Каким образом люди запоминали учение Христа в древние времена?

Санкт-Петербург
Православный христианин
Феофан, рекомендую Вам книгу Барта Эрмана "КАК ИИСУС СТАЛ БОГОМ. Откуда взялись и как развивались представления о Христе, ставшие догмами". Книга написана профессиональным учёным-новозаветчиком. Вот ссылка: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=1
но советую приобрести в печатном виде, удобнее воспринимается. Освещены многие вопросы, о том как появились и видоизменились представления об Иисусе с первых веков христианства!
Дмитрий вы нарушаете правила форума:
7. Пропагандировать неправославные учения, расколы, агитировать в секты.
Вы запутались сами и советуете другим читать спекуляцию и псевдонаучную теорию автора, проповедующего агностицизм с оттенком фундаментализма. Рекомендую вам прочитать отзыв об этой книге ( и о других заплутавших в этом тумане безверия)

Сфабрикованный Иисус (Крэйг Эванс)
Поскольку Библия стала для Эрмана «человеческой книгой» и не могла больше восприниматься как слова Бога, он потерял к ней доверие. А утратив доверие к Библии, в том числе к евангелиям, рассказывающим историю Иисуса, Эрман утратил и веру. Сейчас он считает себя агностиком.

Должен признаться, меня все это поражает. Если не в Библейском институте Муди, то, по крайней мере, в Уитон-колледже Эрман не мог не узнать о том, что существует множество текстуальных вариантов библейских рукописей. Невозможно, не зная этого, получить ученую степень по библеистике. Однако студенты-библеисты не отпадают от веры пачками.

Поражает и логика рассуждений Эрмана. Хорошо, предположим, ошибки переписчиков библейских рукописей действительно опровергают буквальную боговдохновенность и безошибочность Библии: из них следует, что Библия –человеческая книга, а не словеса Божьи. И что же? Неужели в результате мы теряем все? Конечно, нет. Умеренные или либеральные христиане уже больше века именно так и думают – и остаются христианами. Дело ведь не в словах Библии, а в том, что совершил Бог в Иисусе из Назарета.
.
 
Православный христианин
А картинка Вами приложенная - облагороженное и раскрашенное изображение "лика Иисуса" с известной всему миру Туринской плащаницы.
К сожалению, радиоуглеродным анализом тремя независимыми лабораториями был определен возраст плащаницы- между 1275 и 1381 гг.
Т.е. она тоже, к большому сожалению - фейк.
Вы вынесли определение фейк, поинтересуйтесь почему радиоуглеродный анализ определил такой возраст при исследовании плащаницы, и почему радиоуглеродный анализ дает ОЧЕНЬ часто ошибочные результаты. Не буду точно утверждать, но слышал что российские ученые отчистив взятые ими образцы волокон ткани от загрязнений и проведя радиоуглеродный анализ пришли к цифре 2000 лет.
 
Православный христианин
Феофан, рекомендую Вам книгу Барта Эрмана "КАК ИИСУС СТАЛ БОГОМ. Откуда взялись и как развивались представления о Христе, ставшие догмами". Книга написана профессиональным учёным-новозаветчиком. Вот ссылка: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=1
А я вам советую почитать книгу, Воскресение Сына Божьего. Николаса Томаса Райта.
 
Православный христианин
Что же до Нового Завета, мне искренне непонятно другое. Господь явился и сотворил множество чудес при многих тысячах людей, судя по нему.
Но детальные и более-менее непротиворечивые свидетельства у нас есть только от Апостолов. Т.е. от людей, которые общались между собой, прежде чем написать. А где свидетельства от других людей ? Их же были тысячи, бывало что население целых городов видело чудо. Неужели ничего не сохранилось ?
Вы решили, что 2000 лет назад у всех были авторучки, карандаши, итд, вы представляете себе, сколько в то время стоила книга, ну там из папируса, или еще из чего их там в то время делали.
 
