Как православным христианам относиться к языческой культуре древности

Православный христианин
Несколько дней назад я зашёл в библиотеку сайта «азбука веры». Там были произведения, основанные на мифах древней Греции. Меня это несколько поразило: как так: на православном сайте - произведения, основанные на языческой мифологии. А вообще: как православным христианам относиться к литературным произведениям, кинофильмам, основанным на нехристианской культуре. Я помню, что свт. Василий Великий даже писал беседу «о пользе для юношества языческих сочинений». Но как относиться к нехристианской культуре сегодня - когда ее так много - аниме, основанное на синтоистской (японской языческой) мифологии, голливудские фильмы («аватар» Кэмерона, другие фильмы…)
 
сомневающийся
С лютой ненавистью относится. На каждый языческий праздник начинаются разговоры, что это надо запрещать и не пущать.
 
Православный христианин
Несколько дней назад я зашёл в библиотеку сайта «азбука веры». Там были произведения, основанные на мифах древней Греции. Меня это несколько поразило: как так: на православном сайте - произведения, основанные на языческой мифологии. А вообще: как православным христианам относиться к литературным произведениям, кинофильмам, основанным на нехристианской культуре. Я помню, что свт. Василий Великий даже писал беседу «о пользе для юношества языческих сочинений». Но как относиться к нехристианской культуре сегодня - когда ее так много - аниме, основанное на синтоистской (японской языческой) мифологии, голливудские фильмы («аватар» Кэмерона, другие фильмы…)
Думаю, знать о них можно, следовать им не стоит. Что за произведения то, Илиаду Гомера что ли нашли?
 
Православный христианин
К примеру, «Подвиги Геракла»: https://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla-mify-drevnej-grecii-kun/

Также - «Слово о полку Игореве»: https://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-igoreve-perevod-nikolaya-zabolockogo/
да, произведение написано уже после Крещения Руси, но там есть языческие образы: ветры в «Слове…» - стрибожьи внуки, люди (или русичи, князья в частности) - «даждьбожьи внуки»… Интересно, что ученые (к примеру - Б.А. Рыбаков) считают «Слово…» важным источником для изучения славянского язычества. Для полного счастья на православном сайте нет еще «велесовой книги» (это ирония - а что - есть же «Слово…», мифы о геракле)… А если серьезно - Языческие боги, как известно, в Православии (Христианстве) считаются бесами (демонами). Об этом писал в своих псалмах св. Царь-псалмопевец Давид.

Знать, конечно, это надо (это культура и история), но зачем тащить эту дрянь на православный сайт? Есть сайты исторической и культурной направленности, есть сайты современных, хм, «любителей» язычества - пусть там это публикуется - но это не должно находиться в православной библиотеке вместе с трудами святых
 
Православный христианин
Также - «Слово о полку Игореве»: https://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-igoreve-perevod-nikolaya-zabolockogo/
да, произведение написано уже после Крещения Руси, но там есть языческие образы: ветры в «Слове…» - стрибожьи внуки, люди (или русичи, князья в частности) - «даждьбожьи внуки»… Интересно, что ученые (к примеру - Б.А. Рыбаков) считают «Слово…» важным источником для изучения славянского язычества. Для полного счастья на православном сайте нет еще «велесовой книги» (это ирония - а что - есть же «Слово…», мифы о геракле)… А если серьезно - Языческие боги, как известно, в Православии (Христианстве) считаются бесами (демонами). Об этом писал в своих псалмах св. Царь-псалмопевец Давид.
...То обстоятельство, что автор С. неоднократно и свободно упоминает в своем произведении языческих богов, дало повод некоторым исследователям утверждать, что автор С. верит в языческих богов. С этим нельзя согласиться. Упоминаемые в С. языческие божества – символы природы, художественные образы. То же самое следует сказать и об одушевлении автором С. природы – это не отражение религиозных представлений автора С., а образы художественной системы произведения. О христианском мировоззрении автора С. писали многие исследователи. Как отмечает Д. С. Лихачев, «автор “Слова” – христианин, старые же дохристианские верования приобрели для него новый поэтический смысл. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно. В ряде случаев... он отвергает христианскую трактовку событий, но отвергает ее не потому, что он чужд христианства, а потому, что поэзия связана для него еще пока с языческими, дофеодальными корнями. Языческие представления для него обладают эстетической ценностью, тогда как христианство для него еще не связано с поэзией, хотя сам он – несомненный христианин (Игорю помогает бежать из плена бог, Игорь по возвращении едет к богородице Пирогощей и т. д.)» (Лихачев. «Слово о полку Игореве» и культура, с. 80).
По своему социальному положению автор С., вероятнее всего, – представитель феодальных верхов тогдашнего общества. Это подтверждается его высокой образованностью и осведомленностью в политических делах и родовых связях князей и княжеств, его прекрасным знанием военного дела. (Об исключительно широкой, профессиональной осведомленности автора С. в военных вопросах своего времени см. книгу генерал-лейтенанта инженерно-технической службы В. Г. Федорова). Социальное положение автора С. не помешало ему отразить в своем произведении интересы широких народных масс. Народность автора С., как отмечал, акад. Б. Д. Греков, проявилась прежде всего в том, что автор С. «вполне объективно рисует перед нами картину тогдашней Руси и, насколько позволяет характер его труда, по-своему совершенно правильно передает нам причины, приведшие Русь к состоянию феодальной раздробленности»...
Подробнее:
Не хотите знать сами, так зачем несете ахинею от ветра головы своея?
 
