... с методами - полная засада.
"
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
1) Организационные методы:
сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.);
лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
комплексный метод (заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения; в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
2) Эмпирические (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении:
наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы).
Наблюдение– целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта (
открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования,
скрытое;
лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях и
естественное (полевое);
включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри,
невключенное – наблюдение со стороны;
случайное – не запланированное заранее наблюдение,
систематическое – преднамеренное наблюдение).
Самонаблюдение -наблюдение за своими переживаниями.
Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.
Бывает: 1)лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией.
2) Естественный эксперимент - сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
3) Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
4) Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали." (С)