Митрополит Иларион (Алфеев), "Таинство веры":
Глава 3. Труд «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» митрополита Илариона (Алфеева). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Аврааму является Господь у дубравы Мамре. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего... И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры» (
Быт. 18:2–3, 5, 9–10). Авраам встречает Трех, а поклоняется Одному. Ты Вы, пройди идите, сказал сказали, 1 3...
Протоиерей
Олег Давыденков, "Догматическое богословие":
Раздел 5. Книга «Догматическое богословие» подготовлена на основе курса лекций, которые читал протоиерей
Олег Давыденков. Она охватывает все основные разделы догматического учения Православной Церкви; написана доступным языком. Труд можно скачать в форматах epub, fb2, pdf.
azbyka.ru
Указанием на Три Лица в Боге, но без различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.:
Быт.18:1). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве».
В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят.
Иларий Пиктавийский,
Евсевий Кесарийский, блаж.
Иероним и др.)
315 считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов.
Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества
316. Св.
Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому – исповедал Единого Бога в Трех Лицах»
317.
Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная»).