Православный христианин
...То обстоятельство, что автор С. неоднократно и свободно упоминает в своем произведении языческих богов, дало повод некоторым исследователям утверждать, что автор С. верит в языческих богов. С этим нельзя согласиться. Упоминаемые в С. языческие божества – символы природы, художественные образы. То же самое следует сказать и об одушевлении автором С. природы – это не отражение религиозных представлений автора С., а образы художественной системы произведения. О христианском мировоззрении автора С. писали многие исследователи. Как отмечает Д. С. Лихачев, «автор “Слова” – христианин, старые же дохристианские верования приобрели для него новый поэтический смысл. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно. В ряде случаев... он отвергает христианскую трактовку событий, но отвергает ее не потому, что он чужд христианства, а потому, что поэзия связана для него еще пока с языческими, дофеодальными корнями. Языческие представления для него обладают эстетической ценностью, тогда как христианство для него еще не связано с поэзией, хотя сам он – несомненный христианин (Игорю помогает бежать из плена бог, Игорь по возвращении едет к богородице Пирогощей и т. д.)» (Лихачев. «Слово о полку Игореве» и культура, с. 80).
По своему социальному положению автор С., вероятнее всего, – представитель феодальных верхов тогдашнего общества. Это подтверждается его высокой образованностью и осведомленностью в политических делах и родовых связях князей и княжеств, его прекрасным знанием военного дела. (Об исключительно широкой, профессиональной осведомленности автора С. в военных вопросах своего времени см. книгу генерал-лейтенанта инженерно-технической службы В. Г. Федорова). Социальное положение автора С. не помешало ему отразить в своем произведении интересы широких народных масс. Народность автора С., как отмечал, акад. Б. Д. Греков, проявилась прежде всего в том, что автор С. «вполне объективно рисует перед нами картину тогдашней Руси и, насколько позволяет характер его труда, по-своему совершенно правильно передает нам причины, приведшие Русь к состоянию феодальной раздробленности»...
Подробнее:
Не хотите знать сами, так зачем несете ахинею от ветра головы своея?
Да, автор «Слова…» не был язычником, это всего лишь поэзия, но можно обойтись вообще без идолопоклонства в литературе? Просто дело в том, что язычества в последние годы в нашем обществе стало слишком много. То знаменитая дама явиться в школу и будет рисовать руны на доске, то поставят идол беса Велеса в Вологодской области, то поставят ворота с языческими символами в Кирове… это только за последние пару лет, самое известное.
 
Православный христианин
Да, автор «Слова…» не был язычником, это всего лишь поэзия, но можно обойтись вообще без идолопоклонства в литературе? Просто дело в том, что язычества в последние годы в нашем обществе стало слишком много. То знаменитая дама явиться в школу и будет рисовать руны на доске, то поставят идол беса Велеса в Вологодской области, то поставят ворота с языческими символами в Кирове… это только за последние пару лет, самое известное.
Простите, это история.
Без знания которой невозможно понять происходящее в наше время.
А вот почему некоторым так хочется забыть истоки Руси и почему Русь православная.
Это надо спросить у вас наверное?
 
