Как вы молитесь?

Православный христианин
Пропускаете ли молитвы в какие то дни по усталости или занятости?
Лучше об этом поговорить со своим духовником. Тут у всех разное устроение.
Можно конечно, если тяжкая работа или заболели, как здесь некоторые предлагают, по правилу Серафима Саровского, ограничиться утром , перед обедом и вечером тремя молитвами "Отче Наш", тремя архангельскими обрадованиями и один раз символ веры. Но в это правило ещё входит непрестанная про себя иисусова молитва до обеда и к Богородице до самого отхода ко сну. Про себя читать короткие молитвы в течении всего дня никакие болезни и усталость не мешают. Ведь это работа ума, а не плоти. Только привычка нужна. А вообще так всем бы не мешало приучаться молиться по заповеди Апостола: "Непрестанно молитесь". Вот я лично стараюсь ежедневно приучиться этому. Работа не отвлекает совершенно. Казалось бы, возьми, да делай, да вся беда в нашей забывчивости, лености, внушениям бесовским, дескать не стоит так молиться, и привычке к праздным помыслам. Вот эту-то привычку и призывают Святые отсечь мало помалу.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, и все же, один момент, не стоит совсем сбрасывать со счетов физическую аскезу как самодостаточный (самоцельный) метод, поскольку её действие в том и заключается - ум оставляет телесное, в отстутсвии надлежащей подпитки и переключет внимание на действия Духа.
Самоограничение не может быть самоцелью , как и все ограничительные заповеди Ветхого Завета были преподевтическими
Да, и все же, один момент, не стоит совсем сбрасывать со счетов физическую аскезу как самодостаточный (самоцельный) метод, поскольку её действие в том и заключается - ум оставляет телесное, в отстутсвии надлежащей подпитки и переключет внимание на действия Духа.
Самоограничение не может быть самоцелью как и все ограничительные заповеди Ветхого Завета является пропедевтическими- предваряющими к принятию Христа. Через крестную смерть Христос снял с нас иго Закона и сделал нас свободными. Вы правильно сказали что ум должен оставить телесное ради действия чистой молитвы а плоть не выходить через пределы естества ( думаю, вы не будете возражать) - это предел аскезы. Далее действие Благодати - это уже собственно не аскеза так воля человека в этом случае согласуется с волей Божией, наветы вражии продолжаются , продолжается и борьба но качество состояния подвижничества переходит на другой уровень. То есть на первом - доблагодатном уровне подвижник сражается с своей падшей волей, на втором сражается отстаивая свою свободу во Христе. Самоограничение в строгом смысле иму не нужно так как он живёт в пределах соизволения своей воли , хотя по видимому проводит жизнь в состоянии высокой аскезы.
 
Православный христианин
А можно узнать как вы понимаете что Дух Святой как-то действует на вас ( в вас, рядом с вами...) не знаю как точно выразиться.
Я вот например, бывало ощущал что-то при молитве, но не уверен что это Дух Святой. Думается это просто эмоциональный подъем или какие-то физические факторы навроде изменения кровяного давления и др.
Испытываю те же самые сомнения.
 
Православный христианин
А можно узнать как вы понимаете что Дух Святой как-то действует на вас ( в вас, рядом с вами...) не знаю как точно выразиться.
Я вот например, бывало ощущал что-то при молитве, но не уверен что это Дух Святой. Думается это просто эмоциональный подъем или какие-то физические факторы навроде изменения кровяного давления и др.

Плоды Духа Святого ни с чем не спутаешь, бесы не внушат и сами по себе мы на такое не способны.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галатам 5:22-23)
 
Православный христианин
Испытываю те же самые сомнения.
Вот я и думаю, что подражание вообще не совсем правильный путь.
По моему мнению нужно не бездумно подражать, а, используя примеры святых отцов искать свой путь. Пробовать те или иные методы для борьбы со своим грехом. Ведь каждый человек индивидуален и то, что помогло одному не обязательно поможет другому.
То есть на первом - доблагодатном уровне подвижник сражается с своей падшей волей, на втором сражается отстаивая свою свободу во Христе. Самоограничение в строгом смысле иму не нужно так как он живёт в пределах соизволения своей воли , хотя по видимому проводит жизнь в состоянии высокой аскезы.
Почему не нужно если нападки не просто продолжаются, а часто становятся даже сильнее?
 
Православный христианин
Бывает такое, что после молитвы усердной, особенно к концу дня, ощущаешь какое-то желание всех обнять, как-то утешить. Недруг ли есть - и к нему испытываешь любовь и радость от того, что только видишь его. Не станешь молиться, всё исчезает, появляется раздражительность, мнительность, памятозлобие. Подумаешь, нет, на следующий день не поленюсь, снова приложу усердие. И снова на душе мир.
 
Православный христианин
Плоды Духа Святого ни с чем не спутаешь, бесы не внушат и сами по себе мы на такое не способны.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галатам 5:22-23)
Почитайте жития и там увидите примеры, когда к монахам приходили бесы, принимая разные чудные облики. И даже монахи не всегда могли их опознать в этих обликах.
 
Православный христианин
От того, как мы молимся, таково и будет наше внутреннее состояние.

Архимандрит Фадей Витовицкий данной теме посвятил целую книгу

«Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя...»​

 
Православный христианин
Почитайте жития и там увидите примеры, когда к монахам приходили бесы, принимая разные чудные облики. И даже монахи не всегда могли их опознать в этих обликах.
Облики - это одно. А вот мира, кротости, смирения душе и других плодов Духа Святого они дать не могут. Видимым явлениям верить нельзя, типа свету, благоуханию или явлению Христа

«Познается же приносимое бесами по смущению – этому непременному и неизбежному плоду их действия».
свт. Игнатий Кавказский

«Иные признаки прелести, иные – благодати. Когда злой дух прелести приближается к человеку, то возбуждает ум его... сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь... и гордость».
прп. Максим Кавсокаливит
 
Православный христианин
Облики - это одно. А вот мира, кротости, смирения душе и других плодов Духа Святого они дать не могут. Видимым явлениям верить нельзя, типа свету, благоуханию или явлению Христа
Однако подвижники поддавались их обману. Значит не всё так просто, как вы говорите. Для того, чтобы исследовать какое-либо явление, состояние нужны большие знания, в том числе и практические , в этом вопросе.
 
Православный христианин
Однако подвижники поддавались их обману. Значит не всё так просто, как вы говорите. Для того, чтобы исследовать какое-либо явление, состояние нужны большие знания, в том числе и практические , в этом вопросе.

Да. Обольщались зримыми видениями света, благоухания, сладости в гортани, явлением во сне и наяву Богородицы и Христа. Но что бы бесы наводили смирение, кротость, любовь ко всем, милосердие - такого от бесов не было и не может быть. По крайней мере я такого в жития Святых не встречал. Может быть от бесов ещё ощущение некоего восторга, экстаза, но он всегда сопровождается гордостью. Бог же является тихо, смиряя, а не смущая душу.
 
Православный христианин
Да. Обольщались зримыми видениями света, благоухания, сладости в гортани, явлением во сне и наяву Богородицы и Христа. Но что бы бесы наводили смирение, кротость, любовь ко всем, милосердие - такого от бесов не было и не может быть. По крайней мере я такого в жития Святых не встречал. Может быть от бесов ещё ощущение некоего восторга, экстаза, но он всегда сопровождается гордостью. Бог же является тихо, смиряя, а не смущая душу.
А вы уверены, что без помощи, совета опытных в этом деле наставников сможете отличить одно от другого? Если да, то вы явно более духовно развитый человек, чем те монахи, которые обольстить этими видениями и ощущениями.
 
Православный христианин
Есть даже некий дар, который в Писании называется "Различением духов" - это опытность в распознании, когда человек не тут же доверяет некоторым ощущениям, как доверяют сектанты и католические псевдосвятые, типа Терезы, падая в экстазы и все хохочут и дружно обнимаются, почитая это за Плоды Духа Святого. Опытный смотрит внутрь себя, есть ли там вместе со всем тем гордость, что вот я был удостоин того-то, я особенный, мне Бог явил благодать; или там смирение, покаяние; когда он не то, что не превозносится, но и не ждёт подобных ощущений, не ищет их. Так мы и должны отличать правильную молитву от неправильной. Неправильная молитва надмевает. А правильная смиряет, в ней не ищешь ничего. Благодать будет давать о себе знать в виде перечисленных своих плодов и тут же смирять.
 
Православный христианин
А вы уверены, что без помощи, совета опытных в этом деле наставников сможете отличить одно от другого? Если да, то вы явно более духовно развитый человек, чем те монахи, которые обольстить этими видениями и ощущениями.
Советы уже все даны у Святых, как отличить. А там смотри. Опытных сейчас ты не сыщешь духовников, или на всех их не напасёшься. Во всяком случае ты не избежишь искушений. В прелесть может ввести не только ощущения на молитвы, но и просто то, что ты молишься. Имей свою голову и различай, где бесовские козни. Монахи, как и мирские, могут обольщаться, проявить духовную невнимательность. Если монах обольстился явлением света, то значит он не читал, что свет может быть от бесов. Мне и моим знакомым тоже иногда является "свет", но я тут же его отвергаю и знакомых предупреждал, зная поучения Святых о "свете"; или когда речь о благоухании и неким чувственным ощущениям в теле, которые происходят от движения крови, просто не придавать значения. Ищи в молитве только покаяния, смирения, мира, любви ко всем, кротости, терпения и молись о том Богу, что бы научил любить, прощать, терпеть, не превозноситься.
 
Православный христианин
Кстати, насчёт вопроса данной темы...

Читал вообще одну цитату Святого, не помню, как зовут, что нельзя никому рассказывать о своём молитвенном правиле, потому что это опасно. Рассказчиков это может ввести в превзношение, а сам человек, как учит Святой, за гордость, что похвастался кто своим молитвенным правлом, может смирить, лишив этого правила.

О том же Господь учит и в Евангелии: "
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно"

То есть пусть твоё молитвенное правило будет только пред Богом в тайне, не стоит о нём говорить другим. Как правильно молиться - да, мы можем поговорить.
 
Православный христианин
А можно узнать как вы понимаете что Дух Святой как-то действует на вас ( в вас, рядом с вами...) не знаю как точно выразиться.
Я вот например, бывало ощущал что-то при молитве, но не уверен что это Дух Святой. Думается это просто эмоциональный подъем или какие-то физические факторы навроде изменения кровяного давления и др.
Можно порассуждать, Серафим Саровский в книге "О Цели христианской жизни" говорил что действие Благодати для распознания просты, бесы не могут оказать действие подобное Благодати. Их действие не будет ни животворящим ни просвещающим ум. Св Отцы писали о прелести - бесовском воздействии на ум и душу человека, но не заостряли на этом внимания . Первым кто акцентировал на опасности впадения в прелесть был Св. Игнатий (Брянчанинов) в своей книге "О прелести" . Не безосновательно, так как тот кто внимательно проходит духовную жизнь и ставящий под сомнение свою способность ориентации в духовном мире может распознать прелесть или поставить под сомнение. Для такого этот опыт окажется обучающим. Но, сейчас таких всё меньше.
К первым действиям Благодати Св. Игнатий (Брянчанинов) относит умиление. По другим источникам - это дар Богословствования - в Евангелии от Луки 24:25 говорится о том что Христос отверз ум апостолов для уразумения Св. Писания. Здесь хочу сделать важную ремарку : в таинстве причащения к (!) таинствам тела и крови мы получаем отчасти такой доступ. Чтение Св. Писания и богослужебные молитвы становятся для нас светоносными и живоносными . Помните как Христос сказал:" не хлебом единым будет жить человек но всяким словом Божьим". Этот смысловой свет Св. Текстов я ощущал, но говорят что есть и естественный свет ума человеческого. Но , когда Св. Иоанна Кронштадтского спросили, как он достиг святости ? То он ответил: благодаря ежедневному чтению Четьи Миней за Литургией . Пока вывод такой: есть опасность впадения в прелесть, но есть большая опасность - остаться вне благодати по причине опасения впадения в прелесть.
 
Православный христианин
То есть на первом - доблагодатном уровне подвижник сражается с своей падшей волей,
Да, это главное. Но в целом оно вообще созерцанию способствует, потому ни один святой не излишествуует, любой метод на самом деле универсален, и цель и средство (простейшая и сложная для понимания, одновременно, истина) . Если в методе отделить цель от средства получится "спорт".
**Или лучше сказать - и метод, и достижение.
 
Православный христианин
А можно узнать как вы понимаете что Дух Святой как-то действует на вас ( в вас, рядом с вами...) не знаю как точно выразиться.
Я вот например, бывало ощущал что-то при молитве, но не уверен что это Дух Святой. Думается это просто эмоциональный подъем или какие-то физические факторы навроде изменения кровяного давления и др.
Три основных стадии действия Духа перечисляют отцы. По энергии (любовь, радость, мир...). Через осияние (олежды Духа). И явление (в виде огненных язык...).
Так что если из сердца и через все тело истекает источник воды, текущий в жизнь вечную, то можно быть уверенным, что это осияние -- особое действие Духа.
 
Православный христианин
Вот я и думаю, что подражание вообще не совсем правильный путь.
По моему мнению нужно не бездумно подражать, а, используя примеры святых отцов искать свой путь. Пробовать те или иные методы для борьбы со своим грехом. Ведь каждый человек индивидуален и то, что помогло одному не обязательно поможет другому.

Почему не нужно если нападки не просто продолжаются, а часто становятся даже сильнее?

Да, это главное. Но в целом оно вообще созерцанию способствует, потому ни один святой не излишествуует, любой метод на самом деле универсален, и цель и средство (простейшая и сложная для понимания, одновременно, истина) . Если в методе отделить цель от средства получится "спорт".
**Или лучше сказать - и метод, и достижение.
К книге "О Цели христианской жизни" Прп Серафим Саровский говорит что любое доброе дело сделанное ради Христа приносит Благодать. Но , надо быть внимательным и замечать какие дела приносят больше благодати . В то же время он говорит про " юродивых дев" из Евангельской придчи что они имели много добрых дел но Благодати не стяжали. Задача христианина в конечном смысле-это не жить по заповедям ( заповеди это только приближение)а жить по воле Божией которая не может быть кодифицированна не какими заповедями, воля Божия индивидуальна. Поэтому надо быть внимательным к действиям Благодати. Многие подвижники не вошли в Царствие Небесное.
 
Православный христианин
Задача христианина в конечном смысле-это не жить по заповедям ( заповеди это только приближение)а жить по воле Божией которая не может быть кодифицированна не какими заповедями, воля Божия индивидуальна. Поэтому надо быть внимательным к действиям Благодати. Многие подвижники не вошли в Царствие Небесное.
Не понял. Это к чему? Заповеди что не включены в волю Божью?
И я не совсем понял согласны вы с тем моим сообщением которое цитировали?
 
Сверху