих явлений познать нельзя, однако понять, какие функции присущи душе, а какие духу – можно, хотя занятие не простое. Проблема заключается в том, что дух и душа неразделимы. У животных же духа нет, а значит, сравнивая человека и животных можно выяснить какие функции принадлежат исключительно душе. Чтоб избежать ненужных споров сразу скажу, что души животных и человека очень сильно различаются, одна произведена землёй, другая вдохнута Богом, но при всём при том имеют много общего.

Матф.8:22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом более подробно – «….Мы рождаемся уже убитыми вечной смертью!.... По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных,

Получается, что в нас умер дух, но так как дух бессмертен, то, видимо, правильнее будет сказать, что он находится в коме.
И так начнем с души.
"Душа не из земли, не из огня, не из тугого какого элемента, не из всех вместе, не из нескольких. (Если бы тогда знали про эфир, то, конечно, блажен. Августин сказал бы: не из эфира). Богом создана, и не есть субстанция, ни земная, ни огненная, ни воздушная, ни водяная: но есть субстанция разумная, – госпожа тела".
"А так как душа не тело, то она и сильна созерцать не телесное. Не будучи же телом, не имеет она и пространственных измерений. Все пространственное она содержит в памяти, а сама не пространственна. Душа не телесна, не протяженна в долготу, не растянута в широту, не натянута в высоту, – и однако ж в теле такую имеет силу, что в ее руках правление всех человеков, и она держит как бы рычаг для производства всех телесных движений".

Те же самые мысли св. Григорий Нисский
"Душа показывает в себе далекость от материи тем самым, что, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями".
"Стремиться к совершенству жития в Боге есть принадлежность духа".

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что душа управляет телом, она абсолютно свободна и именно ей принадлежат все свойства личности.

Теперь попробуем понять функции духа. Для этого нам придется сравнивать человека с ангелами.
После смерти тела, дух и душа человека отходят в мир иной.
Св. Феофан Затворник и другие святые, пишут о том, что души отошедших, (то есть душа +дух) устроены так же как и ангелы. Из этого можно сделать вывод, что и у ангела есть душа, и именно ей принадлежат свобода выбора и все личностные свойства.

Перехожу (Феофан Затворник) к свидетельству, приводимому из св. Макария Великого.
" А всякая тварь, и ангел и душа и демон, по собственной природе своей, суть тело, потому что, хоть и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как наше тело, в существе своем, дебело" (Беседа 4, гл.9).

Многие святые называют ангелов и души людей, телами, или говорят о том, что они облечены в тонкие тела, при этом отрицая всякую материальность. Как же это понять?
По всей видимости, именно дух, будучи полностью не материальным, являясь силой (энергией) не физической, выполняет те же функции что и наше тело, а именно, имеет возможность передвигаться, получать и передавать информацию

По словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе"

Ангелы питаются созерцанием Бога.


То есть дух питается созерцанием Бога?
Наш дух мертв, наше спасение возможно только по милости Божьей. Бог, слыша наши молитвы и видя сокрушенные сердца, дает питание нашему духу, оживляет его, выводит из комы?
Кто же управляет духом? – Получается, что душа.
Тело предъявляет душе свои требования – вкусная еда, питьё, комфортные условия, похоть и т.д., дух свои – страх Божий, совесть, жажда Бога. Если душа отдает предпочтение телу, оно начинает расти – 100кг…..150…., и начинает управлять душой, то же и с духом. Извините Афанасий, но опять приходится вас цитировать - В процессе обожения душа истончается, а дух растет.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)«Дух, душа и тело» стр.76 – «Дух не только творит материальные формы, но может сам принимать эти формы – материализоваться»