Православный христианин
Да, это история, связанная с нашим временем. Но это должно быть, имхо, на исторических сайтах, а не на православном сайте. История (светская наука) и Православие - вещи разные. Ничего против истории я не имею. Я даже не про «Слово…» (оно признано наукой, против него я ничего не имею), а про руны. Рун у древних славян, насколько я помню, не было (правда, есть нерасшифрованные короткие надписи, датированные временем до Крещения, но их смысл непонятен - алекановская надпись, надпись, Приведенная арабским путешественником Недимом и др.) А сейчас эту тему активно эксплуатируют современные «любители» славянского язычества…

Простите, это история.
Без знания которой невозможно понять происходящее в наше время.
А вот почему некоторым так хочется забыть истоки Руси и почему Русь православная.
Это надо спросить у вас наверное?
Против «Слова…» я, как писал ранее, ничего не имею. Я про руны сейчас. Дело в том, что на мой взгляд, сейчас «любители» язычества активизируются по всему миру (не только в РФ и снг)
 
Православный христианин
Да, это история, связанная с нашим временем. Но это должно быть, имхо, на исторических сайтах, а не на православном сайте. История (светская наука) и Православие - вещи разные. Ничего против истории я не имею. Я даже не про «Слово…» (оно признано наукой, против него я ничего не имею), а про руны. Рун у древних славян, насколько я помню, не было (правда, есть нерасшифрованные короткие надписи, датированные временем до Крещения, но их смысл непонятен - алекановская надпись, надпись, Приведенная арабским путешественником Недимом и др.) А сейчас эту тему активно эксплуатируют современные «любители» славянского язычества…
Что я вам могу сказать?
Становитесь модератором.
И мы наконец-то избавимся от “мракобесия”.;)
 
Православный христианин
Модератором я не собираюсь становиться ;)

Да, это история и культура. Но тогда под этим предлогом на православном сайте можно публиковать любые древние языческие тексты (как часть культуры): «Старшую эдду», «Младшую эдду», скандинавские саги, «Илиаду», «Одиссею», «Энеиду», прочую языческую греко-римскую поэзию (гимны всякие), египетские тексты («книгу мертвых», тексты пирамид, повести древнего Египта), «эпос о Гильгамеше» (всякие скептики (Фомы Неверующие - образно) считают, что библию (Священное Писание православных христиан) списали с эпоса о гильгамеше), «Авесту», «Ригведу», «Махабхарату», труды Конфуция и Лао-Цзы, японские синтоистские тексты, эпос индейцев Северной Америки (навахо, хопи, сиу…) священные книги ацтеков, майя, инков… Это на мой взгляд, должно быть на исторических сайтах, а на православном сайте - труды Отцов Церкви, жития Святых, из истории - православные летописи Византии и Руси, труды Карамзина, Татищева, Соловьева…

Всякое язычество жестоко. Карфаген (колония Финикии и сама Финикия), филимистяне и другие народы Леванта, зверские языческие культы майя и ацтеков, отчасти - древний и средневековый индуизм (индуизм до недавнего времени, но и сейчас там много зверских нелепых вещей…)

Отдельно про современный индуизм. Да, в индии (среди индуистов) есть люди интеллигентные, может быть, факты, приводимые мною ниже - исключения из правил, но все же:
 
