- Православный христианин
1. Стояние в храме: не просто традиция, но путь к духовному пробуждению.Часто приходится слышать сожаления, что в Православии литургия совершается стоя, в то время как у католиков - сидя, комфортно. Давайте немного поразмыслим на сей счёт.
В православной церкви принято молиться стоя. Для некоторых это может показаться неудобным или даже неприемлемым условием, но за этой традицией скрывается глубокий духовный смысл. Стояние в храме - это не просто физическое упражнение, а способ выразить свое почтение Богу, подчеркнуть важность молитвы и подготовить свою душу к духовному общению с Ним.
"Трудности закаляют веру и душу", - говорят святые отцы. И стояние в храме - это одна из таких трудностей, которая помогает нам преодолеть собственную лень и неудобство ради встречи с Богом. Это не театр, где можно расслабиться и отдохнуть, а место духовного подвижничества, где мы молим Господа о прощении грехов и о спасении душ наших.
В католической церкви принято молиться сидя. И хотя в православии также есть возможность присесть, если здоровье не позволяет стоять, все же стояние считается более благоговейным способом молитвы. Ведь стояние - это символ нашего почитания Бога, символ того, что мы перед Ним стоя в смирении и послушании.
И хотя стояние перед Богом, само по себе, и не является обязательным условием молитвы, но оно может стать символом смирения и покаяния. Важным же является сама молитва, идущая от сердца, внутреннее состояние молящегося.
Святые отцы говорили, что стояние в храме помогает нам сосредоточиться на молитве, отвлечься от земных помыслов и открыть свою душу для духовного опыта. А телесный труд, воздержание и страдание- закаляют душу.
В Библии также есть множество примеров стояния в молитве. Например, Моисей стоял перед Господом на горе Синай, когда получил десять заповедей (Исход 20). Пророк Илия стоял на горе Кармил, молясь Господу о дожде (3 Царств 18). И сам Иисус Христос часто молился стоя, например, в Гефсиманском саду перед своими страданиями (Матфей 26:36-46).
Стояние в храме - это не просто традиция, а путь к духовному пробуждению. Это не обязательное условие спасения, но оно может стать важным элементом нашего духовного путешествия. Ведь стояние в храме - это признак нашего уважения к Богу, это признак нашего желания приблизиться к Нему и получить Его благодать. И в этом и есть глубокий смысл этой православной традиции.
2. Тело – храм духа: как труд, воздержание и страдание раскрывают христианскую душу
В православном христианстве тело считается храмом души. И как любой храм, оно требует заботы и ухода. Но забота эта не только физическая, но и духовная. И здесь на помощь приходят телесный труд, воздержание и даже страдание.
Тело человека склонно к ленности и удовольствиям. Мы часто ищем комфорта и уклоняемся от трудностей. Но именно в труде и воздержании раскрывается душа христианина, она обретает силу и стойкость.
Телесный труд - это не просто физическая работа, а способ побороть собственную лень и эгоизм, открыть сердце для любви и милосердия. В труде мы учимся ценить плоды своего труда, отвечать за свои действия и помогать другим.
Воздержание - это не просто отказ от некоторых удовольствий, а способ освободить душу от узы страстей и пристрастий. Через воздержание мы учимся владеть своими желаниями, контролировать свои импульсы и сосредоточиваться на духовных ценностях.
Страдание - это не просто физическая боль, а способ очищения души. Через страдание мы учимся смирению, терпению и прощению. Мы узнаем истинную ценность жизни и учимся любить несмотря на боль и трудности.
Святые отцы говорили: "Кто хочет спасти свою душу, должен обречь свое тело на страдания". И действительно, через труд, воздержание и страдание мы подготавливаем свою душу к встрече с Богом. Мы учимся жить не для себя, а для Него, и наша жизнь обретает истинный смысл.
Поэтому не бойтесь трудностей. Не бегите от страданий. Примите их как возможность очистить свою душу и приблизиться к Богу. И помните, что через страдание мы приходим к радости, через труд - к покою, а через воздержание - к истинной свободе.
3. Молитва в комфорте: духовная леность и уход от Канона
С печалью наблюдаю за тем, как в католической церкви молитва превращается в театральное представление. Месса, центральное богослужение христианства, совершается сидя, в комфорте и без всякого телесного подвижничества. И что мы видим? Народ отходит от веры, церковь теряет духовную силу, а служители отходят от Канона Святых Отцов.
Стояние в храме - это не просто традиция, а неотъемлемая часть православной молитвы. Это выражение нашего почтения Богу, это признак смирения и готовности к духовному подвигу. Когда мы стоим в храме, мы не только физически напрягаемся, но и напрягаем свою душу, отвлекаясь от мирской суеты и сосредоточиваясь на молитве.
Но католики выбрали путь удобства. Они сидят в комфорте, как в театре, и вместо того, чтобы вложить душу в молитву. Такая молитва может превращаться в механическое повторение слов, не имеющее ни глубины, ни искренности, либо в банальную медитацию- отдых, а не духовный труд.
И результаты на лицо! Католическая церковь теряет верующих, духовная жизнь угасает, а служители все меньше занимаются духовным просвещением и все больше - миром и комфортом. Они отходят от Канона Святых Отцов, заменяя духовное подвижничество удобством и расслабленностью. В храмах организуются концерты и представления.
Помните слова Святого Иоанна Лествичника: "Трудности закаляют веру и душу." Стояние в храме, молитва стоя - это не просто физический подвиг, а духовный подвиг, который помогает нам приблизиться к Богу, обрести духовную силу и сохранить веру в сердце.
Пусть православные христиане никогда не забудут эту истину и никогда не отступят от Канона Святой Церкви. Пусть наша молитва будет искренней и духовной, а наше стояние в храме - подвигом любви к Богу и к нашим братьям.
4. Молитва сердцем, а не телом: о стоянии, сидении и главном в молитве
И все же не станем забывать, что Бог видит не наше тело, а нашу душу. И главное в молитве - не форма, а ее содержание.
Конечно, стояние в храме имеет свой духовный смысл. Это выражение смирения, готовности к духовному подвигу, отказ от удобства ради встречи с Богом. Но давайте не забывать, что в Евангелии сам Христос говорит о мытаре, который "стоял вдали, не смел даже поднять глаз к небу, но бил себя в грудь, говоря: "Боже, будь милостив ко мне, грешному!" (Луки 18:13). Мытарь молился вдали, но его молитва была искренней и глубокой, а молитва фарисея, стоящего в храме, была лицемерной и горделивой.
Святые отцы также говорят, что главное в молитве - не форма, а душа. Преподобный Иоанн Лествичник писал: "Не стоят в храме тело и руки, но ум и сердце". Святой Макарий Великий говорил: "Молитва не в словах, но в чувствах".
Если здоровье не позволяет стоять, то ничего страшного в том, чтобы молиться сидя или даже лежа. Важно не то, как мы физически расположены, а то, что мы чувствуем в душе, с какой искренностью обращаемся к Богу.
Иисус Христос сказал: "Ибо истинно сказываю вам, что если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное." (Матфей 18:3). Детская искренность и доверие - вот что важно в молитве. Не следуйте слепо обряду, а молитесь от всего сердца.
Пусть наша молитва будет не фарисейской, а простой и искренней, не зависимо от того, стоим мы, сидим или лежим. Важно, чтобы она шла от глубины души и была направлена к Богу с любовью и доверием.