Размышляя на эту тему, задумался - как необразованные,порой порабощенные и униженные люди смогли так однозначно трактовать учение Христа?
Добавьте еще - в разных странах, на разных языках.
Прочитайте "Предисловие" из Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова:
"
1 Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей,
2 следовавших за ними, за что должно прославлять народ Израильский за образованность и мудрость; и не только сами изучающие должны делаться разумными, но и находящимся вне [Палестины] усердно занимающиеся [писанием] могут приносить пользу словом и писанием. Поэтому дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости,
3 чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще более преуспевали в жизни по закону. Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили, трудясь
4 над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда переведено будет на другой язык, – и не только эта [книга], но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике. Прибыв в Египет в тридцать восьмом году при царе Евергете
5 [Птоломее] и пробыв там, я нашел немалую разницу в образовании [между палестинскими и египетскими евреями], и счел крайне необходимым и самому приложить усердие к тому, чтобы перевести эту книгу. Много бессонного труда и знаний
6 положил я в это время, чтобы довести книгу до конца и сделать ее доступною и тем, которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по закону..."
Что там говорить о распространении учения Иисуса Христа?
Смешного нет. Амос - был пастухом, но стал пророком.
И рыбак, и ремесленник, и даже раб - все могут поверить в Бога. И Бог даст им разумение для понимания Писаний. Если Богу будет угодно - человек может вдруг узнать другой язык - и объяснять на нем. В этом нет фантастики, это реальность. Но для этого нужна вера человека.
Но люди верят в Бога для чего-то. Некоторым - нравится верить в воскресении, и скорее всего - во встречу с недавно умершим родственником. Кто-то просто боится ада, потому что боится боли на Земле. Человек - такое низменное существо - что он для себя хочет. И у Бога просит - для себя. Вроде и говорит в молитве "да будет воля Твоя", а потом свое добавляет - здоровья хочу - себе, родне (неверующей), счастья, в работе удачи. Вместо того, чтобы за Писания сесть и разумения просить в понимании, как это делали рыбаки, ремесленники - на заре христианства, сейчас мало кто Библию открывает.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
Ну уже на тот момент - истолкования были. И думать, думать людей апостолы учили.
Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова:
11 Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих,
12 и ты научишься от них рассудительности и – какой в случае надобности дать ответ.
27 Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности.
28 Всякий разумный познает премудрость и нашедшему ее воздаст хвалу.
29 Рассудительные в словах и сами умудряются, и источают основательные притчи.
7 Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет!
17 Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай.
20 Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления.
21 Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся.
22 Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень;
23 не полагайся и на ровный путь; остерегайся даже детей твоих.
24 Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей.
25 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда.
Сколько лет я ходил в храм? И хоть раз меня научили там рассуждать, размышлять?...
Догадывался, что не просто так это всё. И в итоге нашел. И не в апокрифах, не в сектах, а просто в неканонической библейской книге, которая не отвергается, но и не принимается целиком. Двойные стандарты? Скорее всего. Но суть не в этом.
А в том - что человек - как две тысячи лет назад, так и сейчас нуждается в учителе. И люди ищут себе духовника, наставника. Это естественно. Только вот те, кого ищут, вернее то, за что их ищут - это нельзя преподавать системно как математику.
23 Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается.
24 Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего.
25 Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее.
26 Подставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее.
27 Приблизься к ней всею душею твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее.
28 Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее;
29 ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе.
30 Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее – славным одеянием;
31 ибо на ней украшение золотое, и узы ее – гиацинтовые нити.
32 Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости.
33 Сын мой! если ты пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен.
34 Если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, и если приклонишь ухо твое, то будешь мудр.
35 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя.
36 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его.
37 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
Чудес не бывает. Человек должен у кого-то учиться, и эта потребность всегда актуальна. Нельзя стереть историю, забыть опыт. Нельзя. Но увы, в нашей среде - на религиозную составляющую наложилось очень многое - начиная с обрядов и заканчивая патриотизмом и традициями. Это все здесь, это внешняя оболочка для верующего человека. Это мелко и несущественно для Царствия Небесного.
Когда человек реально начинает рассуждать, размышлять - что к чему, тогда и понимает - что есть грех, а что нет - от чего надо отказываться, а что - не является грехом в конкретной ситуации. И это понимание делает человека сильнее. Он уже не стоит на коленях и не кается в том, что приходится делать по жизненной необходимости, но и не делает того, чего нельзя делать. Знание - действительно - делает человека свободным.
Но опять же - не может эт овсё возникнуть на пустом месте. Человек сам должен этого хотеть и тянуться. Нет смысла веры в человеке, который не понимает что делает. В иной раз спрашиваешь человека: "Постой - что ты делаешь, вот Библия - объясни мне свой поступок, ведь ты верующий человек?!"