Что значит причаститься недостойно?

См. также:

***

Одним из основ­ных тези­сов сто­рон­ни­ков ред­кого При­ча­ще­ния явля­ется утвер­жде­ние о том, что еже­вос­крес­ное При­ча­ще­ние будет недо­стойно, так как не будет пред­ва­ряться дли­тель­ным постом. Таким обра­зом, гове­ние (пост) ста­но­вится кри­те­рием доступа к Святым Дарам (обра­тим вни­ма­ние на послед­нее слово). Про­ис­хо­дит регресс от пони­ма­ния При­ча­стия как дара к пони­ма­нию его как заслуги.

В каче­стве при­мера обычно вычле­ня­ется из кон­тек­ста извест­ная цитата из Пер­вого Посла­ния свя­того Апо­стола Павла к Корин­фя­нам (11:29–30):

Ибо, кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало уми­рает.

Для пра­виль­ного тол­ко­ва­ния этой цитаты имеет смысл рас­смот­реть весь еван­гель­ский эпизод вцелом и попы­таться понять при­чину и цель слов Апо­стола. Про­чтём отры­вок 1Кор.11:17–34 по этой ссылке.

«Недо­стойно», т. е. без вся­кого бла­го­дар­ного вос­по­ми­на­ния о Стра­да­ниях Хри­сто­вых, без подо­ба­ю­щего бла­го­го­ве­ния» – пояс­няет нам Тол­ко­вая Библия, т.е. речь идёт об отно­ше­нии к Таин­ству, а не о внеш­них огра­ни­че­ниях.

Итак, мы видим, что в среде веру­ю­щих акцент в опре­де­ле­нии недо­стой­ного При­ча­ще­ния исто­ри­че­ски сме­стился от внут­рен­ней непод­го­тов­лен­но­сти (пони­ма­е­мой как недо­ста­ток бла­го­го­ве­ния, без­раз­лич­ное отно­ше­ние к Свя­тыне, небре­же­ние и лег­ко­мыс­лен­ность) к дис­ци­пли­нар­ной (внеш­ней).

Из стро­го­сти внеш­ней под­го­товки вырас­тает и мнение, что только допол­ни­тельно дли­тельно постив­ше­еся могут быть достой­ными Боже­ствен­ного Дара. С чело­ве­че­ской точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забы­вать, что Святая Евха­ри­стия – уста­нов­ле­ние не чело­ве­че­ское, а Боже­ствен­ное, Сам Хри­стос уста­но­вил его, придя на землю. Что же тре­бо­вал от Своих сто­рон­ни­ков Хри­стос? Пока­я­ния и чистоты веры, искрен­но­сти и любви.

Соот­вет­ственно, именно такое духов­ное настро­е­ние прежде всего и должно пони­маться как усло­вие под­хода к Чаше. Нели­це­мер­ное пока­я­ние, жажда соеди­не­ния с Богом, искрен­ность наме­ре­ний (Бог должен быть целью, а не сред­ством) – именно эти каче­ства в первую оче­редь важны для при­част­ника.

Ещё один важный аспект регу­ляр­ного При­ча­ще­ния – гар­мо­нич­ное соче­та­ние всех состав­ных частей пра­виль­ной духов­ной жизни. Евха­ри­стия не заме­няет собой молитвы, духов­ного чтения, дел мило­сер­дия. Также не сле­дует сове­то­вать людям, впер­вые пере­сту­па­ю­щим порог храма, ста­вить первой целью при­сту­пить к Чаше Гос­под­ней, если они имеют весьма смут­ное пред­став­ле­ние об этом Таин­стве и прак­ти­че­ски ничего не знают о хри­сти­ан­стве.

Под­го­товка к Таин­ству, без­условно, необ­хо­дима, как внут­рен­няя, так и внеш­няя. При этом не пра­вильно дог­ма­ти­зи­ро­вать дис­ци­пли­нар­ные уста­нов­ле­ния, пре­вра­щать их из помощ­ника в загра­ди­теля. См. подроб­нее.

Опас­ность при­вы­ка­ния к Таин­ству, о кото­рой пре­ду­пре­ждают сто­рон­ники ред­кого При­ча­ще­ния, должна предот­вра­щаться не искус­ствен­ным избе­га­нием Святых Даров, а воз­гре­ва­нием в себе жажды Бога, раз­мыш­ле­нием о спа­си­тель­ном подвиге Христа и необ­хо­ди­мо­сти при­об­ще­ния к его плодам, пра­виль­ном устро­е­нии духов­ной жизни.

Что же каса­ется выска­зы­ва­ний тех или иных святых или стар­цев о частоте При­ча­ще­ния и под­го­товке к нему, то сле­дует при­ни­мать в расчёт эпоху, в кото­рую они жили, учи­ты­вать тра­ди­цию, свой­ствен­ную тому вре­мени.

«Схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко) гово­рил, что лишить чело­века При­ча­стия так же жестоко, как лишить груд­ного ребенка молока матери. Опыт пока­зы­вает, что люди, при­ча­ща­ю­щи­еся часто, ведут жизнь в духов­ном плане более достой­ную, чем те, кто под пред­ло­гом бла­го­го­ве­ния лишает себя свя­тыни. На самом деле это не сми­ре­ние, а диа­воль­ский обман. В При­ча­стии чело­век чер­пает силы для борьбы с грехом, а ему гово­рят: «Не при­ча­щайся часто». Откуда же он возь­мет эти силы?
Когда ука­зы­вают на то, что в древ­но­сти при­ча­ща­лись часто, эти люди обычно отве­чают: «Тогда был другой духов­ный уро­вень». Но разве духов­ный уро­вень не зави­сел от частого При­ча­ще­ния? С другой сто­роны, иногда слиш­ком иде­а­ли­зи­руют духов­ный уро­вень членов пер­во­хри­сти­ан­ских общин; доста­точно про­чи­тать Новый Завет, чтобы убе­диться в том, что нестро­е­ний было доста­точно много (напри­мер, см. Деян.6:1; 1Кор. 5:1–2; 1Кор.6:1–6, 1Кор.11:21; Иак.4:1–4Гал.2:12–131Тим.1:19–20).
Схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко) редко отлу­чал греш­ни­ков от При­ча­стия. Он гово­рил: «Испо­ве­дуйся, смири себя в своем сердце как самого недо­стой­ного и спеши к Святой Чаше».

пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
Подо­бает нам знать, что есть пять клас­сов людей, кото­рым вос­пре­ща­ется от святых отцов при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию:

  • первый – огла­шен­ные, как еще некре­ще­ные;
  • второй – кре­ще­ные, но воз­лю­бив­шие срам­ные и непра­вед­ные дела, как отступ­ники от святой жизни, для коей кре­щены, как-то: блуд­ники, убийцы, лихо­имцы, хищ­ники, обид­чики, гор­децы, завист­ники, зло­па­мят­ли­вые, кото­рые все, будучи тако­выми, не чув­ствуют, что суть враги Богу и нахо­дятся в бед­ствен­ном поло­же­нии, почему не сокру­ша­ются, не плачут о грехах своих и не каются;
  • третий – бес­но­ва­тые, если они хулят и поно­сят боже­ствен­ное таин­ство сие;
  • чет­вер­тый – те, кото­рые пришли в чув­ство и рас­ка­я­лись, пре­кра­тили гре­хов­ные дела свои и испо­ве­да­лись, но несут нало­жен­ную на них епи­ти­мию стоять вне церкви опре­де­лен­ное время; и
  • пятый – те, у кото­рых еще не созрел плод пока­я­ния, то есть кото­рые не дошли еще до реши­мо­сти посвя­тить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и без­уко­риз­нен­ною. Эти пять клас­сов оче­видно недо­стойны Свя­того При­ча­стия.

Достоин же при­ча­ститься Пре­чи­стых Таин тот, кто чист и непри­ча­стен грехов, о коих мы ска­зали. Но когда кто-либо из таких достой­ных осквер­нится каким-либо осквер­не­нием, как чело­век, тогда, конечно, и он недо­стойно при­ча­стится, если не отмоет пока­я­нием того, чем осквер­нился. Таким обра­зом, и тот есть ядый и пияй недо­стойне, кто, будучи достоин, не при­сту­пил достойно ко Святым Таинам.

***

Игна­тий (Триф), епи­скоп Хуш­ский (Евха­ри­стия — таин­ство нашего исце­ле­ния и обо­же­ния):
Аргу­мент, кото­рый чаще всего при­во­дится в пользу как можно более ред­кого при­ча­ще­ния, явля­ется недо­сто­ин­ство. На наш взгляд, это обос­но­ва­ние – от лука­вого, даже если такое опре­де­ле­ние звучит крайне жестко. Почему? То недо­сто­ин­ство, кото­рое держит нас вдали от Христа, вну­ша­ется врагом. Боже­ствен­ным же явля­ется то недо­сто­ин­ство, кото­рое при­бли­жает нас ко Христу – Един­ствен­ному, Кто делает нас по-насто­я­щему достой­ными («И удо­стой меня неосуж­денно при­ча­ститься непо­роч­ным Твоим таин­ствам»), если наши сердца сокру­шены болью пока­я­ния. 
Лука­вый всегда дей­ствует от про­тив­ного. Когда Гос­подь сказал первым людям Адаму и Еве не вку­шать от древа позна­ния добра и зла, то враг стал нашеп­ты­вать им, чтобы они отве­дали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Хри­стос по Закону бла­го­дати гово­рит нам: «При­мите, вку­сите (…), пейте из нее все (…)», то лука­вый вну­шает нам, что мы недо­стойны и, значит, не должны вку­шать. Таким обра­зом, лука­вый под­стре­кает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наобо­рот, побуж­дает нас не есть тогда, когда это необ­хо­димо. 
В созна­нии очень многих суще­ствует такой штамп: частое при­ча­ще­ние озна­чает про­фа­на­цию; соот­вет­ственно, редкое при­ча­ще­ние пред­по­ла­гает созна­тель­ность, бла­го­го­ве­ние, почте­ние. На наш взгляд, эти штампы можно пере­вер­нуть: частое при­ча­ще­ние свя­зано с бла­го­го­вей­ным стра­хом и тре­пе­том, а редкое при­ча­ще­ние гово­рит о небре­же­нии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки