Так вот Господь "
вдунул ... душу",
и сделал это один раз - в Адама; в только что сваянного из праха земного человека.
Меня этот момент интересует. Мое это утверждение, на Ваш взгляд, правильное?
Один раз в Адама, и один раз в Еву, еще бывшей жено.
Нет, не согласен.
"Сказал Бог: да будет свет. И стал свет
(Быт. 1: 3). Тоже и для каждой последующей твари. И так сказал Бог:
да будет – вот коренное начало всех вещей!
Сила Божия, слово Божие – вот глубочайшее основание их бытия и благобытия! Ибо не должно воображать слово Божие подобным произносимому слову человеческому, которое, вышед из уст, тотчас прекращается и в воздухе исчезает. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего: слово Его исходит, но не преходит: слово Господне пребывает вовек
(1 Пет. 1: 25).
Полностью согласен.
Творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества». Следовательно, даже если Священное Писание и говорит, что Бог образует дух человека внутри него
(Зах. 12: 1), что Он создал сердца всех человек
(Пс. 32: 15), что по смерти дух человека возвратится к Богу, Который дал его
(Еккл. 12: 7) и что Он даёт дыхание людям и дух ходящим по земле
(Ис. 42: 5), однако творение это следует понимать в силу единожды сказанного творческого слова."
Филарет Московский
Полностью согласен.
Слова "
и по телу и по душе и по духу" - добавлять к цитате нельзя. Если "
по телу" еще как-то можно принять; то "
по душе и по духу" - тут уже есть некий намек на предсуществование душ. Нельзя допускать такого намека в риторике.
Вот как интересно бывает.
"Не поверил бы глазам, отписал бы всё слезам, видно всё что было там, померещилось"((с)
Вы отказываетесь от существования Евы в Адаме, в силу Соборного осуждения предсуществования душ?
Нет, не так.
Был сотворен Адам, - факт? - факт!
У Адама было тело? - было - "...
и создал Господь Бог человека из праха земного ...";
У Адама была душа? - была -"...
и стал человек душею живою ...";
Так вот слова: "
Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их»", говорят о том, что тело сотворенного Адама уже содержало в себе и тело Евы (т.е. тело жены), - факт? - факт; - по душе Ева была в Адаме? - была,
это все та же сотворенная душа и вдунутая "
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни", эти же слова говорят и о том, что "
по духу" Ева тоже была уже в Адаме. Адам свою жену в себе чувствовал, и ждал; но не знал откуда она возьмется. Давая имена животным, и видя всех животных, Адам недоумевал: у всех животных есть пары; а у него? Никого нет соответствующего ему? -"
но для человека не нашлось помощника, подобного ему". Видите, у животных были пары, по подобию друг друга.
Недоумение Адама имело продолжение - "
нехорошо быть". Знал Господь, что Адаму будет "
нехорошо"? Знал. Откуда брать "
помощника"? Мог Господь сотворить "помощника" Адаму из ничего? Мог. А из камней? Мог и из камней. Но не унизительно ли было Адаму сознавать, что его "
помощник" чем-то ему уступает в сотворении? Т.е. в чем-то не соответствующий, не
подобный ему, Адаму? Подобие "
помощника" должно быть максимальным, правда? Может анатомическое "ребро" взять? Или "ноготь" (не Ваша ли это мысль? - где-то читал про "ноготь", но чья это мысль - не помню), например, на ноге? Вот и думал бы Адам, что помощник для него - из "ногтя". Эка важность какая - "ноготь"; "я эти ногти стригу каждые три дня" - думал бы Адам (простите, утрирую). А анатомическое ребро (costa - лат. ) - лучше было бы? Немногим лучше. Вопрос - "Кость" или "бок"? В Септуагинте - "пле
уврон", на латыни - "коста" в Торе "מִצַּלְעֹתָיו"- "мицал'аотаив" от "
צֵלָע" "цэла" - и все эти слова в значении имеют смысл "стороны", "бока", и применяются в этом смысле значительно чаще, чем "анатомия". Нельзя было "сконцентрировать", что было "
по духу", "
по душе", "
по телу" - в одной части тела. Да и не "сон" был у Адама; исступление было; перерастание самого себя, без "добавления" чего-либо, без привнесения чего-то дополнительного. Во время этого "исступления" Адам потерял половину самого себя. Так вот, что от первосотворенного существа осталось, получило имя Адам; и эта часть первосотворенного существа наделена была признаками - "иш". Отделившаяся часть первосотворенного существа получила название "жена", а после и имя - Ева; и эта часть первосотворенного существа наделена была признаками "иши".