Иисусова молитва научает всему сама

Православный христианин
Я не отрицаю силу молитв и религиозный опыт богообщения, тем более, сам имею такой опыт. Но учиться по книгам тоже надо. А вот что пишет протоиерей Олег Давыденков в книге "Догматическое богословие":

Митр. Каллист Диоклийский всех желающих быть богословами разделяет на три категории. Первая – это святые, т. е. те, кто достиг полноты личного опыта богообщения; это богословы в подлинном смысле слова. Ко второй относятся те, кто не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых. Такие люди также могут быть хорошими богословами, так сказать богословами второго уровня. Наконец, к третьей категории владыка Каллист относит тех, кто и опыта не имеет, и опыту святых не доверяет. Они являются плохими богословами, или, попросту говоря, не богословами вообще30.

И хотя большинство из нас далеки от святости, ничто не мешает нам к святости стремиться и быть богословами во втором значении этого слова. Мы можем доверять святым и свидетельствовать о том, как они жили и как учили.
Прочитайте "Догматическое богословие" митр. Макария ( Булгакова) и сравните мнение архиерея и мирского священника для интереса.
 
Православный христианин
Старый комментарий на 24 Слово прп. Каллиста. В тему
***
"2. Деятельный убегает от чувственного, а созерцательный — и от [самих] чувств".

Удаляется от чувственных вещей деятельный, управляя чувствами с помощью сил души. А созерцательный удаляется и от самих чувств, с помощью действия в его уме божественных энергий. И как для деятельного душа управляет телом, так и для созерцательного эти энергии управляют душою. Поэтому духовное созерцание в аскетике Каллиста настолько выше душевного делания, насколько сама душа превосходит тело, поскольку является по типу души над душой, как и сама душа над телом и в теле.
***
Комментатор пишет хорошо, но, кажется, не совсем еще понимает о чем. Что такое эти энергии в духовном опыте созерцателя по прп. Каллисту?
 
Православный христианин
Православный христианин
Старый комментарий на 24 Слово прп. Каллиста. В тему
***
"2. Деятельный убегает от чувственного, а созерцательный — и от [самих] чувств".

Удаляется от чувственных вещей деятельный, управляя чувствами с помощью сил души. А созерцательный удаляется и от самих чувств, с помощью действия в его уме божественных энергий. И как для деятельного душа управляет телом, так и для созерцательного эти энергии управляют душою. Поэтому духовное созерцание в аскетике Каллиста настолько выше душевного делания, насколько сама душа превосходит тело, поскольку является по типу души над душой, как и сама душа над телом и в теле.
***
Комментатор пишет хорошо, но, кажется, не совсем еще понимает о чем. Что такое эти энергии в духовном опыте созерцателя по прп. Каллисту?
Сложный комментарий и по-моему неточный,на мой взгляд тут вопрос ,что имеется ввиду,разделение людей на два типа или этапы духовного совершенства,если второе ,то можно объяснить проще ,как телесные труды( бдение,поклоны,пост),которые в этом (деятельном)периоде преобладают больше чем умное делание и на втором этапе переход в высшие состояния молитвы.
 
Православный христианин
Сложный комментарий и по-моему неточный,на мой взгляд тут вопрос ,что имеется ввиду,разделение людей на два типа или этапы духовного совершенства,если второе ,то можно объяснить проще ,как телесные труды( бдение,поклоны,пост),которые в этом (деятельном)периоде преобладают больше чем умное делание и на втором этапе переход в высшие состояния молитвы.
Поднимаю две руки за простоту и лаконичность комментариев.
Думаю, что любой этап молитвы имеет не одну ступеньку, так что ступени совершенства бесконечны.
 
Православный христианин
Сложный комментарий и по-моему неточный,на мой взгляд тут вопрос ,что имеется ввиду,разделение людей на два типа или этапы духовного совершенства,если второе ,то можно объяснить проще ,как телесные труды( бдение,поклоны,пост),которые в этом (деятельном)периоде преобладают больше чем умное делание и на втором этапе переход в высшие состояния молитвы.
Спасибо за хороший комментарий. Однозначно -- второе. Здесь деление подвижников на стадии духовного совершенства по Евагрию: делание-созерцание-обожение. Им пользовались все отцы-созерцатели, кроме, разве что, прп. Симеона (СНБ), который возражал против использования второй.