Православный христианин
Подлинность Евангелия исследуют уже 2 тыс. лет и за эти 2 тыс. лет Евангелие претерпело существенные изменения. Почти все книги претерпели уточнения текста, какие-то книги целиком убирались как апокрифические. Получили ли мы в результате одно Евангелие ? К сожалению, нет.
Скептицизм к текстам Нового Завета означает что следует отрицать существование всей классической древности от которой до нас не дошло ни одного столь библиографически надёжного документа, как Новый Завет. .
 
Православный христианин
Сэр Фредерик Дж. Кеньон, занимавший должность директора и главного библиотекаря Британского музея, был, вероятно, самым авторитетным специалистом по рукописям в мире. Он пишет следующее: «…списки Нового Завета отличаются от рукописных копий произведений классических авторов в лучшую сторону не только своим числом. Ни в одном другом случае не прошло столь краткого периода времени между появлением оригинального произведения и датой наиболее древней из сохранившихся до наших дней рукописи. Книги Нового Завета были написаны в конце 1 века: наиболее древние из сохранившихся рукописей (не считая незначительных обрывков) изготовлены в 4 веке, т.е. на 250-300 лет позже.

Этот период может показаться значительным, однако он ничтожен по сравнению с тем, что разделяет большинство древних классиков и наиболее ранние из сохранившихся списков их произведений. Считается, что мы располагаем по сути точным текстом всех семи сохранившихся пьес Софокла, однако наиболее древний надёжный список, на котором основан этот текст, был составлен более 1400 лет спустя после смерти драматурга».

В книге «Библия и археология» Ф.Дж.Кеньон продолжает: «Таким образом, период между созданием Нового Завета и временем самых ранних из сохранившихся списков можно рассматривать как пренебрежимо малый. Тем самым снимается последнее основание для сомнения в том, что Писания дошли до нас практически в том же виде, в каком они были составлены. И подлинность, и общую цельность книг Нового Завета можно считать окончательно установленными».
 
Интересующийся
Не буду точно утверждать, но слышал что российские ученые отчистив взятые ими образцы волокон ткани от загрязнений и проведя радиоуглеродный анализ пришли к цифре 2000 лет.
Туринская плащаница соткана саржевым (диагональным) плетением, которое появилось только в Средние века. Для примера, имеющиеся куски материи 2000-тысячелетней давности из Иерусалима, сотканы простым плетением. И в традиции иудеев того времени было хоронить с платком на голове, что бы если человек очнётся, то он мог сбросить этот платок с лица, а не задохнуться в целиковом саване: (Ин. 20:6-7)«Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте»
 
Православный христианин
Туринская плащаница соткана саржевым (диагональным) плетением, которое появилось только в Средние века. Для примера, имеющиеся куски материи 2000-тысячелетней давности из Иерусалима, сотканы простым плетением. И в традиции иудеев того времени было хоронить с платком на голове, что бы если человек очнётся, то он мог сбросить этот платок с лица, а не задохнуться в целиковом саване: (Ин. 20:6-7)«Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте»
Однако существуют работы, допускающие предположение, что подобное саржевое плетение ёлочкой применялось в I веке в Сирии, для изготовления очень дорогих тканей и указывающие на возможность изготовления ткани плащаницы на Ближнем Востоке в I веке.
 
Православный христианин
Туринская плащаница соткана саржевым (диагональным) плетением, которое появилось только в Средние века.
Сплетение нитей



...в СМИ пишут, что ткань средневековая, а не времени жизни Христа – анализы, мол, опровергают её подлинность. И вроде убедительно...
– Для кого убедительно? И что вы слышали про средневековую ткань?

– Что соткана диагонально. А в Иерусалиме так не ткали.

– В Иерусалиме – может быть. По всем признакам, она была соткана в Дамаске при жизни Христа.

– Но утверждают, что Иисуса должны были похоронить по местным обычаям и саван должен быть обычным для тех мест.