Св.Феофан Затворник. - Спрашивается: где хранятся тонкие тела, в которые облекаются духи, являясь людям? Отвечаю: там же, где хранилось тело Господа, в котором Он явился Аврааму, в котором боролся с Иаковом, в котором видим был в раю и проч. Во всех сих и подобных случаях Он принимал тело на время, следовательно, где-нибудь его брал. Таким образом, где брал тело Господь, там берут его и духи, и где хранились те Господни тела, там хранятся тела и духов.
Скажут на это: так ведь то Господь, – повелит, и соберутся вокруг Него стихии и образуют тело; повелит снова – стихии разрешатся и не станет тела.
Но Тот же Господь, сотворивший духов по образу и подобию Своему, мог даровать и им способность собирать вокруг себя стихии и облекаться в видимое тело, когда это бывает нужно для исполнения Святой Его воли. Я не вижу туг ничего невозможного. Не невозможно это со стороны Бога: Он готов даровать твари всякое благо, которое она способна вместить. Спрашивается: может ли дух вместить такую способность? Отвечаю: может, ибо он есть сила, действительно существующая среди других тварей, и сила высшая всего вещественного, сколько бы сильным и мощным оно ни являлось. Высшее же по естеству может натурально господствовать над естествами низшими, и низшие естества должны естественно покорствовать и подчиняться высшим.
Так я полагаю, что духам бесплотным Бог даровал способность привлекать к себе, когда это требуется, известные стихии и образовывать из них вокруг себя известную оболочку и потом, когда минуется надобность, отрешать их от себя и возвращать в первое состояние. Таким способом ангелы образуют себе как тело в виде человеческого, в котором обыкновенно являются, так и одежду и все, с чем являются; и таким же способом все это опять разлагается на свои стихии. И мне кажется, что этот способ объяснения есть самый простой и натуральный, а главное – обнимающий все случаи ангелоявлений.

Св. Григорий Нисский. Душа-дух, реальная сила, физическою, выразимся так, – стороною своею действует и приводит в движение все тело и, как дух, выше вещества, является в нас преобладающею и господственною. Даже самое образование тела совершается этою же стороною помимо сознания и самодеятельности души.

Ну, ежели, что не так – сильно не ругайте.
 
Москва
Православный христианин
Михайлов Игорь Анатольевич написал(а):
Кто же управляет духом? – Получается, что душа.
Вы проделали большую работу :). Но вот этот вывод неверный. Дух выше души, и именно дух должен управлять душой, сам, в свою очередь, движимый Духом Божиим. Другое дело, что в падшем нашем состоянии, точно, душа часто управляет духом, но это - состояние бедственное. Позвольте дать довольно пространную цитату - просто ничего вырезать из неё не смогла, настолько она в тему:) :

Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково: тело должно подчиняться душе, душа — духу, дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом — от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло и должно было произойти смятение во всем составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность. Человек, до приятия новой жизни в Господе Иисусе Христе, именно находится в этом состоянии низвращенного соотношения составных частей его существа, подобие которому представляет зрительная трубка, когда составные ее части вдвинуты одна в другую.
Так, Слово Божие, говоря о грешниках, забывающих Бога, постоянно почти называет их плотскими, редко — душевными, а духовными не только не называет, даже почитает их противоположными таковым.

Еще о первом допотопном мире сказал Бог: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Явно, что преданность плоти погашает дух и отчуждение от Бога. У пророка Давида говорится: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48:13), то есть честь богоподобия, отраженную в его духе, заменил скотством, предавшись плоти. Апостол Павел о состоянии людей до принятия благодати в христианстве говорит, что тогда они были во плоти, потому страсти греховные действовали в них (Рим. 7:5), жили в похотех плоти, творяще волю плоти и помышлений (Еф. 2:3), или, как говорит апостол Петр, вслед плотския похоти сквернения ходили (2 Пет. 2:10). Апостол Иуда неверных прямо называет телесными, духа не имущими (ст. 19). И вообще, в Слове Божием плотяности приписывается все зло. Сущий по плоти, плотская мудрствуют, мудрование же плотское смерть и вражда на Бога есть (Рим. 8: 5, 7), подчинившиеся коему Богу угодити не могут (Рим. 8:8), почему пожнут от плоти истление (Гал. 6:8).

Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ею, или душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. Святой апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большой точностию прибавляет: несть сия премудрость от Бога, но земна, душевна, бесовска (Иак. 3:15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны...

Где же дух у такого рода людей? В них же, но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом.

Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, несвойственных душе и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрешаются от земли наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права. Мучения совести, боязнь Судии — Бога, постоянная тоска — это суть его действия на душу, его стоны, отзывающиеся в сознании душевном. Так, в людях чувственных и душевных дух тлеет, как искра под пеплом. Возбуди его или, лучше, не мешай ему возбуждену быть Словом Божиим, проходящим до разделения души и духа (Евр. 4:12), и он явится во всей своей силе и власти.

