Почему так? И что дальше?

Москва
Православный христианин
7 таинств - это понятно: у каждого свое предназначение.
Но в том, что все христиане мира в последние времена станут православными я очень сомневаюсь,
А этого нам и не обещано, напротив, сказано:

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лк. 18, 8)

мне ближе мысли Н.Е.Пестова
Какие именно, дословно?

И не все католики погибнут и не все православные спасутся ИМХО
Это другой разговор, не имеющий отношения к теории церквей.
 
Святая Русь
Православный христианин
Какие именно, дословно?

Если кратко своими словами, то Н.Е.Пестов пишет, что в Откровении нет упрека только одной церкви - Смирнской, которая олицетворяет собой гонимую церковь до времен Константина Великого. Все остальные церкви имеют свои недостатки. Пергамская - живет там, где "престол сатаны", т.е. очень близко к искушениям, многие язычники, которые для карьеры стали христианами, не изменили своих обычаев (обличительные слова Иоанна Златоуста). Но сохранила веру (предание) в чистоте.
Фиатирская - с одной стороны ужасающая греховность, с другой - много добрых дел, больше чем у других церквей.
Сардийская - почти мертвая, но есть и там небольшая часть спасающихся.
Филадельфийская - сохранила в чистоте "слово Мое", но "не много имеешь силы", т.е. чистота учения и слабость в исполнении этого учения.
Лаодикийская - "не холоден, ни горяч", хвалится мирскими богатствами, но духовная бедность ужасающая. Но и к ней Господь обращается: "Стою у двери и стучу...", т.е. не надо отчаиваться.
 
Москва
Православный христианин
Если кратко своими словами,
Всё, что Вы процитировали, относится к Церквям 1-го века. Не к современным нам. Валерий, давайте постараемся отделить то, что Пестов пишет о них от того, что он - конкретно - пишет о католичестве и протестантизме. Пока из Ваших цитат я этого не поняла: в чём именно он видел аналогии, что видел подобным, а что - нет?
Видите, можно проводить отдалённые аналогии с греховностью и отступлением от веры, и при этом не проводить аналогий в главном. Ведь современные ап. Иоанну Богослову Церкви были - при их грехах - Церквями Православными. А католичество и протестантизм - нет. Они откололись от единого Тела Христова. Так исповедали все святые Православной Церкви.
Поэтому я и пытаюсь добиться от Вас конкретики, но пока - не получаю искомого... :(
 
Москва
Крещён в Православии
7 таинств - это понятно: у каждого свое предназначение.
На самом деле таинств в церкви значительно больше, но все они включены в 7 основных таинств именно по принципу, что семь число полноты. :)

Но в том, что все христиане мира в последние времена станут православными я очень сомневаюсь, мне ближе мысли Н.Е.Пестова
А кто вам сказал, что они могут стать православными? :confused: В откровении перечисляется 7 Церквей, как образ полноты Церкви и в конце века. Не надо связывать название церквей с географией или конфессиями, это вы неправильно толкуете. У святых отцов этого нет.

И не все католики погибнут и не все православные спасутся ИМХО
Это ваши мысли вслух? :)
Бездоказательна первая часть тезиса. :(
 
Святая Русь
Православный христианин
Всё, что Вы процитировали, относится к Церквям 1-го века. Не к современным нам. Валерий, давайте постараемся отделить то, что Пестов пишет о них от того, что он - конкретно - пишет о католичестве и протестантизме. Пока из Ваших цитат я этого не поняла: в чём именно он видел аналогии, что видел подобным, а что - нет?
Видите, можно проводить отдалённые аналогии с греховностью и отступлением от веры, и при этом не проводить аналогий в главном. Ведь современные ап. Иоанну Богослову Церкви были - при их грехах - Церквями Православными. А католичество и протестантизм - нет. Они откололись от единого Тела Христова. Так исповедали все святые Православной Церкви.
Поэтому я и пытаюсь добиться от Вас конкретики, но пока - не получаю искомого... :(

Малоазийские церкви - составляли только небольшую часть тогдашней христианской Церкви. Зачем же Иоанн Богослов использовал их в пророческой книге? Разве так важно для будущих поколений христиан прочитать о каких-то малоазийских церквях? А ведь пророчество расписано от времени жизни апостолов до времени Второго Пришествия. Значит малоазийские церкви - это прообраз церквей, которые будут существовать на протяжении всей истории от апостольских времен до Второго Пришествия.
 
Москва
Православный христианин
Малоазийские церкви - составляли только небольшую часть тогдашней христианской Церкви. Зачем же Иоанн Богослов использовал их в пророческой книге? Разве так важно для будущих поколений христиан прочитать о каких-то малоазийских церквях? А ведь пророчество расписано от времени жизни апостолов до времени Второго Пришествия. Значит малоазийские церкви - это прообраз церквей, которые будут существовать на протяжении всей истории от апостольских времен до Второго Пришествия.
Это не аргумент в пользу католичества и протестантизма. Строго говоря - это вообще не церкви. Церковь - одна, как одно Тело Христово. Все остальные откололись от неё. А о том, о каких именно Церквах (поместных) последних времён (если это именно так) говорил апостол - нам не открыто, но явно, что - о Единой Церкви Соборной, не о раскольниках, не о тех, кто исключил себя из Церкви, и лучше всего искать в пророчестве свои собственные грехи, чтобы - исправиться.
 
Москва
Крещён в Православии
Вот, что пишет о семи церквях Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) в статье:

Числовая символика в Книге Откровения Иоанна


Во 2-й и 3-й главах излагаются пророческие оракулы от имени Иисуса Христа семи названным церквам. Каждая из них при этом описывается в ее специфической ситуации конца I века РХ. Однако, можно задаться вопросом, имел ли в виду автор книги Откровения Иоанн и других читателей. Почему семь церквей? Ведь в Азии было больше семи церквей, и автор, очевидно, ожидал, что и в других церквах прочтут его книгу. Вся книга убеждает нас в том, что Иоанн уверенно ставит себя на вершину пророческого библейского предания. Он адресует своё пророчество всем христианам. На это и указывает число «семь». В семи пророчествах семи церквам (Откр 2-3) Иоанн показывает, что он обращается к отдельным церквам как представительницам всех церквей. Этот вывод подтверждается общим для семи пророчеств рефреном: «Имеющий ухо да услышит, чтó Дух говорит церквам»всех читателей прислушаться к вести, адресованной каждой из семи церквей. Различие ситуации в 7-и случаях характерно для всех церквей в конце I века. Каждая церковь может найти себя в этих 7-и пророчествах. Так Книга Откровения становится окружным посланием, «вселенской энцикликой». (2:7.11.17.29; 3:6.13.22).


 
Святая Русь
Православный христианин
Каждая церковь может найти себя в этих 7-и пророчествах. . (2:7.11.17.29; 3:6.13.22).


Но, по мнению Н.Е.Пестова (и моему) для каждой церкви подходит больше описание какой-то из малоазийских церквей. Для православной - одно, для католической - другое, для протестантов - третье.
Я считаю, что все, исповедующие Иисуса Христа - Сыном Божиим и Богом являются христианами и членами каких-то церквей.

И почему я должен архимандриту Ианнуарию или архиепископу Аверкию верить больше, чем Н.Е.Пестову?
 
Москва
Православный христианин
Но, по мнению Н.Е.Пестова (и моему) для каждой церкви подходит больше описание какой-то из малоазийских церквей. Для православной - одно, для католической - другое, для протестантов - третье.
Я считаю, что все, исповедующие Иисуса Христа - Сыном Божиим и Богом являются христианами и членами каких-то церквей.

И почему я должен архимандриту Ианнуарию или архиепископу Аверкию верить больше, чем Н.Е.Пестову?
При чём здесь архимандрит и архиепископ? :confused: Христианство не учит, и никогда не учило, что церквей может быть много. Вы Символ веры исповедуете? Про единую Церковь?
Давайте, почитайте-ка А. Хомякова, он кратко излагает православное учение о Церкви - и тогда продолжим обсуждение:
Церковь одна. Алексей Хомяков
 
Святая Русь
Православный христианин
При чём здесь архимандрит и архиепископ? :confused: Христианство не учит, и никогда не учило, что церквей может быть много. Вы Символ веры исповедуете? Про единую Церковь?
Давайте, почитайте-ка А. Хомякова, он кратко излагает православное учение о Церкви - и тогда продолжим обсуждение:
Церковь одна. Алексей Хомяков

Так ведь Символ веры составлен до разделения с католичеством...

