Мудрость

Православный христианин
***Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. ( Мистагогии св. Иаксим)

Вот что пишет св.Максим об уме и когда ум называется мудростью
Вам мне кажется подойдет способ подвергнуть сомнению основания)
Тогда действительно мыслить начнете. Пока - нет.
 
Крещён в Православии
***Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. ( Мистагогии св. Иаксим)

Вот что пишет св.Максим об уме и когда ум называется мудростью
Дык и какой в этих словах ответ на вопрос чем мудрый отличается от умного?
Чему мудрый отличается от умного?
 
Православный христианин
Дык и какой в этих словах ответ на вопрос чем мудрый отличается от умного?
«Дык» прямой.

*** Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу.

Мудрость - это ум, когда он всецело блюдёт свои непреложные стремления к Богу.

Фактически об этом отличии мудрости ( мудрого) от ума ( умного) участники тут писали иными немного словами.

Когда вопрос рассматриваешь в разных ракурсах, он как алмаз сверкает то одной, то другой своей гранью, позволяя полнее ощутить его красоту.
 
Крещён в Православии
и опыт, сын ошибок трудных, мал_мало мудрости дает

(а премудрость все одно круче :))
 
Крещён в Православии
«Дык» прямой.

*** Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу.

Мудрость - это ум, когда он всецело блюдёт свои непреложные стремления к Богу.

Фактически об этом отличии мудрости ( мудрого) от ума ( умного) участники тут писали иными немного словами.

Когда вопрос рассматриваешь в разных ракурсах, он как алмаз сверкает то одной, то другой своей гранью, позволяя полнее ощутить его красоту.
То есть чем мудрый отличается от умного? - Мудрый - это умный, непреложно стремящийся к Богу, я правильно понимаю? Отличаются стремлением!
 
Православный христианин
Тем что не задаёт этого вопроса , в том числе. В отличие от умного , он это осознает.
И кто о себе скажет что он мудр, окажется ли таковым?

Ведь один из признаков мудрости смирение… если по слову св. Максима ум называется мудростью когда он всецело блюдёт свои непреложные стремления к Богу. А такой мыслит себя хуже всех…
 
Православный христианин
То есть чем мудрый отличается от умного? - Мудрый - это умный, непреложно стремящийся к Богу, я правильно понимаю? Отличаются стремлением!
Всецело блюдёт … свои непреложные стремления.

Как вы это понимаете? В чём это выражается?
 
Православный христианин
И кто о себе скажет что он мудр, окажется ли таковым?

Ведь один из признаков мудрости смирение… если по слову св. Максима ум называется мудростью когда он всецело блюдёт свои непреложные стремления к Богу. А такой мыслит себя хуже всех…
Да там 7 признаков для благоразумия. Но начинать надо с нолевого - веры в Бога. Смирение первое В общем это известно . Потому как , смирение пере Богом ( а не вообще) , плачь перед Бога , кротость перед Богом ,правда перед Богом , милость перед Богом , чистота перед Богом и мир перед Богом. Хождение перед Бого называется . Всем ли? Да вроде бы для всех ,кто слушает и исполняет . Благоразумие - Божественный разум. От Луки милосердие , например. Причем , от Матфея написано евреям , от Луки - прозелитам.
 
Крещён в Православии
***Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. ( Мистагогии св. Иаксим)

Вот что пишет св.Максим об уме и когда ум называется мудростью
Дык и какой в этих словах ответ на вопрос чем мудрый отличается от умного?
«Дык» прямой.

*** Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу.

Мудрость - это ум, когда он всецело блюдёт свои непреложные стремления к Богу.

Фактически об этом отличии мудрости ( мудрого) от ума ( умного) участники тут писали иными немного словами.
То есть чем мудрый отличается от умного? - Мудрый - это умный, непреложно стремящийся к Богу, я правильно понимаю? Отличаются стремлением!
Всецело блюдёт … свои непреложные стремления.

Как вы это понимаете? В чём это выражается?

У Максима или у Вас? У Вас не знаю, я просто “Вас цитирую”, у Максима - неизменно, видимо как отголосок противостояния арианам.

Это из
V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе. ссылка

В которой деятельная способность разумной силы называется разумом, а созерцательная - умом.

1719095754260.png

к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной ссылка

Еще он говорил, что силой ума является мудрость, а сам ум есть мудрость в возможности; созерцание есть свойство ума, а ведение – деятельность его. Что касается незабывающего ведения, то оно есть непрестанное и присноустойчивое движение мудрости, созерцания и ведения (то есть силы. свойства и деятельности) вокруг того Познаваемого, которое выше всякого знания; пределом этого движения служит истина как то, что познается незыблемо. ссылка

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо ссылка
Другими словами в цитируемом преп. Максим просто говорит, что мудрость - сила(способность) ума, а ум - мудрость в возможности.
Ум так же иногда переводят как “дух”, духовный мир, сфера ведения гностика. В то время как разум - сфера эпистемологии, научное познание и навык, что ближе современному значению слова “умный”.
Ведь при слове умный никто не думает “высокодуховный”, а вот “высокодуховный” ассоциируется с мудростью. Поэтому и не понятно, каким образом цитата, в которой говорится что мудрость - потенция ума, а умность - потенция разума, отвечает на вопрос “чем мудрый отличается от умного?” - приходится уточнять.
Понятно что никак.
Мысли всякие нужны, мысли разные важны, мож мудрый отличается от умного праведностью, мож мудрым может быть вообще только православный(или только святой), только все эти мысли не имеют никакого отношения к цитируемому(где просто указывается на мудрость как способность ума и условия реализации этой способности).

Так как цель главы - Церковь образ души, а не разум или ум, рассудительность и мудрость, то глава и оканчивается, после изъяснения единения всего, согласно цели:

Святая Церковь Божия, уподобляемая в созерцании душе, бесспорно, полностью соответствует ей. Ибо всё, проявляющееся сообразно уму и всё, что получает бытие, развиваясь из него, знаменуется в ней алтарем. А то, что обнаруживается соответственно разуму и что существует исходя из него, она показывает храмом. Наконец, она сводит все воедино в таинстве, совершаемом на божественном жертвеннике.
 
Крещён в Православии
У Максима или у Вас? У Вас не знаю, я просто “Вас цитирую”, у Максима - неизменно, видимо как отголосок противостояния арианам.

Это из
V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе. ссылка

В которой деятельная способность разумной силы называется разумом, а созерцательная - умом.

Посмотреть вложение 36291
к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной ссылка

Еще он говорил, что силой ума является мудрость, а сам ум есть мудрость в возможности; созерцание есть свойство ума, а ведение – деятельность его. Что касается незабывающего ведения, то оно есть непрестанное и присноустойчивое движение мудрости, созерцания и ведения (то есть силы. свойства и деятельности) вокруг того Познаваемого, которое выше всякого знания; пределом этого движения служит истина как то, что познается незыблемо. ссылка

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо ссылка
Другими словами в цитируемом преп. Максим просто говорит, что мудрость - сила(способность) ума, а ум - мудрость в возможности.
Ум так же иногда переводят как “дух”, духовный мир, сфера ведения гностика. В то время как разум - сфера эпистемологии, научное познание и навык, что ближе современному значению слова “умный”.
Ведь при слове умный никто не думает “высокодуховный”, а вот “высокодуховный” ассоциируется с мудростью. Поэтому и не понятно, каким образом цитата, в которой говорится что мудрость - потенция ума, а умность - потенция разума, отвечает на вопрос “чем мудрый отличается от умного?” - приходится уточнять.
Понятно что никак.
Мысли всякие нужны, мысли разные важны, мож мудрый отличается от умного праведностью, мож мудрым может быть вообще только православный(или только святой), только все эти мысли не имеют никакого отношения к цитируемому(где просто указывается на мудрость как способность ума и условия реализации этой способности).