Православный христианин
Да, это история и культура. Но тогда под этим предлогом на православном сайте можно публиковать любые древние языческие тексты (как часть культуры): «Старшую эдду», «Младшую эдду», скандинавские саги, «Илиаду», «Одиссею», «Энеиду», прочую языческую греко-римскую поэзию (гимны всякие), египетские тексты («книгу мертвых», тексты пирамид, повести древнего Египта), «эпос о Гильгамеше» (всякие скептики (Фомы Неверующие - образно) считают, что библию (Священное Писание православных христиан) списали с эпоса о гильгамеше), «Авесту», «Ригведу», «Махабхарату», труды Конфуция и Лао-Цзы, японские синтоистские тексты, эпос индейцев Северной Америки (навахо, хопи, сиу…) священные книги ацтеков, майя, инков… Это на мой взгляд, должно быть на исторических сайтах, а на православном сайте - труды Отцов Церкви, жития Святых, из истории - православные летописи Византии и Руси, труды Карамзина, Татищева, Соловьева…
Даже народная мудрость гласит: “Мухи отдельно, а котлеты отдельно”.
Нельзя сравнивать несравнимые вещи, суть разных вещей должна быть обособлена.
И не зная язычество, и его “истину”, как можно не принимать Истину с небес.
 
Православный христианин
Вы сказали: Нельзя сравнивать несравнимые вещи, суть разных вещей должна быть обособлена. Я об этом и говорю.Язычество - отдельно (на отдельных сайтах - научных, культурных…), Православие - отдельно на православных сайтах. Возвращаясь к современным любителям язычества: их все больше и больше по всему миру: многие думают, что эта проблема только в России и снг: не только там: в Православной Греции, родине св. Императора Юстиниана, св. Никодима Святогорца, св. Паисия Святогорца, других святых, в Греции просиявших, вновь появляются «любители» язычества… https://pravoslavie.ru/166757.html

а ведь многие «любители» язычества начинали с интереса к истории, археологии, этнографии, религиоведению, философии… Про то что они начинали с этих интересов - не знаю, но догадываюсь… Никоим образом не предлагаю запретить вышеперечисленные науки, но надо, как мне кажется, подумать, почему так получается…

Греческие «любители» язычества Уже и храмы строят, ужас!
https://pravoslavie.ru/166757.html
https://teletype.in/@lukrecija/mN0kK3gOTeg (это конечно - кипр, не Греция в современном понимании (Кипр - не часть Греческой Республики), но там живут Православные Греки)
А ведь Греция была просвещена Светом Христовой Веры еще в древности: христиане в Греции скорее всего были еще до того, как св. Император Константин Великий прекратил гонения, потом - христианские Императоры Рима и Византии…
 
Православный христианин
Вы сказали: Нельзя сравнивать несравнимые вещи, суть разных вещей должна быть обособлена. Я об этом и говорю.Язычество - отдельно (на отдельных сайтах - научных, культурных…), Православие - отдельно на православных сайтах. Возвращаясь к современным любителям язычества: их все больше и больше по всему миру: многие думают, что эта проблема только в России и снг: не только там: в Православной Греции, родине св. Императора Юстиниана, св. Никодима Святогорца, св. Паисия Святогорца, других святых, в Греции просиявших, вновь появляются «любители» язычества… https://pravoslavie.ru/166757.html
Странный вы человек.
Вы видели на языческих сайтах учение св. отцов.
А вот здесь, сравнивая язычество и учение Церкви, только не имеющий здравого рассуждения не может не понять?
Что Истина в Господе нашем Иисусе Христе!!!
 
Православный христианин
Ни на каких языческих сайтах я не сижу.

А вот здесь, сравнивая язычество и учение Церкви, только не имеющий здравого рассуждения не может не понять?
Что Истина в Господе нашем Иисусе Христе!!! Если человек будет сравнивать, он поймет конечно что истина в Господе Христе. Но зачем публиковать языческие сочинения (пусть даже и для сравнения) на православном сайте?

Вы видели на языческих сайтах учение св. отцов. Впрочем, т.к. я не сижу на языческих сайтах, я не знаю, есть ли там сочинения Святых Отцов. Да и к тому же я сильно сомневаюсь, что язычники публикуют на своих сайтах труды Св. Отцов…
 
Православный христианин
А вот здесь, сравнивая язычество и учение Церкви, только не имеющий здравого рассуждения не может не понять?
Что Истина в Господе нашем Иисусе Христе!!! Если человек будет сравнивать, он поймет конечно что истина в Господе Христе. Но зачем публиковать языческие сочинения (пусть даже и для сравнения) на православном сайте?
Вы мил человек укажите решения ВС, запрещающие это делать.
А если не хотите понять, что не зная кто есть кто, как отличить ЭТО.
 
Сверху