Конечно же, Святые Христовы Тайны не могут распресуществиться. Чтобы легче было понять суть происходящего, стоило бы рассмотреть сразу два вопроса, о недостойном причащении и о поминовении на проскомидии тех, кто не хочет оставить грех.
Как пишет святитель
Симеон Солунский в
Книге о храме: «Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни,
нерадит о достойном исправлении звания Христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает,
ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и
от него отступить не хочет, такой, как
недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые,
изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению.
От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби».
То есть препятствие к соединению с Богом не сам грех. Препятствие это
нежелание примириться со Святым Богом и отступить от греха. Когда вынутая за христианина частица омывается Кровью Христовой, душа его омывается Божественной Благодатью. Если же он не способен приять Благодать по своему духовному состоянию, то во время приношения возникнет конфликт Благодати с гордой нераскаянностью человеческой. И вместо пользы будет вред, ведь Благодать не просто отступает в такой духовной коллизии, но и уносит остатки благоволения Божия. Благодать не только не приосенит человека, напоевая его и подавая Милость Божию душе и телу, но и в ещё большей степени оставит его...
И тогда человек приемлет вред самый разный, от обострения страстей и телесных болезней, до тяжёлых искушений и даже беснования... то есть ровно противоположный той великой пользе, которую мог бы получить у Бога. Отступает Бог, и человек получает всеразличные скорби, которые повлияют и на его духовное состояние и на всё его окружение. Известно много случаев, когда тот, кто подал на проскомидию за тяжкого грешника, в тот же день внезапно получал от того взрыв гнева или целый фонтан страстей, хотя раньше такого поведения не наблюдал. Сколь же большее осуждение приемлет тот, кто в дерзости своей недостойно причащается Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа!
Об этом упоминает
Николай Кавасила в
Изъяснении Божественной Литургии: «Благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению;
если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред. Об этой благодати – будет ли то оставление только грехов или вместе с тем и другой дар, подаваемый людям, которые с чистой совестью вкушают эту священную вечерю, –
священник молится, чтобы она не была возбранена от Даров, так как она может быть возбранена человеческой порочностью».
Что значит неприготовленными? Не желающими с любовью и смирением припасть к Богу и просить Его о помощи в оставлении грехов и исцелении души. Потому и мы молимся во время подготовки ко Святому Причащению, чтобы причаститься нам неосужденно...
Есть истории, когда святые отцы причащали
кающихся блудников каждый день, и это было не в осуждение, поскольку те мучались от своего греха и желали его оставить, смиренно ища сил в Боге. И Бог не посрамлял их искреннего упования, исцеляя от блудной страсти и останавливая от греха.
О тех же, кто не кается, пишет преподобный
Симеон Новый Богослов в Словах (
Слово 33. К причащающимся Божественных Таин. – И кто причащается недостойно.):
«Горе причащающемуся, потому что,
причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и
Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас
по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13, 27)».