Как относиться к советам Святителя Игнатия(Брянчанинова) о том, что мирянам не стоит читать Святоотеческую литературу адресованную монахам?

Москва
Православный христианин
Приведу цитаты, которые меня смутили и удивили одновременно...

Цитаты о том, что мирянам не следует читать Святых Отцов, писавших для монашествующих:

Христианину, живущему посреди мира, недолжно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самым делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем наводит на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом, соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною. Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения. Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!”(Письмо свт. Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт (1848г.).)

“Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, - Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, - святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, - мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь”(«О чтении святых Отцов» из книги «Аскетические опыты» (1847г.))

Цитаты о том, что мирянам можно читать творения самого Святителя, в том числе написанные им для монашествующих:
Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворий или при часовне, и к жизни инока, странствующего на корабле по требованию и обычаю государственному, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, защищающего при нем какую-либо ученую или административную должность, - даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением”(Заключение к книге «Приношение к современному монашеству» (1861г.))

Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни”.(Письмо свт. Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову (1862г.))
 
Москва
Православный христианин
Какие есть вообще правила чтения Святоотеческой литературы от Церкви для духовной пользы мирянам? А то ведь можно и правда поначитаться и загреметь в психушку или хуже того - духовно повредиться... Есть ли вообще такое понятие как толкование Святых Отцов? То есть, Святые Отцы в своих трудах имели в виду одно, а читающий понял по-другому...
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мнение св. Игнатия - его личная позиция по этому вопросу. На мой взгляд, его точка зрения во многом вызвана особенностью синодальной эпохи, которая, при всех ее достоинствах, образцом православной жизни быть не может.
Например, в Византии подход был совершенно другим. Анна Комнима, например, пишет, что ее мать (императрица, между прочим) часто читала творения св. отцов и обсуждала с домашними. В частности упоминается, что она любила книги Максима Исповедника - одного из самых сложных авторов святоотеческой письменности.
В соседней ветке я говорил, что готовых ответов все равно Вы нигде не найдете. Поэтому надо читать как можно больше и читать вдумчиво, с рассуждением - что Вы можете применить в своей жизни, а что нет (вообще или пока что). Ошибки в понимании неизбежны - главное не абсолютизировать свое мнение и всегда быть готовым исправиться.
 
Сверху