Так как цель главы - Церковь образ души, а не разум или ум, рассудительность и мудрость, то глава и оканчивается, после изъяснения единения всего, согласно цели:

Святая Церковь Божия, уподобляемая в созерцании душе, бесспорно, полностью соответствует ей. Ибо всё, проявляющееся сообразно уму и всё, что получает бытие, развиваясь из него, знаменуется в ней алтарем. А то, что обнаруживается соответственно разуму и что существует исходя из него, она показывает храмом. Наконец, она сводит все воедино в таинстве, совершаемом на божественном жертвеннике.

Круто. Браво. !

(еще шажок к умному (духовному) чувству и можно забить на гнозис, и в опыте искать)
 
Крещён в Православии
(еще шажок к умному (духовному) чувству и можно забить на гнозис, и в опыте искать)
Ничего не понял, о чем Вы. Скорее всего о чем-то своем.
Мистагогия написана так, что в заключении суммируется все сказанное, так что можно прочесть только заключение и иметь общее представление. В частности там, если посмотрите, будет разделение на людей склонных к действию, и склонных к созерцанию, и о их месте и "роли".
Пониманием жизни, опытом, эмоциональной зрелостью, одним словом - умереностью.
В моем вольном переводе на язык 21 века.
Или иначе, умный - прошлое мудрого, а мудрый - будущее умного [праведника].

Собственно вопрос без контекста, “в вакууме”, в прошлый раз, когда я заглядывал, обсуждалась тема “любовь есть бог”, в связи с которой мне вспомнился один фрагмент, просто подходящий и под вопрос этой темы. Его я пеервел на язык 21 века.
Но у тем "в вакууме" и единственно правильного ответа обычно не бывает.

В 21 Трудности, возможно в силу проблем орегенистского толка среди аскетов, Максим касается чувственного, соотнося чувства с силами души.
По представлениям того времени мир состоял из четырех первоначал, стихий. Подобно этому и душа “создает мир” из четырех добродетелей. Рассудительности, справедливости, целомудрия и мужества. Причем из первых двух слагается премудрость, а из последних - кротость, которые в свою очередь составят любовь. Однако сейчас под словом “справедливость” ну никак не понимается гармония, равномерное распределение жизненной силы и прочее; но скорее какая-то правда, или честность. Поэтому сказать, что мудрость =умность+справедливость, все равно что сказать заведомо непонятное или превратно понимаемое читающим.
И хотя сперва я хотел воспользоваться словом темперамент, после решил, что слово умеренность подходит лучше, это когда всего чувственного “в меру”, есть в умеренности какая-то гармония.

И еще: как чувственный мир является по природе обучающим для пяти чувств, ибо он подвластен им и ведет [их] к восприятию себя, так и по разумению (κατὰ διάνοιαν) мир добродетелей, будучи подвластен силам души, обучает их [на пути] к Духу и делает единовидными посредством того, что они к нему лишь одному движутся и на его восприятии основываются. А также, как говорят, и сами телесные чувства, согласно подобающему им более божественному логосу, являются обучающими для сил души, ибо они понемногу обучают их [на пути] к осуществлению — тем, разумеется, что они воспринимают логосы, [пребывающие] в сущих, по которым, словно по неким буквам, Бог Слово читается ясно видящими истину. Потому чувства и назвали показательными (παραδειγματικάς) образами сил души, так что в соответствии с неким весьма таинственным принципом каждое чувство вместе со своим органом, то есть чувствилищем, отнесено преимущественно к одной из сил души, так что каждой
[силе соответствует одно чувство]: [образ] умственной силы, или ума — это, как утверждают, зрительное чувство, [образ] разумной [силы] — слуховое [чувство], гневной — обонятельное, вожделеющей — вкусовое, а животворящей — осязательное; и просто, говоря яснее, образ ума — это зрение, или же око, образ разума — слух, или же ухо, образ гнева — обоняние, или же нос, образ вожделения — вкус, а образ жизни (ζωῆς) — осязание.

