Мудрость

Крещён в Православии
Человеку, не читавшему св.Максима достаточно понять что умный
:)
Улюбого человека есть понимание, я уверен, прилагательных умный и мудрый.
Возможно, конечно, у любого человека оно неверное/недостаточно глубокое, и Вам хочется обоготить любого человека своим пониманием, не спорю.
Ну как "обоготить", он сам обоготиться, участвуя в диалоге, мож даже примет некчемные фильмы за стоящие(переоценит, так сказать). ;)
 
Православный христианин
:)
Улюбого человека есть понимание, я уверен, прилагательных умный и мудрый.
Возможно, конечно, у любого человека оно неверное/недостаточно глубокое, и Вам хочется обоготить любого человека своим пониманием, не спорю.
Ну как "обоготить", он сам обоготиться, участвуя в диалоге, мож даже примет некчемные фильмы за стоящие(переоценит, так сказать). ;)
Как вы оцениваете это своё сообщение? Как сообщение умного или мудрого? Мир Вам!
 
Православный христианин
Это не имеет значения. Обычный человек не раскладывает душу на способности и энергии. Он слышит "умный, мудрый" и начинает задумываться что и как. Фраза в фильме, сюжет - человек начинает задумываться о том как эти явно правильные мысли отражены в православии, как они "оформлены" отцами в их наставлениях, трудах.

Человеку, не читавшему св.Максима достаточно понять что умный - тот кто просто владеет знаниями. И если это духовные знания, то "воплощённые в жизнь" они являют собой именно то, что ум ожил, а не мёртв, являют мудрость. Духовная мысль не подкреплённая деятельным её воплощением являет мёртвость души (ума и разума). И нет деления святых людей на созерцателей и деятелей в прямом смысле. Бога являет Истина и Благо.

***Следует знать только, что всякая душа, когда она в силах, по благодати Святого Духа, а также благодаря собственному трудолюбию и тщанию, соединить и сочетать все это, то есть разум с умом, рассудительность с мудростью, делание с созерцанием, добродетель с ведением, веру с незабывающим ведением, не умаляя и не превознося одно по отношению к другому, но отсекая всякое превозношение и умаление; или когда душа, говоря кратко, сможет превратить свою десятерицу в единицу, тогда она соединится с Богом – Истинным и Благим, Единым и Единственным.
У св.отцов всякий человек умный, умная сущность. Всякий имеет умную душу. Не умный - не человек.

В миру же (в фильмах, в обиходе), мы этого называем умным а этого глупым, порой даже лишённым ума. Соответственно и мудрость в обиходе и в свете православного учения - это будут разные понятия. Однако как в понятии "умный" есть общие точки соприкосновения, так и в понятии "мудрый".

Может ли быть мудрым тот, кто не исповедует Православие?
В миру - безусловно. В свете учения св. Максима - нет.
 
Крещён в Православии
Может ли быть мудрым тот, кто не исповедует Православие?
В миру - безусловно. В свете учения св. Максима - нет.
В свете учения св. Максима безусловно да, пусть и не вполне.
Но ладно, Вам же лучше знать, не спорю, не может так не может. )))
 
Православный христианин
В свете учения св. Максима безусловно да, пусть и не вполне.
Но ладно, Вам же лучше знать, не спорю, не может так не может. )))
А может ли быть мудрым тот, кто не исповедует православие?
 
Православный христианин
Православный христианин
В свете учения св. Максима безусловно да, пусть и не вполне.
Но ладно, Вам же лучше знать, не спорю, не может так не может. )))
Поясните, пожалуйста, чем является созерцание в пятерице
Это вопрос сродни, а будут ли , кроме православных , другие в раю?
нет, это вопрос того, что мир понимает под мудростью и что святые отцы.
 
Поясните, пожалуйста, чем является созерцание в пятерице

нет, это вопрос того, что мир понимает под мудростью и что святые отцы.
Богочеловек и есть мудрость. Что с точки зрения Замысла Божьего , что с точки зрения эволюции( ступень после человека).
 
Православный христианин
Мир, как правило, не знает о душе, о её силах и энергиях. Порой просто отрицает её. Доя мира ум - это деятельность мозга и ни о какой созерцательной способности души ( силе ума души), они просто не задумываются. Поэтому мудрость в свете учения св. Максима это не то же что мудрость о которой имеют то или иное понятие люди вне православного учения.
 
Православный христианин
Богочеловек и есть мудрость. Что с точки зрения Замысла Божьего , что с точки зрения эволюции( ступень после человека).
Если брать терминологию святого Максима где мудрость названа энергией ума души, то Христос является энергией ума души всякого человека?
 
