Можно не любить Христа за Его поведение, за проповеди, за заповеди Его или Его учение, и даже за то, что не ощущаешь Его любви. А если все нравится в Христе и в Его учении, то лучше, как я думаю, сказать, что в своей жизни недостаточно проявляю свою любовь к Нему.
Любовь это жажда жить с тем, кого любишь ради того, чтобы,
забыв о себе, служить только любящему существу и познавать его любовь. А по отношению к Христу можно добавить: – и познавать заповеди и волю Его. «
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»
(Лук.10:38-42).
Любовь это, прежде всего, не чувство, а действие, направленное на обеспечение мира, покоя и блаженство любимого. Любить Бога это значит бескорыстно жертвовать ради Бога своими выгодами, удовольствиями и своеволием. Любовь «
не ищет своего»
(1Кор.13:5). И получение блаженной жизни для себя в качестве награды за любовь к Христу не является целью любви к Христу. «
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же»
(Лук.6:32-34).
Если стремиться к получению награды за служение Христу в виде обретения духовного созерцания, благодати или особых ощущений, то начнем оценивать какова степень моего духовного совершенства, достиг ли я духовных высот в общении с Богом. А это уже путь или к унынию или к гордости.
У меня есть чувство любви к Христу. Мне нравятся Его заповеди и я хочу их выполнять, но не выполняю их в той степени, в которой могу это сделать.
Среди утренних молитв есть молитва со словами:"Сподоби мя,Господи,ныне возлюбити Тя,якоже возлюбих иногда той самый грех.."
Но грех-то я как раз и не люблю. От греха испытываю страдания, но грешу, хотя и не хочу грешить. «
Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. … Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха»
(Рим.7:15-25).
Итак, любовь к Христу, это не только чувство любви к Нему, но и действия, направленные на проявление этого чувства, а точнее, действия, направленные на выполнение заповедей Его.
Суть нашей любви к Нему в том, чтобы добровольно отдать себя на служение Богу, добровольно стать рабами Его и рабами исполнения Его заповедей в полной доверии к Господу. При этом Бог решает, где предоставить нам полную свободу, а где ограничить свободу заповедями, направленными на возрастание добра, любви и блаженства в гармоничном Творении Божием.
Заповедями Бог ограничивает нашу деятельность во благо нашей деятельности, а во всем другом предоставляет творческую свободу, то есть оставляет множество путей для каждого, по которому тот пойдет к благой цели, выполняя заповеди. А мы это ограничение нашей свободы заповедями принимаем добровольно и поэтому даже в этих ограничениях остаемся полностью свободными и Бог не принуждает нас ни в чем.
«
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»
(Лук.10:27). Обычно мы любим себя так, чтобы доставить себе удовольствие. А если применить заповедь о любви по отношению к Христу, то мы должны любить Его так, чтобы, пренебрегая себялюбием, переключить любовь к себе на такое служение Христу, которое доставит Ему удовлетворение.
Живущие в покаянии, кротости, миролюбии, милосердии и прощении имеют умиление и радость встречи с тем, кого любят. Кто не выполняет заповедей Его в той мере, на которую способен в данный момент, тот, хотя и любит Христа в некоторой степени, но в действительности христианской любви не имеет. «
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»
(Иоан.14:15). Созерцательная любовь к Богу это еще не истинная любовь. Истинная любовь всегда активна и только она приносит плод.