Алексей Михайлович, я Вас спросила: с чего Вы взяли, что я осуждаю А.И. Осипова и предложила почитать то, что уже ранее было написано на эту тему.
Вы мне отвечаете: «А я и не собирался читать всего написанного в этой теме».
Получается: не читали, а голословно заявили, что я осуждаю. Здесь Вы близки к Вашему знакомому Валерию-7. Он тоже ответы не читает и всё пишет голословно.
Далее Алексей Михайлович, Вы пишете: «Слишком уж вы много всего понаписали, с 11 страниц. Ладно бы все это было конструктивной информацией, имело бы смысл».
Читать, не читали, но оценку даёте. Может Вы прозорливец?
Алексей Михайлович, Вы продолжаете: «А влазить в чужой спор не желаю, просто присоединился к разговору с определённого момента».
А с какой целью?
Алексей Михайлович, Вы уже повторно спрашиваете: Вы Александровна или Алексеевна? Лукавите. Спросите у Валерия-7. Если он знает мой возраст, то знает и моё отчество.
Алесей Михайлович, Вы написали: «…я очень ценю святителя Игнатия и неоднократно читал и перечитывал все его сочинения».
Вы лжёте, Алексей Михайлович. Святителя Игнатия Вы презираете. Это видно из того, что Вы написали о нём дальше. Трудов его Вы не читали, а если что-то и прочли, то очень поверхностно и ничего не поняли. Чтобы читать святителя Игнатия, нужно иметь нищету духа, а для этого нужно, прежде всего, отказаться от всех ложных мнений, но Вы этого делать не собираетесь.
Следующие Ваши слова о святом Отце такие: «
Кстати, святитель Игнатий…находился под влиянием западного образа мыслей о догмате искупления».
Грустно было на сердце, – пишет святитель Игнатий. Никакая, впрочем, особенная мысль меня не занимала. В этом состояло впечатление, оставленное мне посетителем. И как не остаться грустному впечатлению, когда я слышал христианина, дерзавшего прямо противоречить Христу, дерзнувшего признать слова Само-Истины – Бога ложью, вымыслом суеверия! Как не остаться грустному впечатлению, когда я видел, что отвергается милость Божия, – которую способно принять и сохранить одно правое исповедание догматов веры христианской, которую подает Сам Бог, и в предлог такого отвержения приводится суетное человеческое умствование о милосердии Божиим! (т8, стр. 188).
Алексей Михайлович, Вы голословно обвинили святого Отца, дерзнули это сделать.
Сам святитель Игнатий всегда призывал: «Учение святых Отцов Восточной Церкви – верно: оно учение Святаго Духа. Умоляю Вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности».
Алексей Михайлович, Вы написали: «Я вам сие смогу показать в цитатах, которые полностью соответствуют юридической теории, являются калькой со слов западных, католических богословов. Более позднее догматическое богословие русской школы лишено таких перекосов, а тогда это было повсеместно распространенным, не для кого же не секрет, что наша школа долгое время была в "плену " у западного образа мыслей».
Алексей Михайлович, мы ждём от Вас доказательств, подтверждающие Ваши слова: «Я вам сие смогу показать в цитатах, которые полностью соответствуют юридической теории, являются калькой со слов западных, католических богословов». А пока все Ваши заявления в отношении святителя Игнатия голословны и являются клеветой на святого Отца.
Здесь Вы продвинулись дальше Алексея Ильича, сторонником которого является Ваш знакомый Валерий-7 (да и Вы тоже). Профессор в своих лекциях говорит, что понятие первородного греха не православное, а католическое, но он открыто не клевещет на Святого Отца, Вы не побоялись этого сделать.
Алексей Михайлович, Вы заблуждаетесь или намеренно пишете ложь о догматическом богословии русской школы (употребила Ваше выражение). Ваши слова опровергает архиепископ Серафим (Соболев), читайте:
Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению, как залог истинного духовного просвещения (в сокращении).
Наставляя нас в этой спасительной истинной вере,
святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех — от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.
О, если бы мы всегда слушали святых отцов согласно данному апостольскому призыву! Тогда Господь скоро превращал бы все наши скорби в радости, ибо послушание Богу есть источник райского блаженства. А слушать святых отцов как преемников апостолов — это значит слушать Самого Бога. Вот почему Господь сказал:
Слушаяй васъ, Мене слушаетъ: и отметаяйся васъ, Мене отметается (Лк. 10, 16).
Это послушание было отличительным свойством наших предков, русских православных людей. Раньше в каждой церкви, городской и сельской, имелся годовой круг Четьих-Миней (то есть Жития святых) святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Во всей духовной красоте в них изображается чистая святая жизнь угодников Божиих и преподается святоотеческое учение, основанное на Божественном Писании. Русский народ зачитывался Четьими-Минеями и руководился ими в своей вере и жизни. Кроме того, в церквах, и особенно в монастырях, во время богослужений всегда предлагались верующим спасительные чтения из творений св. отцов Церкви, по преимуществу св.
Феодора Студита и св.
Ефрема Сирина, которые так любил слушать русский православный народ. Но больше всего он любил чтения из творений св.
Иоанна Златоуста – его избранные писания, известные под названием «Золотая струя», или «Златоструй».
Однако с течением времени эти благодатные просветительные источники были оставлены и забыты в нашей Русской Церкви. Их заменили духовно-учебные заведения во главе с нашими Духовными академиями. Последние давали тон и направление всем прочим духовным школам в России и были главными рассадниками у нас духовного просвещения для распространения и утверждения православной веры в жизни русского народа.
Увы! Этого великого своего назначения наши Духовные академии не осуществили. В последнее время в них стало преобладать стремление не к святым отцам, а к немецким ученым богословам. Профессора наших академий писали огромные тома своих богословских сочинений, добрая половина содержания коих падала на бесчисленные цитаты или ссылки на инославных ученых богословов, по преимуществу немецких.
А эти немецкие богословы не имели, не имеют и никогда не будут иметь никакого понятия о самом главном в нашей вере и жизни – о спасительной возрождающей благодати Святаго Духа. Этой благодати здесь нет, так как лютеранство отвергает Таинство Св. Миропомазания и не имеет апостольского преемства, через которые изливается сия благодать. А так как в лютеранстве нет благодати, то у немецких богословов нет и спасительной истины, которая источается из той же благодати Святаго Духа. Только Дух Святый является Источником этой истины. Недаром Господь наш, Спаситель, назвал Его Духом Истины.
Как далеко немецкое богословие удалилось от истины, об этом свидетельствует то обстоятельство, что все лютеранство погружено в непроницаемый мрак бесчисленных заблуждений, почему оно и раскололось более чем на 500 сект. Самые главные учителя и духовные вожди лютеранства – их пасторы, как показала недавняя анкета, в своем большинстве не веруют во Христа как Бога.
Конечно, такое раболепное преклонение перед немецкими богословами в высшей мере достойно сожаления
. Наш великий ученый богослов и праведник Русской Церкви епископ Феофан Затворник даже видел в этом преклонении профессоров наших Духовных академий причину страшного наказания нас Богом посредством войны России с Германией. В одном из своих писем он пророчески предсказал эту войну, ибо писал: «…Жаль смотреть, как у наших богословов… все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование».
Спрашивается, чему же могли профессора наших Духовных академий научить своих студентов? Какую они могли преподать им веру? Так как авторитет св. отцов Церкви был ими отодвинут на задний план и даже заменен авторитетом немецких ученых богословов, то студенты естественно могли сделать отсюда вывод, что эти немецкие ученые богословы заслуживают особенного внимания в своих богословских воззрениях. А эти воззрения отрицали наши праздники и посты, иконопочитание, наше монашество, иноческий епископат и наши св. каноны.
Поэтому редко кто выходил из академии с православным настроением. В своем большинстве студенты оканчивали академический курс с нецерковным и даже противоцерковным миросозерцанием. Такие-то студенты после окончания академии рассылались церковною властью по всему лицу русской земли преподавателями в наши многочисленные духовные семинарии.
Оторванные от живительных, благодатных источников просвещения – от св. отцов Церкви, большинство преподавателей наших семинарий вместо истинного святоотеческого богословия преподавали семинаристам убивающую дух схоластику или богословский либерализм. Этим они отталкивали воспитанников духовных семинарий от Православной Церкви и от веры в Бога.
Вот почему способные из них по окончании семинарского курса уходили в университеты; немногие из них поступали в Духовные академии, а малоспособные становились чиновниками, сельскими и городскими священниками. К этому надо добавить, что самая главная богословская наука – патрология, которая знакомила бы семинаристов с дивною жизнью и благодатным учением св. отцов Церкви, давным-давно была исключена из числа семинарских наук.
Вот где корень церковного модернизма с его стремлением к уничтожению наших св. канонов, к искажению православной веры и к ослаблению чистоты и строгости истинной христианской жизни. Вот где корень того модернизма, который причинил, и так еще недавно, столько бедствий нашей Русской Церкви и который продолжает наносить величайший вред в жизни других Православных Церквей.
Будем верить, возлюбленные, что пророческое вразумление епископа Феофана о наказании нас Богом войною с Германией окажет на нас спасительное воздействие и наши богословы престанут наконец преклоняться перед инославными богословскими авторитетами и в своем богословии как высшим авторитетом будут руководствоваться только святыми отцами Церкви. И тем более надо отметить, что данное пророчество епископа Феофана было за двадцать лет до первой войны с Германией, а мы пережили уже вторую с ней войну.
Правда, всероссийские и мировые бедствия не смирили гордых умов профессоров Парижского богословского института. Там даже свила себе гнездо ужасная по своей пагубности софианская ересь, которая быстро распространилась по всему миру посредством издания ее основателем, протоиереем о. Сергием Булгаковым, огромных печатных его софианских трудов. Мы считаем эту ересь самой ужасной ввиду ее безумного учения о Софии как о втором Боге, даже высшем, чем Сама Божественная Троица.
Зато к нашему утешению в самом центре России, в Москве, появился Богословский институт, профессора и преподаватели коего, будем надеяться, поймут свое назначение и высшим авторитетом в преподавании богословия будут считать святых отцов Церкви. Это возвращение русского богословия к святым отцам будет залогом возрождения нашей Церкви во всех отраслях ее жизни.
Ныне Святая Церковь празднует память одного из самых великих своих святых отцов — святителя Николая.
Своею ревностною исповедническою защитою Православия на Первом Вселенском соборе в борьбе с еретиком Арием он призывает нас с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, слушать святых отцов в догматах веры, установленных ими на семи Вселенских соборах. Да не будет сей святоотеческий призыв для нас тщетным. Ни на одну йоту не будем отступать от сей веры. И ради одного этого Господь будет радовать и утешать нас и осуществит над нами Свои слова: …
вся, елика аще воспросите въ молитве верующе, приимете (Мф. 21, 22).
Как Вы сами могли убедиться, архиепископ Серафим (Соболев) также, как и святитель Игнатий, призывает неуклонно держаться Святых Отцов, видит корни модернизма в том, что учение Отцов было забыто, высшие духовные учреждения, начиная с академии, которые призваны были насаждать в народе истинную веру, сами уклонились в западное богословие. Каких батюшек эти учебные заведения выпускали, с каким настроением. Недаром говорится: рыба гниёт с головы. Архиепископ Серафим (Соболев) эту статью написал в 1946 году. Он выразил надежду, что во вновь созданном Богословском институте профессора и преподаватели поймут своё назначение, и высшим авторитетом в преподавании богословия будут считать святых Отцов Церкви. К сожалению, на практике это оказалось не так. Ярким доказательством этого является деятельность профессора А.И. Осипова. К нему можно отнести вот эти слова святителя Игнатия: « Не все академики упорно держаться мнения Декарта…основательные из них на моей стороне». Алексей Ильич из тех академиков, которые упорно пребывают в своих еретических заблуждениях и основательными не являются.
Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский в 1857 году писал: «Цель моей жизни в Ставрополе – благочестие. Усердно желаю и молю Господа, чтобы даровал мне посвятить себя всецело учению Христову, как этого и требует моя обязанность, и этим учением пропитать себя и ближних во спасение».
Современные епископы посвятили себя всецело учению Христову, как этого и требует их обязанность, этим учением пропитали себя и ближних во спасение? Нет ли среди них тех, которые молчат, когда попирается Истина или сами преследуют Истину в угоду некоторым знаменитым профессорам?
Алексей Михайлович, Вы продолжаете клеветать на святителя Игнатия (на днях исполнилось 208 лет со дня его рождения): «И никто никогда не стал объявлять святителя Игнатия еретиком или еще кем на основании того, что об отдельных догматах он мыслил на католическом языке и даже имел католический образ мыслей по отдельным темам».
Святитель Игнатий писал: «Другое направление получили подвижники Западной Церкви и писатели ее о подвижничестве со времени разлучения этой Церкви от Восточной и отпадения её в гибельную тьму ереси. Преподобный Венедикт, святый папа Григорий Двоеслов еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоночального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никого понятия.
Эта мечтательность признана у них благодатию. От плод их познаете их, – сказал Спаситель. Известно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, каким поведением, решительно притивухристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мысли, свое уродливое чувство сердечное (т.8, стр.202).
Алексей Михайлович, выше приведённые слова святого Отца обличают Вашего знакомого. Это Валерий-7 занёс себя на недоступные для него высоты, мечтает, что он также, как и Апостол Павел, имеет ум Христов, мнит себя полностью исцелённым, имеющим дары благодати, которыми только нужно не забывать пользоваться. Он также как и Вы не принимает слов святителя Игнатия. Правда, пока он ещё не решился назвать святого Отца еретиком. Здесь Вы «смелее» всех оказались.
Алексей Михайлович, по-вашему, если человек по отдельным темам или по отдельным догматах мыслит католически, (что Вы дерзко стараетесь приписать святителю Игнатию), то это еще не является признаком его неправославности. Не пытаетесь ли Вы этими словами оправдать Алексея Ильича Осипова, который позволяет себе уклоняться от Догматического и Нравственного Предания Церкви. Видимо для него (как и для Вас) есть более важные критерии. Какие? Собственное мнение? Вот, например, профессор Осипов высказал мнение, что Правила Святых Вселенских Соборов устарели, их надо пересмотреть. Обличу его словами святителя Игнатия: «Рационализм со своими постановлениями не может остановиться в движении своём, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия: чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного, всемирного действия этой болезни должен возникнуть беззаконник, гений из гениев…Меня поражали…забвение вечного, как бы несуществующего, – насмешки и ругательства над христианством, – утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа – заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца…» (т.8, стр. 190-191).
Не является ли в настоящее время А.И. Осипов тем беззаконником, гением из гениев, о появлении которого предупреждал святитель Игнатий и который при попустительности священноначалия многих соблазнит своими еретическими заблуждениями.
Святитель Игнатий писал: «По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ, – и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою (там же).