Как Церковь относится к таинствам еретиков?

Православный христианин
Не всех еретиков принимают в Православную Церковь через крещение. Как это понимать? Неужели Церковь считает благодатными и действительными таинства у еретиков?
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Не всех еретиков принимают в Православную Церковь через крещение. Как это понимать? Неужели Церковь считает благодатными и действительными таинства у еретиков?
Каноны о присоединении еретиков и раскольников
https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/kanonicheskoe-pravo/8
 
Православный христианин
Каноны о присоединении еретиков и раскольников
https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/kanonicheskoe-pravo/8
Рано вас поблагодарил, т.к. после прочтения по вашей ссылке остался один вопрос. Как я понял из текста по ссылке, степень оставления благодати зависит от степени искажения вероучения в какой-либо конфессии. В случае когда еретики принимаются через миропомазание, получается, что Церковь признаёт в такой конфессии наличие благодати достаточное для совершения таинства крещения, но одновременно с этим отрицает достаточность благодати для миропомазания и прочих таинств. Что, для крещения требуется благодати меньше чем для других таинств? Непонятно.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Меня вообще не надо благодарить.
Благодарите Отцов Церкви, как они решили эту проблему.
Вряд ли мы способны на пересуд их решений, даже если нам что-то и непонятно.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Да, есть разделение на три степени удалённости от духовного опыта Древней Церкви: https://odos.ru/publish/print.php?id=480

Еп. Сергий (Страгородский) пишет об этом, как о динамическом процессе в истории Церкви, которая в разные периоды, руководствуясь принципом икономии, принимает из инославия по-разному. Но для приёма священников в сущем сане необходимо наличие в той конфессии, из которой они переходят, "правильной епископской хиротонии, преемственно сохранившейся от Апостолов (конечно, вместе и с апостольским учением о священстве)".
 
Последнее редактирование:
Иркутская обл.
Православный христианин
Не всех еретиков принимают в Православную Церковь через крещение. Как это понимать? Неужели Церковь считает благодатными и действительными таинства у еретиков?
Вне Тела Христова,вне Церкви Его не может быть никаких благодатных Таинств.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Тогда как вы объясните присоединение к православию через покаяние или миропомазание?
Той самой икономией,снисхождением к еретикам,при их правильно cовершенном обряде крещения. Обряд правильный был,но,таинства не было и быть не могло без благодати Духа Святого.При присоединении к Церкви Христовой правильный обряд крещения дополняется таинством Миропомазания,и обряд,совершенный вне Церкви,как-бы наполняется уже благодатью. Это я своими словами,по простому.
Вообще,вся эта крещенская до,синодальная и послесинодальная икономия 18-21 вв.вызывает много вопросов.
Про принятие еретиков через покаяние в сущем сане...ещё больше. Как и про наличие какой-то неполной,частичной благодати у них.
Без спора,просто высказался - таинств вне Церкви быть не может!
 
Православный христианин
При присоединении к Церкви Христовой правильный обряд крещения дополняется таинством Миропомазания,и обряд,совершенный вне Церкви,как-бы наполняется уже благодатью.
Но ведь крещение - это не обряд, а совершенно самостоятельное таинство, хотя на практике его соединяют с миропомазанием. И в этом таинстве, как и во всех прочих таинствах, вместе с видимыми внешними действиями происходит действие благодати Божией на человека. Поэтому миропомазание не может восполнять отсутствие благодати при крещении.
Вообще,вся эта крещенская до,синодальная и послесинодальная икономия 18-21 вв.вызывает много вопросов.
Меня на создание этой темы подтолкнуло прочтение 95 правила 6 Вселенского Собора. В нём есть указания на все три способа принятия еретиков в православие. Так что мой вопрос связан с гораздо более древними и авторитетными правилами Церкви.
таинств вне Церкви быть не может!
Я тоже так думал до сих пор. Причём одновременно знал, что не всех еретиков принимают в Церковь путём крещения. Но ни разу не задумывался над тем, как согласовать одно с другим. А вчера впервые задумался.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Но ведь крещение - это не обряд, а совершенно самостоятельное таинство, хотя на практике его соединяют с миропомазанием. И в этом таинстве, как и во всех прочих таинствах, вместе с видимыми внешними действиями происходит действие благодати Божией на человека.
Это если в Церкви. А вне её - просто обряд,хорошо ещё если с правильными формулами и т.д. О каком действии благодати тут можно говорить...
 
Православный христианин
Это если в Церкви. А вне её - просто обряд,хорошо ещё если с правильными формулами и т.д. О каком действии благодати тут можно говорить...
Хорошо, если вне Церкви таинства совершаться не могут, то как можно принимать еретиков только через покаяние? Неужели можно спастись не пройдя таинства крещения? А если еретик принимается в сущем сане? Неужели можно совершать таинства не пройдя таинства священства?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Крещение - единственное Таинство, которое может совершить даже мирянин.
Уточним:
Это возможно в самом крайнем случае, только в прямом смысле смертной опасности и при невозможности доставить к человеку православного священнослужителя. Любой православный христианин. Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель: путём совершением Таинства Миропомазания
 
Православный христианин
Церковь признаёт в такой конфессии наличие благодати достаточное для совершения таинства крещения, но одновременно с этим отрицает достаточность благодати для миропомазания и прочих таинств. Что, для крещения требуется благодати меньше чем для других таинств? Непонятно.

Не совсем так. Церковь признает не "наличие благодати, достаточной для совершения таинства Крещения", а то, что литургическая практика в такой конфессии не противоречит канонам Православной Церкви, а значит человек, получивший крещение в таковой общине может считаться христианином; вполне возможно, что азы христианской веры этот человек слышал. Но те вероучительные искажения, которые пребывают и культивируются в такой конфессии и которые кардинально расходятся с православной догматикой делают его Крещение "недостаточным", "несовершенным", "не завершенным до конца". И это связанно как раз с тем, что в Таинстве Миропомазания крещаемому передаются "дары Св. Духа". Ну а поскольку Православная Церковь верит, что Св. Дух обретается только в ней, то, следовательно те, кто искажают православную догматику лишаются благодати Св. Духа. И при переходе в православие этому человеку "восполняют" ранее совершенное крещение.

Самый типичный пример - римо-католики. Переходящих из католицизма в православие принимают по второму чину, а духовенство - с сохранением сана. Что свидетельствует о признании Православной Церковью как литургических практик католиков, так и существование у них легитимной цепи рукоположение.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Благодать не измеряется в килограммах.
Если крестились в Отца, Сына и Святаго Духа, то и слава Богу, а Благодать Бог даст, если будут в Церкви душой и телом, соблюдая всё, что Господь повелел.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Но те вероучительные искажения, которые пребывают и культивируются в такой конфессии и которые кардинально расходятся с православной догматикой делают его Крещение "недостаточным", "несовершенным", "не завершенным до конца". И это связанно как раз с тем, что в Таинстве Миропомазания крещаемому передаются "дары Св. Духа". Ну а поскольку Православная Церковь верит, что Св. Дух обретается только в ней, то, следовательно те, кто искажают православную догматику лишаются благодати Св. Духа. И при переходе в православие этому человеку "восполняют" ранее совершенное крещение.
Все-таки как-то трудно,Александр, такое ранее безблагодатное крещение назвать благодатным Таинством Крещения. При Миропомазании в Церкви оно уже восполняется и считается Таинством. А до этого,да,что-то несовершенное,похожее на Таинство.
Самый типичный пример - римо-католики. Переходящих из католицизма в православие принимают по второму чину, а духовенство - с сохранением сана. Что свидетельствует о признании Православной Церковью как литургических практик католиков, так и существование у них легитимной цепи рукоположение.

А вот здесь мне непонятно - с признанием рукоположений.

«Диалог с римско-католической церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений»
(Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию)

Свт. Василий Великий: «...Ибо хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и через возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением».

Никодим (Милаш):«Власть епископа – рукополагать других, сообщать им благодать священства, зависит от преемства, т. е. от того, насколько он, подлежащий епископ, принял, унаследовал эту власть от лиц, могущих передать ему оную законно, и поскольку он эту унаследованную власть умеет хранить и, в свою очередь, другим в наследство передать. Раз епископ потеряет эту власть, вследствие ли раскола или ереси, тогда, само собой понятно, он не в состоянии и другим ее передать, так что в этом епископе преемство прекратилось, т. е. он потерял наследство, соучастником которого он стал через хиротонию, наравне с прочими православными епископами. Эта каноническая мысль о священной иерархии в Церкви, затронутая Василием Великим в настоящем правиле, есть не иное что, как кратко формулированное учение об этом Священного Писания, Святых Отцов и Учителей Церкви».
 
Православный христианин
Переходящих из католицизма в православие принимают по второму чину, а духовенство - с сохранением сана. Что свидетельствует о признании Православной Церковью как литургических практик католиков, так и существование у них легитимной цепи рукоположение.
Как я понимаю, признавая легитимность цепи рукоположений, Православная Церковь через это признаёт наличие у католиков благодати священства, которая и передаётся через рукоположение. При отсутствии особого дара Св. Духа как можно говорить о легитимности цепи рукоположений? Ведь в этом случае передавать при рукоположении нечего. Или я чего-то не понимаю?
 
Православный христианин
Католики типа доучились до какого то класса, потом бросили учебу, потом некоторые пришли продолжать учение, вот с них и не спрашивают то, что они уже выучили, принимают с тем. Грубое сравнение.
 
Последнее редактирование:
Сверху