Седален

***

Седа́лен (греч. κάφισμα (кафисма) — сиде­ние (от гла­гола κᾰθίζω (кафизо) — сидеть)) – бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, во время кото­рого допус­ка­ется сидеть.

В древ­ней Церкви за бого­слу­же­ни­ями, осо­бенно на утрени, после псал­мов, кото­рые пелись стоя, пола­га­лись пере­рывы для духов­ных раз­мыш­ле­ний о про­пе­тых псал­мах. Во время этих раз­мыш­ле­ний сидели. Из таких раз­мыш­ле­ний воз­никли пес­но­пе­ния, име­ну­е­мые «седаль­нами». Впо­след­ствии стали сидеть и во время чтения псал­мов, а назва­ние «кафизма» (то есть «седа­лен», «седаль­ный») пере­несли и на псалмы. В сла­вян­ском Уставе слово «кафизма» остав­лено для раз­де­лов Псал­тири, а бого­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния названы сла­вян­ским словом «седальны».

***

«Седа­лен, как пока­зы­вает само наиме­но­ва­ние, есть пес­но­пе­ние, при­уро­чен­ное для сиде­ния веру­ю­щих во время его испол­не­ния. И дей­стви­тельно, в мона­сты­рях, при устав­ном испол­не­нии бого­слу­же­ния, когда оно затя­ги­ва­ется на несколько часов, отдых после дол­гого сто­я­ния необ­хо­дим. Поэтому седальны и явля­ются такими момен­тами отдыха братии и моля­щихся. Исклю­че­нием, правда, явля­ются особые седальны, на кото­рых «не седим, за еже кадити свя­щен­нику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, кото­рые поются на утрени Вели­кого Пятка между чте­ни­ями 12 страст­ных Еван­ге­лий.

Как общее пра­вило, седа­лен пред­ва­ряет собою какое-либо нази­да­тель­ное чтение: из тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния, житий святых, Про­лога, Лав­са­ика и т. д. Часто седа­лен испол­ня­ется после чтения какой-либо «кафисмы» Псал­тири. Почему и объ­яс­нятся это имя «седа­лен» – κάφισμα – таким обра­зом, и отдел Псал­тири, во время чтения кото­рого сидят, назы­ва­ется «кафизма», а пес­но­пе­ние, после такого чтения псал­мов и перед чте­нием из святых отцов, назы­ва­ется «кафиз­мой», седаль­ном.

В насто­я­щее время седальны поются:

  1. после чтения кафисм Псал­тири на утрени,
  2. после поли­е­лея, причем на вос­крес­ной утрени тако­вой седа­лен заме­ня­ется испол­не­нием соот­вет­ству­ю­щего ипакои,
  3. после тре­тьей песни канона на утрени и
  4. после шестой песни канона Бого­ро­дице на все­днев­ном малом пове­че­рии.

После седаль­нов, поемых после кафисм Псал­тири (1‑й и 2‑й) и после поли­е­лея, а также после тре­тьей песни утрен­него канона в неделю, сле­дует чтение из святых отцов или из житий.

По содер­жа­нию своему и по напеву седальны при­бли­жа­ются к тро­па­рям. В сущ­но­сти, они и явля­ются тро­па­рями и по своему спо­собу сти­хо­сло­же­ния, почему в древ­них уста­вах и бого­слу­жеб­ных книгах они часто назы­ва­ются «тро­па­рями». Содер­жа­ние их на недель­ной утрени после кафисм, напри­мер, гово­рит о том же, что и тро­парь, то есть о вос­кре­се­нии, но с несколько иным настро­е­нием, с неко­то­рым оттен­ком грусти, а потому и с боль­шей рев­но­стью.

Про­ис­хож­де­ние их и исто­рия древни. Опи­са­ние Синай­ской утрени VII века знает седальны по кафисмах, назван­ные «успо­ко­и­тель­ными седаль­нами». Они вошли и в Иеру­са­лим­ский и Евер­ге­ти­дский уставы, но мало были упо­тре­би­тельны в Сту­дий­ском мона­стыре. Седальны по 3‑ей песни канона также известны древним руко­пис­ным типи­кам иеру­са­лим­ской редак­ции. Они поло­жены, как и седальны после кафисм, перед нази­да­тель­ным чте­нием из свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры, в част­но­сти в недель­ные дни перед Мар­га­ри­том Зла­то­уста».

архи­манд­рит Киприан (Керн)
Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки