Все изучено, Сергий, не беспокойтесь.
Неважно, изображена
Богородица или нет. Изображен персонифицировано Дух Святой или нет. Всегда изображены
Двенадцать апостолов. Даже не Семьдесят плюс Двенадцать, а именно Двенадцать.
С Богородицей:
Без Богородицы:
но с Устроителем Вселенной (Космос) - Духом Святым.
С Духом Святым и Богородицей:
Но везде - Двенадцать апостолов.
Что-нибудь иное в Православной традиции иконописи есть? Не видел.
«...Итак, Богоматерь отсутствует в традиционной иконе праздника не потому, повторяем еще раз, чтобы Она не находилась в Сионской горнице в момент Сошествия Святого Духа, а потому, что Ее присутствие и место в иконе не соответствует тому, что
Церковь раскрывает нам в службах праздника Пятидесятницы.
Если во главе апостольского лика помещается Пресвятая
Богородица, то икону эту нужно понимать как икону Богородичную, т. е. как образ Богоматери среди апостолов (как существует и образ Христа среди апостолов), но отнюдь не как икону Пятидесятницы (илл. 8). И содержание этой иконы исключает всякую совместимость ее с традиционной иконой Сошествия Святого Духа
58.
При современном интересе к православию и Церкви, а, следовательно, и к иконе, не только со стороны инославных, но и среди самих православных, нельзя оправдать это римо-католическое заимствование; нельзя всякое искажение, будь то в слове или образе, оправдывать «божественным соизволением» или «церковным благочестием». По слову святого
Киприана Карфагенского, «обычай без истины есть лишь застарелое заблуждение»
59.
Веками вырабатывалась иконография Сошествия Святого Духа именно, потому, что
Церковь, так же как и в словесном выражении своего учения, в богослужении, стремилась здесь к его наиболее ясному и точному выражению, исключающему возможность неверных, произвольных и двусмысленных толкований. Соборный разум Церкви, водимой Духом Святым и остановился на иконографии Сошествия Святого Духа, получившей свое высшее и наиболее полное выражение в изображении апостольского круга без видимого возглавления.
В суждениях об иконе, критерий может быть только один: ее соответствие богослужению и тем самым, догмату, ибо догмат и культ неотделимы один от другого в церковном сознании. Соответственно, церковное благочестие и есть верность догмату, живущему в церковном Предании, т. е. в богослужении и иконе. В данном случае праздник есть выражение Троичного догмата, его претворение в жизнь через апостолов. И смысл, и содержание традиционной иконы совершенно исключает всякое возглавление апостольского круга. Апостолы – не только человеческие личности, получившие дар обожения, но и продолжатели дела Христова и Пятидесятницы, совершители таинств и установлений Христовых, которые они передают другим; они осуществители устроений церковных. Именно от них начинается непресекаемый ток благодати Духа Святого, напаяющий Тело Церкви. Именно апостолы, а не Богоматерь, посланы в мир Христом, также, как Сам Он был послан Отцом (
Ин.20:22). От апостолов, а не от Пресвятой Богородицы
Церковь получает учение и таинства, и
Символ Веры именует
Церковь апостольской, а не богоматеринской. Именно в иконографии Сошествия Святого Духа
Церковь выражает учение о самой себе: Она – единая, святая, соборная и апостольская. В этих четырех определениях выражена вся полнота Церкви.
Икона Сошествия Святого Духа на апостолов – единственная икона, повторяем, которая передает непосредственно домостроительство третьего Лица Святой Троицы. Поэтому и изображает она то, что относится к этому домостроительству – продолжающуюся Пятидесятницу в Церкви.
Бесконечно расширяя исторические рамки события в соответствии с богослужением праздника, через исторический момент, не останавливаясь на частностях, она передает основное откровение, полученное миром в Пятидесятницу; откровение Святой Троицы и таинственную, по образу Святой Троицы, жизнь Церкви, водимой пребывающим в ней отныне Духом Святым...».
(профессор Леонид Александрович Успенский; По поводу иконографии сошествия Святого Духа).
Сошествие Святого Духа на Апостолов
Понимаете тов. Павел и иже с вами, Икона Пятидесятницы, это не историческое изображение самого события:
не останавливаясь на частностях, она передает основное откровение, полученное миром в Пятидесятницу; откровение Святой Троицы и таинственную, по образу Святой Троицы, жизнь Церкви, водимой пребывающим в ней отныне Духом Святым
отцы VI вселенского Собора (в правиле 64) и другие. Все они единогласно утверждали, что пастыри Церкви суть истинные преемники Апостолов, и что они только одни прияли, через преемство от Апостолов, законную власть и обязанность быть блюстителями и истолкователями Божественного откровения, а все миряне должны слушаться гласа своих пастырей, и не имеют права учить.
Этот глас пастырей и учителей Церкви Христовой утверждает, что в Пятидесятницу Дух Святой излился на всех находящихся!!!
А не только на одних Апостолов.