Если католическая не церковь, так что же это за организация?
 
Москва
Крещён в Православии
Но, по мнению Н.Е.Пестова (и моему) для каждой церкви подходит больше описание какой-то из малоазийских церквей. Для православной - одно, для католической - другое, для протестантов - третье.
Ну, скажем, я не уверена, что вы правильно поняли богословское мнение Пестова Н., тем более, что вы ускольцаете от конкретных ссылок на это его мнение, ведь, если оно такое решающее для Церкви, то неприменно должно быть изложено на официальных православных сайтах.
Я считаю, что все, исповедующие Иисуса Христа - Сыном Божиим и Богом являются христианами и членами каких-то церквей.
А вы вообще-то воцерковленный православный христианин? То, что вы считаете, не может быть присуще человеку знающему православие изнутри.
И почему я должен архимандриту Ианнуарию или архиепископу Аверкию верить больше, чем Н.Е.Пестову?
При чем здесь вы? Церковь верит архимандриту Ианнуарию и публикует его богословские труды в православном рунете, а ваши, простите, нет.
 
Москва
Православный христианин
Так ведь Символ веры составлен до разделения с католичеством...
Ну и что? Разве он от этого становится неверным? Или принадлежит католикам? Католики откололись от Православной Церкви, и символ веры у них теперь тоже другой.

Если католическая не церковь, так что же это за организация?
Не Церковь. Сообщество какое-то... :(
Почитайте о единстве Церкви Догматическое богословие:

Единство Церкви.
В греческом тексте во едино выражено числительным во едину (en mian). Таким образом, символ веры исповедует, что Церковь одна: а) одна внутри себя, неразделенная; б) одна, рассматриваемая извне, т.е. не имеющая рядом с собой какой-нибудь другой. Ее единство состоит не в объединении разнородного, а во внутреннем согласии и единодушии. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:4-6).
Изображая Церковь в притчах, Спаситель говорит об одном стаде, об одном овчем дворе, одной виноградной лозе, одном основном камне Церкви. Он дал одно учение, одно крещение и одно причащение. Единство верующих во Христа составляло предмет Его первосвященнической молитвы перед крестными страданиями: да вси едино будут, молился Господь.
Церковь едина не только внутренне, но и внешне. Во вне ее единство проявляется в согласном исповедании веры, в единстве богослужения и таинств, единстве благодатной иерархии, преемственно идущей от апостолов, в единстве канонического устройства.
Церковь на земле имеет сторону видимую и невидимую. Невидимую составляют: то, что ее Глава есть Христос; что она оживотворяется Духом Святым; что в ней совершается таинственная внутренняя жизнь в святости более совершенных ее членов. Однако, Церковь, по существу ее членов, видима, так как состоит из людей в теле, имеет видимую иерархию, совершает, видимо молитву и священнодействия, исповедует открыто, словесно веру Христову.
Не теряет своего единства Церковь из-за того, что рядом с ней существуют не принадлежащие к ней христианские общества. Эти общества находятся не в Церкви, а вне ее.
Не нарушается единство Церкви из-за временных разделений недогматического характера. Разногласия среди церквей возникают нередко из-за недостаточной осведомленности, неправильных сведений. Затем, к временному прекращению общения побуждают иногда личные заблуждения отдельных иерархов, возглавляющих ту или другую поместную церковь, нарушения ими канонов Церкви или установленного древней традицией подчинения одной территориальной церковной единицы другой. Более того, жизнь показывает нам возможность таких внутрицерковных потрясений в поместной церкви, которые препятствуют нормальному общению других церквей с данной поместной церковью до выявления и торжества защитников подлинной православной истины. Наконец, связь между церквами может быть иногда надолго нарушена политическими обстоятельствами, как это не раз бывало в истории; в таких случаях разделение касается только внешних отношений, но не затрагивает и не нарушает единства духовного, внутреннего.
Истинность единой Церкви определяется православием ее членов, а не их количеством в тот или иной момент.
Православное Догматическое Богословие
Протопресвитер
Михаил Помазанский
 