Поэтому прп. Каллист (К.) пишет: "деятельный", "созерцательный", а о стадии обожения пока вообще не упоминает.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо за хороший комментарий. Однозначно -- второе. Здесь деление подвижников на стадии духовного совершенства по Евагрию: делание-созерцание-обожение. Им пользовались все отцы-созерцатели, кроме, разве что, прп. Симеона (СНБ), который возражал против использования второй.
На созерцательном этапе происходит очищение помыслов,что значит "и от самих чувств":

"Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей; ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи.
42. Иное есть вещь, иное помышление, иное страсть: вещь например – муж, жена, золото и проч.; помышление – простое воспоминание о чем-либо из сказанного; страсть – или бессловесная любовь, или безрассудная ненависть к чему-либо из того. – С такою-то страстью брань у монаха.
43. Помышление страстное, есть помысел сложенный из страсти и помышления. Отделим страсть от помышления, и останется чистый помысел. Отделяем же, если хотим, посредством духовной любви и воздержания."
Прп. Максим Исповедник
 
Православный христианин
На деятельном этапе действует подвижник при содействии благодати. На созерцательном действует благодать при содействии подвижника. На этапе обожения человеческая воля покоится, действует только благодать.
 
Православный христианин
На деятельном этапе действует подвижник при содействии благодати. На созерцательном действует благодать при содействии подвижника. На этапе обожения человеческая воля покоится, действует только благодать.
Помните вы говорили о подобии к подобию, вот мало кто понял моей идеи об утруждении в молитве - что нужно отпускать там где "жмет", где тяжело - там самость. Некоторым образом пытаемся воспроизвести тот третий этап, подобиться.. вневремнно конечно
 
Православный христианин
Иначе говоря, созерцательный этап отличается от предыдущего тем, что в подвижнике явным для него образом, на постоянной основе, начинает действовать благодать. Каким? (действие противоположных сил пока не рассматриваем)
 
Православный христианин
На созерцательном этапе происходит очищение помыслов,что значит "и от самих чувств":

"Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей; ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи.
42. Иное есть вещь, иное помышление, иное страсть: вещь например – муж, жена, золото и проч.; помышление – простое воспоминание о чем-либо из сказанного; страсть – или бессловесная любовь, или безрассудная ненависть к чему-либо из того. – С такою-то страстью брань у монаха.
43. Помышление страстное, есть помысел сложенный из страсти и помышления. Отделим страсть от помышления, и останется чистый помысел. Отделяем же, если хотим, посредством духовной любви и воздержания."
Прп. Максим Исповедник
Главы.. 2.90. Некоторые взыскуют: каково различие Царствия Божиего и Царства Небесного; отличаются ли они реально друг от друга, или же только мысленно? На это должно ответить, что они различаются не в реальности, ибо по сущности – одно, но лишь мысленно. Ведь Царство Небесное есть постижение чистого и предвечного ведения сущих согласно логосам их, [пребывающим] в Боге. А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца.
 
Православный христианин
"Поражение немалое, если предается наслаждению душа деятельного, ибо у него оно исходит от плоти; не малое же преуспеяние душе созерцательного, испытывающей наслаждение, ибо [это] — источающееся от сердечного оживотворения действием Святого Духа наслаждение, чистое от скверны".
"Наслаждением считает деятельный ходить вне сетей вражеских; созерцательному же вот что наслаждение: постоянно или непрестанно зреть лице Божие и от сияния красоты и светлости ее уясняться сердцем" (К. Слово 24).
 
Православный христианин
«Наслаждением считает деятельный ходить вне сетей вражеских; созерцательному же вот что наслаждение: постоянно или непрестанно зреть лице Божие и от сияния красоты и светлости ее уясняться сердцем».

«Его» или «ее»? По-гречески оба слова среднего рода.

Сияет Лик или Красота? (При том, что это у К. иногда одно и то же)
Нарочитая двусмысленность?

Мне больше нравится первый вариант.
 
Православный христианин
В "Наставлениях преподобного Серафима Саровского инокам и мирянам" написано:

Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.
 
Православный христианин
+++А что Вы можете сказать в этой связи о соотношении византийской и сирийской традиций?

У Иоанна Дальятского понятие источника выражено значительно отчетливей,чем в русской традиции. Зато нет понятия об Иисусовой молитве.
Поясните, пожалуйста, про "понятие источника", который выражен более отчётливо. О каком "понятии источника" идёт речь? И как "нет понятия об Иисусовой молитве" - тоже не понимаю. Простите мне моё дилетанство.

