Какие из Библейский пророков были "иш гаэлогим", а какие "наби"?

Здравствуйте Батюшка.
В толкованиях проф. Лопухина на третью книгу Царств, и конкретно на 13 главу, нашёл любопытное деление пророков. Из которого я понял, что "иш гаэлогим", выше (ближе к Богу, может даже ходящие пред Богом), нежели "наби". К "иш гаэлогим", блаженный Феодорит причисляет пророка Илию и Моисея.
И появились у меня следующие вопросы:
1. А кого ещё в Библии именовали "иш гаэлогим"?
2. Вот это высказывания являются теологуменами? или с ним соглашались другие святые отцы :
- "Человеком же Божиим не всякий пророк именуется; но имя сие дается только стяжавшим совершенную добродетель, каковы были Моисей и Илия или кто подобен им."(http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv#sel=165:945,165:981).
- "Кто услышал Божий глас, тот не должен верить гласу человеческому, утверждающему противное, но ожидать, когда Повелевший уволит от того, что повелел делать." ( http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-tretiu-knigu-tsarstv#sel=165:782,165:803 )

P.S.: Сам я нисколько не сомневаюсь во второй цитате, но хотел узнать подтверждал ли кто из святителей эти слова?
Спасибо за ответ.
 
Москва
Православный христианин
1. иш hа-Элохим - означает "муж Божий";
2. нави, наби - просто "пророк". Буквально "призванный".
Вопрос решается с помощью еврейской грамматики, комментарий здесь может и не работать, так-как немногие отцы знали иврит.
Было и понятие бней hа-невиим, означавшее "сыны пророческие". - Скорее всего "ученики пророков".
 
Последнее редактирование:
Спасибо Батюшка.
По поводу иш, я догадался. В одной из Ваших лекция о книги Бытия, я слышал про иш - муж, и иша - жена, ибо взята от мужа (про наречение Господом Адама и Евы). Просто хотел проконсультироваться по поводу употребления именно этих слов. Ведь в Пятикнижии, пророк Моисей по-моему не назывался "Человеком Божьим". Вот только в книге Чисел гл.12 ст 6-7 "И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: "
Здесь Господь явно обозначил его выше пророков (ИМХО). Но явно ведь в тексте не сказано, что он "иш hа-Элохим", т.е. Человек Божий. Вот я желал узнать, встречается ли ещё такое деление пророков в Библии? Вы ведь владеете языком первоисточника, может быть обращали на это внимание.
Допустим, четыре великий пророка: Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль, они называются нави или иш hа-Элохим ?
И ещё один момент. Вот Вы в лекциях говорили, о разнице между Элохим (Бог, правосудный) и Яхве (Господь, милующий). А встречается ли в Библии муж hа-Яхве (прошу прощения если не правильно составил слово). Но именно что человек Господа.
Спасибо за ответ и прошу прощения если где-то непонятно объяснил.
 
Москва
Православный христианин
В Библии это словосочетание, "человек Божий", - встречается 47-мь раз, в том числе и по отношению к Моисею.
Читаем: "Вот благословение, которым Моисей, человек Божий (משֶׁה אִישׁ הָאֱלֹקִים), благословил сынов Израилевых пред смертью своею" (Втор.33:1).
Здесь, вместо "человек" (как у нас), стоит именно "муж" (אִישׁ).
 
Последнее редактирование:
Сверху