Последнее редактирование модератором:
Зачем же говорить за Ивана? Он сам о себе скажет, что захочет. Если уж Вы так самокритичны - то и стоит говорить гадости лишь о себе, а не о ближнем.
sm210.gif

Ответ я дал,а верный или не верный это не нам с Вами судить Иван.
О нашей с вами беседе судить именно нам.

А если каждый берёт, из за собственных домыслов,на себя их полномочия,то отсюда и лже,и сектанство,сначала цензура,потом инквизиция.
Моисей сам себе о лжепророках говорил? Или всему народу?
И если никто не поступает так как говорит Моисей, то и начинают появляться лжехристы, лжеапостолы, лжепророки.

И мы с вами Иван,в моём понимании,ни чем не отличаемся от лжетоварищей,
Вы может быть, но зачем и менято преплетать?

Вы кто Иван? Святой? Пророк?Или апостол,что делаете такое заявление:"А Апостолы уже всё давно сказали."?
Я верующий. Что же по вашему Апостолы нам ещё должны открыть?

И это не я сказал,что никому нельзя ничего говорить,кроме апостолов,эту мысль Вам Иван лукавый подкинул,
Я думал что вы, когда говорили:
Если он не апостол,то почему я должен у него учиться? Кто дал ему право учить Божьему?

А всё моё разглагольствование сдесь и сейчас,я пытаюсь свести к доверию друг другу,
Выходит у вас обратное.:mad:

обьединению в добром и разобраться почему существует цензура на форумах,где все считают себя Христианами,
Если вас ответ Моисея не вразумил, то вам никто не сможет дать ответ.
Серьёзное заявление,Иван.Бог нам Судья.
Серьёзное заявление wladimir53:
Это ваше представление о втором пришествие,а у меня другое понятие
и почему Русская Православная Церьковь,как и все другии Христианские конфесии срослась с государством,или с структурами сконцентрированых на деланье денег, всё дальше откатываясь от Апостольского Плана Творца,изложенном в Библии.
Ответ я дал,а верный или не верный это не нам с Вами судить Иван.

Как удобно, очень хорошо устроились решая когда и кого нам судить а когда этого не делать. Значит судить нам можно только: Патриарха, устроение нынешней церкви, христианские форумы....:(
Побойтесь Бога.
Нас, Иван,думаю, не учение Иисуса Христа разделяет,а наши человеческие планы и измышления,которые нам подкидывает наш враг.
А обьединение в любви,идея прекрасная.Ведь завещанные нам Спасителем, к исполнению, две главные заповеди Любви, вот,что нам надо взять на вооружение,а всё остальные наши разногласия нам надо давно забыть,
Никто не выбрасывает ценного и дорогого, с лёгкостью выбрасывают только пустое и дешовое.:)
sm213.gif
 
Святая Русь
Православный христианин
При чем здесь вы? Церковь верит архимандриту Ианнуарию и публикует его богословские труды в православном рунете, а ваши, простите, нет.

Церковь публикует труд Пестова "Свет откровения", а Ваших трудов, простите, я тоже не встречал. Я не думаю, что Вы лучше разбираетесь в богослови, чем те люди, которые представили этот труд благословить патриарху. Из Ваших слов выходит, что Алексий ІІ тоже недостаточно воцерковленный был человек, раз такое подписал, а уж Пестов - вообще еретик.
 
Москва
Православный христианин
Церковь публикует труд Пестова "Свет откровения", а Ваших трудов, простите, я тоже не встречал. Я не думаю, что Вы лучше разбираетесь в богослови, чем те люди, которые представили этот труд благословить патриарху. Из Ваших слов выходит, что Алексий ІІ тоже недостаточно воцерковленный был человек, раз такое подписал, а уж Пестов - вообще еретик.
:eek: Валерий, Ваши аргументы в дискуссии не выдерживают никакой критики. Вам нечего возразить - и Вы прячетесь за трескучими фразами? :cool:
Разве Вы не знаете, что и у святых отцов были высказывания и взгляды, которые Церковь не приняла? А Н. Е. Пестов - не святой отец. Да и, кстати сказать, Вы не убедили пока меня, что Вы правильно его понимаете.
 
Святая Русь
Православный христианин
:eek: Валерий, Ваши аргументы в дискуссии не выдерживают никакой критики. Вам нечего возразить - и Вы прячетесь за трескучими фразами? :cool:
Разве Вы не знаете, что и у святых отцов были высказывания и взгляды, которые Церковь не приняла? А Н. Е. Пестов - не святой отец.

А что Вы скажете на то, что такие настольные книги православных монахов как "Царский путь креста Господня", "Илиотропион" и некоторые другие - написаны католиками. И они несут с собой благодать. Выходит, что человек может находиться вне Церкви и иметь благодать, а может находиться внутри Церкви и почти не иметь благодати. И вообще, что такое Церковь? Собрание верующих. А католики что, не верующие?
 
Москва
Православный христианин
А что Вы скажете на то, что такие настольные книги православных монахов как "Царский путь креста Господня", "Илиотропион" и некоторые другие - написаны католиками.
Илиотропион написан русским святителем Иоанном Тобольским:
Илиотропион или cообразование с Божественной волей

митрополит Иоанн (Максимович)

Думаю, так же Вы ошибаетесь и по поводу первой книги. Многие ошибаются - потому, что сейчас в инете пишут кто что хочет...:(

И они несут с собой благодать.
Книги, написанные православными - несут. А католические сочинения несут в себе прелесть. Об этом сильно писал. св. Игнатий (Брянчанинов). Почитайте.
[SIZE=+3]Аскетические опыты. Святитель Игнатий (Брянчанинов). О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести


Выходит, что человек может находиться вне Церкви и иметь благодать,
Не может.

а может находиться внутри Церкви и почти не иметь благодати.
По грехам - может. Особенно если хулит Святого Духа, Коим стоит Церковь.

И вообще, что такое Церковь? Собрание верующих. А католики что, не верующие?
Церковь - не "собрание" верующих, Валерий. Это Тело Христово, столп и утверждение истины.
Когда Вы почитаете мои ссылки, чтобы диалог стал полноценным?
 
Москва
Православный христианин
Дам-ка я здесь, прямо в теме, отзыв святителя Игнатия о католических сочинениях:

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О молитве Иисусовой.
Отдел II. О прелести


На Валаамском острове, в отдаленной пустынной хижине, жил схимонах Порфирий, которого и я видел. Он занимался подвигом молитвы. Какого рода был этот подвиг, — положительно не знаю. Можно догадываться о неправильности его по любимому чтению схимонаха: он высоко ценил книгу западного писателя Фомы Кемпийского, о подражании Иисусу Христу, и руководствовался ею. Книга эта написана из “мнения”.
Ты говоришь о книге “Подражание”, что она написана из состояния самообольщения, но она имеет множество чтителей даже между чадами православной Церкви!
Старец.
Эти-то чтители, в восторге от ее достоинства, и высказываются об этом достоинстве, не понимая того. В предисловии русского переводчика к книге “Подражание” — издание 1834 года, напечатанное в Москве — сказано: “Один высокопросвещенный муж” — русский, православный — “говаривал: ежели б нужно было мое мнение, то я бы смело после Священного Писания поставил Кемписа о подражании Иисусу Христу” [71]. В этом, столько решительном приговоре дается инославному писателю полное предпочтение перед всеми святыми Отцами Православной Церкви, а своему взгляду дается предпочтение перед определением всей Церкви, которая на святых Соборах признала писания святых Отцов Богодухновенными, и завещала чтение их не только в душеназидание всем чадам своим, но и в руководство при решении Церковных вопросов. В писаниях Отцов хранится великое духовное, христианское и церковное сокровище: догматическое и нравственное предание Святой Церкви. Очевидно, что книга “Подражание” привела упомянутого мужа в то настроение, из которого он выразился так опрометчиво, так ошибочно, так грустно [72] . Это — самообольщение! это — прелесть! составилась она из ложных понятий; ложные понятия родились из неправильных ощущений, сообщенных книгой. В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией. Обоняв блуд свой в его утонченном действии, плотские люди приходят в восторг от наслаждения, от упоения, доставляемых беструдно, без самоотвержения, без покаяния, без распятия плоти со страстьми и похотьми [73], с ласкательством состоянию падения. Радостно переходят они, водимые слепотою своею и гордостью, с ложа любви скотоподобной на ложе любви более преступной, господствующей в блудилище духов отверженных.
… Старцу Исаии — иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской Пустыни [79], преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из “Подражания”. Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: “О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все— придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их”.
 
