Превзойти в светлости Бога

Православный христианин
Почему было не создать Адама совершенным и завершенным? Что это, если не ошибка?
Это уже другой вопрос.. получится мы как бы приняли версию как основную и теперь богословствуем на её основе). И вообще это уже из темы: зачем существует добро и зло. Мог бы дать свое понимание, но тут снова по кругу и об одном и том же начнем как обычно.
А вы в ТЭ вообще-то верите? Почему-то не созданы сразу некие конечные формы жизни
 
Православный христианин
Во многих сказках герой получал право на " заветные три желания", в некоторых больше, а где-то и безлимит (По щущьему велению, например). Так вот человек и есть тот самый пример безлимитного права свободы выбора (вершина мироздания). Ангелы создавались как рабочая сила для создания и поддержания мiра с вершиной творения - Человек. В Ангелах тоже было заложено свободное право выбора, но только единожды (одно желание).
Так вот Денница первым и воспользовался своим правом, когда не возжелал поклониться Человеку, оспаривая своё "первородство".
Человек сотворён со свободной волей, но каково это было до грехопадения и как будет после, я не не берусь утверждать, но пока живу земной жизнью, моя воля свободна в выборе без ограничений, если только я сам себя не ограничу (принимая во внимание чужую волю). То есть, это совсем иная свобода, нежели свобода Ангелов, я свободен не только выбирать (между чем то), но и способен самостоятельно контролировать собственную свободу (качественная оценка), чего нет у ангелов. За эту бессмертную душу (свободу) и борется с Богом падший ангел, не по тому что осознаёт своё падение, а именно по тому, что не способен это осознать!
Христос как Человек тоже имел безлимитное право на выбор? Он ведь воспринял нашу свободную и разумную волю, однако отцы говорят что Он не колебался и не выбирал а волил природно. Как вы это понимаете? Волил ли так же первозданный Адам - не выбирая, а природно? Ведь гномическое ( совещательное, колеблющееся) воление появилось у Евы только когда змий смутил её мысли.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Почему было не создать Адама совершенным и завершенным? Что это, если не ошибка?
Хотя можно, вкратце.. Если примтивно: добро - это единство, зло - разделение. Познание "зла" и разделения - необходимый компонент для завершенности. Рождение в единстве, развитие - в разветвлении, познать "зло" таким образом дело рук человеческих и свободной воли, потому что для всего свой инструмент). А конечная фаза - возвращение к единству с тем опытом, это завершенный Адам - Христос.
 
Православный христианин
А в эсхатоне нельзя пасть, потому что нет движения тварной природы (то, что мы называем изменением), но в силах природы тварной исключительно нетварное действование (что мы называем неколебимостью, или неизменчивостью), от того вечный покой и называют вечнодвижным, ибо тварная природа покоится, а нетварное действование превыше движения и покоя
Да, но в падших людях и ангелах в вечности обратное - нельзя вернуться в светлое состояние.

Но вы правы, именно так у св.Максима где то поясняется. Но наряду с этим в вопросответах, кажется, есть и другое пояснение, скорее дополняющее - тот кто вкусил Истинное Благо не может уже ошибиться и обратиться к иному чему то. Не дословно, надо бы освежить в памяти найдя цитату. То есть тот, кто добровольна предал всего себя Богу, отказавшись от самого себя, вкусил ту Благость, от которой уже не может отвратиться.. Как то так, но стоит чётче выразить как то.
 
Православный христианин
ТЭ верю, но она и не подразумевает наличие создателя.
*не рассматривает правильнее сказать, про создателя там ничего сказать нельзя, иначе была бы полная картина от и до, а её нет
**В этом смысле и провел аналогию с ТЭ, не все религиозные деятели отрицают ТЭ.

Добро не существует без зла? Чтобы доброе совершилось надо обязательно чтобы где то совершилось злое? Это мнение ведь осуждалось отцами, хотя цитату не дам - не помню у кого читала
Не совсем удачный ракурс имхо... стереотипный.. хотя возможно так и есть. Здесь в другом дело, и я указал в чем - в разветвлении, множественности. Даже когда появляются двое, уже возникает конфликт, для одной стороны зло, для другой благо. Конфликта нет только когда 1.
По деннице не в теме, о нем прямо нет ничего в Писании, только трактовки.. Можно предположить что да, такой же неоьходимый инструмент реализации множественности из 1, а значит и "зла" тоже.