С помощью чувств — согласно закону Бога, все премудро создавшего — душа посредством ее сил приводится в движение (ἐποχουμένη) и различными способами переправляется к чувственным [вещам]; и если она правильно распорядится чувствами, читая всевозможные логосы сущих посредством своих собственных сил, и сможет премудро перенести к себе (μεταβιβάσαι) все видимое, в котором сокрыт Бог, в молчании (σιωπῇ) проповедуемый, то она сама, по произволению (προαίρεσιν), создаст в разуме прекраснейший духовный мир, сложив четыре родовые добродетели, наподобие первоначал (στοιχείων), для построения мира, исполняемого из них умственно по Духу, а каждую добродетель осуществит (ὑποστήσασα) путем действия по сочетанию своих сил с чувствами. Так, разумение (φρόνησιν) [она осуществит] из познавательного (γνωστικῆς) и научного (ἐπιστημονικῆς) действия по сочетанию умственной и разумной силы со зрительным и слуховым чувством в отношении тех [вещей], которые ими чувствуются; мужество (ἀνδρείαν) [она осуществит] из крайней равномерности действия по сочетанию гневного [начала] с обонянием, или же с носом, в котором, как говорят, обитает гневное начало, в отношении сродной [обонянию] чувственной [вещи]; целомудрие (σωφροσύνην) — из умеренного использования [действия] по сочетанию силы вожделения со вкусовым чувством в отношении свойственной [ему] чувственной [вещи]; справедливость — из распределения, [творимого] во всех посредством осязательного [чувства] и животворящей силы в отношении почти всех чувственных [вещей], [распределения] равного по действию, благочинного и гармоничного.

А из этих четырех родовых добродетелей [душа] научается творить еще более общие (γενικωτέρας) добродетели по сложению, я имею в виду премудрость и кротость — премудрость как предел познаваемых, а кротость как [предел] делаемых: из разумения и справедливости [душа] творит премудрость, ибо она есть содержащая причина знания науки, относящейся к разумению и справедливости, и потому, как я сказал, является пределом познаваемых; а из мужества и целомудрия [она творит] кротость, которая есть не что иное как совершенная неподвижность гнева и вожделения по отношению к тому, что вопреки природе — некоторые называли ее бесстрастием — и потому является завершением делаемых. Эти же [две добродетели душа] сводит в самую общую (γενικωτάτην) из всех добродетелей, я имею в виду любовь, которая исступляет (ἐκστατικήν) тех, кто произошел от нее, привлекает (προσαγωγικήν) тех, кто ею подвигнут, единотворит (ἑνοποιητικήν) тех, кто ею завершил, и в высшей степени во всем боготворит.
 
Крещён в Православии
да фик с ней, с мудростью, истасканное слово в миру, а вот премудрость - это !!!, вот думаю именно ее и имел ввиду прп Максим говоря что мудрость (премудрость по нашему) есть потенция ума

Ибо всё, проявляющееся сообразно уму и всё, что получает бытие, развиваясь из него, знаменуется в ней алтарем.

ум=алтарь, проявляющееся сообразно уму = проявляющееся через умное чувство

Триады 1 3 3:
"Свет знания (1), конечно, никто не назовет умным и духовным, а божественный свет является и умным, когда действует, и умопостигаемым, когда созерцается нашим умом через умное чувство; и он же, входя в разумные души, освобождает их от случайного незнания, приводя их от многих правдоподобий к единому и цельному знанию".
1 гнозис

божественные умы, оставив познание чувственного и умопостигаемого (гнозис), движутся круговым движением окрест Бога (2) (божественного мрака, Он, Бог не познаваем) и в умном чувстве получают озарения
2 Ареопагит, какие есть движения души

--------------------

Прп. Григорий Синаит Наставления безмолвствующим
"3. Как удержать ум.
Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом: ибо он неудержим, не по естеству, как приснодвижный, но потому что, по нерадению, усвойствовал себе кружение или скитание туда и сюда, изначала навыкнув сему. Когда чрез преступление заповедей Возродившаго нас (в крещении) отделились мы от Бога, тогда потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство. Поползнувшийся таким образом ум и отдалившийся от Бога, всюду водится, как пленник. И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему, и каждый день умно исповедываться Ему, …"

----------------------------
+

https://azbyka.ru/otechnik/bogoslov...ogoslovskoj-mysli-tom-2/7_12#sel=41:87,41:140

+
" Марк Подвижник
«Духовный ум наделен и умным чувством, и если его у нас нет, то нужно его искать. Кто ищет, тот может достигнуть и божественного чувства» (Патр. М. т. 88, 1020, Комментарии к Иоанну Лествичнику).