Православный христианин
***От ведения же, т. е. мудрости, происходит воздержание и терпение. Ибо мудрый удерживает свою волю и терпит происходящее от сего огорчение, но, почитая себя недостойным наслаждений, бывает благоразумен и благодарен Благодетелю, боясь, чтобы ради многих благ, которые даровал ему Бог в нынешнем веке, не лишиться в будущем. Итак, он трудится в воздержании и в добродетелях, считая себя должником во всем. (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 21-22).
 
Если брать терминологию святого Максима где мудрость названа энергией ума души, то Христос является энергией ума души всякого человека?
Ну , так это Вы у святого Максима спросите. Кроме того , Вы же причащаетесь? Значит , Вы во Христе , и Христос в Вас. А Вы у меня спрашиваете. Христос , Премудрость Божия( в том числе). Поймите , наконец , что ум - часть души , и опирающийся на него душевный( не духовный ) человек , пусть он или она будут хоть семи пядей во лбу.
 
Православный христианин
***...Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их; ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о ней, а если услышит сколько-нибудь, — это самое и есть уже мудрость (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 1).

...Всякая добродетель имеет нужду в сих четырех <мудрость, целомудрие, мужество и правда>, и всякое начинание нуждается в первой из них, т. е. в мудрости, и без нее не может осуществиться. Ибо как может какое-либо дело исполниться без мудрости? Она рождается от разумной части души и находится между лукавством, т. е. чрезмерным мудрствованием, и неразумением. Одно из них влечет мудрость к тому, чтобы поступать лукаво и вредить душе, ее имеющей, и другим, кому возможно. Другое же делает ум нечувствительным и суетным и не допускает его заботиться ни о Божественных вещах, ни о чем-либо полезном для души его самого или ближнего. И одно уподобляется высочайшей горе, а другое — пропасти; мудр же тот, кто идет по равнине, между ними находящейся. А кто совращается (со среднего пути), тот или падает вниз, в пропасть, или же старается взойти много вверх и, не находя пути, невольно падает вниз... потому что не хочет через покаяние возвратиться к мудрости с высоты горы. Падший же в пропасть умоляет со смирением <Господа>, могущего вывести его на царский путь добродетели. А мудрый не восходит с возношением... (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 88-89).

О мудрости знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы (люди) делаемся сведущими в том, что добро, и что зло, и что безразлично (свт. Василий Великий, 8, 174).

Мудрые никогда не отступают от слова Божия, потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его (прп. Ефрем Сирин, 33, 95).
 
***...Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их; ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о ней, а если услышит сколько-нибудь, — это самое и есть уже мудрость (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 1).

...Всякая добродетель имеет нужду в сих четырех <мудрость, целомудрие, мужество и правда>, и всякое начинание нуждается в первой из них, т. е. в мудрости, и без нее не может осуществиться. Ибо как может какое-либо дело исполниться без мудрости? Она рождается от разумной части души и находится между лукавством, т. е. чрезмерным мудрствованием, и неразумением. Одно из них влечет мудрость к тому, чтобы поступать лукаво и вредить душе, ее имеющей, и другим, кому возможно. Другое же делает ум нечувствительным и суетным и не допускает его заботиться ни о Божественных вещах, ни о чем-либо полезном для души его самого или ближнего. И одно уподобляется высочайшей горе, а другое — пропасти; мудр же тот, кто идет по равнине, между ними находящейся. А кто совращается (со среднего пути), тот или падает вниз, в пропасть, или же старается взойти много вверх и, не находя пути, невольно падает вниз... потому что не хочет через покаяние возвратиться к мудрости с высоты горы. Падший же в пропасть умоляет со смирением <Господа>, могущего вывести его на царский путь добродетели. А мудрый не восходит с возношением... (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 88-89).

О мудрости знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы (люди) делаемся сведущими в том, что добро, и что зло, и что безразлично (свт. Василий Великий, 8, 174).

Мудрые никогда не отступают от слова Божия, потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его (прп. Ефрем Сирин, 33, 95).
Я уже сказал о семи пядях. Добавить нечего
 
Православный христианин
Ну , так это Вы у святого Максима спросите. Кроме того , Вы же причащаетесь? Значит , Вы во Христе , и Христос в Вас. А Вы у меня спрашиваете. Христос , Премудрость Божия( в том числе). Поймите , наконец , что ум - часть души , и опирающийся на него душевный( не духовный ) человек , пусть он или она будут хоть семи пядей во лбу.
Ну, насколько понимаю, если мудрость, как пишут отцы в цитатах выше, это добродетель, а энергией добродетели является благодать ( если так можно сказать), то мудр тот кто стяжал благодать, сделавшую силу ума его души наполненной этой энергией.
 
Ну, насколько понимаю, если мудрость, как пишут отцы в цитатах выше, это добродетель, а энергией добродетели является благодать ( если так можно сказать), то мудр тот кто стяжал благодать, сделавшую силу ума его души наполненной этой энергией.
Мудрость это не энергия , а состояние сознание
 
Сверху