Тут же все просто, не участвуйте)))
Если это намек на мое участие в подобном, то тут есть один важный нюанс... Различие между сущностным и семантическими "обсуждениями"). Большинство вопросов и обсуждений именно последнего характера. Богословские толкования - уже готовая картина и не требует никаких преобразований и толкований, она сама по себе абстрактна, там выбраны какие-то средства подходящие данному вопросу, и пытаться вырвать из контекста, переставить местами, играть в паззлы и рассуждать о квадратных треугольниках, безумствование имхо.
Чтобы действительно обсуждать что-то по существу, нужно и создавать свое, *от ветра головы* конечно же, как все прекрасно знают))

***Смысл метафоры с паззлом и созданием нового приблизительно таков: на паззле изображен портрет, а обсуждающие хотят пересобрать из него, ну например автомобиль.. На основании того что это авторитетные части картины, и свое недопустимо. Иногда кстати получается :))
 
Последнее редактирование модератором:
агностик
Природа Адама совершенна. Бог не творит несовершенное. А дальше вопрос того как эта совершенная природа конкретно себя проявила и почему. Я иных вариантов не вижу. Вижу что совершенная природа Денницы реализовывала в Деннице своё стремление к Светлости, а оказалась во тьме. И, как понимаю, его падение произошло до сотворения человека, до того как появилась причина зависти. Так можно было бы сказать что тоже внешний фактор - Адам, вызвавший ревность Денницы из любви к Богу. Но тут вспоминаем про Евангельскую любовь в которой нет зависти, ревности. Но вспоминаем и то, что это сверхсущностное свойство. В природе ангела и человека заложено много добродетелей, но есть добродетели которые нельзя заложить, а которые можно только приобрести отрёкшись от себя самого, от природного, по сути.

Возможно дело в смирении и в том, что послушание воле Бога это ещё не смирение. Смирение это отказ от себя.
Мы, конечно, не придем к одинаковым выводам в силу разного мировоззрения, но вот сам вопрос хотелось бы дополнить следующей мыслью.

Любой, кто имел дело с детьми, знает их чистую природу, их любовь и благодарность по отношению к родителям, их радость, когда они могут помочь или поделиться с близкими. Они могут быть местами капризны или непослушны в силу своего неразумия, но совершенно невозможно представить себе человека, который сознательно отрекся бы от своего отца или матери без чрезвычайно веской причины.

Тем более невозможно представить, чтобы совершенное существо, сочетающее в себе детскую чистоту с взрослым разумом и даже превосходящее их в этих качествах, отреклось бы от своего создателя и выбрало бы жить в вечной ненависти к нему и всему остальному творению.
 
Православный христианин
тем более опасна для него внутренняя гордость (это когда нет тщеславия, не важно что о тебе подумают, ты крут не взиаря ни на что) в отрочестве
Хм, возможно. А «мама смотри как я могу» - это что? Человек всегда хочет поделиться с другим своими достижениями, услышать « ты молодец»! Потом он порой от « молодец» переходит к « я крут». То есть наше возрастание есть благо. Человек часто хочет чтобы это возрастание было оценено. Порой - самим Богом - я молюсь и вот Бог даровал мне Духовную молитву, потому как я молодец - много молюсь. Но при таком мнении человек падает духовно… Простите за некий не очень связанный поток мыслей.

Где ошибка? Противоречия возникают когда вы рассматриваете в рамках установок тех версий, которые сами же отвергаете.. А в другой предложенной версии и данные другие - Адам не совершенен (не завершен), план поэтому не некрасив и не красив, это путь развития.. **Будете знать добро и зло **Будете как боги и тп.. Свободная воля например могла проявиться во вкушении раньше времени, это не противоречит Плану, задуманное свершится, Адам выбрал - как.
А ангел? Там нет плода запретного. Если с Адамом мы находим совратителя, то как быть с Денницей?

Почему было не создать Адама совершенным и завершенным? Что это, если не ошибка?
Природа Адама совершенна. Бог не творит несовершенное. А дальше вопрос того как эта совершенная природа конкретно себя проявила и почему. Я иных вариантов не вижу. Вижу что совершенная природа Денницы реализовывала в Деннице своё стремление к Светлости, а оказалась во тьме. И, как понимаю, его падение произошло до сотворения человека, до того как появилась причина зависти. Так можно было бы сказать что тоже внешний фактор - Адам, вызвавший ревность Денницы из любви к Богу. Но тут вспоминаем про Евангельскую любовь в которой нет зависти, ревности. Но вспоминаем и то, что это сверхсущностное свойство. В природе ангела и человека заложено много добродетелей, но есть добродетели которые нельзя заложить, а которые можно только приобрести отрёкшись от себя самого, от природного, по сути.

Возможно дело в смирении и в том, что послушание воле Бога это ещё не смирение. Смирение это отказ от себя.

Хотя можно, вкратце.. Если примтивно: добро - это единство, зло - разделение. Познание "зла" и разделения - необходимый компонент для завершенности. Рождение в единстве, развитие - в разветвлении, познать "зло" таким образом дело рук человеческих и свободной воли, потому что для всего свой инструмент). А конечная фаза - возвращение к единству с тем опытом, это завершенный Адам - Христос.
Добро не существует без зла? Чтобы доброе совершилось надо обязательно чтобы где то совершилось злое? Это мнение ведь осуждалось отцами, хотя цитату не дам - не помню у кого читала
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Даже когда появляются двое, уже возникает конфликт, для одной стороны зло, для другой благо.
А множественность трёх тоже должна порождать конфликт??
Мне кажется что само ваше деление множественности и есть причина порождающая конфликт. Именно сама попытка разделения множественности. Однако мир был сотворён таким, что множественности объединялись единым. Даже само понятие « единосущный» это единство а не разделение множественности. Разделение же противоестественно. Так кажетс св. Максим писал что после падения человека природа человеческая в своём многообразии лиц, воюет сама на себя. По сути это уродство. Ничего естественного и закономерного в мире, где естество и законы определяет Бог, нет.

Мы, конечно, не придем к одинаковым выводам в силу разного мировоззрения, но вот сам вопрос хотелось бы дополнить следующей мыслью.

Любой, кто имел дело с детьми, знает их чистую природу, их любовь и благодарность по отношению к родителям, их радость, когда они могут помочь или поделиться с близкими. Они могут быть местами капризны или непослушны в силу своего неразумия, но совершенно невозможно представить себе человека, который сознательно отрекся бы от своего отца или матери без чрезвычайно веской причины.

Тем более невозможно представить, чтобы совершенное существо, сочетающее в себе детскую чистоту с взрослым разумом и даже превосходящее их в этих качествах, отреклось бы от своего создателя и выбрало бы жить в вечной ненависти к нему и всему остальному творению.
Когда мама говорит уже сознательному ребёнку «не суй ножницы в розетку» то ребёнок делая по своему сознательно нарушает указание матери? А это равносильно « отрекается от матери», зная что мама этим запретом желает ему добра и даже рассказала что и как будет если ослушается. Видимо « а я хочу сунуть ножницы в розетку» почему то побеждает доверие к матери, любовь к матери. Да, он возможно побежит к маме когда его сильно дёрнет током, а возможно нет и скроет непослушание, а возможно и обманет. У вас какое то идеализированное представление о детях. Так что не любой думает так о всех детях как вы.
 
Православный христианин
А множественность трёх тоже должна порождать конфликт??
Мне кажется что само ваше деление множественности и есть причина порождающая конфликт. Именно сама попытка разделения множественности. Однако мир был сотворён таким, что множественности объединялись единым. Даже само понятие « единосущный» это единство а не разделение множественности. Разделение же противоестественно. Так кажетс св. Максим писал что после падения человека природа человеческая в своём многообразии лиц, воюет сама на себя. По сути это уродство. Ничего естественного и закономерного в мире, где естество и законы определяет Бог, нет.
Чушь какая-то... что значит делить множественности? множественность - это само разделение. Два- конфликт, три - тем более, конфликтов больше. Миллиард - постоянный конфликт, с некой точкой равновесия. Естественно объединение нужно, иначе все бы развалилось. Но само разделение необходимо именно для многообразия, поэтому оно как раз естественно, а неестественно только в смысле "грехопадения", отделения от божественного. На то и требуется завершающий этап - обожение,.. От бессознательного бессмертия, через раздельность - к сознательному бессмертию, единству. Поэтому Адам - ветхий, а Христос - истинный, завершенный.
 