Диадох
«Умное чувство есть точный вкус различения. Благодать скрывается в глубине ума, в умном чувстве, и когда кто начинает любить Бога, тогда недоведомым образом через умное чувство соединяется все благое в душе» (Capita de perfectione spirituali, 1912, 36, 4)."

… и тд
 
Православный христианин
Умный много знает, а мудрый служит Богу.
https://azbyka.ru/molchanie Молчание

«Иной молчит — и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени».
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
да фик с ней, с мудростью, истасканное слово в миру, а вот премудрость - это !!!,
Дык это все равно, что "да фик с ним, названием и предметом темы". :D

Триады 1 3 3:
"Свет знания (1), конечно, никто не назовет умным и духовным, а божественный свет является и умным, когда действует, и умопостигаемым, когда созерцается нашим умом через умное чувство; и он же, входя в разумные души, освобождает их от случайного незнания, приводя их от многих правдоподобий к единому и цельному знанию".
1 гнозис

божественные умы, оставив познание чувственного и умопостигаемого (гнозис), движутся круговым движением окрест Бога (2) (божественного мрака, Он, Бог не познаваем) и в умном чувстве получают озарения
2 Ареопагит, какие есть движения души

--------------------

Прп. Григорий Синаит Наставления безмолвствующим
"3. Как удержать ум.
Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом: ибо он неудержим, не по естеству, как приснодвижный, но потому что, по нерадению, усвойствовал себе кружение или скитание туда и сюда, изначала навыкнув сему. Когда чрез преступление заповедей Возродившаго нас (в крещении) отделились мы от Бога, тогда потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство. Поползнувшийся таким образом ум и отдалившийся от Бога, всюду водится, как пленник. И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему, и каждый день умно исповедываться Ему, …"

----------------------------
+

https://azbyka.ru/otechnik/bogoslov...ogoslovskoj-mysli-tom-2/7_12#sel=41:87,41:140

+
" Марк Подвижник
«Духовный ум наделен и умным чувством, и если его у нас нет, то нужно его искать. Кто ищет, тот может достигнуть и божественного чувства» (Патр. М. т. 88, 1020, Комментарии к Иоанну Лествичнику).

Диадох
«Умное чувство есть точный вкус различения. Благодать скрывается в глубине ума, в умном чувстве, и когда кто начинает любить Бога, тогда недоведомым образом через умное чувство соединяется все благое в душе» (Capita de perfectione spirituali, 1912, 36, 4)."

… и тд
Не уловил к чему цитаты(хотя две последние я видел в контексте, в рамках труда а не в сборнике цитиат))).
Вы как-то определяете премудрость через духовное чувсто, которое и отличает премудрого от умного?
 
Крещён в Православии
Дык это все равно, что "да фик с ним, названием и предметом темы". :D
просто нужно было сразу определяться с терминами и не от ветра головы своя, что я и пытался сделать )

Вы как-то определяете премудрость через духовное чувсто, которое и отличает премудрого от умного?
нет конечно )), это премудрость определяет через умное (духовное) чувство степень, способность понимания, разумения, определить премудрость – круто, её (премудрость), причастие, Дух Святой от Премудрости дает (Ин.16:14-15)

Не уловил к чему цитаты(хотя две последние я видел в контексте, в рамках труда
ну, труды над трудами не проходят зря, но "увидеть" – "маловато будет" ), все будет хорошо, уловится

в рамках труда а не в сборнике цитиат))
:), ok
 
Сверху