Москва
Православный христианин
А что Вы скажете на то, что такие настольные книги православных монахов как "Царский путь креста Господня", "Илиотропион" и некоторые другие - написаны католиками.
Искала специально для Вас в интернете письма св. Феофана Затворника, где он делится своими трудностями при переводе одного католического сочинения: он там рассказывает, как он "переводит": не дословно, а перерабатывая всё, исключая неправославные высказывания и теории, заменяя их на духовно-верные, изменяя текст произвольно так, чтобы он принёс пользу христианам православным... Но нашла лишь одну цитату: я читала их в его собрании сочинений, но писем у него очень много, и разве теперь вспомнить, хотя бы в котором томе искать?..
Но зато, вместе с цитатой, нашла прекрасное объяснение того же самого, данное арх. Рафаилом Карелиным, - которое и предлагаю Вам для более полного объяснения темы:

Архимандрит Рафаил (Карелин). Вызов новомодернизма. "Восьмой экуменизм". Часть 3

Православный мистический опыт, протекающий в русле церковной жизни, ориентируемый на церковное предание, особенно на аскетическую литературу, имеющий живую традицию старчества, дает возможность различать истину от лжи, богообщение - от демонообщения, голос духа - от своих страстей. Это внутреннее чувство истины как полноты жизни и света дает мистическому опыту реальность и достоверность - это и есть дар различения духов. Вне Церкви ориентиры разрушены. Человек идет как бы во тьме, он слышит голоса, но не знает, кто стоит перед ним и кто зовет. Мистика неразрывно связана с догматикой и литургикой. В общинах, где догматика загрязнена, а литургика исковеркана, не может быть правильного духовного опыта. Творение мистика - это дыхание его сердца; оно воспринимается не как сумма информации, которую можно подвергнуть анализу, а как непосредственное состояние. Выделить "доброкачественный опыт" инославных так же трудно, как отделить вино от влитой в него воды или лекарство - от попавшего в него яда.
О. Андрей ссылается на примеры некоторых отцов, которые переводили религиозную литературу, взятую из латинских источников. Но в таком случае ему следует напомнить, что некоторые из отцов пользовались античной литературой, а у Василия Великого и Григория Богослова имеются даже руководства о том, как юноши должны читать произведения языческих писателей и брать из них добрые примеры. Неужели можно сделать вывод, что Вселенские учители считали демонический опыт языческих теургий и мистерий или пантеистическую мистику интеллектуального экстаза назидательным опытом? Св. Василий Великий, будучи студентом Афинской Академии, составил комментарий "Илиады" Гомера и, не подписав свое имя, подал учителю. Тот, прочитав сочинение Василия, воскликнул: "Так могли написать только два человека: или Василий, или сам Гомер". Неужели из этого можно сделать вывод, что мифы о битвах у троянских стен, о богах и героях св. Василий считал, выражаясь словами о. Андрея, "доброкачественным духовным опытом"?
О. Андрей ссылается на письмо святителя Феофана Затворника, где тот предлагает своей духовной дочери перевести произведения Франциска де Саль и сообщает, что сам взялся переводить какое-то руководство с французского языка. Но о. Андрей забывает о том, что епископ Феофан Затворник перевел с французского языка обширные выписки из писем Михаила Сперанского к своей дочери как раз для того, чтобы показать отличие святоотеческой православной мистики от западной, которой увлекалось в то время великосветское общество, и предостеречь читателей от возможных ошибок (см. книгу "Письма о духовной жизни" Феофана Затворника). Кроме того, Феофан Затворник в этом же письме пишет о том, что католики извратили учение о молитве, по сути дела заменив ее медитацией.
О. Андрей напоминает о том, что епископ Феофан перевел книгу "Невидимая брань" католического автора, совершенно игнорируя свидетельство прп. Никодима Святогорца о том, что эта книга вначале была написана православным аскетом, а затем была переведена на латинский язык и подвергнута католической интерпретации. Прп. Никодим Святогорец переложил ее снова на греческий язык, стараясь восстановить в первоначальном виде. Феофан Затворник осуществил свободный перевод, вернее пересказ, с греческого на русский и, в свою очередь, изменил не только отдельные места, но и целые главы.
"Доброкачественному опыту" прежде всего доверяют, а не подвергают переделкам, поправкам и чистке. …