агностик
Когда мама говорит уже сознательному ребёнку «не суй ножницы в розетку» то ребёнок делая по своему сознательно нарушает указание матери? А это равносильно « отрекается от матери», зная что мама этим запретом желает ему добра и даже рассказала что и как будет если ослушается. Видимо « а я хочу сунуть ножницы в розетку» почему то побеждает доверие к матери, любовь к матери. Да, он возможно побежит к маме когда его сильно дёрнет током, а возможно нет и скроет непослушание, а возможно и обманет. У вас какое то идеализированное представление о детях. Так что не любой думает так о всех детях как вы.
Я так думаю не о всех детях, а о тех, у кого хорошие родители)
Ребенок сует ножницы в розетку лишь потому, что плохо понимает последствия - может быть ему плохо объяснили родители, а может он их просто не понял. Приравнивать это к отречению от матери неправильно, он же не сбегает из дома.

Как вы думаете, Денница тоже плохо представлял последствия своего отпадения в силу своего неразумия?
 
Православный христианин
Вот нашла на форуме по этой теме:
*** Главной и единственной причиной падения Денницы было стремление уподобиться Богу:

И там же:
*** при сотворении мира все было: «весьма хорошо». Читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт.1:31). Следовательно, и мотивация дьявола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостна, а после превратилась в свою противоположность.
,,,

– Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню.


Они именно исказили принцип любви, перенеся ее с Бога на себя. А любой грех, именно отталкивается от святой заповеди, приобретая все свойства ее противоположности. Читаем: «Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим.7,8).
Кстати, славянское слово прелюбодеяние, и означает перелюбил. То есть, благостное чувство любви растлил его противоположностью.


Блаженный Августин, писал: «Град Земной воздвигла любовь к себе, даже до презрения к Богу, а Град Небесный - любовь к Богу, даже до презрения к себе».
Тут и там любовь, но любовь разная…

как учат святые отцы, зло есть удаление от добра. Блаженный Августин, так и пишет, что «Бог не может быть причиною зла, ибо не Он причина склонности к небытию». – То есть, зло и есть склонность к небытию, ибо Бог не творил зла. И в этом смысле, прав Августин, когда он пишет о том, что «невозможно отыскать никакого источника зла помимо добра».
А высшее добро и благо ангелов: любить и прославлять Бога, что диавол и исказил.

Как вы думаете, Денница тоже плохо представлял последствия своего отпадения в силу своего неразумия?
Представлял последствия своего отпадения? А как он их мог представлять если он был первый отпавший? И он стремился уподобиться Богу, а не отпасть.

Я выше писала что Денница пал до сотворения человека. Но это далеко не факт. Прочла что есть мнение что он отказался поклониться человеку сотворённому, будучи Богом поставленным над всем земным. А человек, как говорит Бог Адаму: «прах есть и в прах отыдешь. «
 
Православный христианин
Например, если бы Бог ему объяснил. :rolleyes:
То есть так - если ты слишком рьяно будешь стремиться уподобиться Мне, Богу, то вместо этого окажешься лишённым света к которому стремишься?

И, кстати, желание стать царём реализовалось - он царь мрака и это навечно.
 
Православный христианин
Христос как Человек тоже имел безлимитное право на выбор? Он ведь воспринял нашу свободную и разумную волю, однако отцы говорят что Он не колебался и не выбирал а волил природно. Как вы это понимаете? Волил ли так же первозданный Адам - не выбирая, а природно? Ведь гномическое ( совещательное, колеблющееся) воление появилось у Евы только когда змий смутил её мысли.
Христа тоже дьявол искушал, и как прочие люди испытывал на себе соблазны и искушения, но не согрешал осознанно. Мог бы и славу и богатство принять, но принял крестные страдания :
"И, отойдя́ немно́го, пал на лицо́ Своё, моли́лся и говори́л: О́тче Мой! е́сли возмо́жно, да мину́ет Меня́ ча́ша сия́; впро́чем не как Я хочу́, но как Ты" (Мф.26:39).
 