– Я вот что скажу: настоящие учёные так утверждать никак не могли. Да и сами подумайте... Вот вы знаете, как в Египте хоронили фараонов? Строили огромные пирамиды, мумифицировали. А теперь представьте: археолог находит захоронение обычного египтянина и обнаруживает, что там нет следов ни пирамиды, ни благовонных смол. И заявляет: а пирамиды-то поддельные, так в Египте не хоронили!...
Подробнее:
http://www.pravoslavie.ru/38209.html
 
Православный христианин
Дж.Харольд Гринли пишет, что цитаты из Писания в работах древних христианских авторов «столь многочисленны, что по ним можно было бы практически восстановить текст Нового Завета, не обращаясь к его рукописям».

Брюс Метцгер подчёркивает вышесказанное по отношению к комментариям, проповедям и т.д., когда пишет, что «в самом деле, эти цитаты столь обширны, что в случае гибели всех остальных источников текста Нового Завета по одним таким цитатам можно было бы восстановить практически весь Новый Завет».

Сэр Дэйвид Дэлримпл начал изучать роль Писания в древних христианских сочинениях, когда ему задали следующий вопрос:

«Предположим, что Новый Завет был бы уничтожен, а все его списки погибли к концу третьего века. Можно ли было бы восстановить его по сочинениям отцов церкви второго и третьего веков?»

После продолжительных исследований Дэлримпл пришёл к следующему ответу:

«Взгляните на эти книги. Вы помните вопрос о Новом Завете и отцах церкви? Он возбудил моё любопытство, и поскольку у меня в распоряжении имелись все существующие работы отцов церкви второго и третьего веков, я приступил к соответствующим изысканиям. На данный момент мне удалось отыскать весь Новый Завет за исключением одиннадцати стихов».
 
Крещён в Православии
Дж.Харольд Гринли пишет, что цитаты из Писания в работах древних христианских авторов «столь многочисленны, что по ним можно было бы практически восстановить текст Нового Завета, не обращаясь к его рукописям».
Георгий, мир Вам!
Вы привели много цитат о том, что известно много цитат из Писания, извиняюсь за тавтологию. Мой вопрос бы совсем иной, и Ваши цитаты мои сомнения только подтверждают, к сожалению. Вопрос в следующем. Свидетелей чудес Иисуса были тысячи, почему же такое большое количество свидетельств этих чудес исходит от совсем небольшой группы людей и позже другие люди цитировали эти свидетельства. Т.е. от первых христиан.
Но при этом, практически нет (или совсем нет??) свидетельств этих же чудес от сторонних наблюдателей?
Только не предлагайте, пожалуйста, больше вариант, что у простых рыбаков и мытарей - последователей Господа Иисуса Христа парпирусы и карандаши нашлись, а у тысяч людей, которые были свидетелями чудес, родственниками излеченных людей или сами таковыми, накормленных пятью хлебами и т.д. - ни у кого из них не нашлось карандаша и папируса, чтобы тоже самое изложить. Все они поголовно были еще более нищими ???
«Предположим, что Новый Завет был бы уничтожен, а все его списки погибли к концу третьего века. Можно ли было бы восстановить его по сочинениям отцов церкви второго и третьего веков?»

После продолжительных исследований Дэлримпл пришёл к следующему ответу
Был бы этот текст тем же самым Евангелием, которое есть у нас сейчас ? Не были ли позже некоторые места, книги этого документа конца третьего века, признаны неточными или апокрифическими ?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Георгий, мир Вам!
Вы привели много цитат о том, что известно много цитат из Писания, извиняюсь за тавтологию. Мой вопрос бы совсем иной, и Ваши цитаты мои сомнения только подтверждают, к сожалению. Вопрос в следующем. Свидетелей чудес Иисуса были тысячи, почему же такое большое количество свидетельств этих чудес исходит от совсем небольшой группы людей и позже другие люди цитировали эти свидетельства. Т.е. от первых христиан.
Но при этом, практически нет (или совсем нет??) свидетельств этих же чудес от сторонних наблюдателей?
Только не предлагайте, пожалуйста, больше вариант, что у простых рыбаков и мытарей - последователей Господа Иисуса Христа парпирусы и карандаши нашлись, а у тысяч людей, которые были свидетелями чудес, родственниками излеченных людей или сами таковыми, накормленных пятью хлебами и т.д. - ни у кого из них не нашлось карандаша и папируса, чтобы тоже самое изложить. Все они поголовно были еще более нищими ???
Был бы этот текст тем же самым Евангелием, которое есть у нас сейчас ? Не были ли позже некоторые места, книги этого документа конца третьего века, признаны неточными или апокрифическими ?
Множество людей видят восход Солнца, но лишь единицы напишут красивые стихи об этом... Единицы, наблюдая за величием природы, смогут увидеть в ней законы естествознания , наблюдая за звездами, создать астрономию.
К каждому человеку Бог посылает Свою Благодать, но лишь единицы эту благодать могут ощутить. Почему?
Кто такие сторонние наблюдатели, от которых вы требуете свидетельств, того чему они были свидетелями?
Спросите сегодня свидетелей, предположим, какого нибудь события, пришествия, или чего то необычайного: а почему вы ничего не пишите об этом? Что вам они ответят?
Наверное скажут:
"Спросят - ответим!
А иные могут и послать куда подальше: - хочу говорю, хочу нет!
(Теперь, возможно, разместят в интернете)
Был бы этот текст тем же самым Евангелием, которое есть у нас сейчас ? Не были ли позже некоторые места, книги этого документа конца третьего века, признаны неточными или апокрифическими
Вы, Феофан невнимательны:
Ответ был:
После продолжительных исследований Дэлримпл пришёл к следующему ответу:
«Взгляните на эти книги. Вы помните вопрос о Новом Завете и отцах церкви? Он возбудил моё любопытство, и поскольку у меня в распоряжении имелись все существующие работы отцов церкви второго и третьего веков, я приступил к соответствующим изысканиям. На данный момент мне удалось отыскать весь Новый Завет за исключением одиннадцати стихов».
То есть, найден, практически ВЕСЬ Новый Завет!
А если взять всех отцов до сего дня, то найдутся не только все тексты, но и все неточные места и исследования, где были совершены ошибки авторов, опечатки или, - допущены неточности.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
еоргий, мир Вам!
Вы привели много цитат о том, что известно много цитат из Писания, извиняюсь за тавтологию. Мой вопрос бы совсем иной, и Ваши цитаты мои сомнения только подтверждают, к сожалению. Вопрос в следующем. Свидетелей чудес Иисуса были тысячи, почему же такое большое количество свидетельств этих чудес исходит от совсем небольшой группы людей и позже другие люди цитировали эти свидетельства. Т.е. от первых христиан.
Но при этом, практически нет (или совсем нет??) свидетельств этих же чудес от сторонних наблюдателей?
Только не предлагайте, пожалуйста, больше вариант, что у простых рыбаков и мытарей - последователей Господа Иисуса Христа парпирусы и карандаши нашлись, а у тысяч людей, которые были свидетелями чудес, родственниками излеченных людей или сами таковыми, накормленных пятью хлебами и т.д. - ни у кого из них не нашлось карандаша и папируса, чтобы тоже самое изложить. Все они поголовно были еще более нищими ???
В последнем издании «Британской энциклопедии» личности Иисуса Христа посвящено 20000 слов — больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону.

О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа она пишет:

«Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причём на весьма шатком основании, лишь в конце 18, в течение 19 и в начале 20 веков». От меня, первые христиане не только записали, но жили и принимали смерть не за идею, а во СВИДЕТЕЛЬСТВО.Да и насчет авторучек вы не правы, и где и о ком древности, вы найдете столько свидетельств.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Единицы, наблюдая за величием природы, смогут увидеть в ней законы естествознания , наблюдая за звездами, создать астрономию.
К каждому человеку Бог посылает Свою Благодать, но лишь единицы эту благодать могут ощутить. Почему?
Подобный текст можно услышать от адептов любой секты. Христианство, в отличие от них, отличается в положительную сторону тем, что пытается логически объяснить и подтвердить историю и факты своей религии. Вот только получается не очень.
Кто такие сторонние наблюдатели, от которых вы требуете свидетельств, того чему они были свидетелями?
Этого требую не я а здравый смысл. Если тысячам людей были явлены многие чудеса, то и свидетельства о таковых чудесах должны быть от большого количества людей, не только от группы учеников Его. От Вас лично вообще ничего не нужно, можете даже не отвечать. Я тут наблюдал в соседней теме, как "Суворов бил Наполеона". При всём уважении к Александру Васильевичу и его воинскому искусству, у Вас с историей, мягко говоря - не очень. А с логикой и того хуже, иначе Вы бы понимали, что, особенно в те времена, "бить" военачальника, который находится от места битвы в сотнях верст а войска его находятся под руководством другого человека, невозможно по определению.

То есть, найден, практически ВЕСЬ Новый Завет!
А если взять всех отцов до сего дня, то найдутся не только все тексты, но и все неточные места и исследования, где были совершены ошибки авторов, опечатки или, - допущены неточности.
Вы бы не цитатами из МакДауэлла думали, а свои мысли писали, было бы уместнее. Повторяю вопрос. Если восстановить Новый Завет по сочинениям отцов церкви второго и третьего веков, без каких-то более поздних дополнений, будет ли это тот же самый Новый Завет, который мы имеем сейчас ? Про "ошибки авторов" - это Вы про кого - про отцов второго и третьего веков или про апостолов ? Надеюсь, хоть не про Него...
В последнем издании «Британской энциклопедии» личности Иисуса Христа посвящено 20000 слов — больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону.
Смотрю, книжка МакДауэлла здесь в почете не меньше, чем Евангелие. И этот вопрос тогда тоже повторяю.
Приятно, за британскую энциклопедию и что там много букв посвящено Господу нашему Иисусу Христу. Соболезную Аристотелю, Цицерону и иже с ними, что про них там написано меньше, это справедливо и логично. Но я то совсем не про британскую энциклопедию спрашивал, а про свидетельства чудес Иисуса Христа и кем именно они были засвидетельствованы - небольшой группой людей с дальнейшей перепечаткой их же, или было еще множество других свидетельств, как должно быть при видении чуда большим количеством людей ?
Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса
Вот, вот! Правильно, автор понимает, что именно независимые друг от друга рассказы разных людей хорошо подтверждают тот или иной факт. Я не сомневаюсь в историчности Иисуса, я просто спрашиваю, есть ли независимые друг от друга рассказы о чудесах, явленных Господом Иисусом Христом ?
Спросите сегодня свидетелей, предположим, какого нибудь события, пришествия, или чего то необычайного: а почему вы ничего не пишите об этом? Что вам они ответят?
Наверное скажут:
"Спросят - ответим!
Т.е. если кто-то на их глазах оживит четырехдневный труп хорошо знакомого им человека, они просто невозмутимо дальше займутся своими делами, не спрашивает же никто ? Воскрес- ну и ладушки ?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Этого требую не я а здравый смысл. Если тысячам людей были явлены многие чудеса, то и свидетельства о таковых чудесах должны быть от большого количества людей, не только от группы учеников Его. От Вас лично вообще ничего не нужно, можете даже не отвечать. Я тут наблюдал в соседней теме, как "Суворов бил Наполеона". При всём уважении к Александру Васильевичу и его воинскому искусству, у Вас с историей, мягко говоря - не очень. А с логикой и того хуже, иначе Вы бы понимали, что, особенно в те времена, "бить" военачальника, который находится от места битвы в сотнях верст а войска его находятся под руководством другого человека, невозможно по определению.
Я ведь меньше всего ищу вашей оценки меня, не правда ли Феофан?
Если бы Суворов и Наполеон дрались одни на один, то ваша логика была бы верна, но когда армия Наполеона обрела в Европе статус непобедимой, а Суворов, находясь в почтенном возрасте разбил его сподвижников, учеников или маршалов, то победа сия есть победа Суворова над Наполеоном, находился ли он в войсках или прохлаждался где-то, дела не изменит. А далее случилось обратное, Наполеон, видимо решив поквитаться, явился в Россию и здесь был бит уже учениками Суворова. Ответ на все эти споры один:
Суворов остался непобедимым, а вот Наполеон, проиграл не токмо самому генералиссимусу, но даже его ученикам.
Так что, нелюбезный друг, вам следует УМЕТЬ и читать, и считать!

Этого требую не я а здравый смысл. Если тысячам людей были явлены многие чудеса, то и свидетельства о таковых чудесах должны быть от большого количества людей, не только от группы учеников Его. От
А вот тут образец вашей логики, Феофан!
Эти свидетельства и есть от тысячи людей, которые стали верующими, видя их. И в том мире, быстро расходилась молва о Нем!
Даже, сегодня, через 2000 лет,, мы находим свидетельства от тех людей, переданные до сего дня в преданиях.
Почему они не дошли до вас, вот это и не понятно. Но среди людей всегда так бывает: кто -то видит, а кто-то живет только внутри своего мира.
Т.е. если кто-то на их глазах оживит четырехдневный труп хорошо знакомого им человека, они просто невозмутимо дальше займутся своими делами, не спрашивает же никто ? Воскрес- ну и ладушки
Не просто так!
В Христа после этого поверило множество народа , даже некоторые иудеев ранее враждебных к Нему, уверовали в Него.
И именно после этого, весь народ при входе Его в Иерусалима приветствовал Христа? как Мессию! «осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
И потому вожди иудеев задумали убить Спасителя, а с Ним и Лазаря!
Так, что ваши неуместные "ладушки" пустые хлопоты ни о чем!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы бы не цитатами из МакДауэлла думали, а свои мысли писали, было бы уместнее.
Свои мысли писал, специально повторяю (От меня, первые христиане не только записали, но жили и принимали смерть не за идею, а во СВИДЕТЕЛЬСТВО.Да и насчет авторучек вы не правы, и где и о ком древности, вы найдете столько свидетельств).(Вы решили, что 2000 лет назад у всех были авторучки, карандаши, итд, вы представляете себе, сколько в то время стоила книга, ну там из папируса, или еще из чего их там в то время делали).Могу добавить еще свою мысль ,сторонних наблюдателей чудес не осталось, так как все наблюдатели стали христианами, и еще добавлю, весь Израиль знал об этом в талмудах можно узнать.
 
Православный христианин
Повторяю вопрос. Если восстановить Новый Завет по сочинениям отцов церкви второго и третьего веков, без каких-то более поздних дополнений, будет ли это тот же самый Новый Завет, который мы имеем сейчас ?
Будет и это легко проверяются. К сожалению отпали от Православной Церкови армяне, с их монофизитской доктриной, копты, сирийская Церковь. Но для историков это означает, что есть уникальная возможность сопоставить.Если цензоры в Греции или в Италии взялись бы править Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту правку никогда бы не приняли, и мы об этом знали.Есть три фрагмента которые отсутствуют в древнейших рукописях, 1. концовка у Марка, и то спорно, этот текст цитируется уже во II в. у свт. Иринея Лионского (Свт. Ириней Лионский. Против ересей 3, 10, 6), Татиана, мч. Иустина Филосов второй предположительно вставленный фрагмент - стих их послания ап. Иоанна, который не встречается в древних рукописях. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном (1 Ин. 5, 7-8). Этот текст не встречается в рукописях до XVI в. Но тем не менее свт. Киприан Карфагенский цитирует его еще в III в. [19]. Поэтому снова нельзя сказать однозначно, что перед нами позднейшая вставка, третья возможная является фрагмент Евангелия от Иоанна (Ин. 7, 53-8, 11). Это эпизод с женщиной, обвиненной в прелюбодеянии. Помните – когда Христос говорит: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Вот и все желаю вам всего хорошего.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы бы не цитатами из МакДауэлла думали, а свои мысли писали, было бы уместнее. Повторяю вопрос. Если восстановить Новый Завет по сочинениям отцов церкви второго и третьего веков, без каких-то более поздних дополнений, будет ли это тот же самый Новый Завет, который мы имеем сейчас ? Про "ошибки авторов" - это Вы про кого - про отцов второго и третьего веков или про апостолов ? Надеюсь, хоть не про Него...
Еще один нонсенс!
"Думать цитатами! Писать мысли!"
Нет Феофан, это я про ошибки! Простые человеческие ошибки, которые возможны, при написании книги. Бывают ошибки и при переписывании, - и это тоже случается... А разве бывает иначе?
Вам уже правильно ранее указывали, что Церковь, в лице святых отцов и учителей, изучает Святое Писание. И в Духе Святом, а не греховным человеческим умом, правит там где есть ошибка. Церковь лечится Духом Святым, если возникает нам то причины. Это живое Тело, глава которой Христос! А мы тоже члены этой Церкви и верим ей!
Так что, ваши опасения напрасны. Читайте не мыслями, а сердцем, очищая его перед Богом, - это центр души и оно найдет ответы в Одном Теле, созвучном с вами. А что может один ум и блуждающие мысли?
Если бы я писал эти, СВОИ мысли, то мне понадобилось их вылавливать от посторонних. Что осталось бы в остатке, трудно даже представить?
Повторяю ответ: Не вижу причин отделять святых отцов второго и третьего веков от более поздних отцов Церкви!
У Бога все живы, тем более святые отцы имеют общение между собой, добавляя и разъясняя друг дружку, потому как у них Один Источник.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Размышляя на эту тему, задумался - как необразованные,порой порабощенные и униженные люди смогли так однозначно трактовать учение Христа?Ведь апостолы не будили их по утрам проповедью, не сопровождали весь день напутственными словами....Человек - фактически раб, по современным меркам,трудился до изнурения.Много после такого труда запомнится?Да еще и безграмотность повальная.И в храм зайти времени ,увы, не было.Книги передавали учение из века в век,но были ли они доступными для неграмотного,простого народа?
Уточню - я не спрашиваю,как умудрилось дойти до наших дней учение Христа.С этим вопросов нет.Я лишь о том,как на умы забитых и неграмотных людей это учение подействовало?Или училась лишь грамотная верхушка,а остальным ничего не оставалось,как жить в неведении?
Мир Вам Григорий.
Дело в том, что "порабощенные и униженные люди", не является объективной характеристикой, это состояние человека (чувство). Иными словами, человек себя чувствует или так или иначе.
Древний крестьянин не знал того, что он порабощен и унижен и жил счастливо, пользуясь не забитой ненужными знаниями головой, собственно вся наша цивилизация вышла от "необразованных людей" у которых знаний было мало (можно подумать знание о том, что земля круглая очень важно), зато соображалка (смекалка) была очень сильно развита - все руками делалось.
Кроме того, древний человек более зависел от сил природы и имел более религиозное сознание, поэтому все, что касалось религии он запоминал быстрее, как очень важную часть своей жизни. Потому что, вопрос кому и как молиться чтобы пошел дождь и семья не вымерла с голоду, так как засуха, для этого человека был актуален более чем все остальные. Иными словами, для древних было не жизнь-религия, а религия-жизнь. От религии зависела жизнь. Тут быстро запомнишь все, что нужно, правда чего не нужно то-же.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Иными словами, для древних было не жизнь-религия, а религия-жизнь. От религии зависела жизнь. Тут быстро запомнишь все, что нужно, правда чего не нужно то-же
Здорово!До этого я сам не смог додуматься,спасибо!
Хотя и не очень соглашусь,что рабу ,пашущему на хозяина,легко думается.Но если и думается, то только о спасении в Царствие Небесном.Это становилось мечтой , позволявшей выживать в рабстве.
 
Сверху