У византийских отцов молитва научает всему сама, когда она есть.. Духовная, соответствующая (2-й аскетической) стадии рождения от Духа. Вот тогда она, самодействующая, научает подвижника всему и не требует иного руководства. А до той поры очень даже требует и если не от духовного отца, то от великих византийских отцов древности.
Если мне не изменяет память, то и у нас отцы это писали. Другое дело что современный человек очень торопиться и очень полагается на себя. Мне кажется поэтому складывается такое ощущение что " у них так, а у нас иначе".
Таинственный способ присутствия Бога Слова в творении, при котором
Он нераздельно разделяется, обычно является камнем преткновения.
Почему именно Бога Слово?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"нет понятия об Иисусовой молитве"
Во всем сирийском наследии нет упоминания об Иисусовой молитве, и это в определенной степени загадка.
"понятие источника"
Во всей православной традиции (и у сирийцев тоже), в ранние времена неотчетливо, в поздние более отчетливо, присутствует понятие "источника воды текущей в жизнь вечную", как образа для обозначения способа присутствия Духа в сердце рожденных от Него, перешедших от деятельной стадии на стадию созерцания. Таких образов (созерцаемых духовным зрением) несколько, по числу Имен Божиих. Например, Дух может явиться в виде прохлаждающего огня. Иисус может явиться в виде Солнца правды, упомянутого в Писании. Вообще Имена Божии берутся из Писания. Часть из них перечислена в схолиях прп. Максима к "О Божественных Именах" Ареопагита. Среди них и "источник".
У византийцев эта тема наиболее развита у прп. Каллиста Ангеликуда, но встречается (неакцентированно) и у Паламы, у прпп. Максима и Симеона, насколько я помню, у Макария.
В русском исихазме не встречается(?)
У сирийцев наиболее полно представлена в творениях Иоанна Дальятского.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Во всем сирийском наследии нет упоминания об Иисусовой молитве, и это в определенной степени загадка.
Но есть слова : "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись." Как Имя Иисуса, как Имя которым надлежит нам спастись, могло не упоминаться? Наверное не важно как назвать молитву - Иисусова или иначе, но Имя которым нам надлежит спастись - оно ведь должно присутствовать в молитве, а не просто "источник воды текущий в жизнь".
И, возможно, разная сила в описаний созерцаний связана с разной силой подвижников, которые, если вспомнить наставление из Отечника Брянчанинова (если не изменяет память), падает с приближением к концу света.

Если читать наставления уже не таких далёких подвижников русских, то они и не предлагали читать высокие книги тех созерцателей, Думаю, и по той причине чтобы не соблазниться фразой что "Иисусова молитва научает всему сама". И они и оговорки делали соответствующие. И писали что увы - наставника нет ныне, поэтому будьте осторожны и т.д..

Таинственный способ присутствия Бога Слова в творении, при котором
Он нераздельно разделяется, обычно является камнем преткновения.
Почему именно Бога Слово? О чём это? Поясните, пожалуйста.
 
Православный христианин
И, возможно, разная сила в описаний созерцаний связана с разной силой подвижников, которые, если вспомнить наставление из Отечника Брянчанинова (если не изменяет память), падает с приближением к концу света.
Я думаю разновидность созерцаний зависит от неповторимости каждой души ,а не от силы подвижника.Подвижник достигший созерцания уже прошел деятельный этап,который у каждого также неповторим.

Незадолго до его блаженной кончины один благочестивый монах спросил прп. Серафима Саровского: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, – ответил преподобный Серафим, – что не имеем к тому решимости.
Если читать наставления уже не таких далёких подвижников русских, то они и не предлагали читать высокие книги тех созерцателей
конкретней,пожалуйста
 
Православный христианин
конкретней,пожалуйста
скорее тут не от меня нужна конкретика, а от того кто скажет обратное - "наши почти современные подвижники рекомендовали приступающим к умному деланию изучать труды высокие высоких созерцателей. " Сможете привести такие примеры таких рекомендаций?
Ну от себя напомню про Брянчанинова, хотя цитаты поискать не смогу сейчас. А так же - известный многим труд владыки Антония. И, кстати, про "странника". Там в описании начала пути есть то, что многие не замечают - строгий контроль со стороны наставника. И только потом странник, получивший уже благодать в молитвенном движении Духа, приступает к чтению Добротолюбия.
 
Сверху