агностик
То есть так - если ты слишком рьяно будешь стремиться уподобиться Мне, Богу, то вместо этого окажешься лишённым света к которому стремишься?

И, кстати, желание стать царём реализовалось - он царь мрака и это навечно.
Денница ведь сделал что-то конкретное, чтобы отпасть от Бога? Вот об этом и стоило предупредить. Дело ведь явно не только в стремлении уподобиться.
 
Православный христианин
Христа тоже дьявол искушал, и как прочие люди испытывал на себе соблазны и искушения, но не согрешал осознанно. Мог бы и славу и богатство принять, но принял крестные страдания :
"И, отойдя́ немно́го, пал на лицо́ Своё, моли́лся и говори́л: О́тче Мой! е́сли возмо́жно, да мину́ет Меня́ ча́ша сия́; впро́чем не как Я хочу́, но как Ты" (Мф.26:39).
Вопрос был в другом. Да, Христа искушал дьявол, но искушаемый Иисус избирал ли между добром и злом при этом? Мог ли Христос избрать зло - славу, богатство? А место из Евангелия посмотрите у отцов в толкованиях - почему и доя кого Христос так говорил, учитывая, кстати, что Он Сам Бог и хочет Сам того же чего хочет Отец, имея с Отцом и Духом одну и ту же, не согласную или похожую, а одну ( единственное число) валю божественную.

Денница ведь сделал что-то конкретное, чтобы отпасть от Бога? Вот об этом и стоило предупредить. Дело ведь явно не только в стремлении уподобиться.
Я пока не поняла что именно Денница сделал конкретное. Возможно это нигде и не сказано. А возможно « просто подумал» что то конкретное, ведь ангел - это ум.
 
Православный христианин
Мог ли Христос избрать зло - славу, богатство?
Христос -не мог, а Иисус такую возможность имел, но не за тем Он вочеловечивался чтоб не исполнить Своего предназначения Мессии.

Я пока не поняла что именно Денница сделал конкретное. Возможно это нигде и не сказано. А возможно « просто подумал» что то конкретное, ведь ангел - это ум.
В том то всё и дело, что не было никакого нарушения закона, в выборе Денницы. Но после искушения человека на грех, перевернулся весь мир, на время. Грех человека явный, а грех искусителя "оспаривался" до явления Мессии и когда на смерть был предан не виновный и безгрешный Логос, вина дьявола была доказана, ад повержен и узники ада оказались искупленными Жертвой Христовой - Свершилось!
 
Православный христианин
Христос -не мог, а Иисус такую возможность имел, но не за тем Он вочеловечивался чтоб не исполнить Своего предназначения Мессии.
Не поняла. Вы противопоставили Христа Иисусу? Я писала про Иисуса Христа, про Одного, который не разделяется на того кто мог и того кто не мог.

В том то всё и дело, что не было никакого нарушения закона, в выборе Денницы. Но после искушения человека на грех, перевернулся весь мир, на время. Грех человека явный, а грех искусителя "оспаривался" до явления Мессии и когда на смерть был предан не виновный и безгрешный Логос, вина дьявола была доказана, ад повержен и узники ада оказались искупленными Жертвой Христовой - Свершилось!
Тоже не поняла что вы хотели сказать. Змий не искушал Еву ? Изменения из светлого ангела в тёмного было - появился обольститель который обольстил Еву, а "нарушения закона" не было? И о каком "законе речь"?
 
Православный христианин
Не поняла. Вы противопоставили Христа Иисусу? Я писала про Иисуса Христа, про Одного, который не разделяется на того кто мог и того кто не мог.
Не противопоставляю, но и не смешивают, чтоб не подменивать одну природу (Божественную) другой (Человеческой)

Тоже не поняла что вы хотели сказать. Змий не искушал Еву ? Изменения из светлого ангела в тёмного было - появился обольститель который обольстил Еву, а "нарушения закона" не было? И о каком "законе речь"?
Закон свободной воли. Денница свой выбор зделал (одно желание) и поделился им с Евой, он же не лгал ей. Хотя по сути это - Доведение до самоубийства, но это оспаривалось (хотя бы в книге Иова).
 
Сверху