святитель Феофан Затворник совсем по-другому отзывается о молитвенном опыте католического автора, книгу которого он хотел перевести, но затем раздумал и так и не перевел. "...Писал Вам, что взялся переводить нечто. Дошло до статьи о молитве. Темная какая-то путаница! И остановился".
Молитвенный опыт представляет собой основу мистического опыта. По выражению Иоанна Златоуста, "что нервы для тела, то молитва для души".
Молитва - это крылья души, это золотой луч между сердцем человека и Богом, это видение духовного мира внутренними очами, это непременное условие Богообщения. Все откровения Божии были даны пророкам и святым во время молитвы.
Св. Григорий Богослов учит: "Надо призывать имя Иисуса Христа чаще, чем дышать". Может ли быть "благодатный опыт" там, где извращена и изменена духовная молитва, сочетающая сердце с Богом? … Феофан Затворник называет молитвенный опыт тех же самых лиц "темнотой и путаницей". .. еп. Феофан пишет: "Католики об умной молитве и других подвижнических вещах иначе от нас судят" - нас, т.е. восточных аскетов, написавших руководство о подвижнической жизни и молитве. Уклонение от опыта свв. отцов как раз неминуемо ведет к прелести. Они (католики и вообще еретики) "иначе судят", потому что иное переживают, иное видят, с иным духовным миром общаются. …там, по словам Феофана, "темнота какая-то" - не в смысле трудности для понимания семантики языка, а именно как метафизическая темнота, как эманация через слово ложных мистических состояний.
Еп. Феофан в одной из своих проповедей сравнил католицизм с чахоточным больным, у которого сгнило легкое, а протестантство - с больным, у которого процесс захватил 3/4 легких. … Во времена Феофана Затворника чахотка считалась неизлечимым заболеванием с таким же роковым - летальным исходом, как в наше время рак. Поэтому диагноз чахотки с кавернами в легких означал смертельный приговор. По выражению еп. Феофана, ереси - это "разлагающие трупы или чахнущие организмы" (чахнущие - значит умирающие).
 
Последнее редактирование модератором:
Святая Русь
Православный христианин
Смотрите. В мире пусть 10 млрд чел. Православных (по крещению) где-то 200-300 млн., т.е. 2-3%. Из крещенных живут более-менее духовной жизнью 5-15%. Т.е. людей, которые имеют шансы на спасение оказывается 0,2-0,3%. Из них спасутся не все. Игнатий (Брянчанинов) об этом писал, что в пследние времена этот путь до крайности опустеет и даже найти одного единомысленного сотрудника в деле спасения - это великий и редкий в наше время (19 век) дар Божий. Сколько ж тогда спасется? 0,1% людей? Или еще меньше?
Мое мнение, что в католичестве много ошибок. Но есть и нормальные вещи. Там запрещены аборты, они больше занимаются благотворительностью. А в Православии разве нет ошибок? Почему же тогда рухнули и Византия и Российская империя, взявшвя себе герб Византии, если не было ошибок? Взять хотя бы 1 критерий: сколько православных умеют молиться? Не вычитывать молитвы, а именно молиться так, как учили св. отцы?
 
Сверху