11-е правило Шестого Вселенского собора и современное иудействоЕсли лечились - отлучены по определению Вселенского собора и не трепыхайтесь!
«...для правильного понимания и применения православных канонических правил надо смотреть не только на букву закона, но и на его дух, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 8), - что полностью применимо и к 11-му правилу. Ведь совершенно очевидно, что, если смотреть не на его букву, а на дух сего канонического правила, то речь в нем идет отнюдь не только «про еврея в бане», как лишь хотели бы видеть некоторые! Нет, здесь православные христиане предостерегаются от опасного общения с иудеями, т.е. с лицами еврейской национальности, истово исповедующими иудаизм. Причем, в предыдущей части сей статьи приводились примеры печальных последствий такого общения.
Однако в конце той публикации я заметил, что все сказанное в ней об иудействе, конечно, правильно, но это лишь движение в правильном направлении. Со времен Шестого Вселенского собора прошла без малого полутора тысяча лет. С тех пор ситуация в этом отношении весьма усугубилась. Поэтому к сказанному требуется существенное дополнение. О чем идет речь?..
...отчего ныне такие нападки именно на это 11-е правило под ничтожным предлогом «невозможности не мыться с евреями в банях», хотя в действительности сейчас большинство православных моются не в них, а в собственных ванных?! Очевидно дело не в бане, а в том, что сие правило прямо направлено против основного нынешнего врага христианства - иудейства. Вот последнее и инспирирует на него нападки. Правда, не думаю, что те либеральные члены РПЦ, которые непосредственно нападают на данное правило, явные иудеи. Скорее, это просто полезные для иудейства шабес-гои, или, как у них принято говорить, - «полезные идиоты».
Во всяком случае, из всего вышесказанного очевидно то, что 11-е правило Шестого Вселенского собора, вопреки мнению церковных либералов и модернистов, отнюдь не только не устарело, но продолжает оставаться одним из существенных оружий в борьбе с иудейством. Так, например, давайте не по букве, но по духу взглянем на его начало: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями».
Думаю, что здесь, во-первых, воспрещается непосредственное принятие христианином иудейских опресноков из-за психо-физического осквернения его при этом; а, во-вторых, здесь также имеется и категорическое воспрещение на соучастие в ритуальных преступлениях, поскольку в христианстве существует достаточно прочное и устойчивое представление, что сии опресноки без последних не обходятся...
...Теперь для дальнейшего духовного понимания 11-го правила следует хотя бы вкратце уточнить, что же такое иудейство? Обычно под иудейством в негативном смысле этого слова - его еще иногда называют жидовством - понимают нечто национальное, свойственное лишь еврейскому народу. Однако Церковь учит иначе. Уже древние отцы и учителя Церкви, ссылаясь на слова апостола Павла (Кол. 3: 11) о новом человеке, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни... варвара, Скифа», почитали иудейство лжеучением, подобным перечисляемым апостолом еллинству, варварству, скифству. Православное же богословие, церковная история и всеобщая история учат нас, что это лжеучение наиболее опасное из всего вышеперечисленного, более того, - наиболее опасное для христианства.
Применим вышесказанное к следующей части 11-го правила: «Никто (из христиан) не должен... вступати в содружество с ними (иудеями или иудейством), ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них». Учитывая, что практически вся современная, западноевропейская цивилизация, в рамках которой мы и живем, является следствием такого содружества с иудеями и иудейством, становится понятен духовный смысл этой части данного правила. Ну а врачевство бывает разным. Можно ведь лечить не только отдельного человека, но целые народы и страны, а также пытаться оздоровлять их политику, нравственность, экономику, культуру и т.д. Если такое лечение производится на основе иудейских рецептов (как, например, «оздоровление» экономики той или иной страны по рецептам МВФ), то лучше его не делать!
Наконец, последняя, самая критикуемая церковными либералами часть 11-го правила про «еврея в бане» - «ни в банях, купно с ними (иудействующими) мытися». Которая также весьма актуальна, ведь в древности определить иудействующего, в силу его обрядовых особенностей, именно в бане было наиболее легко. Так что если духовно понимать эту часть данного правила, то здесь речь идет об идентификации христианином и христианством иудейских проявлений в политике, нравственности, экономике, культуре и т.д., даже, если угодно, в богословии; и, наконец, в самом себе. Ведь чтобы более или менее успешно христианину и христианству бороться со своим самым опасным врагом, его для начала надо хотя бы увидеть, т.е. идентифицировать! Вот здесь-то христианину, особенно чтобы увидеть этого врага в самом себе, необходима «баня», - баня Крещения, точнее, Таинства Покаяния, которое есть возобновление Крещения.
Последнее тем более важно, что, как выше было сказано, иудейство понятие не национальное, а, выражаясь их же языком, - интернациональное. Поэтому в наше время вполне реальна ситуация, когда природный еврей является благочестивым православным христианином, а русский по национальности может истово придерживаться тех или иных заблуждений иудейства. Вот тут-то, чтобы определить - кто есть кто, и особенно нужна вышеупомянутая идентификация, поскольку одной графы паспорта с указанием национальности в данном случае недостаточно.
Впрочем, верно и то, что в наше время православного христианина любой национальности диавол соблазняет преимущественно прилогами иудейства. И в силу своих специфических природных особенностей именно православные евреи оказываются наиболее уязвимыми в данном отношении. Поэтому им самим, а также тем, кто ими руководит в христианстве, следует особенно трезвиться и бодрствовать, противостоя сим соблазнам согласно общей заповеди апостола-еврея Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5: 8-9).
Противостоять диавольским прилогам духовного иудейства именно православным евреям следует еще и потому, что в противном случае, как говорит тот же апостол, «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2: 22).
От чего избави нас всех Господи!