Вчеловеке же, прилепившемся к Господу Иисусу Христу и благодать Его приявшем, все сие имеет себя иначе….Он как бы несть во плоти, но в дусе, и не должен плоти, еже по плоти жити (Рим. 8: 9, 12). .

Прияв слово, проходящее до разделения души и духа (Евр. 4:12), он берет душу в свою власть и приносит ее в жертву Богу (Мф. 10:39), начинает огребатися от похотей, яже воюют на душу (1 Пет. 2:11), подчинять ее слову, могущему спасти (Иак. 1:21), и таким образом преобразует ее всю, назидает ее духом чрез веру или послушание истине (1 Пет. 1:22; Иуд. 1:20), приучает ее предавать себя в благотворение (1 Пет. 4:19), и сердце ее обрезывает духом (Рим. 2:29), и все богоугодное, еже аще творит, заставляет творить от души, чего прежде она не хотела (Кол. 3:23). Работая таким образом Богу всею душею и от души (Еф. 6:6; Мф. 22:37), он обретает покой душе своей (Мф. 11:29), прозревая кончину веры — спасение души (1 Пет. 1:9), что, как котву, имел для души своей (Евр. 6:19).

Вследствие сего у него жизнь духовная совершенно поглощает жизнь плотскую и душевную. Он прославляет Бога в душе и телеси своем (1 Кор. 6:20); у него все производится в духе и духом; служит он Богу и работает духом и в обновлении духа (Рим. 1:9; 7:6; Флп. 3:3), тщанием он неленив от того, что горит духом (Рим. 12:11); ходит духом и похотей плотских не совершает (Гал. 5:16); сеет в духе (Гал. 6:8); исполняется духом (Еф. 5:18); к слушанию истины преклоняется духом (1 Пет. 1:22).

Отчего так? Христианин ходит духом оттого, что живет духом (Гал. 5:25), что Дух Божий живет в нем (Рим. 8:9; 1 Кор. 3:16); что он стал храмом живущего в нем Духа Святаго, напоился Духом (1 Кор. 12:13; 1 Кор. 3:16; Еф. 2:22).
(СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК . Начертание христианского нравоучения. (Часть первая)
Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике)


http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nachertanie
 
Вы проделали большую работу :). Но вот этот вывод неверный. Дух выше души, и именно дух должен управлять душой, сам, в свою очередь, движимый Духом Божиим. Другое дело, что в падшем нашем состоянии, точно, душа часто управляет духом, но это - состояние бедственное.

Именно об этом я и говорю, Если душа отдает предпочтение телу, оно начинает расти – 100кг…..150…., и начинает управлять душой, то же и с духом.
- В процессе обожения душа истончается, а дух растет.
Так же как разросшееся тело начинает управлять душой, так и возросший дух берет управление на себя.
 
Москва
Православный христианин
Именно об этом я и говорю, Если душа отдает предпочтение телу, оно начинает расти – 100кг…..150…., и начинает управлять душой,
:)Тут кажется такой зависимости нет.:)
Кстати истончение душе во благо. Она все больше принимает свойства Духа. ( обожение)
 
У св. Феофана Затворника обратил внимание на две фразы, но сразу не понял их суть.
Он пишет, что души отошедших святых таковы же, что и ангелы.
…..А если падшие духи таковы, то таковы же и непадшие, ибо падение не переменило естества.
Не понятно было, вот что - если естество падших и не падших духов одинаково, то почему говорится только о душах святых, а остальные каковы? Видимо при всем едином естестве, разница заключается в следующем. Ангелы и святые – ДУХ+душа, а бесы и грешники ДУША+дух
 
Москва
Православный христианин
Ангелы и святые – ДУХ+душа, а бесы и грешники ДУША+дух
Не знаю что ответить. Наши мирские представления о духовном мире совершенно не соответствуют миру который сказано: "От Иоанна святое благовествование
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
"
 
Москва
Православный христианин
У св. Феофана Затворника обратил внимание на две фразы, но сразу не понял их суть.
Он пишет, что души отошедших святых таковы же, что и ангелы.
…..А если падшие духи таковы, то таковы же и непадшие, ибо падение не переменило естества.
Не понятно было, вот что - если естество падших и не падших духов одинаково, то почему говорится только о душах святых, а остальные каковы? Видимо при всем едином естестве, разница заключается в следующем. Ангелы и святые – ДУХ+душа, а бесы и грешники ДУША+дух
О душах святых, что они будут подобны ангелам, святитель пишет потому, что те будут святы, как ангелы. Души же грешников святы и чисты не будут, а будут темны и мрачны :( и потому нисколько не будут похожи на ангелов. Об этом пространно пишет пр. Макарий Великий, описывая, что всё это сделается очевидным в день Воскресения и Страшного Суда:
Духовные беседы преп. Макария Египетского
Беседа 1.

3. Так, если душа предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении.
4. А что души праведных соделываются светом небесным, — о сем сам Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14).
Беседа 2.
5. И Господь облек их в одеяния царства неизреченного света, в одеяния веры, надежды, любви, радости, мира, милосердия, благости, а подобно, и во все прочие божественные, животворные одеяния света, жизни, неизглаголанного упокоения, чтобы, как Бог есть любовь, радость, мир, благость, милосердие, так и новый человек соделался сим по благодати. И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников: так и царство света и небесный образ — Иисус Христос таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим Христос до дня воскресения, когда и самое тело покроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душею, еще ныне приемлющею в себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вечным светом.
Беседа 5.
17. Посему, постараемся верою и добродетельною жизнью здесь еще приобрести себе оное одеяние, чтобы нам, облеченным в тело, не оказаться нагими; и тогда в день оный ничто не прославит плоть нашу. Ибо в какой мере сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его.
Беседа 32
2… небесное одеяние, ныне еще облекшее и прославившее душу, в каком виде приобретено оно в сердце, в таком облечет в тот день воскресшие тела, после того, как они восстанут из гробов обнаженными. Явно же, облекут их славою тот невидимый дар и то небесное одеяние, какие христианами получены еще ныне.
Беседа 36.
О двояком воскресении душ и тел, и о различной славе воскрешенных.​
1. Воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день. Но как утвержденные на небе звезды не все равны, и одна от другой отличаются светлостью и величиной: так и в духовном преуспеянии о том же Духе бывают по мере веры, и один оказывается богатее другого.
 
О душах святых, что они будут подобны ангелам, святитель пишет потому, что те будут святы, как ангелы. Души же грешников святы и чисты не будут, а будут темны и мрачны :( и потому нисколько не будут похожи на ангелов. Об этом пространно пишет пр. Макарий Великий, описывая, что всё это сделается очевидным в день Воскресения и Страшного Суда:

Вы меня не поняли. Речь идет о росте духа и истончении души. Когда человек смиряет свою душу, её волю и свободу подчиняет духу, воле Божьей,тогда душа истончается, а дух растет.
Когда дух подчинен душе, душа господствует - это бес или душа грешника. Когда душа подчинена духу - это ангел или святой. А про черное и белое понятно.
 
Москва
Православный христианин
Вы меня не поняли. Речь идет о росте духа и истончении души. Когда человек смиряет свою душу, её волю и свободу подчиняет духу, воле Божьей,тогда душа истончается, а дух растет.
.
Вот это мне кажется сомнительным. Если следовать такой логике, то в прогрессе духовного роста душа как таковая и вовсе истончится и исчезнет. А этого не будет. Она бессмертна. Поэтому думаю, что она никуда не истончается, а просвещается и освящается.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Она бессмертна. Поэтому думаю, что она никуда не истончается, о просвещается и освящается.
Истончение души не есть как в человеческом понятии уменьшение и в результате превращение в нуль.
Это всего лишь приобретение способности все более чутко (тонко) воспринимать движения Духа Святого.
Это перерождение духовное. (обожение, преподобие)
Не переживайте, совсем истончиться ей не удастся. Потому уж точно не умрет.:)
 
Вот это мне кажется сомнительным. Если следовать такой логике, то в прогрессе духовного роста душа как таковая и вовсе истончится и исчезнет. А этого не будет. Она бессмертна. Поэтому думаю, что она никуда не истончается, о просвещается и освящается.

Душе принадлежат все свойства личности. Когда мы подчиняем свои желания воле Божьей, разве перестаем быть личностями, и становимся бездумными роботами?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху