Седален

***

Седа́лен (др.-греч. κάθισμα; от др.-греч. κᾰθίζω — сажать, уса­жи­вать, садиться, сидеть) — тип пес­но­пе­ния в бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной Церкви. 

Исто­рия поня­тия

Поня­тие «седа­лен» тесно свя­зано с поня­тием «кафизма» (тем более, что на гре­че­ском языке это одно и то же слово), а также с испол­не­нием Псал­тири за бого­слу­же­нием. Изна­чально псалмы в Древ­ней Церкви пелись. С тече­нием вре­мени коли­че­ство псал­мов в бого­слу­же­нии уве­ли­чи­ва­лось и уже св. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин в V в. упо­ми­нает о том, что в мона­ше­ских общи­нах пред­при­ни­ма­лись попытки вычи­тать всю Псал­тирь в тече­ние суток. Этот же святой сви­де­тель­ствует и о появ­ле­нии тра­ди­ции сиде­ния во время испол­не­ния псал­мов. На рубеже VI–VIII вв. воз­ни­кает и окон­ча­тельно фор­ми­ру­ется особый чин испол­не­ния кафизм, в част­но­сти, изна­чально про­пе­ва­е­мые, они посте­пенно начи­нают вычи­ты­ваться1. В гре­че­ских церк­вях с IX века кафизма начи­нает озна­чать не только и не столько раздел бого­слу­жеб­ной Псал­тири, сколько кон­крет­ное пес­но­пе­ние перед свя­то­оте­че­скими чте­ни­ями после испол­не­ния кафизм. Именно эти пес­но­пе­ния и ста­но­вятся извест­ными нам седаль­нами.

Цель испол­не­ния седаль­нов – отдых после про­дол­жи­тель­ного пред­ше­ству­ю­щего им бого­слу­же­ния. Об этом, в част­но­сти, пишет пра­во­слав­ный литур­гист архим. Киприан (Керн): «И дей­стви­тельно, в мона­сты­рях, при устав­ном испол­не­нии бого­слу­же­ния, когда оно затя­ги­ва­ется на несколько часов, отдых после дол­гого сто­я­ния необ­хо­дим. Поэтому седальны и явля­ются такими момен­тами отдыха братии и моля­щихся. Исклю­че­нием, правда, явля­ются особые седальны, на кото­рых «не седим, за еже кадити свя­щен­нику св. алтарь, но стояще поем я»2. Так, напри­мер, в тексте cинай­ской утрени VII века содер­жится поня­тие «кафизм вос­крес­ных», что явля­ется неудач­ным пере­во­дом слов: «καθίσματα άναπαύσιμα», что дословно озна­чает «седа­лен успо­ко­и­тель­ный», то есть пес­но­пе­ние для покоя, для отдыха. С другой сто­роны, цель седальна – рас­кры­тие сути сле­ду­ю­щего за ним свя­то­оте­че­ского текста. Так как на данный момент свя­то­оте­че­ские тексты после кафизм (тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, жития святых, Пролог, Лав­саик и пр.) испол­ня­ются крайне редко, изна­чаль­ная суть седальна теря­ется. В Ипо­ти­по­сисе седа­лен назван тро­па­рем, коим он в жан­ро­вом смысле слова и явля­ется: «В сущ­но­сти, они и явля­ются тро­па­рями и по своему спо­собу сти­хо­сло­же­ния, почему в древ­них уста­вах и бого­слу­жеб­ных книгах они часто назы­ва­ются «тро­па­рями». Содер­жа­ние их на недель­ной утрени после кафизм, напри­мер, гово­рит о том же, что и тро­парь, то есть о вос­кре­се­нии, но с несколько иным настро­е­нием, с неко­то­рым оттен­ком грусти, а потому и с боль­шей рев­но­стью»3.

По сви­де­тель­ству архим. Кипри­ана (Керна), первые упо­ми­на­ния о седаль­нах как особых бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний отно­сятся к VII веку, к тексту cинай­ской утрени. Седальны обильно встре­ча­ются в текстах Иеру­са­лим­ского и Евер­ге­ти­дского уста­вов (откуда они и попали в совре­мен­ное бого­слу­же­ние). Однако, они прак­ти­че­ски отсут­ствуют в спис­ках устава Сту­дий­ского мона­стыря, что сви­де­тель­ствует о том, что в Сред­ние века на Руси седальны в бого­слу­же­нии прак­ти­че­ски не испол­ня­лись4.

Седа­лен в бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной церкви

Во время пения седальна доз­во­ля­лось сидеть, с чем и свя­зано его назва­ние. Про­ти­во­по­лож­ным по смыслу испол­не­ния жанром пра­во­слав­ного пес­но­пе­ния и молит­во­сло­вия явля­ется ака­фист (от др.-греч. Ἀ‑κάθιστος — несе­да­лен), при кото­ром тра­ди­ци­онно сидеть не доз­во­ля­лось.

Седальны – довольно попу­ляр­ный тип пес­но­пе­ния в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии и встре­ча­ются в чино­по­сле­до­ва­ниях утрени, пове­че­рия, отпе­ва­ния, пани­хиды, молебна, собо­ро­ва­ния и пр. Именно поэтому седальны можно встре­тить во многих бого­слу­жеб­ных книгах (сбор­ни­ках): Окто­ихе, Пост­ной и Цвет­ной Триоди, месяч­ных, празд­нич­ной и общей Минеях, Треб­нике и даже в обыч­ных молит­во­сло­вах (напри­мер, в составе кано­нов или После­до­ва­ния ко св. При­ча­ще­нию).

Седальны поло­жены после кафизм на утрени, после поли­е­лея, после 3‑й и (или) 6‑й песен канона на утрени, молебне, пове­че­рии и пр. Седальны также испол­ня­ются между чте­ни­ями 12 страст­ных Еван­ге­лий в Вели­кую Пят­ницу.


При­ме­ча­ния:

***

«Седа­лен, как пока­зы­вает само наиме­но­ва­ние, есть пес­но­пе­ние, при­уро­чен­ное для сиде­ния веру­ю­щих во время его испол­не­ния. И дей­стви­тельно, в мона­сты­рях, при устав­ном испол­не­нии бого­слу­же­ния, когда оно затя­ги­ва­ется на несколько часов, отдых после дол­гого сто­я­ния необ­хо­дим. Поэтому седальны и явля­ются такими момен­тами отдыха братии и моля­щихся. Исклю­че­нием, правда, явля­ются особые седальны, на кото­рых «не седим, за еже кадити свя­щен­нику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, кото­рые поются на утрени Вели­кого Пятка между чте­ни­ями 12 страст­ных Еван­ге­лий.

Как общее пра­вило, седа­лен пред­ва­ряет собою какое-либо нази­да­тель­ное чтение: из тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния, житий святых, Про­лога, Лав­са­ика и т. д. Часто седа­лен испол­ня­ется после чтения какой-либо «кафисмы» Псал­тири. Почему и объ­яс­нятся это имя «седа­лен» – κάφισμα – таким обра­зом, и отдел Псал­тири, во время чтения кото­рого сидят, назы­ва­ется «кафизма», а пес­но­пе­ние, после такого чтения псал­мов и перед чте­нием из святых отцов, назы­ва­ется «кафиз­мой», седаль­ном.

В насто­я­щее время седальны поются:

  1. после чтения кафисм Псал­тири на утрени,
  2. после поли­е­лея, причем на вос­крес­ной утрени тако­вой седа­лен заме­ня­ется испол­не­нием соот­вет­ству­ю­щего ипакои,
  3. после тре­тьей песни канона на утрени и
  4. после шестой песни канона Бого­ро­дице на все­днев­ном малом пове­че­рии.

После седаль­нов, поемых после кафисм Псал­тири (1‑й и 2‑й) и после поли­е­лея, а также после тре­тьей песни утрен­него канона в неделю, сле­дует чтение из святых отцов или из житий.

По содер­жа­нию своему и по напеву седальны при­бли­жа­ются к тро­па­рям. В сущ­но­сти, они и явля­ются тро­па­рями и по своему спо­собу сти­хо­сло­же­ния, почему в древ­них уста­вах и бого­слу­жеб­ных книгах они часто назы­ва­ются «тро­па­рями». Содер­жа­ние их на недель­ной утрени после кафисм, напри­мер, гово­рит о том же, что и тро­парь, то есть о вос­кре­се­нии, но с несколько иным настро­е­нием, с неко­то­рым оттен­ком грусти, а потому и с боль­шей рев­но­стью.

Про­ис­хож­де­ние их и исто­рия древни. Опи­са­ние Синай­ской утрени VII века знает седальны по кафисмах, назван­ные «успо­ко­и­тель­ными седаль­нами». Они вошли и в Иеру­са­лим­ский и Евер­ге­ти­дский уставы, но мало были упо­тре­би­тельны в Сту­дий­ском мона­стыре. Седальны по 3‑ей песни канона также известны древним руко­пис­ным типи­кам иеру­са­лим­ской редак­ции. Они поло­жены, как и седальны после кафисм, перед нази­да­тель­ным чте­нием из свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры, в част­но­сти в недель­ные дни перед Мар­га­ри­том Зла­то­уста».

архи­манд­рит Киприан (Керн)
Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки