Седален

Литература по теме

Седа́лен (др.-греч. κάθισμα; от др.-греч. κᾰθίζω — сажать, усаживать, садиться, сидеть) — тип песнопения в богослужении Православной Церкви. 

История понятия

Понятие «седален» тесно связано с понятием «кафизма» (тем более, что на греческом языке это одно и то же слово), а также с исполнением Псалтири за богослужением. Изначально псалмы в Древней Церкви пелись. С течением времени количество псалмов в богослужении увеличивалось и уже св. Иоанн Кассиан Римлянин в V в. упоминает о том, что в монашеских общинах предпринимались попытки вычитать всю Псалтирь в течение суток. Этот же святой свидетельствует и о появлении традиции сидения во время исполнения псалмов. На рубеже VI–VIII вв. возникает и окончательно формируется особый чин исполнения кафизм, в частности, изначально пропеваемые, они постепенно начинают вычитываться1. В греческих церквях с IX века кафизма начинает означать не только и не столько раздел богослужебной Псалтири, сколько конкретное песнопение перед святоотеческими чтениями после исполнения кафизм. Именно эти песнопения и становятся известными нам седальнами.

Цель исполнения седальнов – отдых после продолжительного предшествующего им богослужения. Об этом, в частности, пишет православный литургист архим. Киприан (Керн): «И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я»2. Так, например, в тексте cинайской утрени VII века содержится понятие «кафизм воскресных», что является неудачным переводом слов: «καθίσματα άναπαύσιμα», что дословно означает «седален успокоительный», то есть песнопение для покоя, для отдыха. С другой стороны, цель седальна – раскрытие сути следующего за ним святоотеческого текста. Так как на данный момент святоотеческие тексты после кафизм (толкования Священного Писания, жития святых, Пролог, Лавсаик и пр.) исполняются крайне редко, изначальная суть седальна теряется. В Ипотипосисе седален назван тропарем, коим он в жанровом смысле слова и является: «В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью»3.

По свидетельству архим. Киприана (Керна), первые упоминания о седальнах как особых богослужебных песнопений относятся к VII веку, к тексту cинайской утрени. Седальны обильно встречаются в текстах Иерусалимского и Евергетидского уставов (откуда они и попали в современное богослужение). Однако, они практически отсутствуют в списках устава Студийского монастыря, что свидетельствует о том, что в Средние века на Руси седальны в богослужении практически не исполнялись4.

Интересно, что по-гречески седален звучит καθίσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθίσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково — καθίσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма5), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален.

Седален в богослужении Православной церкви

По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». По Уставу седальны следует петь, однако в практике они в основном читаются. Пение седальнов имеет место или в особых богослужениях годичного круга (утреня Великой Пятницы, также седален «Покой, Спасе наш…» на заупокойных службах), или по инициативе священнослужителя или регента ради особой красоты седальна (например, многие в Неделю по блудном сыне поют по 3‑й песни канона седален «Объятия отча…»). В настоящее время в общественном богослужении седальны употребляются:

— после чтения кафисм на утрене (из Октоиха, Минеи или Триоди);

— после полиелея (Минея или Триодь);

— после 3‑й песни канона на утрене (Минея или Триодь);

— после 6‑й песни канона Богородице на малом повечерии (Октоих);

— после 3‑й и 6‑й песни канона на воскресной полунощнице (Октоих).

Наряду с указанными моментами общественного богослужения седальны поются в частных богослужениях, которые генетически связаны с последованием утрени: чины отпеваний, молебны, панихида, елеосвящение.

Среди седальнов в современных книгах есть песнопения двойного назначения, то есть они могут употребляться не только как седальны, но и как тропари или стихиры. Особенно много таких песнопений среди седальнов 2‑го гласа (почему – не знаем). Большинство седальнов такого типа по «совместительству» являются тропарями, что понятно, так как генетически тропари и седальны связаны, да и поются седальны на мелодию тропарей, то есть часто тропари для седальнов являются образцами (например, седален по 2‑м стихословии на Богоявление «Иорданскими струями…» поется по образцу воскресного тропаря 5‑го гласа «Собезначальное Слово…»). В частности, одновременно седальнами и тропарями являются следующие песнопения: «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…» (воскресные седальны 2‑го гласа и тропари в Великую Субботу и Неделю мироносиц), «Апостоли, мученицы и пророцы…» (седальны Октоиха по 1‑й кафисме в субботу 2‑го гласа и дневной тропарь субботы), «Искупил ны еси от клятвы законныя…» (седален и тропарь Великого Пятка). В то же время есть пример седальна, который используется как стихира: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» как седален читается в воскресной службе 2‑го гласа по 2‑м стихословии и как стихира поется перед великим славословием на любой воскресной утрене.


Примечания:

1 Иоанн Кассиан Римлянин. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей.

2 Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология.

3 Там же.

4 Скабалланович Н. М. Толковый Типикон.

5 Сейчас многие люди, поверхностно знакомые с греческим языком, «авторитетно» заявляют, что Устав разрешает сидеть во время чтения кафисм (так как слово καθίσμα — производное от глагола «сидеть»). Это мнение совершенно противоречит реальности: в древних монастырях при стихословии Псалтири стояли, а сидеть дозволялось только на седальнах и после них во время чтения толкований на Евангелие или житий!

***

Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» – κάφισμα – таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафизма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном.

В настоящее время седальны поются:

  1. после чтения кафисм Псалтири на утрени,
  2. после полиелея, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои,
  3. после третьей песни канона на утрени и
  4. после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.

После седальнов, поемых после кафисм Псалтири (1‑й и 2‑й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.

По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафисм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью.

Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафисмах, названные «успокоительными седальнами». Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Студийском монастыре. Седальны по 3‑ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редакции. Они положены, как и седальны после кафисм, перед назидательным чтением из святоотеческой литературы, в частности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста.

архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки